19:39, 02.11.2012 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Ошибка экзаменатора: акт второй»

Профессор кафедры культурологи Коми государственного педагогического института Владимир Сулимов в своем блоге на БНКоми рассуждает о том, как практически все вузы республики оказались в списке «неэффективных» по версии Министерства образования и науки России.

IMG_7939.jpg

Фото Николая Антоновского из архива БНКоми

«В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздровится гуманитарным и педагогическим вузам.

В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздоровится гуманитарным и педагогическим вузам. Так и вышло: почти все они, причем включая своих столичных лидеров (Российский государственный гуманитарный университет и Московский педагогический государственный университет), «на территории» которых находятся основные специализированные Ученые Советы по педобразованию и УМО (учебно-методические объединения) педвузов России, объявлены неэффективными. Под раздачу попали и многие государственные «классические» университеты, прежде всего те, которые были созданы на базе педвузов.

Почти не коснулась эта неприятная процедура технических вузов, которые, надо полагать, уже потому эффективные, что технические. Вне зоны критики – медицинские вузы, причем даже молодые, не успевшие вполне обзавестись ни кадрами, ни традициями.

Тенденция записывать педагогические и гуманитарные вузы в отстающие накрыла и Республику Коми, где оба крупных градообразующих сыктывкарских вуза (пединститут и госуниверситет) оказались в черном списке. Причем внимательное чтение списка показывает: главное, что объединяет в нем вузы - их «позорное» гуманитарно-педагогическое прошлое. Вузы с научным потенциалом, двумя, тремя, пятью специализированными советами, с магистратурой и аспирантурой, собственными ваковскими научными журналами, спокойно влетали в черный гуманитарно-педагогический список. В таком окружении и нашему пединституту находиться почетно: Ярославский, Костромской и Вологодский государственные педагогические университеты, Вятский государственный гуманитарный университет, который недавно готовился стать ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и многие другие. В чем дело? Что за номер с выходом, как говорят в Одессе? Ответ на этот вопрос надо искать, прежде всего, в самом мониторинге, в качестве его вопросов. Чтобы простому читателю было понятно, в чем фокус пяти судьбоносных вопросов Минобраза (всего пяти!), проведу аналогию с морскими судами. Есть контейнеровозы, есть эсминцы, есть рыболовные траулеры. Можно их о чем-нибудь спросить всех? Можно. О водоизмещении, например, о мощности двигателя. Но в таком случае общий вывод об эффективности делать трудно. А что, если за основу вопросов взять военный флот, и спросить, сколько у вас пушек, какова дальность ПВО – тогда все про эффективность какого-нибудь сейнера понятно. Примерно так и были составлены вопросы.

Один из главных критериев: сколько у вас выпущенных по основным программам иностранных студентов? Заданный не только московским вузам, но и, например, Горно-Алтайскому государственному университету, этот вопрос читается как прикол. А вот другой вопрос: «объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника» - знаменитый с советских времен НИОКР или валовый показатель в науке, который может быть введен только для технических вузов, имеющих науку, так сказать, прикладного характера, науку, которую купят фирмы. Вы можете выпустить 100 прекрасных монографий по философии, педагогике, истории, языкознанию или по методике обучения, которые принесут Вам «университетскую книгу года», перевернут представления всего ученого мира в этой области, и вы не попадете «в масть»: такие проекты не имеют богатого заказчика.

Но больше всего меня радует пункт «доходы вуза». Что имеет в виду славное Министерство, задавая такой вопрос педвузам? Видимо, они должны были брать с заказчика, т.е., в нашем случае – республики - деньги за подготовку каждого учителя по таксе (кстати, я думаю, что так уже давно надо было делать). И в целом, этот пункт - «косяк» Правительства РК, особенно, если сравнить с Мурманском, где поддержка вузов (в том числе гуманитарного) губернатором привела к закономерному результату – Мурманский государственный гуманитарный университет по четырем показателям из пяти (нет студентов-иностранцев) признан эффективным. Четвертый показатель - средний балл ЕГЭ абитуриентов, который был тоже учтен, в какой-то степени является свидетельством качества вуза, и я с этим не хочу спорить. Кстати, этот показатель у сыктывкарских вузов хороший.

