07:47, 22.05.2009 / ЭКОЛОГИЯ

Семинар «Николай Рерих и современность» не выявил полярности мнений

В СыктГУ состоялся семинар на тему «Рерих и современность». Поводом для встречи педагогов, ученых, членов общественной палаты республики и депутатов госсовета Коми послужили последние события, связанные с уже свершимся фактом - закрытием выставки репродукций Рерихов в 34 эжвинской школе. Этого добивалась местная епархия, считающая, что рериховское движение представляет собой «культ антихристианского характера, использующий сектантский метод пропаганды». Собравшиеся задались целью обсудить явление с различных позиций, что, впрочем, получилось у них лишь отчасти. Дело в том, что представители епархии в семинаре не участвовали.

 

Первым слово взял парламентарий Юрий Сарычев. Он инициировал проведение просветительского мероприятия. Депутат витиевато заговорил о развитии гражданского общества. И под конец своего выступления, объяснил, почему именно о нем.

- Наше собрание для меня, как депутата госсовета, является знаком развития гражданского общества, присущего нашему региону, нашему городу, - сказал Сарычев.

Ленфрид Борозинец - профессор кафедры истории и культуры УГТУ - высказался в том плане, что учение Рерихов имеет «очень серьезное значение» в плане созвучия с текущим положением дел в мире. По его словам, «мире страстей, войн, конфликтов». Дескать, то, что сказал однажды Николай Рерих - «Осознание красоты спасет мир» - сегодня становится особенно актуальным.

- Надо ребятам показывать вот эти замечательные картины, - напирал Борозинец. - Для нас очень обидно, когда деятели православной церкви встают на путь мракобесия. Я иначе это назвать не могу. Они делают всякие наскоки на взгляды ученого, которые, собственно, и не являются практически религиозными.

Председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин высказал мысль о необходимости публичных дискуссий по возникающим спорным вопросам.

- Когда в дискуссиях будет обсуждаться это - когда люди будут говорить: это прекрасно, а вот это может нанести урон обществу, это может нанести урон детям и тому подобное - в результате может появиться какой-то более-менее общий взгляд, - сказал правозащитник.

Владимир Хворостов - председатель республиканского рериховского общества - до того увлекся, рассказывая о том, кто такой Николай Рерих и чем он так ценен, что ведущей семинара Татьяне Якимовой пришлось прервать его выступление и напомнить о регламенте.

- Возможность того, чтобы дети могли обратиться к красоте, должна быть, - сказал Хворостов. - Выставочный зал в 34 школе функционировал как возможность для детей набраться сил, успокоить свою душу и потом пойти на занятия. Посещался музей только теми, кто хотел.

Председатель регионального отделения всероссийского движения «Россия православная» Артур Рудольф - он же глава Сыктывдинского района - не то, чтобы выразил некоторое сомнение относительно заявленных предыдущими докладчиками позиций. Впрочем, в своих оценках он не был так однозначен. Кстати, единственный из всех, кто выходил к трибуне.

- Я не посвящен в детализацию того конфликта, который произошел в какой-то из школ, но я просто посмотрел, как предположение: может быть, не картины Рериха вызвали столько негодования, может быть, комментарии к этим картинам, ведь прокомментировать можно по-разному, - сказал Рудольф.

Рудольф отрекомендовал себя как «очень терпимый и толерантный». Это что касается других точек зрения и, более того, вероисповеданий.

- Наверно, нам надо больше бояться не человека другой веры, а неверующего вообще, - отметил он. - Человек, который в духовных исканиях, он мне ближе и понятнее, при всех его, так сказать, метаниях, нежели человек, которого вообще ничего не интересует.

- Что же конкретно инкриминируется в качестве чего-то неприемлемого с религиозной точки зрения, с моральной точки зрения в творчестве Рериха, - обратился к Рудольфу член Общественной палаты РК Евгений Вологин.

- Этот вопрос, честно говоря, не по адресу. Вам надо обратиться в епархию, - ответил Артур Рудольф. - Я представляю светскую организацию, которая, в первую очередь, нацелена на возрождение и восстановление архитектурных строений, церквей. В этом наше основное направление.

Владимир Сулимов - доцент кафедры культурологии КГПИ - дал понять, что «относиться к искусству и культуре надо как к искусству и культуре». Под запрет, по его словам, должно подпадать то, что действительно «безобразно». Он привел в пример «первые два канала телевидения», где культивируется «пропаганда наркомании и всего прочего».

