15:51, 04.02.2013 / ЭКОНОМИКА

Конституционный суд республики напомнил лесопромышленникам-монополистам об ответственности

Сегодня Конституционный суд Коми дал толкование статей 11 и 35 главного закона республики по запросу советов сельских поселений Койгородок, Койдин, Куниб и Подзь. Напомним, поводом для обращения в суд стали сложные отношения с крупными лесопромышленными предприятиями, в том числе с ОАО «Монди СЛПК»: монополисты диктуют свои условия и ценовую политику, в результате чего малые предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере лесозаготовки, вынуждены уходить с рынка.

 

ANT_2421_preview_420.jpg

Фото Николая Антоновского

Сельские поселения попросили дать толкование двух статей Конституции Коми о полномочиях региона в ситуациях, когда есть признаки монополизации и недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов. В запросах указано, что один из основных видов деятельности в муниципалитетах — это лесозаготовка для крупных лесоперерабатывающих предприятий. При этом на рентабельность малых предприятий влияют не только объемы и виды закупаемого у них лесного сырья, но и его рыночная и справедливая цена. А цены монополисты диктуют свои, снижают их, из-за чего лесозаготовители терпят убытки. Предприятия закрываются, рабочие места сокращаются, уменьшаются объемы налогов в местные бюджеты. У заявителей возник вопрос, допускают ли статьи Конституции установление лесоперерабатывающими предприятиями с доминирующим положением на рынке условий, которые выходят за рамки правил экономической деятельности.

В тексте постановления Конституционного суда республики говорится:

«При осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты в соответствии с конституционным принципом справедливости и требованиями закона обязаны обеспечивать надлежащий баланс прав и обязанностей участников возникших отношений и ответственно относиться к правам и свободам тех, кого прямо или косвенно затрагивает их хозяйственная деятельность».

Суд постановил, что хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не вправе совершать действия (бездействие), запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные федеральными законами монополистической деятельностью. Установление монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, дискриминация при доступе на товарный рынок других хозяйствующих субъектов не допустимы. Толкование статей является обязательным для всех органов госвласти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Постановление суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Что будут делать заявители дальше, имея на руках это постановление, пока неизвестно. Стороны знакомятся с документом.

 

ANT_2452_prev_original.jpg

 

Представитель сельских поселений Игорь Потапов сообщил БНКоми, что пройден важный этап, но огромную часть работы еще предстоит сделать. Конкретные шаги собеседник агентства афишировать отказался.

-Да, суд постановил, что обеспечение прав и законных интересов населения республики, создание благоприятных условий — это обязанность не только государства, но и коммерческих организаций. Монополистам не разрешается совершать действия, которые могут ущемить права граждан, соответственно, стоимость сырья (в данном случае, древесины) не может быть ниже стоимости ее заготовки. Что дальше - мы сейчас загадывать не будем. Иначе это будут пустые лозунги. Наша конечная цель — соблюдение прав населения республики. И добиваться ее мы будем всеми законными способами. Вопрос очень серьезный, - пояснил Игорь Потапов.

- Мы же не просто так это делали — суд ради суда. Должна быть четкая позиция, как действует та или иная норма Конституции в связи с определенной группой жителей, - говорит руководитель исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» Юрий Болобонов. - Будем смотреть, что дальше. На крупное предприятие работало множество леспромхозов, сейчас они трансформировались в мелких предпринимателей, которые занимаются заготовкой леса. Целые лесные поселки, ранее процветавшие, вымирают. И выбора у них нет, ситуация похожа на монополистическую - это мягко говоря. В суд обратилось несколько заявителей, но они выступили в интересах большой группы поселений. Ведь у нас на юге республики основное занятие - это добыча и переработка леса. Ассоциация — это общественная организация, куда входят все муниципалитеты, мы проводим системную работу и просто так отступаться не собираемся. Надо выстраивать отношения, и вопрос о социальном партнерстве не снят. Крупные предприятия должны нести социальную ответственность.