Напрашивается вывод: результат мониторинга вузов был предсказуем и даже предрешен. Можно предположить, что цель этого мониторинга - показать ничтожность вузов педагогического и гуманитарного профиля, их неконкурентоспособность, экономическую (финансовую) неэффективность, сделать очевидной их ненужность стране. Очень похоже на пиар-кампанию. Кстати, ненужность стране технических вузов легко показать вопросом «Сколько выпускников технического вуза работают по полученной специальности?» Вопрос провальный, потому что в отсутствии работающей современной промышленности в большинстве регионов эти специалисты не нужны. Или другим вопросом: «Сколько вы подготовили учителей для сельских школ нашей родины?» И сделать выводы. Такие же.

А теперь о приятном. Ухтинский технический университет (как я понимаю из контекста события) прошел «в отличники», и это счастье случилось, конечно, не за счет ухтинских иностранцев, а за счет включенности университета в газово-нефтяные проекты и заинтересованности в этом крупных компаний. Искренне поздравляю своих ухтинских коллег и ректора Н.Д. Цхадая с этим радостным событием».

795

Комментарии (34)

Добавить комментарий
  • Власов
    02 нояб. 2012 г., 20:13:59
    Ответить
    чем проще, тем лучше
    Путину (и созданной им системе власти) не нужны гуманитарии. Путину не нужны люди, способные мыслить общественно-политическими категориями. И вообще, чем меньше образованных людей будет в России, тем проще ими управлять
  • Доцент
    02 нояб. 2012 г., 20:19:56
    Ответить
    Разумные замечания по поводу навязчивой рейтинговой чесотки.
    Хотелось бы повторить бессмертного Черномырдина
    "Если чешется - чешите в другом месте".

