14:36, 09.10.2013 / ОБЩЕСТВО

Игорь Иванов: «О социальной рекламе, которая – совсем не то, что мы думаем»

Социальная реклама – это та область, в которой республика находится в числе догоняющих. Такой вывод сделал член Общественной палаты региона Игорь Иванов. Своими наблюдениями он поделился в блоге палаты, размещенном на платформе БНК.

ivanov-1.JPG

Фото из блога Общественной палаты республики

Когда идешь по улице Коммунистической, напротив бассейна, там, где теперь часто проводятся ярмарки выходного дня, можно увидеть стенд с плакатами. Сейчас они посвящены Году спорта – весьма убогие, надо заметить, как по идее, так и по исполнению. Но несколько лет назад на этих же стендах, помню, были размещены плакаты, посвященные защите детей, – на меня они тогда произвели впечатление. Как оказалось, это были работы-победители конкурса, проводившегося «Центром социальной помощи семье и детям». «Это – социальная реклама, - пояснили мне, - потому что в них поднята общественно-важная тема...» С тех пор в моем сознании и отпечаталось: если на «жалостливую» тему, если не попытка «впарить» какой-нибудь очередной «тайд», значит - социальная реклама.

И так же считали и считают мои коллеги, а также государственные чиновники, даже дизайнеры и рекламщики, занятые в изготовлении этой самой социальной рекламы. И вообще большинство людей. На самом деле это и правильно, и неправильно.

Социальная реклама - это не листовка и не ролик на телевидении. Это - процесс, акция, кампания, вид коммуникации… как тут точнее назвать? Все дело в том, что социальная реклама начинается задолго до того, как телеоператор берет в руки камеру и идёт снимать сирот, к примеру. Все начинается с того, что общество или государство определяет, что оно хочет изменить в себе, какие поведенческие модели мешают его развитию. Например: слишком много молодежи курит. Растет число смертей, хронических заболеваний. Задача понятна: нужно сделать так, чтоб курило меньше. Как в этом может помочь социальная реклама? Это только кажется, что все просто: агитируй против сигарет, и дело в шляпе. В действительности, когда проблема понятна, самое время заказчику обратиться к психологам и социологам, чтоб те изучили ситуацию и внятно сформулировали, какого рода призывы и сюжеты о вреде курения эффективнее воздействуют на ту или иную социальную группу. Ведь обращаться к школьнику необходимо совсем иначе, чем к молодой маме, например.

Если прикинуть, сколько тем для социальной рекламы только для Министерства здравоохранения республики или для Агентства по соцразвитию - от донорства крови до усыновления из детских домов, - кажется весь город, вся республика должна быть увешана перетяжками, уставлена билбордами, каждая газета должна пестреть призывами к людям… И невольно начнешь вспоминать, где ты в последнее время видел подобные плакаты, когда на местном телеканале видел ролик… Но едва ли вспомнишь.

В информации, предоставленной администрацией Сыктывкара Общественной палате, сообщается о том, что «на рекламных конструкциях размещалась социальная реклама…» И далее перечисляется тематика: «День Победы», «налоговая тематика», «встреча Нового года»… Интересно… Наверное, благое дело разместить на городских билбордах плакаты с информацией о «проведении XI республиканского праздника народного творчества “Шондiбан”», но какое это имеет отношение к социальной рекламе? Или, например, реклама чемпионата России по лыжным гонкам… Это вообще странно. У чемпионата свой - и немалый! - бюджет, в котором должны быть предусмотрены средства на рекламу. Выходит, размещение «забесплатно» рекламы соревнований - просто попытка сэкономить в ущерб решению реально важных общественных проблем. В целом можно сказать, что в администрации, похоже, имеют самые смутные представления о том, что такое социальная реклама и чему она служит.

А как же должно быть?

Заказчик - пусть в данном случае в качестве его выступает администрация столицы республики, - изучив состояние дел в городе, например, с произволом управляющих компаний, утверждает концепцию социальной рекламы на эту тему. Например, добиться, чтобы жители города реально понимали свои права в этой области и знали, куда обратиться, если они сталкиваются с безобразиями коммунальщиков. Итак, так называемый бриф готов - дальше за дело берутся дизайнеры - рекламные агентства, художники, студенты. Желательно - на конкурсной основе. Победитель будет определен с помощью независимого жюри, и главным критерием станет не близость к чиновнику, не известное имя художника, а качество проекта: его неординарность, уровень художественного исполнения, лаконичность и т.д. В общем, совсем не то, что мы увидели на вышеупомянутых плакатах к году спорта. Вообще для рекламциков работа над социальной рекламой - это дело очень «вкусное», здесь можно проявить свою креативность, оригинальность, и, возможно, поэтому многие творческие люди готовы работать в этой области даже за так. Кстати, а рекламным фирмам с сумм, затраченных на производство соцрекламы, не надо платить НДС и налог на прибыль…

Далее встает вопрос о размещении. Размещать соцрекламу вправе органы госвласти и местного самоуправления, притом законодательством предусмотрено, что все владельцы рекламных площадей в городе и все СМИ должны предоставлять на эти цели 5 процентов рекламной площади или 5 процентов рекламного времени в эфире.

