content/news/images/189496/006-1.jpg
16:00, 08.09.2025 / КУЛЬТУРА

Квашеный борщевик, пустовара и блины на крови: как питались в деревне коми XX века

Блюда на территории региона готовились из зерна и дикорастущих трав, мяса и рыбы, ягод и грибов. На сельском столе появлялись выпечка с хвощом или толокном, супы с рассолом борщевика, каша из ржаной и черемуховой муки. Доктор исторических наук Татьяна Чудова рассказала БНК, какие были кулинарные традиции коми, почему число ложек и едоков должно строго совпадать, где на свадьбу подают приготовленного целиком лебедя и из-за чего некоторые сельчане не едят щуку.

Квашеный борщевик, пустовара и блины на крови: как питались в деревне коми XX века
Фото Татьяной Чудовой и Константина Стратиенко

В основе питания коми в XX веке лежали, например, зерновые: рожь и ячмень. Пшеницу приходилось покупать, так что ее использовали лишь на праздники. Еще одна основа блюд — это мясо, причем чаще всего употребляли в пищу баранину. В северных районах, где процветала охота, нередко на столе появлялась дичь. А вот говядину ели реже, рассказала доктор исторических наук Татьяна Чудова.

Z06_0280.jpg

— Долгое время коми были истинными христианами. А в году более 200 дней поста. Конечно, тогда они мясо не ели. Поэтому, когда говорят, что коми жили плохо и мяса не видели, люди лукавят. И даже при приходе советской власти многие продолжали соблюдать постные дни, — объяснила ученый.

Также сельчане ели и рыбу, но не всю. На верхней Вычегде, например, проявляли осторожность к щуке, так как она, по верованиям, могла утащить на дно. А на Печоре считалось, что эта рыба ела утопленников и крыс.

006-2.jpg

Щука (Кослан, Удорский район)

Овощи использовались жителями коми деревень нечасто, и ассортимент таких продуктов был небольшой: капуста, репа, редька. А вот дикоросами деревенские жители не пренебрегали. Например, в некоторых районах собирали борщевик сибирский, который квасили, добавляли в супы для густоты, когда заканчивался картофель, использовали в рагу. Хвощ полевой могут применять в качестве начинки для пирогов. Среди ягод наиболее распространенной оказалась брусника, но также собирали чернику, морошка, голубику.

006-3.jpg

Борщевик сибирский (Летка, Прилузский район)

Основной способ сохранения пищи — это заморозка.

— В летний период были ледники. Это такие строения из бревен без окон, но с дверью. Внутри яма глубиной 2-2,5 метра. Весной туда утрамбовывают снег, и там хранят продукты, — рассказала Татьяна Чудова. — Холодильники в деревне начали появляться на рубеже 1960-1970-х. Причем распространялись быстро, как и микроволновки, электрочайники. Комфорт хотят все иметь.

Кроме того, коми сушили продукты, запаривали ягоды в печи без сахара. Поэтому сельчане использовали соль в небольших количествах. По словам Татьяны Чудовой, большое ее потребление характерно больше для территорий с жарким климатом.

006-4.jpg

Хвощ полевой (Сыктывкар)

При готовке чаще всего коми прибегали к варке в печи, но также они тушили и запекали. Самое распространенное в Коми повседневное блюдо — это суп, указала ученый. В постные дни он состоял в основном из перловки, в него добавляли немного соли, дикоросы, иногда — рассол борщевика сибирского, придающий слабую кислинку. Готовили и пустовару, состоящие только из воды и муки.

006-5.jpg

Русская печь (Троицк, Корткеросский район)

— Когда тяжелый труд, нужна сытная пища. А в посты нет интенсивной работы, они проходят в межсезонье. Если ничего не делаешь, то можешь и пустовар есть, — объяснила Татьяна Чудова.

В скоромные дни в суп клали большой кусок мяса, а также немного муки или крупы: в итоге получалось густое и сытное блюдо.