    Вспоминается как не так давно с нас потребовали указать в отчете - сколько кандидатов и докторов защитилось в учебной (!) студенческой лаборатории. На сетование об абсурдности такой цифры был ответ - ну напишите 0. А в зависимость от ответа было поставлено финансирование лаборатории. В результате лаборатория полностью развалилась.
    • : )
      02 нояб. 2012 г., 23:18:50
      Ответить
      Who are...
      Потому что "дряннейшие людишки взяли вдруг перевес...".
  • думающий
    02 нояб. 2012 г., 20:28:25
    Ответить
    регионы России и образование
    Появление этого списка - акция, направленная на развал России. Если не будет региональной системы образования, регионы опустеют, и тогда ни о какой модернизации в принципе говорить будет невозможно.
    • Quasi
      02 нояб. 2012 г., 23:14:44
      Ответить
      hysteresis
      ...И это будет пострашнее, чем, как некоторые думают, укрупнение регионов по-прохоровски! Полное выхолащивание регионов от наиболее умной, активной и перспективной молодёжи.
      Хотите знать, что будет с районом, городом, регионом завтра, через 10-15 лет? Посмотрите, что за молодёжь остаётся на месте после выпуска из школы...
  • ...
    02 нояб. 2012 г., 20:34:07
    Ответить
    Все просто - студентов мало...московские и питерские вузы недогружены...их представители и пролоббировали этот список...какой вуз денег не занес инициаторам списка - тот и "неэффективный"
  • уважаю
    02 нояб. 2012 г., 20:55:21
    Ответить
    В который раз убеждаюсь в том, что Владимир Сулимов умница. С глубочайшим уважением.
  • Инна
    02 нояб. 2012 г., 21:11:39
    Ответить
    Ухтинских иностранцев в УГТУ предостаточно из Казахстана. Молодцы УГТУ!
  • Змея
    02 нояб. 2012 г., 21:27:15
    Ответить
    зачем пед и другие гуманитарные вузы
    Медпут и Единая Россия сами специалисты по промывке мозгов, обучению ,и воспитанию. и культуре.Утром встал а из умывальника несется сказ,как едроссы и Медпут заботятся о России и своих подданных.И так 25 часов в сутки.
  • упс
    02 нояб. 2012 г., 22:07:04
    Ответить
    согласен на все сто!
  • студентка СЛИ
    02 нояб. 2012 г., 22:26:06
    Ответить
    не в обиду другим ВУЗам, но будучи студенткой заочной формы СЛИ, пашу на сессии как лошадь. В выходные учимся, никаких поблажек. Иногда задумывалась перейти в Вятский на ручейной, там подружки всю сессию гуляют. Обидно было! За то сейчас рада, что учусь в СЛИ.
    • уточнитель
      03 нояб. 2012 г., 7:40:58
      Ответить
      это не проверяли
      Как вы учитесь в СЛИ, мы хорошо знаем. А что касается качества образования, то его вообще не проверяли в мониторинге. Никому было не интересно. Все вопросы перечислены на сайте минобразования. Их пять. Ни про педкадры, ни про качество выпускников не спрашивали.
  • три буквы
    02 нояб. 2012 г., 22:39:37
    Ответить
    Давайте честно подойдём к реальности. Надо признать, что наши ВУЗы действительно плохие. По одной-две пары в день. Так можно качественно научить? Сессию можно пересдавать хоть три курса. Мои бывшие ученики приходят и рассказывают про коньяк вместо физкультуры; попили чай с директором института (родственницей) - зачёт есть, и т.д.
    А уже КАКОЕ "КАЧЕСТВО" приносят из КГПИ молодые учителя... промолчу.
    • Не три буквы, а многоточие
      02 нояб. 2012 г., 22:58:23
      Ответить
      О чем речь, если до сих пор учатся студенты, которые не сдали сессию за прошлую зиму (именно так!). Отчислять нельзя - подушевое финансирование. Набор на отдельные специальности КГПИ и СГУ по факту - всех кто сдал подлинники аттестатов принимают. Соответственно и средний балл по ЕГЭ чуть выше плинтуса. Не может вся страна иметь высшее образование. Или может, но тогда это не образование, а собес.
      • три буквы
        02 нояб. 2012 г., 23:03:25
        Ответить
        Абсолютно согласна. Это очень и очень грустно...
        Надо бы родителям туповатым перестать питать свои амбиции и перестать обрекать своих детей на ненужность обществу.
        • три буквы -
          02 нояб. 2012 г., 23:17:37
          Ответить
          ты точно тупая(ой)или бесплодная (ый)
          • три буквы
            02 нояб. 2012 г., 23:29:48
            Ответить
            Когда нет аргументов, то стоит перейти на оскорбления, бедняжка.
    • вот и молчите
      02 нояб. 2012 г., 23:06:49
      Ответить
      не надо на преподов гнать
      Дело не в преподах ВУЗов, а в отношении молодых людей к учебе, своеобразная приспособ**емость к современности (парни косят, девчонки мечтают о прынсе). Для многих студентов, учеба - это веселое время пребывания в течение 5 лет. Да и времена не те: когда висела доска позора в каждой организации, вызывали на ковер и когда система наказания и поощрения действовала....
      Чтоб устроиться на хорошо оплачиваемую работу (а это один из самых важных критериев жизни для любого трудоспособного возраста)- нужны "связи". Молодые учителя не хотят идти в школу потому, что обречены на нищету, не смотря на "положительные с виду" реформы в образовании. В СГУ: психологи, физкультурники, менеджеры по туризму.. и др. Ну куда им себя реализовать по окончании ВУЗа? Вот и идут в официанты, стриптизеры, бармены и т.д. и т.п.
  • оторвавшийся
    03 нояб. 2012 г., 7:55:26
    Ответить
    При чем здесь качество
    Ни про какое качество вузов Сыктывкара речь в мониторинге не шла. Вот в том и штука. Спрашивали про другое. А теперь про качество: падение качества образования - вещь системная. Министерство все делало для падения качества. Финансировало государственные вузы по остаточному принципу, пооткрывало кучу частных вузов и филиалов, которые вообще фактически только продают дипломы - и молчок. Ввело дурацкий ЕГЭ - этот всероссийский д****изатор. А теперь, после собственнолго провала, выступило с видом независимого рефери. Что делало, такой и результат. А что касается "качества вузов" Сыктывкара, оно не хуже, чем в других городах. Мне приходится бывать в разных вузах России (даже самых эффективных) - ничего особенного там нет. У нас даже преимущество: преподаватели уделяют студентам больше внимания.
    • Александр Щиголев
      03 нояб. 2012 г., 8:29:13
      Ответить
      "Министерство все делало для падения качества. Финансировало государственные вузы по остаточному принципу, "
      .
      Вы что думаете, что если бы Задорожному отпустили денег в ...цать раз больше, он бы их путил на обучение и научные изыскания?

