content/news/images/149834/PSV_8227_mainPhoto.jpg
21:00, 06.10.2022 / ТАК И ЖИВЕМ

Учитель русского и литературы из Корткероса: «Шариковые ручки испортили почерк школьников»

Тамара Афанасьевна Немчинова сейчас на пенсии, но ведёт активную педагогическую работу – воспитывает внуков и правнуков, прививает им любовь к чтению. Она рассказала, почему отказалась от руководящей должности в пользу преподавания школьникам русского языка и литературы, как нужно читать классику и почему идеальных уроков не бывает.

Учитель русского и литературы из Корткероса: «Шариковые ручки испортили почерк школьников»
Фото из архива БНК и газеты «Звезда»

Корткерос – родное место

Тамара Афанасьевна родилась в Якутии, в посёлке Тикси – «Морских воротах России». Мама и папа будущей учительницы трудились на траулере в водах полноводной и величественной реки Лены. Двухлетнюю Тому родители перевезли на постоянное место жительство в Кировскую область, пишет корткеросская газета «Звезда».

После школы Тамара окончила Марийский педагогический институт в Йошкар-Оле. Вместе с коллегами получила направление на трудовую деятельность и по воле судьбы отправилась в Республику Коми. В селе Черёмуховка Прилузского района Тамару Афанасьевну назначили вторым секретарём районного комсомола. Через полтора года – инспектором Районного отдела народного образования. Дисциплинированность и ответственность молодого специалиста не остались незамеченными вышестоящим руководством, и в 1976 году Тамара Афанасьевна возглавила РОНО в Корткеросском районе.

Корткерос стал для меня родным. Здесь я вышла замуж, родила детей. Дочь создала семью в Кировской области, а сын Алексей, его дети и внуки, мои правнуки, живут в этом селе.

Тамара Немчинова работала инспектором государственной статистики, завучем в старших классах. «Меня пригласили работать в школу заместителем директора, но я хотела учить детей. Сначала вела несколько уроков, затем оставила кресло завуча и стала работать только учителем русского языка и литературы».

Тамара Афанасьевна с улыбкой в голосе вспоминает подготовку к урокам:

Мне нравилось продумывать последовательный ход урока. Я составляла логичный переход от одной мысли к другой. Я старалась побуждать учеников к умственной деятельности. Готовый ответ никогда не научит их рассуждать и анализировать. Порой подготовка к урокам могла затянуться до поздней ночи.

Идеального урока никогда не получится

Педагог с уверенностью утверждает, что невозможно подготовиться к уроку «по линеечке», потому что ты работаешь с людьми, а не с бумагами. Ученики могут опоздать, обидеться из-за пустяков, поссориться с родными и в плохом настроении отправиться в школу. Поэтому учитель должен уметь «перестроиться, подстроиться под любую ситуацию на уроке».

«Манеры хорошего поведения» и «Секреты грамотной речи» любимые уроки учеников Тамары Афанасьевны.

Каждое занятие неразрывно связано с реальностью, поэтому важно провести связь между теорией и практикой, настоящей жизнью.

Учительница вспоминает, что с появлением шариковых ручек испортился почерк школьников.

Раньше мы писали чернилами и пером «Звёздочка». Ребята старались, оттачивали мастерство в чистописании. Безусловно, ручки облегчили жизнь и учителю, и ученику, но почерк пострадал.

Без взаимодействия с коллегами в школе делать нечего!

Тамара Афанасьевна с душевной теплотой вспоминает рабочие будни, общение с коллегами.

В наше время не было ни компьютеров, ни интернета. Одним из немногих источников информации для меня стал журнал «Русский язык в школе». Самым же ценным источником информации – коллеги.

По словам учительницы, сочинение по картине – один из самых сложных и эффективных уроков по развитию речи. В процессе подготовки Тамара Афанасьевна регулярно обращалась за помощью к Светлане Васильевне Волковой – учителю-искусствоведу.

Вместе мы обсуждали эпоху, в которую жил и творил художник, разбирали композиционные составляющие полотна, обсуждали воспитательную идею картины для современных школьников.

Взаимопомощь и выручка учат ценить отношения в педагогическом коллективе. Нина Алексеевна Казакова, Римма Степановна Касинец, Эмма Константиновна Андрюкова – коллеги, с которыми Тамара Афанасьевна уверенно шла по тропе учительства.

Zvezda-Tamara_Afanasyevna.jpg

Секреты педагогического мастерства

Тамара Афанасьевна прививала ребятам умение самостоятельно находить различную информацию. Так, например, они учились составлять опорные конспекты к теме урока. Да и сама учительница за всё время работы в школе заполнила не одну тетрадь, в которой записывала полезные методы и приёмы в работе.

Я приобрела печатную машинку. Набирала тексты для словокарточек, орфографических словариков, брошюр и памяток. Ученикам нравилось работать с раздаточным материалом. Учила их бережно обращаться с результатами чужого труда.