Многие СМИ, понимая значимость социальной рекламы, готовы предоставлять под нее гораздо больше места, вот только где ее взять - качественную, умную, броскую… Талантливые художники у нас есть, социальных проблем – выше головы, но вот почему-то у нас органы госвласти и местного самоуправления - а именно они имеют право на размещение социальной рекламы - не занимаются ею всерьез. Может быть, считают, что от нее мало проку? Но это не так. При правильной работе эффект бывает поразителен. Социологи выяснили, например, что после проведения кампании против вождения автомобилей в нетрезвом виде число смертей на дорогах уменьшилось на 20 процентов. Спасен был каждый пятый! Увы, не у нас, а в США. Там объем средств на социальную рекламу (без учета бесплатного размещения) составляет около миллиарда долларов в год. В России - 27 миллионов. О каком эффекте тут можно говорить…

Именно оценкой эффективности рекламы и завершается весь тот комплекс работ, который мы называем социальной рекламой: насколько она изменила отношение людей к проблеме, до многих ли дошла, запомнилась ли?

При всем том интересный опыт в регионах есть, и проекты по социальной рекламе активно развиваются. Вот неполный перечень тем, которые были реализованы для решения актуальных проблем экологии, культуры, образования, здоровья, досуга молодежи в последние месяцы.

В Великом Новгороде: «Ты – автор своей жизни» (побуждение молодежи к здоровому образу жизни), в Воронеже: «Сенсация» (формирование положительной модели поведения молодежи по отношению к окружающей среде), в Ижевске: «В наших руках…» (гражданская активность горожан по отношению к среде обитания), в Казани: «Включайся!» (популяризация добровольчества), в Омске: «Семейные ценности и ответственное родительство» (тема говорит сама за себя), в Ростове-на-Дону: «Порядок в голове – порядок на дороге»…

Все эти проекты были разработаны «по науке»: нацелены на определенную аудиторию, с использованием самых разных способов коммуникации - от телевидения до билбордов, и главное - органы власти заранее, еще при формировании бюджетов, озаботились тем, чтобы они были профинансированы.

Очевидно, что плачевная ситуация с социальной рекламой в нашей республике противоестественна. Причина этого, скорее всего, в непонимании ведомствами и местными властями ее значимости. Чиновник, даже глухой к такой «лирике», как умягчение нравов, забота о пожилых и сиротах, должен понимать, что рубль, вложенный в социальную рекламу, дает несколько рублей экономии на затратах на здоровье граждан, на социальной защите и т.д.

С чем сегодня должна к нам обращаться социальная реклама? Наверное, в этом вопросе властям нужно посоветоваться с общественными организациями - кому как не им известны самые болевые точки. Кто как не они могут подсказать, к какой целевой аудитории и с чем нужно обращаться?

Социальная реклама - та область, в которой мы, наша республика, увы - в числе догоняющих. Впрочем, даже догоняющими мы пока себя считать не вправе: скорее, раздумывающими, а стоит ли вообще этим заниматься. Надеюсь, все вышесказанное послужит тому, чтобы ответ на этот вопрос был положительным.

Игорь Иванов, член Общественной палаты Республики Коми

956

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • А как же должно быть?
    09 окт. 2013 г., 16:14:58
    Ответить
    я тут видел социальную рекламу пива на перекрестке дырносская/ручейная в сыке: "есть 18? подтверди!"
  • ***
    09 окт. 2013 г., 16:24:56
    Ответить
    Я серьезно.
    Зачем изобретать велосипед и искать социальные темы? Откомандировать в Беларусь чиновника из администрации-пусть поучится. Там везде банеры по предупреждению девушек от необдуманных отъездов за границу "на заработки", по охране редких животных Беларуси и т. д. Социальная реклама освежает и просвещает ум.
  • слева кто ?
    09 окт. 2013 г., 16:24:57
    Ответить
    на фото.
  • ошибка
    09 окт. 2013 г., 16:42:35
    Ответить
    "Когда идешь по улице Коммунистической, напротив бассейна, там, где теперь часто проводятся ярмарки выходного дня, можно увидеть стенд с плакатами." Уважаемый Игорь! Досадно, что такой известный журналист допускает грамматические ошибки. "Когда идешь ..., то можно видеть..." Дальше уже и читать не хочется.
  • вера
    09 окт. 2013 г., 17:49:14
    Ответить
    досадно
    досадно, когда "такой известный журналист" - это только одни общие рассуждения, говорит ни о чем

