На обсуждение: «Приговорить ЕГЭ к высшей мере реформирования»
«Говорить про ЕГЭ надоело всем: его противникам потому, что никаких разумных мер по его совершенствованию так и не принято, а лоббистам потому, что: «Ну, когда уже прекратятся эти разговоры о том, что ЕГЭ никуда не годится? Жрите, что дают, и не возникайте». И, тем не менее, возмущение тех немногих, кто по-настоящему учится, и их родителей, растет: в этом году множество выпускников, которые честно сдавали Единый экзамен, оказались в проигрыше перед теми, кто купил ЕГЭ. Значит, необходимо успокоить «население»: поскольку признать свою ошибку и отозвать закон о ЕГЭ государству слабо, нужно сделать вид, что его реформируют», - пишет в «Русском журнале» Наталья Иванова-Гладильщикова. БНК предлагает обсудить статью и поспорить – стоит отменять ЕГЭ или все же оставить.
О мужестве обреченных, или на что способно человечество
Учителя относятся к ЕГЭ обреченно: ну, приняли же закон, значит, придется его исполнять. Родители и дети тоже вынуждены приспосабливаться к такой форме аттестации. О том, что делают они это с мужеством обреченных, говорят данные социологического опроса, проведенного Левадой-Центром в мае 2013 г. Только 27% россиян считают, что ЕГЭ позволяет объективно оценивать знания выпускников, 7% - что он повышает шансы поступления в вузы, 6% - что упрощает процедуры сдачи экзаменов. И, наоборот, 62% признают, что с введением ЕГЭ ухудшилось качество подготовки и знаний учащихся (их натаскивают лишь на тесты, к тому же, старшеклассники ходят только на те предметы, которые им нужно будет сдавать), половина опрошенных полагают, что мошенничество при сдаче ЕГЭ - это общая практика, а 57% предпочли бы для своих детей и внуков экзамены по старой, традиционной схеме.
Но, несмотря ни на что, позиция чиновников остается неизменной. И, даже несмотря на то, что в этом году количество списанных, купленных ЕГЭ зашкаливало (полторы тысячи только выявленных нарушений), они как пластинка, которую заело, в течение 13 лет (началось все в 2001-м, в штатном режиме заработало в 2009-м) продолжают твердить, что Единый и неделимый закрыл проблему коррупции при поступлении в вуз и сделал образование доступным для всех и качественным. А председатель профильного думского комитета Вячеслав Никонов заявил на недавних Парламентских слушаниях, перефразировав фразу Черчилля: «ЕГЭ - это отвратительная форма итоговой аттестации, но ничего лучшего человечество пока не придумало». Плохо же г-н Никонов думает о человечестве.
Давать аттестат с «двойками»
Заседания, на которых обсуждают, как можно усовершенствовать ЕГЭ, проходят с «завидным» постоянством уже более десяти лет. Вот и сейчас прошли Парламентские слушания в Госдуме, а на прошлой неделе - в Совете Федерации. Забавно, что Парламентские слушания в нашей Верхней Палате вела бывшая глава Рособрнадзора (подразделения, отвечающего за ЕГЭ), а ныне зампред сенатского Комитета по образованию Любовь Глебова (теперь она, как и ее предшественники на этом посту, полна материнской заботы о бедных детях).
Сменивший ее в Рособрнадзоре Сергей Кравцов рассказал о результатах анализа скандалов 2013-го года. Не будем перечислять новые (с каждым годом совершенствующиеся) преступные схемы сдачи ЕГЭ. Почему? Дело в том, что Сергей Кравцов не сказал о главной причине нарушений: о том, что все – от учителя, директора школы до губернатора – кровно заинтересованы в хороших результатах ЕГЭ. Учителя потому, что от этого зависит их зарплата, директор потому, что с этим напрямую связано, получит ли школа дополнительное финансирование, губернатор потому, что результаты ЕГЭ являются одним из показателей эффективности его работы. Зато глава Рособрнадзора прочитал письмо одной из жертв нечестного ЕГЭ – выпускницы санкт-петербургской школы № 618: «Я собиралась стать врачом и лечить людей. И мне очень обидно, что из-за фальшивых 100-балльщиков теперь я не поступлю на бюджет. Пожалуйста, защитите мои права».