      Расходы на образование не увеличились бы ни на рупь.

      Все средства ушли бы на ремонт корпусов и оборудование буфетов.

      Неужели такие простые вещи не понятны?
      • И все равно
        03 нояб. 2012 г., 11:17:27
        Ответить
        дело не в одном Задорожном. Попробывал бы он проделывать все эти штуки скажем при Морозове?
        А вот слова "после собственнолго провала, выступило с видом независимого рефери" - в точку!
        Незатейливо МО. Этакая Фемида с повязкой. Тысячи коммерческих филиалов, оттягивающих поток абитуриентов они не видят, а единственный в республике универ (в Швеции 30, например) - видят.
        Тоже побывал недавно в Питерском Политехе. Подивился схожестью проблем и наглостью студентов. Например, войти студенту к заслуженному профессору с мировым именем в середине лекции с чашечкой кофе - нормально. Как на базаре побывал...
  • ХХХ
    03 нояб. 2012 г., 9:18:56
    Ответить
    Сулимову - +100500!
    Делайте выводы, господа, об эффективности федеральных министерств, в частности, минобразования. И об уровне их компетентности в вопросах образования. Не зря у нас образование на всех уровнях в ж...
    • Буфетчик
      03 нояб. 2012 г., 11:22:41
      Ответить
      Буфеты СГУ
      Мафия - буфетная,строительная и финансовая - в СГУ - нет там ни науки - ни образования. Собаке - собачья смерть.
  • Колегов Алексей Олегович
    03 нояб. 2012 г., 10:14:08
    Ответить

    Более трехсот активистов национал-патриотических организаций и простых граждан записалось на встречу “Русско-Зырянский Марш” в социальной сети ВКонтакте. Уже сейчас ясно, что несмотря на запрет властей, простые граждане все равно придут на Театральную площадь столицы Республики Коми 4 ноября, чтобы отметить главный праздник националистов, и показать заворовавшейся клике - кто в доме хозяин!

    Членами “Рубеж Севера” и Зырянского союза были предприняты практически все меры, чтобы праздник “День народного единства” состоялся. В мэрию Сыктывкара нами было отправлено семь уведомлений с различными маршрутами и местами проведения публичного мероприятия, но администрация города не согласовала не одно из них, этим самым развязав руки бестыжим полицаям, которые тут же бросились гнобить патриотов.

    Власти боятся появления на улицах большого числа националистов, и это не удивительно, ведь антинародность режима давно стала причиной вымирания Русского и Коми народа. Рабы не должны иметь оружия, не имеют права выходить на митинги и шествия, их обязанности нести бремя толерантности и всепрощения - такую задачу ставят перед собой нынешние правители.

    4 ноября в 12:00 мы выйдем на Театральную площадь, наша акция будет носить мирный характер и будет проходить в виде народного собрания!