710

Комментарии (31)

Добавить комментарий
  • Вася
    04 февр. 2013 г., 16:53:29
    Ответить
    фейсторль
    КС? Это задача не ФАС, не?
    • 123
      05 февр. 2013 г., 14:02:41
      Ответить
      Суд
      постановил - закон нарушать нельзя, мало маслянное, вода водяная. Да здраствует справедливый суд. И во сколько он нам обходится? Может уменьшить монди налоги на сумму данного суда и обязать повысить стоимость балансов. По моим прикидкам рублей 50 будет на куб.
  • а
    04 февр. 2013 г., 16:55:10
    Ответить
    приватизировать
    социально безответственного монополиста взад!
    • Морт
      04 февр. 2013 г., 18:31:14
      Ответить
      Монополиста ,дорогой,взад ударить не получится!
      Советы сельских поселений вступили в борьбу со следствиями,а не с причиной создавшегося положения.А причина та,что мы все сдали социализм во времена иуды Горбачева,иуды Ельцина и его выкормыша Путина.Чего же,друзья,теперь после драки кулаками махать?Поезд уже ушел.Конституция СССР гарантировала работу ВСЕМ,за тунеядство наказывали в том числе в уголовном порядке.Лесная отрасль нашей республики процветала.Вы поверили горбачевым-явлинским-гайдарам-чубайсам-бурбулисам и их ставленнику Путину,что капитализм - это превосходно.Что при капитализме нас ждет рай.Нас обвели вокруг пальца,как котят.У народа отнято право на работу,на зарплату,на жилище.Да,да,на жилище право было гарантировано Конституцией СССР,гарантировало это право социалистическое государство.Да,за колбасой в "Столичном"магазине приходилось стоять 40 минут,но любой малоимущий,Я ПОДЧЕРКИВАЮ _ ЛЮБОЙ,мог купить батон колбасы ИЗ МЯСА,а не из сои с картоном и обрезков бразильской буйволятины и австралийской кенгурятины.Бедный российский народ,ты не понимал нашей советской социальной защищенности - нам хотелось показного западного изобилия в витринах.Но вы не понимали,что это изобилие - для тех,у кого есть деньги : для Константина Ромоданова,для Евгения Самойлова, для Владмира Торлопова,для Романа Зенищева,но не для санитарки в больнице с зарплатой в 7000 руб и не для почтальона с заплатой в 4000 руб,не для работяги из сельхозкооператива "Часово",получающего 3000 руб.
      Я не буду призывать к насильственному свержению путинского режима,это по буржуйским законам уголовное преступление,на необходимо обратиться к опыту Октября 1917 года и подумать о будущем.И еще - неужели не понятно,что Конституционный суд обслуживает интересы правящего захватившего власть в России меньшинства.А правящее буржуйское меньшинство в погоне за прибылью чихать хотело на интересы каких-то жителей каких-то лесных поселков.
      Так что,остается кусать локти.
    • Вася
      05 февр. 2013 г., 13:16:01
      Ответить
      А они налоги платят, в отличии от ГазПрёма и Лукойла
  • Андрей Бурдаев
    04 февр. 2013 г., 17:35:56
    Ответить
    Краткий анализ обстановки был дан два года назад. Полная версия так и не появилась: www.mskomi.ru/n/article.php/7933

    Динамику отношений с муниципалитетами (т.е. с их главами) можно отслеживать по видеоряду выступлений последних на встречах с присутствием «Монди», посвященным лесной или национальной тематике: пожелания успешной работы сменяются полунамеками и попытками прорваться на «эксклюзивные» переговоры, потом попытки понять, кто принимает решения, в финале - постоянная критика, повторяющиеся из года в год очевидные, но, видимо, неразрешимые претензии.

    Позиция каждой из сторон аргументированна и разумна. Нестыковка возникает на уровне форматов и отсутствия устойчивых двусторонних коммуникаций. Форматы годового бюджета «Монди», планов развития лесной отрасли, борьбы с кассовыми разрывами бюджетов муниципалитетов, поддержки малого бизнеса, схемы минимизации себестоимости сырья, реализации программ занятости населения и т.п. не стыкуются.

    Плюс разница в способах подачи информации. Дискомфорт вносит формальная публичность компании на фоне полного информационного вакуума в освещении вопросов построения отношений не только на республиканском, но и на районном уровне.

    В последнее время ситуация улучшилась. Начались встречи, консультации. Но реальным результатом станет разработка комплексной Программы развития лесной отрасли, учитывающей интересы системного лесного бизнеса, интересы лесных районов, интересы системы подготовки кадров для лесного бизнеса и т.д.

    Программа с включением не только экономических и производственных параметров и целей, но и определяющая участие в культурной жизни, в сохранении национальных традиций, в реализации антиалкогольной программы в районах лесопользования, программ развития сопутствующего малого бизнеса и пр. Формат программы должен быть пригоден для вынесения ее не только на республиканский и федеральный уровни, но и на согласование с иностранными акционерами.