В этом учебном году права детей защитят так: повысится информационная безопасность, на экзаменах будут работать видеокамеры (но не в туалетах же, где все и скачивают ответы с помощью мобильников!), договорятся с соцсетями (там всегда есть группы, продающие или отдающие даром ответы), пригрозив им, что каждая утечка будет пресекаться (вплоть до уголовных преследований). Кроме того, с 1 ноября частично открыт банк заданий ГИА (для 9 класса) и ЕГЭ. Вот, в общих чертах, и все. Остальное – детали.
Но есть и отложенные меры, которые предписано принять в 2014-м году, чтобы в силу они вступили уже в 2015-м. Впрочем, это лишь предложения. Среди них встречаются и здравые: сделать так, чтобы экзамены можно было сдавать в Независимых центрах тестирования, работающих круглый год. Заметим, что о необходимости таких Центров говорят уже несколько лет, но ничего не происходит.
А встречались и вредные, даже нелепые предложения: зампред думского комитета по образованию Ирина Мануйлова предложила ограничить право абитуриентов подавать документы в разные вузы единственной укрупненной группой специальностей. И при этом ввести единый ЕГЭ по нескольким гуманитарным предметам сразу. В переводе на русский это означает, что запрещено будет одновременно хотеть быть и историком, и, например, филологом. Это ужасно хотя бы потому, что дети в 17 лет вообще еще плохо понимают, чем они хотят заниматься, и возможность выбора тут необходима.
А еще Ирина Мануйлова предложила выдавать аттестаты зрелости даже с «двойками». Понятно, что это делается для того, чтобы снять социальную напряженность, но о какой «зрелости» тут можно говорить – непонятно. Помимо того, что такое предложение абсурдно, это еще и никому невыгодно. Ведь как проговорилась на Парламентских слушаниях зам. министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич, те школы, в которых есть двойки по ЕГЭ, не получают средств из Фонда стимулирования качества образования. Вот вам и еще один (неучтенный) стимул для нарушений в регионах.
Для того, чтобы ЕГЭ не считался единственным способом оценки знаний, предлагается учитывать и портфолио разнообразных достижений выпускника. Но, во-первых, непонятно, какие достижения учитывать и сколько баллов они могут стоить, а, во-вторых, получение хороших портфолио может обрасти новыми коррупционными схемами.
Впрочем, будем справедливы: не прошло и десятка лет, как на Парламентских слушаниях наконец заговорили о том, что эффективность деятельность губернатора нельзя оценивать по результатам ЕГЭ в его губернии (ваш покорный слуга писала об этом еще много лет назад). Оказывается, существует письмо министра образования Дмитрия Ливанова в Минрегионразвития с просьбой изменить показатели эффективности работы губернатора. Но на эту просьбу Ливанова Минрегион ответил: ЕГЭ – единственный объективный показатель оценки качества образования. Не существует других измерителей, апробированных на практике. Поэтому Минобрнауки стало срочно разрабатывать критерии мониторинга качества учебы на всех этапах школы. (От себя лично добавлю: критерии эти крайне расплывчаты, и едва ли не самым конкретным являются рейтинги школ).
Для галочки
Почему дети списывают? Зампред Комиссии по образованию Общественной Палаты РФ (а по совместительству директор частной школы) Любовь Духанина спросила побывавших в ее школе преподавателей Оксфорда: а у вас списывают? Получив ожидаемый ответ «конечно, нет», поинтересовалась, почему. И оказалось, что если ребенка заметили за списыванием, ликвидируются его результаты по всем экзаменам. Пересдачу иногда не допускают в течение 5 лет. Вот вам и все!
И у нас сделать так – проще простого. Но это, безусловно, приведет к понижению результатов ЕГЭ, а потому невыгодно ни учителю, ни директору школы, ни департаментам образования, ни губернатору. Значит, все разговоры о совершенствовании Единого экзамена – для галочки.
Когда Любовь Духанина спрашивала родителей о том, почему мы допускаем ситуацию нечестности детей на ЕГЭ, то получила весьма интересные ответы: 1) Низкое качество обучения в школе (то есть, учеба в школе не готовит детей к сдаче экзаменов, а, значит, приходится выкручиваться). 2) Низкая квалификация учителей (учитель не может написать ЕГЭ выше 60-65 баллов). 3) Высокая цена: не сдал ЕГЭ - потерял год. А потому главный акцент, по мнению Любови Духаниной, нужно сделать на улучшении качества образования.