    Нельзя просто так взять и запретить Русский Марш!
    • Александр Щиголев
      03 нояб. 2012 г., 10:47:05
      Ответить
      Алексей, хорошая идея Иарущака и Чернова!
      .
      Ты проводишь не санкционированный марш, тебя даже упакуют со сторонниками и оштрафуют (с компенсацией, конечно, расходов) и вот уже Главный оппозиционер республики Алексей Колегов!

      А ведь может получиться! Схема хитрая!

      Потому и не банят твоё объявление на БНКа, как все другие!
  • Коми
    03 нояб. 2012 г., 11:08:34
    Ответить
    Каждый кулик своё болото хвалит.Нет сомнений в кадрах КГПИ,старейшего ВУЗа Коми,как и УГТУ.Но вопрос в чём:назовите цифры ежегодного выпуска специалистов и их трудоустройство по специальности.Сразу воникнет вопрос-зачем республике такое количество невостребованных специалистов КГПИ,СГУ и прочих.Все ВУЗы должны быть платные.Нужны Коми педагоги:пусть правительство заключает с КГПИ договор на подготовку энного количества педагогов,оплачивает,трудоустраивает выпускников.Всё остальное-за счёт обучающихся.Почему мы налогоплательщики должны оплачивать 5 лет обучения бесплатно явно невостребованным выпускникам и которые ни за что не поедут в деревню сеять доброе и вечное.Убрать льготу по призыву в армию.Отслужи,получи льготу для поступления в ВУЗ,заключи договор с организацией по оплате,закончи и отрабатывай срок контракта,после отработки иди куда желаешь.Невостребованные преподы ВУЗов найдут себе работу,хотя их тоже развелось предостаточно и с очень странными научными степенями.
    • Вечный вопрос
      03 нояб. 2012 г., 11:24:31
      Ответить
      Зачем столько?
      Зачем в тундре архитекторы, а в чуме радиофизики?
      Пока будем жить в тундрах и чумах - так ничего и не понадобится.
      А тем временем в каких-то мелких Швеции и Норвегии эти шведско-норвежские странные открыли по 30 вузов. Зачем им столько?
      И ведь живут, сволочи, лучше нас. Наверное с жиру бесятся...
    • не устаю удивляться
      03 нояб. 2012 г., 12:12:19
      Ответить
      не устаю удивляться
      Не устаю удивляться, как человек, позиционирующий себя как "коми", может НЕ ХОТЕТЬ развития образования в РК! Кроме того, проявляя некомпетентность: во-первых, обучение по программам бакалавриата не 5 лет, а 4 года, во-вторых, что за странные идеи относительно ученых степеней - вы, уважаемый, похоже не в курсе, что наука развивается и, следовательно, появляются новые области знания и, соответственно, новые ученые степени.
      Но главное другое. Если человек (студент) - всего лишь средство в какой-то хитрой игре правительства, то тогда действительно, не нужно никого учить (нЕчего, пусть пользу приносят!). А если человек - ЦЕЛЬ (о чем еще Кант говорил как об основном правиле этики), то образование - основание для развития личности. А уж как она, личность, распорядится, - вопрос второй. Распорядится, я думаю, как раз к всеобщему благу. У нас и так-то мыслящих людей становится все меньше - результат реформ последнего времени!
      Вообще вузы Сыктывкара - градообразующий, как ни странно, компонент. Жаль, что правительство Республики этого не понимает.
      • предыдущему
        03 нояб. 2012 г., 17:17:18
        Ответить
        Вы к кому обратились?
        Или; вы про кого?
  • Работодатель выпусников СЛИ очннй формы обучения.
    03 нояб. 2012 г., 18:36:24
    Ответить
    Более тупых выпуснмков СЛИ , очная форма обучения не встречал.
  • Работодатель
    03 нояб. 2012 г., 18:50:21
    Ответить
    Выпусники СЛИ




