23:33, 13.02.2014 / ПРАВО

Председатель Арбитражного суда Коми Сергей Войнов: «В арбитраже бизнес чаще побеждает в спорах с государством»

В арбитраже бизнес выигрывает 60 процентов дел в спорах с государством, а судебные расходы, взысканные через арбитраж, могут исчисляться миллионами рублей. По нагрузке судья Арбитражного суда Коми уступает своему среднероссийскому коллеге, хотя втрое перегружен по сравнению с научно обоснованными нормами. Об этом и многом другом рассказал сегодня на пресс-конференции председатель Арбитражного суда Коми Сергей Войнов.

KIR_6508.jpg

Сергей Войнов отчитался о работе Арбитражного суда. Фото Кирилла Затрутина

Подводя итоги работы суда в 2013 году, Сергей Войнов отметил, что в Арбитражном суде Коми в спорах с государством «бизнес выигрывает вчистую 60% дел и еще 20% процентов - выигрывает частично».

- В этом плане мы резко отличаемся от того, как рассматриваются административные дела в судах общей юрисдикции. Там картинка наоборот, - заметил Сергей Войнов.

По его словам, по результатам рассмотрения дел суд выдал исполнительных листов на сумму 19,244 млрд. руб., а взыскано по ним фактически 1 млрд. руб.

Из громких в 2013 году Сергей Войнов назвал дело по иску Росприроднадзора.

- Более 600 млн. руб. взыскано с одной из добывающих компаний за загрязнение окружающей среды. Еще Комитет лесов собирался подать требования на 90 млн. руб. на возмещение вреда лесам. Росприроднадзор активно взялся за охрану окружающей среды. Насколько я помню, за предыдущие шесть лет не было таких исков. Я не думаю, что никто ничего не загрязнял, - сообщил Сергей Войнов.

Он обратил внимание на сокращение на 15% по сравнению с 2012 годом количества дел о банкротстве. По мнению председателя суда, все споры в арбитраже отражают состояние экономики. Так, наибольшее количество дел, в том числе о банкротстве, Арбитражный суд Коми наблюдал в 2009 году, что связано с острым экономическим кризисом. В последующем из года в год было постепенное снижение числа дел. В 2013 году Арбитражный суд региона рассмотрел такое же количество дел, что и в 2006 году. Массовую добровольную ликвидацию индивидуальных предпринимателей в прошлом году, вызванную повышением страховых выплат, статистика арбитражных дел не «заметила».

За год произошло увеличение количества возвращенных судом исковых заявлений, что может свидетельствовать, по мнению председателя суда, о том, что правовая грамотность юристов даже довольно крупных организаций и муниципалитетов оставляет желать лучшего.

Касаясь вопроса о проводимой в стране судебной реформе в виде слияния Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ, Сергей Войнов был предельно аккуратным в выражениях:

- Я могу только попытаться спрогнозировать последствия реформы. В Германии действует то ли пять, то ли семь разных судов. И никто из этого по большому счету трагедии не делает. То есть, они нормально уживаются. Реформа у нас - больше политическое решение, чем юридическое. Нет у нас таких уж больших, глобальных проблем относительно норм права между Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ. Я боюсь, что негативные моменты будут. У нас хорошая электронная база Высшего Арбитражного суда РФ. Можно зайти в интернет и посмотреть практику по любому региону. Если вы попробуете это сделать в базе судов общей юрисдикции – вы там практически ничего не найдете. Если база рухнет, будет сложнее смотреть, что делают коллеги по аналогичным делам.

По всей видимости, существуют различные практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции по делам о взыскании судебных издержек. В арбитраже речь может идти о нескольких миллионах рублей, тогда как в судах общей юрисдикции обычно взыскиваемые суммы гораздо скромнее.

KIR_6500.jpg


- Судебные расходы сейчас взыскиваются во вполне разумных пределах. Если раньше их размер был очень небольшим, то сейчас общая политика Высшего Арбитражного суда и сложившаяся судебная практика таковы, что эти расходы взыскиваются в тех размерах, в которых они понесены. И проигравшая сторона имеет возможность доказывать, что эти расходы являются неразумными. У нас уже и миллионами взыскиваются судебные расходы, - отметил Сергей Войнов. - По этой причине часть административных дел «ушла», поскольку участники спора чаще стали не доводить дело до суда.

