10:28, 23.12.2013 / ОБЩЕСТВО

В Сыктывкаре отметили совершеннолетие Сыктывкарской и Воркутинской епархии

В столице республики прошло заключительное мероприятие, посвященное 630-летию Усть-Вымской (Пермской) епархии и «совершеннолетию» Сыктывкарской и Воркутинской епархии: 19 декабря исполнилось 18 лет со дня хиротонии епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима.

KIR_0163.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Сложную композицию, посвященную истории становления православия на Коми земле, от начала миссионерского пути крестителя Стефана Пермского до сегодняшних дней, поставил режиссер Юлий Яцко, получивший высокую оценку епархиальных властей за постановку гала-концерта фестиваля православной музыки «Вера. Надежда. Любовь» в сентябре этого года. Те же юные артистки – студентки и старшеклассницы, изображавшие маленьких мучениц и матерь их Софию, - на этот раз изображали души или мысли первых подвижников христианства в Коми. В длинных бесформенных одеяниях, призванных сделать персонажей максимально «бесполыми», актеры оперировали тканью серого и красного цвета, символизирующую страдания, кровь и огонь, и белыми длинными свитками, которые они раскатывали на сцене, изображая путь праведников.

KIR_0183.jpg

Их партнером стал главный герой – летописец, возникший на сцене в полной темноте. Его напряженный труд освещали лишь две свечи – перед иконой Божьей матери, горящая на протяжении всего представления, и на его столе, которую он тушил всякий раз, когда приходило время концертного номера. В концертных номерах, пафос которых режиссер попытался сделать тождественным предшествующему эпизоду истории, приняли участие ансамбль «Дивертисмент», Наталья Канова, Ольга Сосновская и Владимир Юрковский, Александр Балашов, Алексей Моисеенко и другие артисты и музыкальные коллективы.

KIR_0158.jpg

Первый эпизод был посвящен фигуре миссионера, святителя земли Коми, создателя анбура - коми азбуки – Стефана Пермского. Стефан разрушал кумирницы и священные деревья, крестил зырян, которые поначалу приняли его агрессивно, пытались убить, попалить огнем, но всякий раз останавливались, видя его смирение и любовь к ним. Наконец, мало-помалу «страна теней» повернулась в его сторону – коми народ уверовал в Бога, которого проповедовал посланник Московского княжества.

После мирной кончины миссионера в Москве и недолгого правления епископа Исаакия ему на смену пришел епископ Герасим. Время правления святого Герасима было в высшей степени трудное. Новооб­ра­щенные зыряне нуждались в неослабном попечении святителя, легко теряли веру под настойчивым воздействием сильных языческих соседей, особенно во­гу­личей. Северо-восточная окраина Руси в то время мало защищалась отда­лен­ным москов­ским правительством от набегов полудиких племен и вольницы новгородской и вятской. Однако Герасим сумел убедить жестоких вятичей, новгородцев и вогуличей прекратить набеги на беззащитных коми. Однако вскоре смерть епископа потрясла зырян: он был задушен омофором собственным слугой-вогулом, которого он взял на воспитание, надеясь воспитать настоящего христианина.

На смену Герасиму пришел тезка нынешнего архиерея Питирим. Он тоже прославился как миротворец, миссионер, защитник сирых и убогих. Он убедил вогульского князя Асыку пойти на примирение. Асыка продержался почти семь лет, но не смог простить Питириму путешествие в дальние стороны епархии и крещение его соплеменников. В августе 1455 года вогулы вновь напали на Усть-Вымь. Нужен им был только епископ. Тело зверски убитого Питирима зыряне сорок дней, пока ездили за ответом о преемнике мученика в Москву, хранили в срубе. Несмотря на жару, мощи оставались нетленными и были погребены рядом с телом епископа Герасима.

Правление следующего епископа, Ионы, было самым мирным. Он продолжал успешно крестить массы зырян и пермских подданных. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и поло­жен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Пи­тирима, где и доныне они почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним.

А вот во время правления шестого епископа, Филофея, Пермской епархии был нанесен непоправимый удар: к епархии в Перми Вычегодской и Великой патриарх присоединил Вологодскую, и со временем епархиальный центр переместился в Вологду. Усть-Вымь потеряла свое влияние. Так, на протяжении пятисот лет на коми земле не было своей епархии.

