Египетский иеромонах рассказал, как сменил туризм на службу в монастыре
В столице Коми побывал иеромонах Дауд эль-Антони из египетского монастыря Антония Великого. Он прибыл специально для встречи со студентами-соотечественниками, которые учатся в республике на врачей. В беседе с БНК священнослужитель рассказал о связях Коптской церкви и РПЦ, есть ли у коптов Масленица и чем отличаются богослужения двух религий.
Иеромонах Давид или Дауд эль-Антони из монастыря преподобного Антония Великого в Египте. Место, откуда он прибыл, имеет большое значение для верующих. Считается, что именно на его территории в скальном гроте, выше нынешнего монастыря вел аскетический уединенный образ жизни и скончался святой Антоний Великий. Сам Дауд пришел в монашество не сразу, хотя, по его словам, все христиане Египта близки с церковью — от воскресных школ до походов на службы. Сначала Дауд окончил бакалавриат, работал главным менеджером в большой гостинице. Но потом выбор пал на церковь, ведь «все верующие ходили в церковь, это духовное основание».
Сан Дауд получил не сразу. Три года был послушником, затем прошел постриг в монашество и получил сан.
— Монашество — это выбор человека, — подчеркивает иеромонах.
А духовное образование у Дауда двойное. В России он прошел магистратуру и аспирантуру в Московской духовной академии благодаря сотрудничеству Русской православной церкви и Коптской церкви, в том числе в академической сфере.
Жизнь вдали от родины Дауд ведет уже шесть лет. И его работа в России — тоже часть этого взаимодействия между РПЦ и коптами. Для Дауда это послушание, он проводит встречи и службы для живущих в России египтян по благословению обеих церквей.
— Недавно светлейший патриарх Кирилл дам нам место в Москве, здание. Это знак сотрудничества, отношений между церквями. Это очень хорошо: слава Богу, что мы живем в дни, когда видим отношения между Копской православной церковью и Русской православной церковью, они развиваются день за днем, — высказался Дауд. Как пишет ТАСС, община Коптской церкви безвозмездно получила здание в районе Якиманки.
Дауд посещает разные регионы России для встреч с соотечественниками. В Сыктывкар он прибыл к египетским студентам-медикам. Молодые люди не только осваивают в Коми профессию врача, но и принимают участие в восстановлении Богоявленского храма в Лялях Княжпогостского района.
Как священнослужитель, Дауд провел для своих соотечественников литургию. Но пришлось делать это не в храме, а в светском помещении. Дело в том, что между церквями пока отсутствует евхаристическое общение (возможность совместного участия в евхаристии, то есть литургии), пояснил отец Владимир из храма в Лялях.
В Копской церкви три литургии — апостола Марка, святителя Григория Богослова, святителя Василия Великого. В РПЦ, по словам Дауда, это литургии Василия Великого, Григория Двоеслова, Иоанна Златоуста. Богослужение на коптском или арабском языках, приводит аналогию иеромонах, похоже на хоровое пение:
— Ребята [студенты] сами поют. Они пели в воскресной школе, сами поют без хора, они сами хор. <…>
Также египетские верующие посещают русские церкви, например, в Пасху или Рождество, так как праздники общие. По словам Дауда, это хорошо для отношений между церквями. Прямой сейчас идет Великий Пост, у коптов он тоже есть. Хотя присутствует одно отличие — Масленичная неделя. У коптов это не празднование с блинами, эти дни уже считаются постом.
— То есть Масленицы, когда едет блины, у вас нет?
— У нас нет блинов, к сожалению.
Повседневное одеяние священнослужителей коптов похоже на то, что носят в РПЦ. Хотя присутствует необычный головной убор с множеством смыслов:
— Это монашеская шапочка. Это как ангел дал преподобному Антонию Великому. Эта шапочка для монахов как чепчик для детей. И также шапочка как шлем солдата: все монахи как солдаты против греха. Есть шов. Когда дьявол боролся с преподобным Антонием Великим, он разорвал шапочку. Поэтому есть символ, что до сих пор дьявол борется с монахами. Есть еще кресты — каждый монах носит 12 доброта и тоже будет как апостол в мире. Один крест как Христос, потому что он образ Христа.
По словам Дауда, для его соотечественников общение с родной церковью на чужбине важно. Священник для них как отец.
— Когда ты далеко от церкви — это не очень хорошо. Они [соотечественники] хотят служить литургии на их родном языке. Когда человек служит то, что понимает, то чувствует себя хорошо. Они [студенты] очень молоды. А мы заботимся о молодежи, — пояснил Дауд.
После визита в республику Дауд эль-Антоний вернется в Москву.
БНК
Комментарии (8)