Сыктывкарские меломаны оценили космическую музыку терменвокса
11 октября в Центре культурных инициатив «Югор» состоялся концерт «Играющая на волнах». Лауреат всероссийских конкурсов Олеся Ростовская познакомила публику с уникальным инструментом – терменвоксом. Более ста зрителей, как завороженные, следили за магическими движениями исполнительницы, которая создавала звук из пустоты. За два часа действа Олеся Ростовская успела не только поиграть на электроволнах, но и рассказать немало интересного.
Фото Юрия Кабанцева
Для тех, кто видел терменвокс впервые, было полезно узнать, что создан этот электромузыкальный инструмент в начале XX века русским физиком-акустиком и изобретателем Львом Терменом. И до сих пор этот инструмент остается единственным в своем роде. Для игры на нем не нужны прикосновения – музыка рождается от движений рук музыканта в воздухе, возле двух антенн. За счет колебаний изменяется емкость колебательного контура, а следовательно, и частота звука. В итоге получается звук, по тембру напоминающий голос фантастического существа, кроме того, терменвокс может звучать как скрипка, виолончель и флейта.
С помощью этого инструмента отлично можно воссоздавать звуки живой природы - свист, трели птиц, вой животных. Одним из блестящих доказательств этого стало исполнение Ростовской произведения собственного сочинения «Африканская сюита», одна из частей которого – «Джунгли» – буквально погрузила зал в атмосферу звуков диковинного животного мира. Кроме пьес своего авторства, гостья исполняла классику, а также произведения современных композиторов.
Олеся Ростовская, которая играет на множестве самых разнообразных инструментов – от органа до карильона (музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов, настроенных по хроматическому ряду, с диапазоном от двух до шести октав – БНК) на терменвоксе начала играть около 15 лет назад. Своим учителем исполнительница называет американку Клару Рокмор.
– Мы с ней, правда, никогда не виделись (Рокмор, выдающаяся терменвоксистка, ученица Льва Термена, умерла в 1998 году - БНК), но ее школа, то, что я смотрела по видеозаписям, ближе мне, чем все остальные практические модели обучения игре на терменвоксе, – пояснила Олеся Ростовская.
– Сколько стоит терменвокс? – поинтересовался один из молодых людей, пришедших на концерт.
– А сколько стоит скрипка? – Ростовская задала встречный вопрос. Ответа на него не последовало. – Как и любой другой инструмент, терменвокс можно купить подешевле, а можно – подороже. Все зависит от того, для чего он нам нужен, как мы хотим на нем играть. Кроме того, все инструменты можно разделить по параметру изготовителя. К первой категории – самой дешевой – можно отнести любительский hand-made. Это, условно, те терменвоксы, которые люди могут сделать на своей кухне. Этот инструмент, в отличие от рояля, достаточно многие люди могут при желании сделать своими руками. Схемы изготовления доступны в Интернете. Я паять не умею. Но те, кто в этом разбираются, говорят, что там все достаточно просто.
Ко второй категории Ростовская отнесла фабричные инструменты. Указав, что в первой половине XX века основным производителем терменвоксов была американская фирма RCA. Кроме того изготовлением занимался также и Роберт Муг, известный больше как производитель синтезаторов.
– У меня у самой есть один такой фабричный терменвокс Муга. Для начинающего музыканта – это самый оптимальный вариант. К тому же эти терменвоксы не убиваемые. Ими можно забивать гвозди, а потом заново играть на них, – рассказала Олеся Ростовская.
К элитным инструментам музыкант отнесла терменвоксы, созданные мастерами. После этого Ростовская приоткрыла тайну настройки электромузыкального инструмента.
– Вы постоянно играете на электрическом инструменте, как на себе ощущаете влияние электромагнитного поля? – вопрос был задан с явным человеческим участием.
– Никак, – помедлив, ответила Ростовская. – Во-первых, я вам хочу открыть большой секрет – у Земли есть электромагнитное поле. Мы с ним взаимодействуем постоянно. А еще электромагнитные волны излучают очень многие предметы, которые нас окружают. Вы испытываете влияние холодильника или телевизора? Во-вторых, мы все когда-нибудь умрем. Хотя Лев Термен, создатель терменвокса, играл на нем всю жизнь. И ушел он из жизни, не дожив три года до своего столетия.
Зрителей интересовало и то, как исполнительница занимается на инструменте, у которого нет ни клавиш, ни струн.
– Сейчас я, конечно, гаммы не играю. И вообще уже не слежу, как двигаются мои руки. Это ставится за первые годы обучения. Но в начале, как и с любым другим инструментом, – гаммы, арпеджио, интервалы, – пояснила Олеся Ростовская.
После этого одна сыграла несколько гамм. Зал принял их аплодисментами. В ходе встречи оказалось место и для исторической реконструкции. Ростовская рассказала достаточно известный факт о том, как Лев Термен презентовал терменвокс Владимиру Ленину. Последний не без помощи Термена даже попробовал сыграть на инструменте «Жаворонка» Глинки.
Олеся Ростовская предложила повторить эксперимент. Ассистировать ей в этом вызвалась юная сыктывкарка, которая тоже оказалась Олесей. Ближе к концу встречи Олеся Ростовская вновь исполнила произведение собственного сочинения под названием «Что услышал Одиссей». В зале было немало юных зрителей, поэтому пришлось объяснять контекст создания пьесы, пересказывая знаменитую историю приключений моряков около острова сирен. В финале случилась еще одна историческая реконструкция.
– На Западе Льва Термена считали гениальным изобретателем, но большинство было уверено, что он погиб или пропал без вести в 1938 году. На самом деле он был арестован, попал в лагерь. Когда в 80-е годы стало известно, что он жив, его вновь начали приглашать в Европу и США. И вот, приехав заграницу вновь, уже будучи почтенным стариком, Термен подошел к инструменту и сыграл то, что я вам сейчас исполню, – проанонсировала Олеся Ростовская, после чего исполнила знаменитые «Подмосковные вечера».
Комментарии (15)
Интересно, Олеся Ростовская член Коммунистической партии РФ? Ведь чтобы лучше играть на терменвоксе и считать себя учеником Термена надо обязательно быть членом компартии.