13:00, 04.10.2012 / КУЛЬТУРА

Из блогов: «Бетховен притворялся Моцартом, а Моцарт - Бетховеном»

БНКоми выносит на обсуждение пост председателя Союза композиторов республики Михаила Герцмана, который он разместил в Блогах.БНКоми. Мэтр поделился впечатлениями о недавней презентации нового рояля в филармонии, которая напоминала «огромный шкаф, на самом верху которого стояла маленькая-маленькая статуэтка».

KAB_6960.jpg

Исполнение Алексея Набиулина шокировала зрителя "неправдоподобностью". Фото Юрия Кабанцева

ПИАНИСТ СТАЛ НАРУШИТЕЛЕМ ГРАНИЦЫ

Недавняя презентация нового рояля собрала в Республиканской филармонии невиданное количество народу. Интерес к этому процессу оказался столь огромным, что в первом отделении концерта были заняты даже приставные места.

Пианист Алексей Набиуллин, лауреат второй премии Международного конкурса им. Чайковского 2002 года, привёз программу из произведений венских классиков – Моцарта и Бетховена. Но если Бетховен был представлен аж четырьмя фортепианными сонатами, то перу Моцарта в этом концерте принадлежала лишь до-минорная Фантазия. Как остроумно отозвался о подобном построении программы один музыкант, «это напоминало огромный шкаф, на самом верху которого стояла маленькая-маленькая статуэтка».

Но для меня исполнение Фантазии Моцарта оказалось ключом к пониманию всей остальной программы, исполненной этим выдающимся музыкантом. Безупречная техника, замечательной красоты звук, необыкновенное владение нюансировкой – всё это должно было покорить (и, конечно, покорило) переполненный зал. Однако...

Однако весь концерт меня не покидало странное чувство, что я слышу не те (или не совсем те) произведения, которые указаны в программе, не те, которые хорошо знаю и давно преподаю.

Когда в предыдущем обзоре я рассказывал о чём-то подобном (речь шла свежей интерпретации скрипача Никиты Борисоглебского «Времён года» Вивальди), я признавался, как меня восхитила привнесённая исполнителем свежесть трактовки давно известной музыки. А в этом концерте я постоянно испытывал досаду, как будто родного человека, которого я давно знаю и жду, нарядили в дорогое, но нелепое и совершенно не идущее ему платье и стараются уверить меня, что это и есть тот, с кем я жаждал встретиться.

Что же произошло? Честно сказать, я насторожился ещё во время исполнения пианистом Фантазии Моцарта, с которой начался концерт – она звучала уж очень мужественно, мощно и в аскетической звуковой графике – почти по-бетховенски. Тогда мне подумалось, что Мастер таким образом тонко готовит нас к восприятию Бетховена.

Но когда зазвучала его 13-ая соната, я даже не сразу понял, что это – Бетхвоен. Бесспорно, этот композитор в разных сочинениях разный, порой контрастирующий с собой прежним. Но также бесспорно и то, что при всём своём творческом многообразии стилистически он всегда остаётся Бетховеном. А здесь было ощущение, что я слышу… Моцарта. Даже финальная, четвертая часть сонаты, полная юмора, задора, танцевальной энергии и народного веселья, звучала едва ли не как пастораль.

На протяжение концерта всё явственней и рельефней проступала генеральная идея пианиста – сыграть всё не просто по-своему, но сыграть так, как до него ещё не играли.

Но ведь и исполнительская идея Никиты Борисоглебского изначально была точно такой же! Почему же одна интерпретация стала для всех радостным открытием, а другая вызвала у многих музыкантов внутренний протест?

Видимо, первый исполнитель в поисках свежих красок старался быть верным духу эпохи и стилю композитора, а другой воплощал умозрительную идею – сыграть всё по-своему, так сказать "невзирая на лица". И произошёл опасный крен: пианист в своём благородном стремлении открыть новые горизонты нарушил допустимые границы композиторского стиля. Исполнитель намеренно почти всё делал наоброт: громкое играл тихо, быстрое – медленно, эмоциональное – сдержанно. Потому-то и шокировала «неправдоподобность», искусственность его трактовок. Получилось, что исполнитель, уйдя с территории, очерченной композиторским стилем, невольно вторгся в чужую страну и под чужим именем…

Вот отчего трагическая, в сущности, музыка Сонаты № 27 прозвучала так лирично, 14-я («Лунная») – так отстранённо – особенно её первая часть. Да и в знаменитой «Аппассионате» пианист тоже «сгладил» немало острых углов.

И вот что интересно: вся программа концерта была исполнена А. Набиуллиным совершенно безупречно. Пианист ярко продемонстрировал собственную исполнительскую манеру, желание идти непроторённой дорогой, и это желание можно только приветствовать. Иное дело, принимать или не принимать такое видение музыки – пианист безраздельно отдал себя на суд слушателей. И зал принял исполнения гостя восторженно.

В заключение, очень «чешется перо» сказать о некоторых просчётах ведения концерта красивой и элегантной Мариной Каневой, но воздержусь – скажу коллеге об этом лично. Замечу лишь, что природа этих просчётов в её волнении.

