Татьяна Юзыкайн: «Главное для Коми – не превратиться в «Финно-угорскую республику»
Финно-угорский портал опубликовал обращение члена научного экспертного совета при Исполкоме АФУН РФ, экс-лидера Союза коми молодежи «МИ» Татьяны Юзыкайн. Напомним, в ходе Всероссийского форуме «Мы - россияне. Мелодия единства», прошедшего в Этнопарке в селе Ыб, Юзыкайн критически отозвалась о «песенно-плясовом» характере молодежных мероприятий финно-угорский направленности. Ее комментарий возмутил лидеров коми движения, о чем ранее на Финно-угорском портале высказывалась нынешний лидер «МИ» Яна Сажина.
«Не ожидала такого резонанса от своего выступания на Этнофоруме. Парадоксально то, что каждый услышал то, что хотел, но главная мысль так ни до кого и не дошла. Либо это я нечетко изложила свои мысли, либо, действительно, я, того не ведая, коснулась больных точек.
Финно-угорские деятели услышали только о безрезультатности финно-угорских мероприятий, молодежное движение коми народа вообще уловило критику всей их деятельности. Хотя я лишь сравнила один аспект общественной работы в двух регионах за последние 8 лет и пожелала коми молодежным лидерам не пойти по пути марийский молодежи и тем самым свести на нет свою деятельность. О том, что Союз коми молодежи «МИ» не работает и мало использует коми язык, я не говорила. Я не имею морального права давать такую оценку и тем более критиковать, потому что у меня нет исчерпывающей информации о деятельности «МИ».
Главная же мысль была о том, что надо повышать внутреннюю сплоченность народа (и не только коми), вести работу по сохранению этнической идентичности у молодежи (и не только коми).
Мое мнение по финно-угорской тематике сложилось на основе моего общественного и научного опыта, переезда из Коми в другую финно-угорскую республику Марий Эл, что позволяет сделать сравнение. Финно-угорское сообщество создавалось для обсуждения проблем финно-угорских народов, совместного поиска путей их решения и обмена опытом. Сегодня российские финно-угры разучились обсуждать свои проблемы. Такие организации, как Ассамблея народов России, научили всех лишь восхищаться межнациональным диалогом, единством в многообразии, говорить бесконечными лозунгами. Показателем этого был 6 Всемирный Конгресс финно-угорских народов в Шиофоке. О том, что качество и содержательность финно-угорских мероприятий и проектов падает, говорили и на XI Международном конгрессе финно-угроведов. Авторы резонансного доклада «Финно-угорские народы России в социальных трансформациях XX века: опыт и проблемы адаптации» А.Е. Загребин и Г.А. Никитина отмечали, что в финно-угорском пространстве «налицо - увеличение организаций массовых мероприятий празднично-фестивального формата, тогда как жизнь требует системной работы по решению проблем более прозаического характера».
Госпожа Галанова И.В., представитель Ассамблеи народов России из Москвы, видимо, настолько была возмущена моим докладом, что испортила нам всю секцию «Молодежь и межкультурный диалог». Не дала ребятам полноценно прочитать свои доклады, обосновывая это тем, что нужно уметь сокращать всё и доносить только суть. Сама же постоянно демонстрировала свой телефон с новыми гаджетами, рекламировала Твиттер и группу ВКонтакте.
Доклады и исследования студентов были действительно интересны. Ассамблея народов России - инструмент по формированию единой российской идентичности, кто же смеет говорить о том, что полезнее активнее работать на благо своих народов, что межнациональные мероприятия должны быть второстепенны и иметь меньший приоритет по сравнению с национальными проектами.
Я не уменьшаю значение межнациональный мероприятий, в многонациональном обществе они должны быть. Межнациональные мероприятия позволяют увидеть внутригрупповую сплоченность того или иного этноса, переосмыслить культурное окружение, это огромный позитивный пример друг для друга, для формирования патриотических чувств, любви к своему краю, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов.
Но когда межнациональных мероприятий становится слишком много, национальные мероприятия теряются из виду, даже если они есть.
Буквально перед прошедшим Этнофорумом мои русскоязычные друзья из Сыктывкара задали мне такой вопрос: «А кто вообще занимается коми народом в Республике Коми, мы только и слышим и видим межнациональные и финно-угорские проекты. Республику Коми можно переименовать в Финно-угорскую республику».
Комментарии (56)
а так и ездить ближе будет, и новые нотки в традиционный коми-праздник ыбица внесены будут
А что до песенно-плясового стиля, ну, что легче дается, то и пользуют... Просто тогда нужно практично-рабочих мероприятий больше делать - форсайты там разные, решать социальные казусы.
Если не будет "Коми национального статуса" - не будет республика будет низведена до уровня области, а это означает для жителей Коми ухудшение условий проживания
Сыктывкар потеряет статус столицы, вместе со статусом уйдут деньги, госорганы, банки и крупные фирмы
Резко упадут зарплаты, возрастет безработица и тарифы ЖКХ
Те кто взял ипотеку будут кусать локти, начнется массовый обвал цен на жилье...
Поэтому берегите нашу национальную автономию, не давайте всяким болтунам и бестолочам из всяких комиссий и прочих бюрократических помоек уничтожать суверенитет Республики Коми
Сыктывкар потеряет статус столицы, вместе со статусом уйдут деньги, госорганы, банки и крупные фирмы
Резко упадут зарплаты, возрастет безработица и тарифы ЖКХ
Те кто взял ипотеку будут кусать локти, начнется массовый обвал цен на жилье..."
С чего это вдруг такие выводы? бред полнейший, ничем ни аргументированный
2." .. не решают коренных проблем Коми народа". Что такое "коренные проблемы"? есть, надо полагать и какие-то другие, пристяжные, например?