На самом деле, родителей понять можно: в этом году выпускники, купившие ЕГЭ, оказались в лучшем положении по сравнению с теми, кто честно учился и честно сдавал. В итоге они на бюджет не попали. Так что проникновенные речи чиновников о том, что нужно воспитывать честность и т.д., насквозь фальшивы. На самом деле, решить проблему ЕГЭ легко: требуется пустячок - политическая воля.
Комментарии (19)
Притом что ЕГЭ формирует определённый социально-педагогический заказ на знания и навыки учащегося, что нельзя признать позитивным моментом, элементами такого экзамена можно и нужно пользоваться для промежуточных аттестаций школьников, начиная с восьмого класса, чтобы уже девятиклассники и их родители понимали, куда податься дальше: в "калладж" или институт.
Когда по трубе течь перестанет, популяция вымрет за ненадобностью и неспособностью прокормить себя иным способом.
Когда по трубе течь перестанет, популяция вымрет за ненадобностью и неспособностью прокормить себя иным способом.
Во-первых, ЕГЭ уже испортило мозги студентов.Они впрямую требуют, чтобы зачеты и экзамены были в форме тестов. Почему? Из готовых ответов выбирать легче (в крайнем случае - легче подогнать решение под ответ). Во-вторых, всегда есть вероятность угадать хотя бы часть ответов.Думать самим, аргументировать свое решение-куда сложнее. И ведь с нас и вправду требуют эти чертов "тесты":(
Со школьниками все еще хуже. Курс у меня "Информатика", до ЕГЭ - полгода. Предполагалось, что на курсах мы повторяем разделы школьной программы. На самом деле выясняется, что дети этого в школе просто НЕ ПРОХОДИЛИ. Да и немудрено. То, что сейчас включено в школьную программу и в ЕГЭ лично я изучала в вечерней школе при МФТИ, то есть в ведущей школе страны для особо одаренных и интересующихся. Нормальные люди это же проходили на втором-третьем курсе институтов, после фундаментальных курсов математики. А теперь предполагается, что школьный педагог может научить всех школьников программированию на весьма приличном уровне? Наверное, кто-то кого-то может. Вопрос - зачем???
В общем, дело вовсе не в ЕГЭ ЕГЭ - это только "вершина айсберга". Неудачной надо признавать всю "реформу образования". Причем - срочно.
К сожалению Вы вынуждены поддерживать официальную линию - ЕГЭ, спасибо, что Ваше внутреннее убеждение все таки иное. Пена эта рано или поздно уйдет, а Вы умные и талантливые небожители (в моем восприятии Вашей профессии) передадите нашим детям знания и опыт.
Учителя - такие же люди как и все вокруг.
Есть Учителя, а есть преподы.
В моей жизни было много преподов. Учителей были единицы. Сплошь - халтурщики.
Приходилось всему обучаться/учиться Самостоятельно. Что и вошло в привычку моей жизни.
За это имею определённые результаты.
по самомой минимальной оценке - мой ник прочитайте.
в ссылке здесь я сохранил результаты поступлений/зачислений в МГУ в 2013 году в хронологическом порядке. Закончил архивы приказами о зачислении.
Ниже опишу как и зачем я это сделал. И почему.
----------------------
за этот 2013 год я делал просто по инерции. Мне была интересна динамика изменений.
за 2012 год я не сохранил. Потому что этот год был для меня активным, и самое главное - Результативным. Спасибо ребёнку что не проигнорировал мои слова и не стал отбиваться от моего давления на данном пути. Теперь могу быть спокойным. Амбиции того времени не заглохли и тот первоначальный толчок теперь начал самогенерацию. Душа/мозги включились. Всё идёт самоходом. Без подзавода.
Чего и Вам Всем желаю. И ещё в большей степени.
--------------------------------------------
теперь к Настоящему:
Как вы УЖЕ знаете - в МГУ, в МИФИ, в МФТИ существуют приёмные экзамены по специальности поступления. Для физиков - физика(письменно и устно), для химиков - химия(письменно и устно) для математиков - Коми язык(письменно и устно.) для биологов - курсы кройки и шитья(письменно и устно).
