Учитель русского и литературы из Корткероса: «Шариковые ручки испортили почерк школьников»
Тамара Афанасьевна Немчинова сейчас на пенсии, но ведёт активную педагогическую работу – воспитывает внуков и правнуков, прививает им любовь к чтению. Она рассказала, почему отказалась от руководящей должности в пользу преподавания школьникам русского языка и литературы, как нужно читать классику и почему идеальных уроков не бывает.
Корткерос – родное место
Тамара Афанасьевна родилась в Якутии, в посёлке Тикси – «Морских воротах России». Мама и папа будущей учительницы трудились на траулере в водах полноводной и величественной реки Лены. Двухлетнюю Тому родители перевезли на постоянное место жительство в Кировскую область, пишет корткеросская газета «Звезда».
После школы Тамара окончила Марийский педагогический институт в Йошкар-Оле. Вместе с коллегами получила направление на трудовую деятельность и по воле судьбы отправилась в Республику Коми. В селе Черёмуховка Прилузского района Тамару Афанасьевну назначили вторым секретарём районного комсомола. Через полтора года – инспектором Районного отдела народного образования. Дисциплинированность и ответственность молодого специалиста не остались незамеченными вышестоящим руководством, и в 1976 году Тамара Афанасьевна возглавила РОНО в Корткеросском районе.
– Корткерос стал для меня родным. Здесь я вышла замуж, родила детей. Дочь создала семью в Кировской области, а сын Алексей, его дети и внуки, мои правнуки, живут в этом селе.
Тамара Немчинова работала инспектором государственной статистики, завучем в старших классах. «Меня пригласили работать в школу заместителем директора, но я хотела учить детей. Сначала вела несколько уроков, затем оставила кресло завуча и стала работать только учителем русского языка и литературы».
Тамара Афанасьевна с улыбкой в голосе вспоминает подготовку к урокам:
– Мне нравилось продумывать последовательный ход урока. Я составляла логичный переход от одной мысли к другой. Я старалась побуждать учеников к умственной деятельности. Готовый ответ никогда не научит их рассуждать и анализировать. Порой подготовка к урокам могла затянуться до поздней ночи.
Идеального урока никогда не получится
Педагог с уверенностью утверждает, что невозможно подготовиться к уроку «по линеечке», потому что ты работаешь с людьми, а не с бумагами. Ученики могут опоздать, обидеться из-за пустяков, поссориться с родными и в плохом настроении отправиться в школу. Поэтому учитель должен уметь «перестроиться, подстроиться под любую ситуацию на уроке».
«Манеры хорошего поведения» и «Секреты грамотной речи» – любимые уроки учеников Тамары Афанасьевны.
– Каждое занятие неразрывно связано с реальностью, поэтому важно провести связь между теорией и практикой, настоящей жизнью.
Учительница вспоминает, что с появлением шариковых ручек испортился почерк школьников.
– Раньше мы писали чернилами и пером «Звёздочка». Ребята старались, оттачивали мастерство в чистописании. Безусловно, ручки облегчили жизнь и учителю, и ученику, но почерк пострадал.
Без взаимодействия с коллегами в школе делать нечего!
Тамара Афанасьевна с душевной теплотой вспоминает рабочие будни, общение с коллегами.
– В наше время не было ни компьютеров, ни интернета. Одним из немногих источников информации для меня стал журнал «Русский язык в школе». Самым же ценным источником информации – коллеги.
По словам учительницы, сочинение по картине – один из самых сложных и эффективных уроков по развитию речи. В процессе подготовки Тамара Афанасьевна регулярно обращалась за помощью к Светлане Васильевне Волковой – учителю-искусствоведу.
– Вместе мы обсуждали эпоху, в которую жил и творил художник, разбирали композиционные составляющие полотна, обсуждали воспитательную идею картины для современных школьников.
Взаимопомощь и выручка учат ценить отношения в педагогическом коллективе. Нина Алексеевна Казакова, Римма Степановна Касинец, Эмма Константиновна Андрюкова – коллеги, с которыми Тамара Афанасьевна уверенно шла по тропе учительства.
Секреты педагогического мастерства
Тамара Афанасьевна прививала ребятам умение самостоятельно находить различную информацию. Так, например, они учились составлять опорные конспекты к теме урока. Да и сама учительница за всё время работы в школе заполнила не одну тетрадь, в которой записывала полезные методы и приёмы в работе.
– Я приобрела печатную машинку. Набирала тексты для словокарточек, орфографических словариков, брошюр и памяток. Ученикам нравилось работать с раздаточным материалом. Учила их бережно обращаться с результатами чужого труда.
Педагог проводила эффективную работу над ошибками в диктантах и сочинениях: ученики самостоятельно искали орфограмму, в которой допустили ошибку, записывали проверочные слова, снова и снова проговаривали правила, учили словарные слова, подчёркивали «опасные гласные и согласные» зелёной пастой.
– Мне нравилось проверять тетради учеников. Я словно вела диалог с ними. На полях оставляла комментарии к ошибкам. Как обычно бывает: главное оценку узнать, а тут ещё придётся прочитать, что написал учитель, подумать или лишний раз подойти и спросить о том, какие правила стоит повторить.
Как правильно читать классическую литературу
Учительница считает, что классическая литература – это один из нравственных воспитателей молодёжи и её нужно регулярно перечитывать, потому что с возрастом человек меняется. В разные жизненные периоды та или иная книга может стать хорошим компасом в водовороте трудностей и препятствий.
– Я часто вспоминаю уроки по повести И.С. Тургенева «Ася». Мы анализировали поступки героев. Ребята с замиранием сердца читали эту повесть о первой любви. Сопереживали, расстраивались, делились чувствами. Дома или в кругу сверстников о любви говорить не особо принято. Стесняются. Поэтому, учитель становится проводником между миром литературы и реальной жизнью. Подросткам важно услышать мнение учителя, их наставника и друга.
Тамара Афанасьевна обращается к современным родителям с огромной просьбой – ограничить пребывание детей в гаджетах.
– Иногда мне кажется, что дети не ощущают себя частью этого мира. Они следят за жизнью других людей через экраны телефонов и не видят происходящего! Красивые фотографии и картинки затуманили их разум! Книги же, напротив, развивают воображение и учат размышлять.
Тамара Немчинова неоднократно награждена благодарственными письмами и грамотами от министерства просвещения. Ей присвоено звание «Отличник просвещения». Она – неоднократный победитель социалистических соревнований.
Сегодня бабушке Тамаре, так ласково называют её родные, можно присвоить звание «Главный наставник внуков и правнуков»! Младшим она читает русские народные сказки, наговаривает потешки и прибаутки, загадывает загадки и поёт колыбельные. Со старшими ведёт беседы о пользе книг и советует к прочтению именитых классиков, делится с ними собственными впечатлениями о прочитанных рассказах, повестях и романах.
Комментарии (12)