На выставке «Российский Север» перерезали берестяную ленту
В четверг в Национальной галерее республики открылась 11 межрегиональная художественная выставка «Российский Север», собравшая более полутора тысяч работ художников из восьми регионов Северо-Запада России.
Фото Николая Антоновского
Подготовка к выставке началась задолго до ее начала – выставочный комитет из более чем 20 экспертов-художников отобрал 1600 лучших работы из почти четырех тысяч присланных экспонатов – живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
Глава республики Вячеслав Гайзер, прибывший на открытие, поздравил художников и гостей галереи со значимым событием – масштабной выставкой, аналог которой проходил в Коми уже более 30 лет назад.
- Я уверен, что эта выставка принесет самые положительные эмоции всем посетителям, придаст новый импульс в развитии изобразительного искусства северо-западных регионов нашей страны, что она действительно станет знаковым событием не только республики, но и страны.
Кроме того, Глава отметил, что это событие - подарок к двум юбилеям этого года: к 70-летию Коми регионального отделения Союза художников России, который отмечался в январе 2013 года, и к будущему семидесятому дню рождения Национальной галереи, который пройдет в декабре.
Председатель союза художников России, народный художник России, Андрей Ковальчук поблагодарил Сыктывкар и республику за радушный прием. Также эксперт отметил зал центра культурных инициатив «Югор», который стал одной из площадок выставки:
- Это прекрасный зал, где очень внимательно относятся к эстетике самой экспозиции, конечно, он может принимать небольшие выставки, но на самом высоком уровне.
Вячеслава Гайзера за приглашение экспонировать столь серьезный проект председатель союза художников наградил золотой медалью Александра Иванова.
Глава в свою очередь пообещал, что республика будет делать все возможное, чтобы Коми была «достойным мазком в общей палитре российского искусства».
Во время торжественного открытия были объявлены лауреаты выставки «Российский Север» в шести номинациях: «живопись», «произведение графики», «скульптура», «храмовое искусство», «произведение декоративно-прикладное искусство», «народное искусство» - в каждой их которых от пяти до десятка фамилий художников.
Символическая лента для перерезания была необычной – с северным колоритом. Берестяная лента – оберег была разделена на несколько десятков частей с надписью «Российский Север», каждая из которых отправится по регионам-участникам выставки.
Национальная галерея стала самой крупной площадкой выставки, разместив на двух этажах живопись, графику, иконы, скульптуру, работы из черненого серебра, кости, традиционный вятский промысел – дымковскую игрушку. Работы самых разных стилей, техник и размеров – портреты, пейзажи, натюрморты нашли свое место в залах и коридорах галереи. Главное требование к работе – ее возраст, который не должен превышать пяти лет. А вот возраст художников не ограничен – многим из них уже больше 70 лет.
Борис Непомнящий, художник из Великого Новгорода представил серию иллюстраций к «Запискам из Мертвого дома» Достоевского, над которой работал в течение двух лет. График стал единственным художником-факелоносцем Олимпийского огня в России. По словам художника, это не что иное, как признание профессии, сам он относится к предстоящему событию с юмором, отшучиваясь:
- Я не спортсмен, я даже в бассейне тону!
На пресс-конференции для журналистов и участников выставки председатель союза художников Андрей Ковальчук рассказал о принципах отбора работы и критериях выставочного комитета:
- Когда профессионал смотрит на произведение или на работу, его нельзя увести в сторону и обмануть – он увидит, почувствует – произведение это или фальшивка. Можно в любой работе попытаться сказать о многом, но нам важны были профессионализм, духовность, композиционность, находка, идея, философия. Прежде всего это должны быть высокохудожественные, высокопрофессиональные вещи.
Однако члены выставочного комитета не всегда сходились во мнениях, в этих случаях приходилось прибегать к голосованию.
Зашел разговор и о поддержке художников. Министр культуры республики Артур Рудольф заявил, что готов возродить практику закупок работ художников под нужды государства и обозначил приоритетные направления и темы. Так, в детскую республиканскую больницу можно было бы заказать художникам серию картин по мотивам сказок, для этнопарка – сузить сказочную составляющую и проиллюстрировать коми эпос и легенды. Помимо этого, министр предложил продвигать работы и в сферу бизнеса и горнодобывающих промыслов.
Андрей Ковальчук порассуждал о современном искусстве и арт-рынке, которого на сегодняшний день в России, в отличие от Европейских и общемировых тенденций в сфере искусства, не существует и не будет существовать еще довольно долго. Председатель союза художников отметил, что между профессиональными художниками и творцами «актуального творчества» существует очень четкая граница:
- Есть современные галереи, которые развиваются в русле актуального творчества. Оно в нашем союзе не совсем приветствуется и не развивается, хотя мы его и не отторгаем. Но с теми, в основном непрофессиональными творцами, которые называют себя художниками, выставляются в галереях типа «Гаража» и «Винзавода» и участвуют в арт-биеннале, как-то у нас произошел водораздел. Мы представляем профессионалов, получивших профессиональное образование в нашей стране, а есть определенная часть творческой интеллигенции, людей, творчески мыслящих, которые находятся в своем русле. Но сегодня должен быть паритет, не должно быть однобокости, как например в 90е был перекос и поддерживалось только актуальное творчество.
Выставка продлится до 28 ноября на нескольких площадках в Сыктывкаре, Эжве и Сыктывдине. В Национальном музее представлена экспозиция из 300 работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства: изделия из бересты и капа, полотенца, керамика, реконструкции народных костюмов 19 века. В «Зефирном» зале центра инициатив «Югор» выставлена графика и керамика мастеров Северо-Запада, кроме того, гости могут попробовать себя и оставить впечатления от выставки в специальной интерактивной зоне. Первые три дня вход на все площадки «Русского Севера» будет бесплатным, а после вернисажных дней билеты станут платными - в зависимости от места экспозиции цена будет варьироваться от 20 до 40 рублей.
Комментарии (18)
Выставка оформлена на высоком уровне. Спасибо организаторам и авторам художественных произведений.
Хотя если им не говорить все время про их уникальность - может и задумаются.Так что Б.Б. лучше бы не комментировал.
А пока местные в эйфории: взято аж 200 работ на выставку. Вот так количество заменяет качество!(((
Коми - оказывается это огромная территория !
Весь российский север - это Коми.
Развивайся и укрепляйся Коми !
Надеюсь, что в галерее так же шикарно. Схожу - расскажу.