так как Вы это уже знаете то перечислять не нужно, что куда и почему.
Туда Кавказ с купленными дипломами не суётся. Потому как знают Своё место. Что для настоящих студентов, а что за баранов(форма оплаты ЕГЭ).
Сыктывкарским родителям + деткам == Гораздо проще -
в Сыктывкаре УЖЕ всё есть. Это Физмат лицей. Там налажен конвеер по поступлению в Ведущие ВУЗы России == Москва + Питер.
Идите по уже проторенной дороге.
Just do It !
ничего больше делать не надо. Идите и делайте как там уже налажено. И будет вам результат. Тем же кто не в Сыктывкаре могут помочь мои архивы.
-----------------------------
как пользоваться архивами:
-выберите специальность наиболее близкую вам.
-идите по спискам этой специальности.
-начинайте с приказов о поступлении. С конца то есть.
там с конца вы сможете оценить баллы отрезания(cut off, у меня в голове уже русские слова описания не находятся сразу.)
граница после которой начинается зачисление на бюджетные места. И как вы можете заметить: это вполне Реальнодостижимые баллы ЕГЭ!!!
кроме ЕГЭ есть Вступительные экзамены, ну да вы уже знаете про них.
Где их взять?
-они есть на сайтех этих самых вузов. Как примеры вступительных экзаменов. Их надо прорешать НАСМЕРТЬ ! Иначе никак.
Кроме этих открытых на сайтах, сами вузы издают в твёрдой копии == бумажном виде эти задачки, Но как знаю по своему опыту == Эти копии ЛУЧШЕ будут.
Больше, да и удобнее в руках держать.
Доставайте их. (Сыктывкарским легче - конвеер налажен. Надо только с ним находить ВЗАИМНЫЙ интерес. А не только эгоистичное совковое потребление. Не в "комуняцкие" времена живёте.)
Короче - захотите по настоящему - Достанете/заимеете.
далее:
все задачи там надо прорешать.
ВСЕ.
почему так? да потому что ....
в школах ОЧЕНЬ МНОГОГО не проходят. Просто не проходят. И всё тут.
Потому что сами преподы == недалёкого ума, директора школ им подстать. И сама система == Кибуц( == СССР в прошлом). Всем поровну. То есть уравниловка. А уравниловка равняется на самого Конченного Ученика в школе.
Итого:
-имеется много пропущенных, не пройденных, не проработанных тем в простой средней школе. А так же во МНОГИХ(да почти во всех) лицеях и гимназиях.
-хотите успехов == занимайтесь САМОСТОЯТЕЛЬНО. Можно подцепить репититора. Но в моём опыте - ВСЕ кто цеплял == пролетели мимо выше перечисленных вузов.
на старте, для толчка, для закрытия каких то пропущенных тем - репетитор возможен. Ну как костыль, на время лечения. Дальше всё равно надо идти самостоятельно. Вот это и развивайте.
-Московским вузам == наплевать на ваши проблемы со школой, учителями, и прочими обстоятельствами. Преодолевайте всё САМИ. Ищите решения. Они всегда есть.
---------------------------------------------
Конец:
у вас сейчас ЕСТЬ:
-статистические данные для анализа за 2013
-способ проверки качества обучения == учёбы ВАШИХ детей(задачники вузов+Internet)
Что Делать?
теперь знаете?
------------------------------
PS. Любители/лохи - дают "общие" советы. == базар
профессионалы - конкретные.
Всего вам хорошего:
Правильные знания - приводят к правильным размышлениям.
Правильные размышления - наталкивают к правильным мыслям.
Правильные мысли - двигают к правильным действиям.
Правильные действия - доводят до правильных Результатов.
потом, в следующем году, если, да кабы, ближе к ЕГЭ я повторю данную информацию с ссылкой на архив. (если да кабы, он будет ещё цел.2012 я удалил.)
С гуманитарным направлением не все так просто. Там нужно уметь вербально выражать свои мысли, а это требует слушателя (эксперта).
по своему образу и подобию они и воспитывают своих размножившихся "тараканов".
-----------------
учитесь отвечать за СЕБЯ.
-----------------
за других не надо. Совок сдох. и Слава Богу.