22:41, 22.04.2013 / КУЛЬТУРА

В Гимназии искусств поставили «Марусю» по поэме Цветаевой

В Сыктывкаре на сцене Гимназии искусств при главе республики с аншлагом прошла премьера-сдача драматической фантазии по поэме Марины Цветаевой «Маруся». В оригинале поэма называется «Молодец». И вряд ли в зрительном зале набралось бы с десяток человек, прочитавших сложнейшее произведение. Исключение составляли артисты, режиссер и педагоги-языковеды, которые после спектакля долго благодарили режиссера Анастасию Есеву за глубокое прочтение классики.

 

DSC_1924.jpg

Фото Андрея Ретанова

Музыкально-драматическая постановка стала плодом совместного творчества ансамбля русской песни «Северная околица» и детской театральной студии «Ордым» Гимназии искусств. Три десятка учащихся 8-11 классов более месяца буквально жили сказочно-былинным текстом Цветаевой со сложнейшим символическим подтекстом.

 

DSC_1918.jpg

 

Под стать предельно концентрированному тексту Цветаевой были и декорации, точнее, их отсутствие. Скамьи на авансцене, где расположилась «Северная околица», прикрыли посадскими платками. Минималистские костюмы, стилизованные под русские народные, и сложная партитура цвета – вот то, что «цепляло» взгляд зрителя. Самым ярким «пятном» был костюм красавца-упыря да красные полотнища шифона, символизирующие то ворота, то путь, то кровь, то погребальный саван. Диалог девушек-подружек, олицетворяющих молву и напоминавших хор в древнегреческих постановках, расцвечивался игрой элемента костюмов – белых платков с черным подбоем, которые гимназисты выворачивали в зависимости от окраски эпизода. Часовая игра юных артистов на фоне пения «Северной околицы» вызвала слезы не только у зала. Плакали и сами артисты.

 

 

DSC_1902.jpg

 

Однако не все были готовы к восприятию символического произведения. В один из самых драматичных моментов, когда жених-упырь мощным ударом убивает одну из подруг главной героини, по залу пронесся смешок, возможно, просто нервный. А когда Маруся – 11-классница Таня Напалкова – выбежала со сцены в зал в пароксизме отчаяния от невозможности сделать выбор между потусторонней любовью и долгом перед семьей, зал не смел дышать. Связавшись с нечистью в неравном любовном поединке, Маруся пожертвовала маленьким братом и матерью. Наиболее эмоциональной оказалась сцена смерти последней. Мама – олицетворение любви, терпения и тревоги за темную судьбу дочери – в исполнении 9-классницы, во что мало кто поверил, Анастасии Калмыковой, была обезоруживающе убедительна. Многие зрители признавались, что были уверены, что перед ними взрослая, состоявшаяся актриса.

 

 

DSC_1905.jpg

 

 

DSC_1913.jpg

 

 

DSC_1928.jpg

 

- Я когда сзади сидел, сам чуть не плакал, - признался после спектакля артист «Северной околицы» Николай Черных. – На репетициях они так не играли. Сегодня просто выложились!

 

 

DSC_1933.jpg

 

Преисполнена символов и смерть главной героини. Рефлексирующий упырь-суженый в исполнении 9-классника-гимназиста Ивана Николайченко трижды на протяжении спектакля дает возлюбленной из человеческого мира шанс отказаться от него и трижды Маруся «продает» семью. «Ад мне кромешный рай» - таков выбор героини.

 

 

DSC_1944.jpg

 

- Я прочитала «Молодца» Цветаевой больше года назад. Тогда же решила, что это необходимо ставить. К счастью, меня горячо поддержали ребята из «Северной околицы» - и родился такой совместный проект, - рассказала корреспонденту БНК режиссер постановки, директор ансамбля русской песни Анастасия Есева.

 

DSC_1959.jpg

 

Хормейстер ансамбля Александр Альхимёнок благодаря постановке нашел «применение» редким русским песням, привезенным его единомышленниками из фольклорных экспедиций. Мысленная работа над спектаклем, по его словам, не прекращалась круглые сутки. Например, идея аранжировки колыбельных «Юравей» и «Колыбелька скрип-скрип» пришла ему ночью.

 

DSC_1897.jpg

 

- Насте нужно было что-то типа колыбельной, но в то же время нужен был и второй смысл. Поэтому первая колыбельная, когда ещё жив брат Маруси, более оптимистичная, я решил сделать ее только под дудочку. А вот вторая колыбельная, когда мальчик уже умер, - это метафора. Я не знал сначала, как придать этот второй смысл... и вот среди ночи меня осенило, я позвонил режиссеру и сказал, что нам нужен для аранжировки металлофон, - поделился хормейстер.

В душе Маруся, не в силах бороться с собой, уже пожелала герою-упырю смерти. Тут «пригодилась» редкая песня «Стрела» о том, что девушка приговаривает смерть молодцу.

Финал спектакля – приговор героини в черном саване себе самой похоронить ее «без креста» под исполнение мужским составом «Северной околицы» песни «Роза».

После спектакля артисты получили овации зала, цветы от главы и шоколад.

Вторая премьера «Маруси» состоится 29 апреля, в 18.00 на сцене Гимназии искусств.

1098

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • лж
    23 апр. 2013 г., 7:19:51
    Ответить
    Кто автор? Всё в куче...
  • учитель словесности
    23 апр. 2013 г., 7:24:35
    Ответить
    благодарна за смелость
    Для меня Марина Цветаева - символ метафоры и глубины поэтической мысли. Шла на спектакль с некоторой долей осторожности к автору и постановщикам. Уходила с чувством восторженности и благодарности за смелый и умный поступок артистов и всех, кто сопричастен к этому чудесному зрелищу. Никогда не думала, что сочетание народной песни и поэтических строк М.Цветаевой могут так глубоко задеть душу современного урбанизированного человека. Мои старшеклассники и студенты-филологи наполнили себя еще одним уроком поэтической мысли и народной музыки. Спасибо дирекции гимназии искусств за смелый шаг авангардной постановки и удивительный сплав профессионалов и юных артистов.
  • поклонники таланта
    23 апр. 2013 г., 11:31:03
    Ответить
    с приветом из Москвы
    Спасибо, что в республике есть талантливая команда, которая растит новые имена и поддерживает своих воспитанников, как А******** Есева, а это - Виктор Напалков и Наталья Гнедых. Вы зажгли много звездочек в республике, приятно, что, даже находясь далеко, при приезде в Сыктывкар, они всегда бегут к вам. А Анстасии желаем всего самого наилучшего, побольше бы таких людей в культуре. Мы любим и ценим вас. Спасибо, что вы есть у нас.