    Программа развития, нацеленная на создание предсказуемой, сбалансированной и благоприятной социально-экономической обстановки в регионе интересов международной корпорации, вряд ли встретит неприятие со стороны акционеров, такие документы благоприятно влияют на имидж корпорации, на ключевые инвестпоказатели.

    В случае принятия такой программы у республики появятся дополнительные возможности привлечения господдержки, в период кризиса рассчитывать на приток частных инвестиций в лесную отрасль не приходится, есть менее консервативные отрасли, которые восстанавливаются быстрее. Отмечу, что прямая поддержка лесного бизнеса не вошла в «Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год».
    Есть и простые пути решения вопроса построения отношений крупного бизнеса и населения. Можно просто выучить текст обращения к иностранным собственникам. Текст готовился к встрече директоров дочерних предприятий с новым «иностранным» руководством. А поскольку и группа подготовки и потенциальный выступающий неважно владели языком, то текст получился достаточно кратким, но доступным для быстрого изучения и эффективного применения. Звучал он примерно так: «Балансы - о’кей! Гив ми мани эври дэй!»
    • Морт
      04 февр. 2013 г., 18:41:48
      Ответить
      Есть вопрос
      Вы,Бурдаев,прислуга буржуазии,это ясно,как божий день.Если у вас есть смелость,то разберитесь (вы же публичный мужчина) как могло произойти,что усть-куломские леса были отданы ПОЛЬСКИМ ЖУЛИКАМ?Я не думаю,что правитество нашей республики настолько наивно,что не понимало,с кем имеет дело.А если,допустим,не понимало,то это не правительство,а детский сад.А если понимало,то сдало ПОЛЬСКИМ ЖУЛИКАМ усть-куломские лесе,погубив лесную отрасль Усть-Куломского района,видимо,не бесплатно.Не прослеживается ли здесь коррупционной составляющей?Но нет,я не думаю,Бурдаев,чта вы смелый человек.Вы можете лишь заниматься пустословием,словоблудиеми бормотологией,извините.
      • Андрей Бурдаев
        04 февр. 2013 г., 18:52:53
        Ответить
        Морт, а морт, пиши под своим основным именем :)
        И не забывай, что поляков "заводили" в лес под прикрытием польского консульства и года три это был единственный крупный проект Польши в России. Наложи это все на катастрофу польского самолета и перепады в российско-польских отношениях.
        Кто, морт, отдал твои леса? И что с ними? Стоят целехоньки... Как делали "нарезку" лесфонда скажу: взяли карту арендованных участков и "белое пятно" в центре всучили полякам вместе со всеми болотинами. Хоть на карту-то их участков глянь :)
    • Нюх
      04 февр. 2013 г., 21:12:40
      Ответить
      уважаемый г-н Бурдаев. Это из уважения к Вашим комментариям в тругих текстах. Здесь Вы чё-то наворотили.
      1. Конституционный суд не имеет права выносить адресные решения (так, в целом)
      2. Монди имеет право покупать или нет по предлагаемой цене. Кто дешевле, тот и прав. Нуу.
      3. Ваши рассуждения связанные с социальной ответственностью связаны с сертификацией лесофонда (это существенно!)
      4. Монди должны освоить свою лесосеку (кто спорит?)
      5. Это уже для специалистов. Выполнить п.3 проще через п.4 или связываясь с кучей "разговорщиков от имени администраций"?
      • Нюх
        04 февр. 2013 г., 21:15:02
        Ответить
        да, забыл упомянуть - все это политическая возня
        наверное догадались, почему мстят Монди и кто
      • Андрей Бурдаев
        05 февр. 2013 г., 8:47:14
        Ответить
        Все верно. Это лишь выжимка из материала 2-х летней давности. Сейчас есть (кроме названных Вами) еще один нюанс: с 1 марта 2013 начинает действовать еврорегламент по продукции, произведенной и реализуемой в Евросоюзе.
        «Теперь лесная отрасль несет прямую ответственность уже и к конечным продуктам лесопереработки, то есть мебель, бумага и прочее. Должно соблюдаться лесное и экологическое законодательство. Лесозаготовители должны будут показывать, насколько легально они получают древесину», – отметил глава Рослесхоза.
  • человек
    04 февр. 2013 г., 19:12:20
    Ответить
    бурдаеву
    морт все правильно сказал
    • Андрей Бурдаев
      04 февр. 2013 г., 19:26:28
      Ответить
      «Балансы - о’кей! Гив ми мани эври дэй!»?
      • Читатель
        04 февр. 2013 г., 20:02:53
        Ответить
        Вы этим мортам ничего не докажете, они нехотят слышать Вас, а слышат только свой крик. Впрочем как это происходит и с МОНДИ.
