Резервов для увеличения доходов республики не предвидится
Об этом заявил сегодня министр финансов региона Владимир Тукмаков на рабочем совещании в Госсовете, посвященном основным параметрам бюджета Коми. Подготовка к принятию главного финансового документа вышла на финишную прямую.
Фото Николая Антоновского
Почти в течение месяца парламентарии республики проводили встречи и совещания, где обсуждали государственные программы. Из 18 программ им было представлено 16, все они составляют 98 процентов расходной части казны. Депутатам осталось только выслушать заключение Контрольно-счетной палаты и правового управления и провести согласительную комиссию, которая состоится в эту пятницу в закрытом от журналистов режиме. В следующую среду бюджет в окончательном его варианте будет обсуждаться на заседаниях парламентских комитетов, а в четверг его примут на сессии.
Сегодня перед депутатами с общим докладом об основных параметрах бюджета выступил министр финансов республики Владимир Тукмаков. Аналогичную информацию он представлял на общественных слушаниях в конце октября, только в отличие от той встречи, сейчас вопросов было значительно больше.
Предваряя свою речь, министр поблагодарил депутатов за плодотворную совместную работу и отметил, что обсуждение главного финансового документа впервые прошло в таком «плотном и конструктивном формате».
Доходы в следующем году, по словам докладчика, составят более 59 миллиардов рублей, в 2015 году – на миллиард больше, в 2016 - еще на два миллиарда. Но растут и расходы, в связи с чем увеличивается дефицит. Главными приоритетами остаются исполнение всех социальных обязательств, майских указов президента и дальнейшая оптимизация расходов. В следующем году ожидается индексация социальных выплат, пособий, зарплат и стипендий.
Справляться с дефицитом исполнительная власть планирует путем привлечения госзаимствований и кредитов. С учетом всех заимствований на 1 января 2015 года верхний предел госдолга составит 26 миллиардов рублей, но, как заверил Владимир Тукмаков, несмотря на динамику наращивания госдолга, нагрузка ожидается в пределах допустимого.
Депутаты попросили более детального отчета по статьям. По словам министра, в этом году Коми не соберет около двух миллиардов рублей от запланированных по налогу на прибыль доходов, но с учетом того, что за этот год есть не освоенные средства и их можно перераспределить, все расходы будут профинансированы. Помогут в этом и 650 миллионов федеральных рублей, выделяемых по статье бюджетной сбалансированности. Прогноз на следующий год, по мнению экспертов, реалистичный и объективный.
– Увеличиваются и суммы на обслуживание дефицита. В 2014 году это 1,7 миллиарда, в 2016 – уже 3,4 миллиарда рублей. Есть резервы? – поинтересовался зампредседателя бюджетного комитета Иван Медведев.
– Если мы говорим о развитии республики (а это выражается, в частности, в новых обязательствах по строительству), то без госзаимствований это сделать невозможно. На исполнение текущих обязательств своих денег хватит, а на развитие доходов недостаточно. Сегодня мы не откажемся от бюджета развития, – ответил министр. – Резервов для увеличения доходов нет. Дефицит близок к 15-процентному пределу, на увеличение дефицита мы идти не можем. Это означает, что в процессе исполнения бюджета должны быть расставлены приоритеты: от чего мы сможем отказаться, принимая решение об увеличении расходов.
Он также сравнил ситуацию в разных регионах. Судя по цифрам, в других субъектах СЗФО дела обстоят намного хуже – пока уровень госдолга меньше, чем в Коми, только, пожалуй, у Мурманской области. И по прогнозам к 1 января 2016 года в Коми эта цифра будет в пределах 74 процентов, а в Архангельской, Вологодской областях и Карелии – все сто процентов, в Мурманской ожидается 111 процентов.
– Депутаты почти месяц обсуждали программы. Цифры по годам вроде бы «утрясены». Есть немало предложений. Вопрос: если прислушиваться к мнениям депутатов, откуда деньги брать, из какой тумбочки? – спросил Валерий Марков. И, услышав очередное уточнение, что в следующем году доходы региона запланированы на предельном пороговом значении, и об их увеличении говорить не приходится, продолжил. – Значит, наши предложения повиснут в воздухе? И тогда во имя чего наша работа? Непростой разговор будет в пятницу.
Владимир Тукмаков слегка сгладил остроту реплики, напомнив, что к апрельской сессии будет ясна ситуация с не освоенными в этом году средствами, например, из-за не заключенных контрактов или экономии на конкурсах. Тогда можно будет говорить о перераспределении средств.
В продолжение своего доклада министр остановился на ожидаемых новшествах. К ним он отнес то, что со следующего года в регионе будут оставаться уже не 80, а 85 процентов налога на доходы физлиц, также не менее десяти процентов от общей суммы поступивших в казну республики акцизов положено направлять в муниципальные дорожные фонды. Изменится система финансирования дошкольного образования: полномочия и финансирование дошкольных учреждений передаются на уровень субъектов. Субвенции на организацию образовательной деятельности будут предоставляться местным бюджетам – это расходы на оплату труда педработников, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек.