Впрочем, ведущую можно понять. Не каждый же день в филармонии проходят презентации фирменных роялей и играют лауреаты международных конкурсов…

778

Комментарии (18)

Добавить комментарий
  • Обыватель
    04 окт. 2012 г., 15:19:05
    Ответить
    Многие знания - многие печали
    Я рад, что не знаю всех этих ньюансов, как гражданин Герцман. И вообще Бетховена от Моцарта с трудом отличаю). Я просто люблю классическую музыку. Но как же ему тяжело, наверно, ходить на все эти концерты. И Моцарт, видишь ли, не Моцарт и Бетховен - Моцарт. Не позавидуешь. А впереди ведь очередной сезон.
  • Марина
    04 окт. 2012 г., 15:36:01
    Ответить
    Михаил Львович! В данном случае - Набиулин. Одна "л"
    • Отжигоф
      04 окт. 2012 г., 18:59:24
      Ответить
      НабиуЛин
      Я Львовичу в блоге ещё утром об этом написал, а он не реагирует. Может не верит?
  • я
    04 окт. 2012 г., 16:02:17
    Ответить
    Хватит ёрничать и передёргивать, в конце концов не для одного вас играли. Можно быть и поскромней. А коль не так для ваших профессиональных ушей- сядьте и играйте!!!!!!!!!!!!!!
    • Х. Моржевой
      04 окт. 2012 г., 21:16:38
      Ответить
      Пианист играл для всех, а слушатели воспринимают одно и то же исполнение по-разному: в силу своего таланта и слушательского опыта. Данный автор Герцман выразил СВОЮ точку зрения. Вы тоже, как он, можете открыть свой блог и написать туда всё, что Вы думаете о Бетховене, Моцарте, Набиулине и самом Герцмане.
  • Эллочка
    04 окт. 2012 г., 16:48:03
    Ответить
    Спасибо, Михаил Львович. Я с Вами полностью согласна. И техника классная и рояль самый лучший. Но Моцарт не совсем Моцарт и Бетховен какой-то незнакомый.
  • Бетхвоен
    04 окт. 2012 г., 18:54:14
    Ответить
    Только время зря пропало....ну,блин,и ерунда!
    ................................... -----------------------------------
    --------
    _____________________________________________
  • хихи
    04 окт. 2012 г., 19:41:43
    Ответить
    зачем вообще писать о такой фигне?ну поклацал какой то дядька пальцами-и что?вот невидаль-рояль новый)столько денег в хрень вбобахали)новость-насосана из пальца.интересна наверно только тому кто написал.и паре тройке работников филармонии.раздражает, что пишут про ерунду.(дада знаю-скажете зачем читаешь?но ведь жду чего то особенного.думаю - мммм блин ща они чего то!ан нет - опять хрень)
  • Хакер
    04 окт. 2012 г., 20:19:37
    Ответить
    Ждала что-то про взятки? Про то, какие плохие чиновники? Ходи на дискотеки! Там все просто!
  • Простой
    04 окт. 2012 г., 20:33:21
    Ответить
    я наоборот ему завидую. Мы просто слушаем, а он различает тонкости. Значит получает больше удовольствия.Мы накатываем стакан портвейна и нам хорошо. А он медленно пьет коньяк и смакует каждую каплю. Я ему завидую. Для какой-нибудь дуры дядька клацает а его прет
    • Хулио Ган
      04 окт. 2012 г., 21:10:03
      Ответить
      Ненавижу, когда начинают проводить параллель между удовольствием от музыки и удовольствием от алкоголя (портвейн, коньяк, шампанское...), знатоки хреновы. Убивать таких знатоков надо, как говорил незабвенный Остап Бендер.
  • СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
    04 окт. 2012 г., 23:41:26
    Ответить
    Не могла сформулировать какое чувство осталось от концерта. Вроде сё было классно, даже суперклассно - но не так!!!!
    Вот прочитала, и понимаю, что прав Герцман: всё было не так.
    Спасибо за разъяснение тонкостей. Но для себя поняла, что "не то" исполнение, понятно и нам, не профессионалам...
  • ???
    05 окт. 2012 г., 0:06:33
    Ответить
    Не пойму, какой смысл дублировать посты блогеров БНКоми на БНКоми?
  • аффтар
    05 окт. 2012 г., 5:43:55
    Ответить
    В блоге фамилия уже исправлено на одно "Л", но (справедливости ради)в Интернете бытуют оба написания - и с одним, и с двумя "Л".
    • Интернет
      05 окт. 2012 г., 11:24:28
      Ответить
      В Интернете много чего бытует, например фамилия Херцман.
  • Для мадам "ХИ-ХИ"
    05 окт. 2012 г., 7:05:40
    Ответить
    Из твоего поста все поняли про какую фигню не надо писать.Дай список нефигни про которую писать надо.
  • Моцарт
    05 окт. 2012 г., 14:22:24
    Ответить
    Кто такой...
    ...Герцман?
    • Хулио Ган - Ч**царту
      05 окт. 2012 г., 18:59:17
      Ответить
      Неправда, у Моцарта не было и нет компьютера. Если только 286-й, может быть, да и то вряд ли. Да и по-русски он не смог бы написать ни слова - кишка тонка у австрияка.