Следующая выступающая Валентина Ерина, которую представили как «старший советник юстиции в отставке», постаралась объяснить, «почему в последнее время вместе с учением Рерихов одновременно звучит слово «секта». По ее словам, нередко это понятие употребляют люди, которые вовсе не знакомы с «Живой этикой». Она считает несправедливым, что в определении Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» от 1994 года учение Рерихов упоминается наряду «с совершенно негативными сектами».

- Рериховское движение, международный центр Рерихов не могли пройти мимо этих обвинений, - сказала Ерина, отметив, что в результате нескольких научных экспертиз было доказано, что «учение «Живой этики» не является религиозным, это высоконравственное философское мировоззренческое учение».

 

1113

Комментарии (19)

Добавить комментарий
  • Внимательный
    22 мая 2009 г., 9:32:45
    Ответить
    Каментарие нет и не будет, маладёж не вкурила тему, Рерихов не знают.

    о. Филиппа через 5 лет после смерти никто и не вспомнит.
    Рерих навсегда.
  • Уляшов
    22 мая 2009 г., 9:57:03
    Ответить
    " в определении Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» от 1994 года учение Рерихов упоминается наряду «с совершенно негативными сектами»." - ???
    Какие -то дохлые все "дискуссионные клубы" да "семинары" в Сыктывкаре. Господа семинар-исты и БНкорры, не тяните кота за я... - хватайте тему за жабры! Пригласили бы местную епархию и порассспросили, а затем уже и дискуссию развернули.... А у вас - то книгу обсуждаете 30 лет назад изданную на англ. языке, то "события, связанные с уже свершимся фактом". Тухлятина какая-то! А еще боремся за "город высокой культуры"!
    Более менее знаком с Рерихами и не совсем понимаю - почему «культ антихристианского характера, использующий сектантский метод пропаганды»?
    Но с другой стороны - почему в 34 эжвинской школе? - Квартирный вопрос? или привлечение неофитов?
  • Сова
    22 мая 2009 г., 10:01:22
    Ответить
    "...Наверно, нам надо больше бояться не человека другой веры, а неверующего вообще... - Человек, который в духовных исканиях, он мне ближе и понятнее, при всех его, так сказать, метаниях, нежели человек, которого вообще ничего не интересует".
    Пипец. Светское государство! Атеисты, возмутитесь! Если человек не верит в бога, значит, что его ничего не интересует?
    То ли дело иное "верующее" быдло - нахамил, обокрал, а то и убил - ничего, добрый боженька, говорят, разбойника простил. Кто не видел по ТВ камеры убийц-рецидивистов, тех, которые избежали смертной казни в связи с мораторием и сидят пожизненно? Вся камера иконками увешана.
    Лично мне с такими "верующими" как-то, знаете ли, общаться не хочется. Но кому-то они, наоборот, "ближе и понятнее", чем неверующие.
  • (зевая)
    22 мая 2009 г., 10:05:23
    Ответить
    какая же у нас тухлятина болото и мертвечина
  • 929
    22 мая 2009 г., 12:14:05
    Ответить
    Местна власть вступила в брак с епархией? Для совершения такого резонансного шага как закрытие выставки нужны веские основания. Еще с детства помню карикатуру начала 20 века, на которой изображен Лев Толстой, горящий в аду. Его церковь причисляет к еретикам, но никто его книги по этому признаку не изымает из библиотек. Церковь должна показывать пример понимания, человеколюбия, нести прежде всего просветительскую и гуманитарную функции, а не выступать жандармом. Ведь учение Рериха, на взгляд многих, не разлагают мораль, не возбуждают низменные чувства, оно лишь находится в некотором противоречии с христианским учением. Поэтому применение административного ресурса официальной церковью не приведет в ее ряды новыхх членов, а лишь обратит больше внимание к ее оппонентам.
  • Роман Елькин
    22 мая 2009 г., 17:34:00
    Ответить
    А где видео-запись семинара, выложите в инете пожалуйста! Мне бы хотелось бы ознакомится с содержанием...или как всегда по старинке проводят их, чтобы никто не знал???
  • читатель
    22 мая 2009 г., 18:03:36
    Ответить
    снова Сажин...
    что там с судом над ним?
  • баба Яга
    22 мая 2009 г., 18:40:16
    Ответить
    Ник Рерих никакую новую веру не проповедовал. Он как образованный, культурный человек интересовался индийской философией (время зарождения которой 15-10 век до Р.Х.). Для "дремучих" он популярно изложил некоторые положения этой философии в своих книгах. Единственно, что мне непонятно, почему он не делал ссылки на первоисточники???