— Бабушки, когда в супы добавляют морковку, капусту, свеклу, говорят: «Это не суп, это помойка», — поделилась доктор исторических наук.

В качестве сладкого готовили ляз, кашу из ржаной и черемуховой муки, которую отправляли в печь. Также на стол подавали кашу с ягодами и сами дары леса.

006-6.jpg

Ляз

Широко распространены и шаньги, хотя многие путают их с калитками. У вторых по бортикам сделаны защипы. При этом ингредиенты у них одни и те же: в основе — ржаное тесто, в качестве начинки — картофельное пюре, крупа, творог, толокно, перетертые семена конопли.

006-7.jpg

Шаньги круглой формы (Кослан, Удорский район)

Но у хозяйки не было времени каждый день готовить шаньги. Вся выпечка появлялась на столе лишь в праздники, которые отличались изобилием и сдобностью. Какие-то блюда готовились только во время определенных обрядов. На похороны делали кутью из перловки и ягод. На свадьбу подавали цельноприготовленную дичь, у ижемских коми ею выступал лебедь. А вот мучной кисель во время бракосочетания на столе стоять не должен.

Особенный рацион был у оленеводов. Они запасали много дикого лука и ягод; грибы начали есть во время Великой Отечественной войны, так как до этого считали их пищей оленей. Готовили в основном на открытом огне, хотя потом начали использовать и буржуйки.

006-8.jpg

Брусника в молоке (Кослан, Удорский район)

Оленеводы питались непосредственно мясом животных, но не только. Пищей становились и маленькие мягкие рожки, в которых много кровеносных сосудов. Копыта очищали и использовали в готовке холодца. Также пили кровь оленей, замораживали ее, делали из нее блины. Кроме того, в рационе в большом количестве была и рыба.

Z06_0357.jpg

Упомянула Татьяна Чудова и застольный этикет. Садились за стол одновременно, поэтому опоздания считались недопустимыми. Если семья большая, то сначала ели взрослые, а потом уже кормили детей. Также сельчане следили за количеством ложек и числом едоков. Если первых больше, то за стол сядет черт. Нож среди еды не лежал, для резки его приносили и сразу же убирали. Вилок не было: вместо них использовали специальные острые палочки.

Хозяйка дома готовит и подает еду, в то время как хозяин выступает «распорядителем» пищи, каждому дает ломоть хлеба. Именно ему принадлежит право первой ложки, так как начальный кусок может быть как благодатью, так и отравой.

— Зачерпнул, съел, ложку положил. Если держишь ложку — жадный. Такое право есть только у хозяина: в случае чего мог дать ложкой по лбу, — добавила Татьяна Чудова.

По ее словам, нельзя болтать ногами, разговаривать, класть локти на стол. Но есть и исключения из правил.

— Когда подросток первый раз участвовал в пахоте, он имел право положить локоть левой руки на стол. Он так показывал переход в другую страту, что уже большой. Другие уже ничего не демонстрируют, так как они уже большие, зачем им это? — объяснила Татьяна Чудова.

При этом историк подчеркнула, что традиционная кулинарная культура в основном сохранялась лишь в деревнях.

— Городские пищевые традиции совершенно другие. Многие северные города были созданы в 1940-е годы и заселены не коми. Поэтому они совершенно не показатель местных кулинарных обычаев, — резюмировала Татьяна Чудова.