3. Вы все названия национальностей с прописной буквы пишете? т.е. Русские, Украины, Немцы, Татары?
Вообще-то не должно быть графы о национальности. Есть статус о государственном языке коми и он должен развиваться. Но это применимо было бы в совершенно других условиях.
Если говорить о песенно-плясовом характере молодежных мероприятий, это имеет право на существование, но на втором месте. А первое -- это ПОЛИТИКА. Хотя и песенно-плясовое неплохо, в наших условиях, российского авторитаризма, это вынужденное. В советское время в странах Балтии проводились певческие праздники и они помогли сохранить прибалтам национальную идентичность. Что для демократии плохо, для авторитаризма хорошо. Или наоборот.
Согласен с Юзыкайн, не может быть Финно-Угорской республики, финно-угорский проект, если его слишком сильно педалировать размывает национальные ценности, ослаб**ет. Есть Республика Коми.
те тоже на огненную воду подсели.
зато теперь хорошо живут в своих резервациях и делают там, что хотят...дикие люди...
Здесь, Уважаемый Василий, фраза использована для описания крайней степени возмущения и подкреплена описанием мощности сранья, вроде «насрал столько кирпичей, что можно построить дом», «насрал кирпичей на китайскую Стену» или «там-то [где хорошо набросили] открылся кирпичный заводик», «с**** шлакоблоками», «дристать известкой» и тому подобное. В нашем случае ты Уважаемый Вася, дристал стоя.
По счастливой случайности, многоуважаемый Васёк, в русском языке существует идиома, тоже связанная одновременно и с выделительными процессами, и с сильными эмоциями - С-СА-ТЬ кипятком, что обозначает диаметрально противоположный спектр эмоций. Если «с**** кирпичами» означает испуг, возмущение, злобу, боль — в общем, сплошной негатив, то в Советской России мем «с****/пи́сать кипятком» означает либо истерику от смеха, либо бешеную, лютую радость от чего-либо — в общем, неконтролируемые лучи любви.
Честно говоря, тошнит уже всех от этого "Ми". Ездите, тусуйтесь-только не говорите об этом народу на всех сайтах и во всех газетах....
вы не правы. Очень даже при чем. В феврале этого года в Латвии провели референдум о языковой политике. А проведение подобных шагов -- это признак слабости латышской государственности. В развитом, устойчиво НАЦИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ подобного, чтобы язык коренной нации подвергался жесткому испытанию и прессингу, ставился под сомнение, быть не может в принципе. Почему в Латвии, а не в Литве или пуще того, в Польше? Потому что именно в Латвии выше процент тех, кто не владеет государственным языком. Не имеет значения, русские это или не русские, этничность ни при чем. Есть русские, живущие в Латвии, владеющие госязыком и лояльные граждане. Через язык продвигается понятие патриотизма. Те, кто отказывается признать язык народа -- противники национальной государственности.
Язык -- символ национальной государственности.
К чему привела прежняя политика -- единый Советский Союз с единым языком Ленина или единая Россия с тем же? Этот подход привел к краху, т.к. нельзя управлять иначе как не через сверхцентрализацию.
Поэтому язык имеет колоссальное значение.
Не важно, что в Республике Коми, владеющих коми языком -- меньшинство. Важно другое: нужна политика, направленная на развитие национальных ценностей, в т.ч. языка. Этого пока нет. По объективным причинам, в числе которых авторитарный режим в России.
Ответ: жил бы народ лучше. Если бы в Латвии не было латышского языка а был русский, не было бы республики, а была бы Рижская область, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ситуация ничем не будет отличаься от соседних деструктивных Посковской и Новгородской областей. В маленькой компактной стране легче навести порядок, чем в гигантской империи. Самый высокий ВВП в Европе в Люксембурге и Швейцарии.
Как говорил один кремленолог. Россия кончается там, где кончается русский язык.
Не надо использовать мое имя для троллинга.
Империя -- это тупик!!!
Сами русские так же страдают от ее засилия!!!
Теперь вы меня обвиняете, что я призываю к отделению. Где это вы обнаружили? С пафосом твердите, что все мы россияне. Но когда-то с не меньшей гордостью говорили, что все мы советские. И где этот Советский Союз? Его разрушили, но не штатные сепаратисты, а секретари ЦК, рескомов, обкомов, партфункционеры всех калибров, верные сыны сталинской тоталитарной системы, которая на поверку оказалась гнилой.
В моих рассуждениях больше аналитики, чем призывов к чему-то. Доказываю ущербность одной модели и успешность другой.
Пожалуй, мне остается привести самый простой, простейший из простейших аргументов привести: СССР не распался бы никогда, ни в жизнь и ни при каких обстоятельствах, если бы это сверхгосударство не покушалось на национальную основу и самобытность народов, если бы было угрозы ассимиляции, если бы у них была возможность входить свободно и свободно выходить, менять статус. Как Пуэрто-Рико. Или из Евросоюза, откуда никто не хочет уходить. Многие туда рвутся, Сербия, Турция, но их не принимают. Можно ли себе представить, чтобы Северная Корея рвалась вступить в РФ?
А Россия конечно не СССР. Но есть общее, это прежде всего игнорирование интересов регионов и свои особенности, поэтому РК никак не может развиваться по прибалтийскому варианту. Там если не нынешнее поколение русских, то их потомки рано или поздно интегрируются и получат гражданство. Там проще, а для российских окраин (республик, авт. обр-й.) процесс развития гораздо сложнее и дольше.
Кстати, она сама уроженка южных районов Коми, много лет молодежным движением занималась и уж точно знает о чем говорит.
И в бытность свою лидером МИ пыталась что то делать. Только не нужно это было никому.
Расскажите хоть об одном социально - значимом проекте реализованном МИ?? не в городе для сельской молодежи??