  • баба Яга
    22 мая 2009 г., 19:01:21
    Ответить
    и еще
    Один известный нем. философ писал, что христианство-религия слабых униженных рабов, которая отрицает свободу мышления,самостоятельность действий человека. Во внедрении этой религии заинтересованы не только ее жрецы, а главным образом господа правители.
    Я полностью разделяю взгляды этого кащея.
  • outside
    22 мая 2009 г., 19:28:43
    Ответить
    Всегда лояльно относился к церкви,но узнаешь о некоторых попытках епархии и недоумение вызывает.То пытались через суд отжать здание Нац.галереи, теперь на Рериха.Блин,интересно бы узнать имя идеолога и инициатора этого похода?
  • опп
    23 мая 2009 г., 0:20:23
    Ответить
    Главные мракобесы - Питирим и Филипп. Такие как они доведут дело до того, что лет через 20-30 опять начнуть церкви рушить и ненавистных попов бить.
  • Да ты рубишь фишку
    23 мая 2009 г., 23:26:57
    Ответить
    баба Яга!
    С Ницше знакома?
  • баба Яга
    24 мая 2009 г., 20:28:48
    Ответить
    12-му
    Приятно пересечься с образованным человеком.Образованные на вкус пикантнее иванов-дурачков.
  • Л.Д.
    24 мая 2009 г., 23:56:08
    Ответить
    Действительно, какое-то мракобесие правит в нашей епархии. То сказка Пушкина им не нравится, то картины Рериха. В картинной галерее мы любуемся картинами, а не уточняем какого вероисповедания автор. Картины у Рериха замечательные, почему бы не организовать выставку? Никто не запрещает смотреть картины Ван Гога или Микеланджело, хотя они тоже не были православными. Почему одних священнослужителей называют попами, других - батюшками? С таким же успехом надо запретить и фильм "Двенадцать стульев" - очень колоритная фигура попа. Как-то отдыхала в санатории Максаковки, приходил священник с местной церкви - не смог ответить на вопрос одной женщины, у которой ребенок-инвалид, так он проклинать её стал. Многие встали и ушли, хотя хотели и причаститься, и исповедоваться. Сам же пришел неопрятный, с сальными волосами. После общения с такими попами не мудрено стать атеистом.
  • 13-й
    24 мая 2009 г., 23:59:24
    Ответить
    моё любимое число
    Да Вы,мадам,думаю,тоже ничего себе..
  • баба Яга
    25 мая 2009 г., 16:41:05
    Ответить
    15-му
    Ничего-это не то слово!
  • М Р
    26 мая 2009 г., 22:05:06
    Ответить
    я может повторюсь но Попов в топку, Рериха в школы
  • Ferrs
    26 мая 2009 г., 22:30:02
    Ответить
    в топку значит? ну соблазнительно конечно. видать скоро они себя туда и загонят. Церковь же должна возбуждать во мне светлые чувства любви и сострадания, на сколько я понимаю. Так почему же она во мне рождает только чувства раздрожения, злобы и обиды?
    Ой меня же наверное за эти слова анафеме предадут? прости меня мама я стал окультистом. неисповедимы пути глупости человеческой
  • Сафат
    27 мая 2009 г., 13:29:32
    Ответить
    Христианская религия (и другие тоже) зародились более 2000 лет назад. Неужели за 2000 лет человечество не развилось? Быть приверженцем какой нибудь религии, это всё равно, что расписаться в том что 2000 лет прошли даром.
    Неужели большинство людей так и не захотело выглянуть из своей норки средневековья? И вопрос тут гораздо шире чем "Кто такой Рерих?", любая религи предпологает Веру, А учение Знание. Я предпочитаю знать что дважды два четыре, а не верить. Я свободный человек 3-го тысячелетия, и мне не нужно показывать свою богобоязненность, что бы доказать своё духовное развитие. Мы в космос летаем, и тут же водим хороводы во круг храмов. АБСУРД. Хоть кто нибудь и Епархии знает что такое Теория струнн и Теория мембран? Кто нибудь из них вообще в курсе что творится в научном мире в последние 10 лет? (Всё что писали Рерихи сейчас имеет прямое научное доказательство) Врядли, им гораздо проще петь свои песенки своим слащавым елейным голоском, и гнобить любое проявление разума, чем задумываться о чём нибудь что сложнее кадила. Опорочить, унизить, задавить - не напоминает Средневековую Инквизицию? Религия страшный атавизм современного мира, сгнивший изнутри. Скажете "Но мои предки были религиозными!" отвечу "Целы ли ботинки ваших предков?" Религия выполнила свою функцию, теперь пошли дальше!