Педагог проводила эффективную работу над ошибками в диктантах и сочинениях: ученики самостоятельно искали орфограмму, в которой допустили ошибку, записывали проверочные слова, снова и снова проговаривали правила, учили словарные слова, подчёркивали «опасные гласные и согласные» зелёной пастой.

Мне нравилось проверять тетради учеников. Я словно вела диалог с ними. На полях оставляла комментарии к ошибкам. Как обычно бывает: главное оценку узнать, а тут ещё придётся прочитать, что написал учитель, подумать или лишний раз подойти и спросить о том, какие правила стоит повторить.

Как правильно читать классическую литературу

Учительница считает, что классическая литература – это один из нравственных воспитателей молодёжи и её нужно регулярно перечитывать, потому что с возрастом человек меняется. В разные жизненные периоды та или иная книга может стать хорошим компасом в водовороте трудностей и препятствий.

Я часто вспоминаю уроки по повести И.С. Тургенева «Ася». Мы анализировали поступки героев. Ребята с замиранием сердца читали эту повесть о первой любви. Сопереживали, расстраивались, делились чувствами. Дома или в кругу сверстников о любви говорить не особо принято. Стесняются. Поэтому, учитель становится проводником между миром литературы и реальной жизнью. Подросткам важно услышать мнение учителя, их наставника и друга.

Тамара Афанасьевна обращается к современным родителям с огромной просьбой – ограничить пребывание детей в гаджетах.

Иногда мне кажется, что дети не ощущают себя частью этого мира. Они следят за жизнью других людей через экраны телефонов и не видят происходящего! Красивые фотографии и картинки затуманили их разум! Книги же, напротив, развивают воображение и учат размышлять.

Тамара Немчинова неоднократно награждена благодарственными письмами и грамотами от министерства просвещения. Ей присвоено звание «Отличник просвещения». Она – неоднократный победитель социалистических соревнований.

Сегодня бабушке Тамаре, так ласково называют её родные, можно присвоить звание «Главный наставник внуков и правнуков»! Младшим она читает русские народные сказки, наговаривает потешки и прибаутки, загадывает загадки и поёт колыбельные. Со старшими ведёт беседы о пользе книг и советует к прочтению именитых классиков, делится с ними собственными впечатлениями о прочитанных рассказах, повестях и романах.

1263

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • Газета Звезда
    06 окт. 2022 г., 23:06:01
    Ответить
    Почему нет ссылки на источник?
  • Вася
    07 окт. 2022 г., 7:14:00
    Ответить
    А ЕГЭ испортил мозги.
    • смеркалосссссссьььь....
      07 окт. 2022 г., 16:26:23
      Ответить
      «Шариковы испортили школьников»
  • за то
    07 окт. 2022 г., 7:25:30
    Ответить
    клавиатура
    все исправила
  • Q
    07 окт. 2022 г., 7:36:00
    Ответить
    Шариковая ручка не влияет на почерк, а вот умение учителя научить ученика чистописанию огромное. Учитель должен научить ребенка осанке за партой при письме, правильно держать ручку, тетрадь, правильно и быстро писать буквы. Ну и усидчивость не на последнем месте.
    • Возражаю
      07 окт. 2022 г., 8:27:50
      Ответить
      Перо и чернила - гораздо сложнее. Поэтому и техника письма другая.
      • Джобс
        07 окт. 2022 г., 13:24:43
        Ответить
        с помощью Apple Pencil и iPad
        можно рисовать любым шрифтом и инструментом (пером, кисточкой, карандашом и т.п.). В одной руке у вас бесконечные чернила, грифель и т.п., в другой бесконечные листы для прописи, идей и т.п. Прекрасное бесплатное приложение Sketchbook для творчества и оттачивания почерка.
  • Евгений
    07 окт. 2022 г., 8:26:14
    Ответить
    Низкий поклон и доброго здоровья настоящему Учителю (именно с большой буквы) Тамаре Афанасьевне.
  • Родитель
    07 окт. 2022 г., 8:56:16
    Ответить
    Сейчас учителя начальных классов не требуют от учеников каллиграфии. Отменили прописи. Это и привело к тому, что имеем.
    • я
      07 окт. 2022 г., 11:58:07
      Ответить
      Еще как требуют! Только изначально не научили. Снижают оценки.
  • в
    07 окт. 2022 г., 9:20:22
    Ответить
    помню ручки чернильные. весь фиолетовый ходил.
  • Хороший материал, спасибо
    08 окт. 2022 г., 7:56:30
    Ответить
    Ловлю себя на мысли, что с удовольствием читаю статьи о педагогах, в которых те делятся своим опытом, находками-наверное потому, что нравилось учиться под началом таких людей).. И у нас русист интересно вела свои уроки. Спасибо вам, дорогие! Пусть традиция радости преподавания и учения не прервется