content/news/images/146696/BOB_1150_mainPhoto.jpg
15:32, 20.07.2022 / ТЕХНОЛОГИИ

Веб-дизайн, облачные технологии и туризм: в Коми создадут около 30 современных мастерских

В Коми утвердили концепцию создания и обновления до 2025 года материально-технической базы техникумов и дорожную карту по созданию на их базе современных мастерских. Редакция БНК изучала документ и приводит выдержки из него.

Веб-дизайн, облачные технологии и туризм: в Коми создадут около 30 современных мастерских
Фото Виктора Бобыря из архива БНК

Согласно стратегии пространственного развития России на период до 2025 года, Коми относится к перспективному минерально-сырьевому центру. Утверждена и перспективная экономическая специализация республики, которая включает следующие отрасли: добыча полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, деревообработка, производство бумаги, производство кокса и нефтепродуктов, производство машин и оборудования, транспортировка и хранение, туризм (деятельность гостиниц и предприятий общепита), дополнительные услуги в области туризма (деятельность туристических агентств).

До 2035 года в Коми планируется реализовать 77 инвестиционных проектов, и квалифицированные рабочие, служащие и специалисты являются их ключевым кадровым ресурсом.

Востребованность специалистов со средним профессиональным образованием является стабильно высокой. По информации министерства труда, занятости и социальной защиты, ежегодная потребность в специалистах со средним профессиональным образованием составляет 13200 человек.

В соответствии с прогнозом потребности отраслей экономики Коми в квалифицированных кадрах на 2022-2028 годы наиболее востребованными являются специалисты в следующих областях: здравоохранение и медицинские науки, инженерное дело, технологические и технические науки, образование и педагогические науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.

Вопросам кадрового обеспечения отраслей экономики, особенно в условиях необходимости импортозамещения, принципиального обновления технологического оборудования на производствах, пересмотра реестра востребованных и перспективных программ подготовки в республике уделяется особое внимание.

Концепция модернизации профессионального образования региона до 2025 года и госпрограмма «Развитие образования» ставят целью совершенствование системы профессионального образования в соответствии с потребностями экономики через реализацию следующих ключевых направлений:

— создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

— создание условий для профессионального развития, в том числе с использованием центров оценки и сертификации квалификаций;

— корректировка перечня реализуемых направлений подготовки, специальностей и профессий, модернизация образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также через внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения.

Концепция создания и обновления материально-технической базы образовательных организаций и ее реализация будет способствовать подготовке специалистов как основного ресурса социально-экономического развития, местного и регионального рынка труда.

Мониторинг показывает, что решить поставленные задачи возможно через консолидацию усилий всех профессиональных образовательных организаций, оказавшихся в одинаковых условиях стагнации, ввиду следующих факторов: изолированность и отдаленность региона, ограниченность средств на обновление материально-технической базы, недостаточность развития кадрового потенциала.

Также в соответствии с особенностями и перспективами развития экономики происходит рост потребности в специалистах, изменение их роли, места и функции, повышение требований к компетентности (soft-skills, hardskills), технологической культуре и качеству труда.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют специалиста с новыми профессиональными и личностными качествами, среди которых выделяются системное мышление, коммуникативная культура, умение работать в команде, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям, творческой активности и ответственности. Это обуславливает необходимость перехода на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности и ее влияния на основные общественные процессы, что обеспечивает профессиональную мобильность.

Контрольные цифры приема по программам среднего профессионального образования на 2022-2023 учебный год в республике составляет 4799 бюджетных мест. Обучение проводится в 23 государственных профессиональных образовательных учреждениях республиканского подчинения, 4 вузах и 3 негосударственных профессиональных образовательных организациях. Все они ведут подготовку около 20 тыс. человек по более чем 80 программам.

Образовательные организации представлены в 12 муниципалитетах. Практически все имеют общежития, обеспеченность местами составляет 100% от числа нуждающихся. Это позволяет выпускникам и взрослому населению выбирать различные пути получения профессионального образования.

Процент трудоустройства выпускников 2021 года составил 59,35%, что выше среднероссийского значения на 8,35%. Этот факт свидетельствует о соответствии программ обучения ожиданиям работодателей Коми, а также говорит о достаточной потребности предприятий региона в молодых специалистах — выпускниках техникумов и колледжей республики.

Приоритетными задачами являются развитие перспективных и приоритетных для республики групп компетенций, формирование современной системы подготовки на основе инвентаризации имеющейся инфраструктуры. Планируется создание мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, стажировочных площадок для повышения квалификации преподавателей и мастеров, специализированных центров компетенций, центров проведения демонстрационного экзамена.

В 2023 году в Коми будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки, который будет формировать модульную структуру образовательных программ. Для их реализации планируется использовать материально-техническую базу профессиональных организаций на основе механизма сетевого взаимодействия. В связи с большой протяженностью и наличием отдаленных и труднодоступных местностей в реализации программ планируется задействовать все образовательные учреждения. Также при создании мастерских приоритет будет отдаваться организациям, расположенным в малых городах, в том числе находящихся в Арктической зоне.

В перечень приоритетных компетенций для оснащения в 2025 году образовательных организаций современной материально-технической базой включены следующие направления подготовки: «Администрирование отеля» (1 мастерская), «Акушерское дело» (1), «Веб-дизайн и разработка» (2), «Графический дизайн» (1), «Компьютерное моделирование швейных изделий (Цифровой модельер)» (1), «Кузовной ремонт» (2), «Лечебная деятельность» (1), «Магистральные линии связи. Строительство и эксплуатация ВОЛП» (1), «Метрология и КИП» (2), «Облачные технологии» (1), «Обслуживание грузовой техники» (1), «Предпринимательство» (1), «Проводник пассажирского вагона» (1), «Промышленная механика и монтаж» (1), «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (2), «Сантехника и отопление» (1), «Сварочные технологии» (2), «Сельскохозяйственные биотехнологии» (1), «Сетевое и системное администрирование» (1), «Социальная работа» (1), «Туризм» (1), «Управление фронтальным погрузчиком» (1), «Электромонтаж» (1).

БНК

307

Комментарии (0)

Добавить комментарий