Десятый эпизод оказался самым драматичным и волнительным, возможно, потому, что случился в недалеком прошлом. Гонения на церковь после прихода к власти большевиков актеры показали с большим творческим напряжением. За статистикой – был расстрелян 2691 священник, 1962 монаха, 3447 монахинь – скрывались судьбы новомучеников российских, в земле Коми просиявших. Лишь в 50-е годы прошлого века в Коми было разрешено открыть три храма: в Айкино, Ыбе и Сыктывкаре.

Когда свеча на столе летописца почти догорела, повествование дошло до нынешнего времени: дней, когда нынешний епископ, при котором возникла Сыктывкарская и Воркутинская епархия, пришел в Коми простым солдатом, отслужившим в армии, чтобы стать солдатом духовным: постриг он принял сразу после демобилизации, еще не сняв армейскую форму, - времени его игуменства в Ульяновской мужской обители, которая к моменту его прихода туда находилась в совершеннейшем упадке, и неожиданного предложения патриарха стать во главе северной епархии.

На словах ангелов-мыслей-рассказчиков «Коми вновь обрела свою епархию», черные декорации поднялись, открыв взору зрителей огромный Свято-Стфановский кафедральный собор со статуей Стефана Пермского рядом. Как символ будущего, взявшись за руки, к храму направились нарядные мальчик и девочка. В этот момент на сцену был вызван и сам владыка.

- Я тронут историей, рассказанной на сцене, - признался епископ. – Хочу поклониться этой земле, Коми стала моей родиной: тут, в селе Ыб, похоронена в игуменском сане моя мама – игуменья Серафима, которая всегда говорила, что в Коми люди светлые – не только лицом, но и душой.

KIR_0155.jpg

KIR_0128.jpg

KIR_0175.jpg

KIR_0151.jpg

964

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Зырянин-язычник
    23 дек. 2013 г., 14:47:26
    Ответить
    очередная пропаганда тюрской ортодоксии
    Во первых три девочки - "Вера, Надежда, Любовь" были без жалости отданы фанатичной мамашей Софией на муки ЗЛОНАМЕРЕНО. По причине веры мамаши Софии в то, что они после насильственной смерти попадут в рай. Мамаша без сожаления смотрела на муки, которые испытывали её дочки и после их похорон покончила со своей жизнью.
    И к чему пропаганда этой фанатичной мамаши? К тому чтобы православные были готовы расставаться с жизнью без сожаления за прихоти попов?

    По извергу стефану.
    А почему попы не указали как стефан не только разрушал культуру зырян, а резал им животы как мелейке, топиол и жёг целые деревни? Зыряне помнят всё это. И то как ортодоксы тюрки пришли на их землю с мечем и огнем. И как с топориком сумашедший изверг стефан бегал по избам круша всё и выискивая языческие предметы.

    Попы ортодоксы нагло издеваются, паразитируя доброжелательность Руси?

    • Зырянин-язычник
      24 дек. 2013 г., 14:18:01
      Ответить
      Как щас помню, пришел ко мне стефан и как давай резать и крушить... Хотя, может у меня просто шизофрения с галлюцинациями... :(
      • .
        25 дек. 2013 г., 5:00:19
        Ответить
        Во первых -ты не зырянин-язычник.
        во вторых - Епифаний рассказывает в своих рассказах о том,
        что Стефан крушил и сжигал....................
        • ....
          25 дек. 2013 г., 5:37:27
          Ответить
          Они сами открыто заявляют, что Русь крестили огнём и мечом. Как-то не вяжется христианская вера о любви к ближнему с таким варварским и кровавым крещением Руси. И почему об этом так редко и неохотно говорят, Многим было бы очень интересно узнать подробнее, как, почему и зачем пришла на Русь христианская вера, и почему её так насильно навязывали, вопреки всем христианским добродетелям.
          • проснитесь люди ))))))))
            25 дек. 2013 г., 17:12:29
            Ответить
            Рабами управлять легче ,
            чем свободными людьми ....