content/news/images/143988/KIR_6090_preview_610_mainPhoto_mainPhoto.jpg
18:00, 14.05.2022 / ОБЩЕСТВО

На что родители жалуются детскому омбудсмену в Коми

Число обращений к уполномоченному по правам ребенка в Коми за 2021 год выросло на 40,6%. Жалобы поступали как из районов республики, так и из других субъектов России и даже из-за рубежа. Волнуют родителей вопросы имущественного характера, здравоохранение и отдых их детей.

На что родители жалуются детскому омбудсмену в Коми
Фото из архива БНК

Как следует из доклада детского омбудсмена Коми Татьяны Козловой, в 2021 году количество обращений граждан увеличилось на 40,6 % по сравнению с 2020 годом. Так в адрес уполномоченного поступило 304 письменных заявлений (240 – 2020 год), 125 устных обращений (65 – 2020 год), в общей сложности 429. Основную категорию заявителей традиционно составили родители (303 в 2021 году, 195 в 2020 году), при этом количество конкретно их обращений увеличилось на 55,4%. Также отмечен рост на 11,1% числа обращений от многодетных семей за содействием в защите прав их детей (20 в 2021 году, 18 в 2020 году).

Помимо этого, ежегодно к омбудсмену обращаются заключенные – 15. Как правило, это родители несовершеннолетних, которых волнуют проблемы жизнеустройства их детей, общения с ними, если они находятся в замещающих семьях, а также вопросы образования, охраны здоровья и социального обеспечения детей. Число обращений указанной категории заявителей выросло 2,5 раза.

Особое внимание уделяется обращениям граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи. Число таких обращений уменьшилось на 8,3% (с 12 до 11 обращений в 2020 и 2021 году, соответственно). Самыми распространенными являются вопросы, касающиеся социального обеспечения опекаемых детей, защиты их жилищных прав. Не последнее по значимости место занимают проблемы охраны здоровья, а также получения образования указанной категории детей.

Кроме того, к уполномоченному обращаются общественные организации, включая фонды. Число таких обращений увеличилось почти в 4 раза (11 в 2021 году, 3 в 2020 году). Поводом для таких обращений, например, является лечение тяжело больных детей.

Обращения поступали из всех муниципальных образований республики, кроме Ижемского района, но больше всего из Сыктывкара (55%), Ухты (5,8%), Воркуты (5,3%), Сыктывдинского района (4,6%). Следует также отметить, что адрес уполномоченного по правам ребенка в Коми обращались жители других регионов – это Киров и Кировская область, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Новосибирск, Пермь, Череповец, Анапа, Самара, Белгород, Архангельская область, Чебоксары, Тула, Севастополь, Геленжик, Подольск, Харп (ЯНАО). Были обращения из Азербайджана и Украины.

Лидером по количеству обращений в 2021 году стали вопросы имущественного характера (17%). Как правило, эти обращения связаны с трудностями реализации права на жилище, в том числе детей из многодетных семей, детей-инвалидов, лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Многодетные семьи апеллировали к уполномоченному, обжалуя выселение из жилых помещений на основании решения суда, действия (бездействие) органов местного самоуправления, в части непредоставления жилых помещений по договорам социального найма, расселения из аварийного жилого фонда, неисполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений.

Особую обеспокоенность у омбудсмена «вызывает рост на 116% обращений граждан в сфере охраны здоровья несовершеннолетних» (с 30 в 2020 году до 65 в 2021 году). Законные представители жаловались на то, что дети вовремя не получали необходимые им препараты, включая незарегистрированные на территории России лекарства, на замену оригинальных лекарств дженериками, трудности прохождения медико-социальной экспертизы, отсутствие узких специалистов в районных больницах, качество предоставления медицинской помощи в регионе. Родители обращались в адрес омбудсмена по вопросам доступности и качества оказания в регионе паллиативной помощи детям. Решать проблемы оказания медицинской помощи детям зачастую приходится в «ручном режиме».

Почти в 2 раза увеличилось количество обращений граждан в сфере семейных правоотношений (с 29 в 2020 году до 55 в 2021 году). Заявителей волновали вопросы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, порядок общения при разрешении семейных споров о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей, об установлении местонахождения ребенка и его возврате от лиц, в том числе родителей и иных родственников, удерживавших его у себя на основании, не предусмотренном законом или судебным решением, а также иные семейные проблемы.

В 2021 году отмечен незначительный рост обращений граждан по проблемам в сфере образования (46 в 2020 году до 50 в 2021 году). Заявители жаловались на отсутствие доступности дошкольного образования, нехватку мест в общеобразовательных организациях, особенно при зачислении ребенка в первый класс, а также на невозможность получить образование и питание детям с особыми потребностями. Ряд обращений содержал просьбы о помощи в урегулировании конфликтов участников образовательного процесса (между учениками, или между учеником и учителем). Порой подобные обращения напрямую связаны с проблемой ослабления воспитательной функции в школе, отмечает омбудсмен. Также родители были недовольны переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения и увеличением в этой связи времени, проводимого несовершеннолетними в Интернете. Также острой темой в 2021 году было социальное обеспечение несовершеннолетних. В частности, в период пандемии большинство обращений поступали от родителей по вопросам получения социальных выплат. Кроме того, имеются нарушения прав детей-инвалидов на государственную помощь в виде набора социальных услуг, а также при реализации права на материнский (семейный) капитал.

Почти в 10 раз раза выросло количество обращений в сфере отдыха и оздоровления детей, в числе которых отказы в предоставлении детям путёвок в организации отдыха и оздоровления, нарушения условий пребывания несовершеннолетних в местах отдыха и оздоровления, осуществления перевозок детей к местам отдыха. Основная часть обращений поступило от родителей, чьи дети отдыхали в «Черноморской зорьке» Анапы. Напомним, объект подтопили, а дети оставались без эвакуации.

БНК

575

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • Пеппи
    14 мая 2022 г., 18:28:27
    Ответить
    Предложение
    Почему омбудсмен? Дети могут не знать смысл этого слова.
    Может надо поменять на слово - Поппинс.
  • Северянин
    14 мая 2022 г., 19:03:36
    Ответить
    А что это за зверь такой заморский омбудсмен?
  • Нефтяник
    14 мая 2022 г., 19:34:25
    Ответить
    Надо права качать.
  • рашен-Народ
    14 мая 2022 г., 20:00:56
    Ответить
    Всё, что то просят
    Церковь-Больница-Омбудсмен- и т.д.
  • Если бы
    14 мая 2022 г., 21:09:42
    Ответить
    Эти ваши проблемы решались...пустомели.
    • Скрипач
      15 мая 2022 г., 7:55:56
      Ответить
      Любой каприз.
      Проблемы ваши, деньги наши.