1916

Материалы по теме:

Комментарии (15)

Добавить комментарий


  • Все
    08 сент. 2025 г., 17:43:25
    Ответить
    Так,я была маленькая,но помню,как моя бабушка соблюдала все посты,был большой огород,росла даже рожь,на церковные праздники бабушка затемно вставала и пекла шаньги,рыбники,колобки.Никогда она не сидела без дела,прожила 90 лет.
    • Pyccкий Север
      08 сент. 2025 г., 18:06:05
      Ответить
      Очень интересно. Это ж в каком районе, зырянам так свезло в жизни, что они кушали баранину? Ну, вот не попадалось читать за такое счастье.
      • Вуду
        08 сент. 2025 г., 18:49:48
        Ответить
        Они ели русских, а это считалось бараниной.
        • *
          08 сент. 2025 г., 20:45:47
          Ответить
          Хрюкни ещё что-нибудь, скакуас.
      • Кстати,
        08 сент. 2025 г., 18:50:37
        Ответить
        Сосед моей бабушки,дядя Вася постоянно пас овец,много их у него было,интересный дядька был,постоянно ходил босиком.Это было в Тентюково,когда Пригородный стал теплицы строить,квартиры в городе стали давать.
        • Pyccкий Север
          08 сент. 2025 г., 19:04:18
          Ответить
          Не исключено держание штучных или небольших отар овец, только ХХ век от с января 1901 года начинается. Не до революции, не после, бараниной зыряне не питались. Если только в конце ХХ века, но тогда так и говорить надо. А можно подумать, что ижемские каюры не стада оленьи пасли, а отары овец. И да, кстати, почему ни слово о любимом лакомстве коми, вонючей рыбе печорского посола.
          • брат гримм
            08 сент. 2025 г., 21:40:20
            Ответить
            В.Высоцкий
            Мой сосед объездил весь Союз —
            Что-то ищет, а чего — не видно.
            Я в дела чужие не суюсь,
            Но мне очень больно и обидно.
            У него на окнах плюш и шёлк,
            Баба его шастает в халате.
            Я б в Москве с киркой уран нашёл
            При такой повышенной зарплате!
            И сдаётся мне, что люди врут —
            Он нарочно ничего не ищет.
            А для чего? Ведь денежки идут —
            Ох, какие крупные деньжищи!
            А вчера на кухне ихний сын
            Головой упал у нашей двери —
            И разбил нарочно мой графин,
            Я — мамаше счёт в тройном размере.
            Ему, значит, — рупь, а мне — пятак?!
            Пусть теперь мне платит неустойку!
            Я ведь не из зависти — я так,
            Ради справедливости — и только.
            …Ну ничего, я им создам уют —
            Живо он квартиру обменяет.
            У них денег — куры не клюют,
            А у нас — на водку не хватает!
      • 11
        09 сент. 2025 г., 10:39:23
        Ответить
        в Удорском районе, там у каждой семьи в деревне по 20-40 барнов.
  • Не, не
    08 сент. 2025 г., 18:25:08
    Ответить
    засодимский видел зырян грязными, дурно пахнущими, плохо одетыми с рыбой за пазухой, живущих в курных избах
  • комяк
    08 сент. 2025 г., 18:38:03
    Ответить
    Русский хлеб кушали
  • чистая правда
    08 сент. 2025 г., 18:45:16
    Ответить
    образованность коми зародила церковь, мы всегда были образованными, что не характерно для наших соседей
  • Борщевик
    08 сент. 2025 г., 20:00:25
    Ответить
    Полезен и вкусен
    Реабилитировать надо )))
  • Уехал давно
    08 сент. 2025 г., 20:16:50
    Ответить
    В общем, бедно жили, питались подножным кормом, дичью всякой, цивилизацией тут и не пахло, выживали как могли. Но благодаря Российской Империи и Советскому Союзу стали жить нормальной жизнью и хорошо питаться.
    • Зырянская кухня
      09 сент. 2025 г., 5:51:22
      Ответить
      Попробовали бы сейчас борщевиком угостить, быстро бы ложкой по лбу получили
    • 11
      09 сент. 2025 г., 10:43:18
      Ответить
      В Коми народ всегда жил хорошо, здесь не было крепостного права и народ жил вольной жизнью, в отличии от остальной крепостной россии, откуда пошло холопство, что сейчас прослеживается во многих людях оттуда.