    Да, и чем он известен?
  • рабочий
    09 окт. 2013 г., 17:59:40
    Ответить
    чтобы понять суть, надо перевести выступление на русский язык
    О чем идет речь сложно понять. О проблемах, или рекламе, или "надо что то делать" в условиях нравственной деградации общества? Путаница. Трудно уразуметь пресмыкание западными технологиями якобы "эффективными". Полная пропагандистская туфта, в которую свято верит часть нашей интеллигенции. Социальное положение 30% населения Америки плачевно, за чертой бедности. Никакая социальная реклама помочь им не в силах. В некоторых странах запада додумались до эвтаназии.
    В русской цивилизации речь идет о просвещении населения. Но кто будет просвещать? Государственные учреждения в образовании, культуре, экономике. А может общественники? Эти структуры действуют в определенных рамках идеологии рынка с его формальными и не формальными законами. Интеллигенция публично продалась мамоне. Социальная реклама - продукт мамоны, чтобы пудрить простым людям мозги. Плакат - берегите природу, а рядом куча мусора. Многие люди уже не удивляются,когда узнают, что через социальную рекламу отмываются большие бабки. Из денег, вложенных в соцрекламу, больше половины идет в карманы ушлых людей, говорят в бизнес кругах.
    Радует, что социальное положение россиян намного лучше американцев. У них 30, а у нас 17% населения за чертой бедности.
    • зырянин-язычник
      09 окт. 2013 г., 18:32:46
      Ответить
      Приз за пропагандискую рекламу в коми,
      предлагаю отдать попам-ортодоксам, за размещение рекламного банера с призывом "МОЛИТЕ БОГА О НАС" на обочине дороги в долине смерти.

      Номинация - жестокий стёб.
  • а может нужно вспомнить и то, что уже было?
    09 окт. 2013 г., 22:09:58
    Ответить
    В свое время, в бытность Гончаренко = отдельного существования Эжвы и Сыка, мне очень нравилась социальная реклама в Эжве. По роду деятельности часто приходилось бывать в разных городах и районах Коми, и нигде,в т.ч. и столице коми, ничего подобного не было. Со вкусом, ненавязчиво небольшие баннеры были как вдоль дорог на столбах и автобусных остановках, так и на торцах зданий. А темы самые разные - как о жизни Эжвы, так и пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, и, самое главное, мысль о том, что Эжва - наш дом. Чувствовалось неформальное отношение к своей работе спецов администрации. Даже на урнах у остановок были надписи - попади в меня, для метких стрелков, или прочее. Куда все делось?
  • Вопросы.
    09 окт. 2013 г., 22:54:50
    Ответить
    Рабочий. Есть заболевания, в основном опухолевой природы, которые приносят нестерпимую боль, когда зубная кажется просто ничтожной. Эта боль разрывает тебя на куски. И нет препаратов, которые могут тебя от неё спасти. Тут меняются векторы вопроса о гуманности. Каждый имеет право на выбор. Как бы это ни портило данные статистики.
    • рабочий
      10 окт. 2013 г., 11:51:43
      Ответить
      вопросу
      Мне знакома боль под именем совесть, которая мотивирует нас на действия. Действия нужны разумные, а не эмоциональные. Эмоции часто нас обманывают.
      Вопросы рекламы-краеугольный камень идеологии мамоны. По правилам мамоны нельзя играть. Об этом предупреждают психологи и люди с духовным опытом. Есть и анализ проектных наработок. Но мы не слышим друг друга. Дуализм в том, что совесть будоражит, а разум не готов, либо его вовсе нет, объединять усилия для общества. Реклама и просвещение - абсолютно разные сферы. Бесполезно пробовать соединять ужа с ежом. Послушай тех, кто наступал на грабли. Это уже другая боль-разочарование. Мое Вам почтение.

  • Нравилось
    09 окт. 2013 г., 23:23:01
    Ответить
    И правда, в Гончаренковские времена- Эжва расцвела! Эти прекрасные фонари-чупа-чупсы! Цветочные клумбы!Утепление торцевых стен,вечно замерзающих домов, построенных ещё в глухие советские времена! Отремонтировали тротуары и подъезды к домам! Эжва- расцвела! Но рай не может длится вечно- РФ и РК внесли свои коррективы.