    НЕ советую






    не
  • Белка
    04 нояб. 2012 г., 9:21:09
    Ответить
    Как всегда, правда, где-то там. И наезд на гуманитарные вузы имеется. Но прикрываться им не стоит. Он не объясняет многое, что стало обыденностью в наших вузах. Подозреваю, что там, где не идет научная работа, не идет и учебная. Требовательности к качеству образования нет, сессии студенты сдают о-очень разными способами, работать по специальности не идут. Пусть об этом и не спрошено в мониторинге, но неэффективность работы все равно имеется. Ну назвали хоть бы для примера сильные стороны этих наших вузов. Может, мы чего не знаем? И тут уважаемому блогеру крыть будет нечем.
  • Михаил
    04 нояб. 2012 г., 22:16:55
    Ответить
    Зря так говорить о пед вузах, ведь Герценовский в питере не попал же
    А если более объективно - то к сожалению на данный момент( ни в койм случае не хочу обидеть людей закончивших КГПИ по другим причинам) в педухи(что ГКПИ что МГПУ) идут лишь те, кто не прошел в нормальный вуз, за исключением единиц, а с другой стороны преподы сами понимают что к чему и не дают студентам отличного образования, понимая что все равно бесполезно(имхо). Так что то что КГПИ в черном списке - вполне правильно. Его уже давно надо сократить, и объединять с чем нибудь более авторитетным.
    Что касается СГУ - ситуация уже интереснее, он так же имеет прикладные факультеты, защита информации , прикладная информатика и наверное что то еще. Так что некий потенциал к разработке чего нибудь технического имеется(вопреки автору статьи). Видимо все таки чего-то другого не хватает, студентов например, которые на аналогичные направления поступают в СЛИ(+стличные вузы). А если студенты выбирают другой вуз, то значит ректорату надо задумываться как привлекать студентов(по крайней мере отбивать их у СЛИ)
  • Сарычев Юрий
    05 нояб. 2012 г., 9:44:49
    Ответить
    Некоторые вопросы...
    ...данный пост Владимира Александровича Сулимова зачинанием своим, стилистикой своей завязки, наполнил мне старую (уже) народную песню "Двадцать второго июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война..."

    - Но, настолько ли так (плохо) обстоят дела..? Это мой первый вопрос на подумать...

    Ответ на свой первый вопрос у меня, пожалуй, имеется.

    Литературный и публицистический дар Владимира Александровича я ставлю высоко и являюсь его почитателем. Повесть Владимира Сулимова "Замкнутый круг", подаренная автором, стоит у меня под рукой на книжной полке - я время от времени возвращаюсь к её прочтению (этим летом дважды был я в Кишинёве, Киеве и в ряде областей Молдовы и Украины - снова перечитывал "Замкнутый круг")...Словом, думается мне, и послужной научно-преподавательский, педагогический список В.А. Сулимова, и его опытно-житейская и литературная интуиция утверждают мне - действительно,нечто нехорошее расползается у нас по системе высшего образования...

    Тогда следующий мой вопрос, к кому же обратиться за разъяснением такой нехорошей ситуации? И тут я несколько разойдусь в настроениях со многими комментаторами, а, может быть, отчасти, и с автором настоящего поста - не стану я делегировать ответственность за состояние дел исключительно Минобразованию РФ.

    Хочется мне спросить, а где же во всей этой истории наше уважаемое региональное правительство? Где в таких раскладах роль, конкретно, Минообраза Республики Коми..? Похоже, роль эта прописана далеко не в том ключе, в каком руководство, например, Мурманской области отстаивает свои региональные вузы (и гуманитарные в том числе)...

    P.S.

    Надеюсь, политические и административные руководители РК обратят внимание на многоточие образовавшееся следствием поста профессора В.А. Сулимова. В то же время,похоже по всему, что очень многие работники сферы высшего образования РК имеют уже почти законченное мнение по этому вопросу (увы для многих наших ответственных лиц). Потому, граждане соответствующие начальники РК, не отказывайтесь от борьбы за наши региональные вузы, за наших учёных. С уважением.