Еще одна новация обусловлена действием адресной инвестиционной программы. Владимир Тукмаков назвал ее комплексным подходом к формированию перечня объектов, которые в приоритетном порядке, исходя из стратегий развития республики и муниципалитетов, будут строиться на бюджетные средства. Причем финансированием строек по отраслям займутся уже профильные министерства и ведомства: минобраз будет курировать строительство детских садов и школ, спортагентство – спортивных объектов и так далее. Последним фактом, в частности, и объясняется увеличение ассигнований по госпрограммам.
– То есть можем ожидать, что исполнение инвестпроектов будет лучше? И сроки по торгам будут соблюдаться? – спросили депутаты, памятуя о том, что в этом году большие суммы не освоены именно из-за затянувшихся конкурсов, отсутствия подрядчиков или неисполнения ими обязательств.
– Это не цель, – пояснил Владимир Тукмаков. – Главное – это выбирать объекты, которые больше соответствуют стратегии развития.
– Если стройки будут курировать профильные министерства, то им перейдет и штат из минархстроя или они сами наймут специалистов? – уточнил Валерий Марков.
– Увеличения и сокращения штатов не произойдет, у минархстроя достаточно работы и задач. За строительством будут следить муниципалитеты, а министерства – за сроками исполнения, – прозвучал ответ.
– Ужас... – пробежал шепоток среди участников совещания.
Владимиру Тукмакову пришлось ответить и на «структурные» вопросы о том, как будет финансироваться новое агентство по туризму и как планируется организовать работу аппарата уполномоченных. Агентство будет финансироваться за счет средств, которые «заберут» у министерств, ранее курировавших по своим направлениям развитие туризма.
– Роста расходов не будет, будет только перераспределение средств, – заверил министр.
Что касается аппарата уполномоченного по правам человека, который должен обеспечивать работу и уполномоченных по правам детей и предпринимателей, то эту функцию передали Центру правового обеспечения. Этот центр находится в ведении минфина, в нем создан специальный отдел, за каждым уполномоченным «закреплены» сотрудники.
Напоследок депутаты напомнили Владимиру Тукмакову о своей рекомендации в адрес правительства республики усилить работу по привлечению федеральных средств.
Комментарии (51)
за отсутствием резервов...
вместо удвоения ВВП, утроение КОШМАРА!
республика коми давно не донор, а дотационный регион
Господин Гайзер совсем недавно докладАл Наиглавнейшему!,
что во вверенной ему республике всё хорошо, а будет ещё лучше, что указы Президента выполняются и будут выполняться, что свет в окошке неугасим и все жители региона уверенно смотрят в светлое будущее, даже если оно чужое, и т.д., и т.п.
...Но теперь-то, судя по речам министерским, хмурым лицам, склонённым головам и потупленным очам на фотографиях, выходит, что Глава что-то 'недоперерассказал' (почти как перенедопил!) нашему Гаранту об истинном положении дел в Коми. Следовательно, по делу ВВП сжимал и подёргивал свои руки, невербально выражая своё недоверие тому, что докладывал Вячеслав Михайлович. Значит, за сим последуют управленческие решения по принципу "Чур, я первый!".
Вячеслав Михайлович, предлагаю Вам сработать на опережение, поскольку чем-то, а ещё больше кем-то надо жертвовать - начните с Заполярья!
Сделайте подарок людям.
1. Промышленность - развалины одни;
2. сельское хозяйство - на коленях;
Безработица, ощущение, что Сыктывкар один большой рынок и между рядов ходят разношерстные чиновники. Кого не спросишь, каждый второй погряз в кредитах. Решение ГОССОВЕТА - кредит. Это похоже на деградацию.
Тебя голубушку на части рвут – О Боже!!!
Пока народ молчит-гуляет Сатана
Сметая за собой, что только может!!!
Ты мать столь многочисленного люда
Вредителей пустила ко двору
Уже вот-вот и многие забудут
Великую, могучую Страну!!!
Когда малютку к сердцу прижимает
Голодная, заплаканная мать
Когда старушка руки опускает
А крохотную пенсию и ту хотят отнять!!!
Отец в раздумьях ведь сынишка болен
Но денег на лекарство не достать
Ведь в наше время эскулап не волен
Ребенку безвозмездно помощь оказать!!!
Так сколько можем мы терпеть страданья?
Нет выхода? А ведь он есть всегда!!!
Народ застыл в преддверие ожидания
Вставай, воспрянь - могучая страна!!!!
И полностью согласна с Олегом М., самое главное министр не озвучил, или не захотел, или не анализировал, или...