        Насчет батона с колбасой в СССР. Да я жил в СССР и у меня были родители, которые всю свою жизнь вкалывали в лесу и толком ничего не видели, и умерли недожив до пенсии. Я всю жизнь живу в сельском районе. Приезжайте в любой поселок и спросите, кто из лесников-пахарей дожил до пенсии, еденицы. А жировали тогда коммунисты и начальники-номенклатура (скорее всего Вам пишет кто-то из них. Они и колбасу и батоны жрали в райкомах, обкомах и обкомовских дачах. И сейчас чешут языками огульно, непонимая и не воспринимая ситуацию. Кстати, это их поколение развалило СССР, нам тогда и 25 небыло когда это все они содеяли, а теперь пытаются переложить на нас. Помню и пустые прилавки в 80-х годах, и это все они "небуржуи". Что касается жизни в лесных поселках, то действительно они брошены и выживает кто, как может, а проблема в том что власть и бизнес неслышат друг друга или нехотят.
        • Морт
          04 февр. 2013 г., 20:42:06
          Ответить
          Уважаемый читатель!
          Чтобы лучше понять глубинную суть процессов, произошедших в нашей стране в годы перед перестройкой,во время перестройки и после нее,убедительно советую вам прочесть серьезный труд Сергея Георгиевича Кара-Мурзы "Советская цивилизация".Гайдары-солженицины-сахаровы-яковлевы-чубайсы-приставкины вам,я вижу,сильно обработали и зазомбировали мозги,к сожалению.
          • Читатель
            05 февр. 2013 г., 6:54:50
            Ответить
            Вы знаете нам никто мозги так не обрабатывал, как это делали в СССР. Тогда мы были молоды и у нас бытовала поговорка Кумпартия - страна ложпетия. А правду только на почте продавали в виде газеты.
            И не нужно нам мозги вправлять, там тоже было лучше для избранных, номенклатуры. Помню песни, типа "руки рабочих" и еще что-то в этом роде, "партия наш рулевой", вот и нарулили Вы!Это предыдущее поколение оставило нам все в разрушенном состоянии. Одно радует и утешает, что еще Россию не развалили. А раз появились эти гайдары, чубайсы, Яковлевы, значит такая и была цивилизация, ведь она их и породила, создала условия для их появления, путем загнивания и деморализации того существующего строя. А равноправие видимое тогда было, рабочие жили все одинаково бедно, кто повыше в должностях позажиточнее, ну а наверху совсем неплохо, особенно как мы называли в доме престарелых (Кремле). Помню школу где меня против моей воли заставляли знать наизусть произведения советского "гения" (Целина, Малая земля, Возрождение), и т.д., и.т.п.
            И никто не спорит, сейчас жить тяжело, воровство, коррупция беспредел и беззаконие достали, но это все порождение того времени. И к сожалению всем нам приходится через это все проходить.
            • Тролль-пропаганда!
              05 февр. 2013 г., 8:10:02
              Ответить
              .
  • юрыст
    04 февр. 2013 г., 19:27:10
    Ответить
    Ну чо робяты юрысты. получили ничего не значащий текст КС РФ.Лучше бы деньги. вырученные при случае ликвидации столь ненужного органа правасудия отдали на что либо полезное обществу. ФАС а не КС РК должон решать эти проблемы. Лутше профсоюзы организовать на эти деньги чем на КС РК тратить!!!
    • Леон
      05 февр. 2013 г., 8:00:40
      Ответить
      Чужие в РК или резервации для коми
      Судя по формулировке СК РК принято ни к чему не обязывающее постановление в пользу арийцев(Монди).Вопрос,а нужен ли нам КС как впрочем и ФАС,не защищающие интересы коренного населения.
  • Покупатель, не монополист
    04 февр. 2013 г., 20:32:52
    Ответить
    Мда... а как с нами быть?
    "Монополистам не разрешается совершать действия, которые могут ущемить права граждан, соответственно, стоимость сырья (в данном случае, древесины) не может быть ниже стоимости ее заготовки".
    Какая ерунда - увеличивай стоимость заготовки, а покупатель должен оплачивать твои издержки.
  • Тоже житель республики
    05 февр. 2013 г., 7:45:22
    Ответить
    Крайний справа - не басманов ли?
    даже бумажку с ручкой взял!
  • Че
    05 февр. 2013 г., 8:58:40
    Ответить
    социальная безответственность
    Без внимательного пересмотра сделки по "прихватизации" комбината импортными делягами вопрос видимо неразрешим. Комбинат нужно вернуть республике.
  • ЖИВУ Я ЗДЕСЬ
    05 февр. 2013 г., 10:40:41
    Ответить
    СИНЕКУРА! ПОЧИЩЕ, ЧЕМ У АНГЛИЙСКИХ ЛОРДОВ. Народ понадеялся на КОНСТИТУЦИЮ и получил полную конституционную защиту против СЕБЯ.
  • Андрей Бурдаев
    05 февр. 2013 г., 12:17:57
    Ответить
    Если отбросить лирику и призывы "отобрать комбинат", но заставить "буржуев" продолжить его модернизацию, то не совсем понятно, почему кроме КС и непробиваемого УФАС не использован один из ключевых рычагов "коллективного" воздействия:

    Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2012 - 2014 годы (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей целлюлозно-бумажной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей мебельной и деревообрабатывающей промышленности и ОАО «Российская топливная компания» 12 января 2012 г.)

    www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70044596/
    • Че
      05 февр. 2013 г., 14:09:26
      Ответить
      какие такие призывы?
      Нет призывов "отробрать"! Есть пожелание "вернуть". А для этого следует "рассмотреть" как его передали в нероссийские руки. Если бы республика владела этим активом, то могла бы эффективно влиять на занятость в муниципалитетах путём развития, к примеру, пресловутой "глубокой переработки" древесины. На базе комбината и с учетом научных разработок института химии КНЦ имеется возможность реализации реально прорывных технологий. С реальными рабочими местами и приличной занятостью по леспромхозам. Причем всё это не маниловщина и не пустые хотелки. Производственные цепочки детально просчитаны и во многом опробованы вплоть до конечных продуктов. В нынешнем формате комбинатовладения - это непрофильный бизнес. А если чуть глянуть в будущее станет понятно, что на одной бумаге далеко не уехать. Жить ей отмерено лет 10-15. Нынешним случайным владельцам хватит, а республике? Ей останутся руины и вполне возможный социальный взрыв (если конечно предусмотрительные люди из монди не уморят население раньше). Так может озаботиться сйчас? Или "после нас хоть потоп"?
      • Андрей Бурдаев
        05 февр. 2013 г., 14:21:12
        Ответить
        Че, если есть что по теме, то пиши под своим именем. Не хочешь светится - скинь на . Если фактура стоящая - обсудим на закрытом сервисе: www.bnkomi.ru/data/news/17894/
        Но нужна не столько констатация фактов, сколько алгоритм решения задачи (в рамках действующего, а не советского законодательства).
        • технолог
          05 февр. 2013 г., 17:23:09
          Ответить
          Че курирует политэкономию. Укрупненно. Лично скромен. Славы не жаждет. Светится не хочет. Детально "фактуру" не знает (это моя корова), но полагаю, что в его констатации алгоритм принципиального решения уже зашит. Монди действительно не будет сотрудничать с РК по указанной теме. У них задача - дешево отмазаться. А вот Сыктывкарский ЛПК - другое дело! Насчет отдать проекты в ваш "черный ящик" у товарищей есть разные мнения. Сейчас (как раз в рамках не советского законодательства)доминирует следующее: факультативно решать вопросы минпрома - не совсем правильно. Нельзя отнимать их кусок хлеба. Обидятся.
          Дальше: "будем посмотреть". Чапаям нужно подумать.
          • Андрей Бурдаев
            06 февр. 2013 г., 0:28:05
            Ответить
            Спасибо за "разведку боем" . Учту Ваши замечания.
          • Андрей Бурдаев
            06 февр. 2013 г., 0:35:49
            Ответить
            Да, ящик не совсем "черный". Стоит Минпрому дать список участников (техподержка- ) - в течении 1-2 часов министерству будет дана полная картина и права администратора своей экспертной группы. Все сервисы системы пригодны для подготовки отчетности для федеральных ведомств.
      • Чел
        10 февр. 2013 г., 23:00:00
        Ответить
        читай про Карелию
        про Кандопожский ЦБК и полиция в боевой готовности в ожидании социального взрыва.Там тоже Питерская ОПГ порабртала
  • Тетчер
    05 февр. 2013 г., 14:34:37
    Ответить
    Весь мир бардак............
    А люди.......
    Самое главное в жизни быть в ладу с собой и быть чистоплотным не только телом, но и душой!!!!! Возмездие за причиненную боль порядочному человеку всё равно наступит, не зависимо от кошелька, у кого-то раньше, у кого-то позже. Живите с миром!!!