Отметим, что, по словам местных юристов, обычно Сыктывкарский городской суд и Верховный суд Коми устанавливают для взыскания сумму судебных расходов на представителя в пределах пяти-семи тысяч рублей.

Уже несколько лет у арбитражных судов территориально отдалены разные судебные инстанции и находятся в разных регионах. Апелляционная инстанция для Арбитражного суда Республики Коми расположена в Кирове, кассационная – в Нижнем Новгороде. До 2006 года в Арбитражном суде Коми дела рассматривались по первой и по второй инстанциям.

- У участников споров возникали подозрения, что действует принцип «ворон ворону глаз не выклюет» (Судья не отменит решение своего коллеги, работающего с ним в одном здании - БНК), - отметил Сергей Войнов. – Хотя, когда мы создали апелляционную инстанцию в Кирове, выяснилось, что там отменяют решения Арбитражного суда Коми почти вдвое реже, чем когда апелляционная инстанция существовала здесь. Тогда отменялось 26% обжалуемых решений, а сейчас – 11%.

KIR_6514.jpg

В ходе пресс-конференции прозвучало, что общей для разных судов является проблема текучки кадров. По мнению Сергея Войнова, это связано с низкой зарплатой судебных помощников и секретарей, других технических работников. По его словам, еще острее эта проблема стоит в других регионах. Так, в Арбитражном суде Нижнего Новгорода, откуда прибыл Сергей Войнов в Коми, за год меняется до 80% аппарата.

Председатель суда высоко оценил качество решений Арбитражного суда Коми и сослался при этом на низкий показатель отмен судебных актов вышестоящими судами.

В 2013 году апелляционная инстанция - Второй арбитражный апелляционный суд (Киров) - отменила или изменила 152 судебных решения Арбитражного суда Коми. В порядке кассационного рассмотрения Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (Нижний Новгород) отменил еще 22 решения из Коми. В итоге устойчивость решений в Арбитражном суде Коми составила 99%. В среднем в арбитражных судах России не выдерживают проверки в вышестоящих судах более 3% решений.

Сергей Войнов отметил, что среднемесячная нагрузка на судью в Арбитражном суде Коми составила 43,1 дела. Общероссийский показатель составляет 53 дела, а научно обоснованная норма - 15 дел в месяц. Сергей Войнов вспомнил, что, когда он работал в Нижегородском городском суде, там нагрузка у судей составляла свыше 100 дел в месяц.

1201

Комментарии (25)

Добавить комментарий
  • мал. пред.
    13 февр. 2014 г., 23:47:45
    Ответить
    Я проиграл.
  • :-)
    14 февр. 2014 г., 0:51:24
    Ответить
    Поэтому суды и объединяют, чтоб государство
    завсегда было в выигрыше перед бизнесом...
    Известнейший математик Роджер Пенроуз (в Москве были его семинары) рассказывал о том, что, если одну систему 'А', имеющую бардак 'а' (энтропию), объединить с системой 'В', имеющей бардак 'b', то бардак в объединённой системе А+В будет гораздо больше, чем простая арифметическая сумма бардаков а+b.
  • 1
    14 февр. 2014 г., 7:22:42
    Ответить
    динамика
    все меньше предприятий все меньше дел
  • 123
    14 февр. 2014 г., 7:38:54
    Ответить
    такие как Тугарев
    волокитчики и хамы,никакой статистике не поддаются.Послушайте его заседания,там всегда "Я начальник,ты - дурак"Проверьте его психику,может на покой ему пора?Но это конкретно по нему!А так ,вообщем,все по делу.Малый бизнес,чтобы остаться на плаву,должен арендовать помещения в Арбитраже,чем и занимаемся.Сытый голодного ...
    • Шаркич
      14 февр. 2014 г., 12:02:42
      Ответить
      Вообще-то арбитраж сам арендует часть этого здания.
  • 1981
    14 февр. 2014 г., 8:52:29
    Ответить
    Попробую в скором времени подпортить Вашу статистику в Апелляции :)
  • Практикующий
    14 февр. 2014 г., 9:06:46
    Ответить
    Про Арбитраж и другое.
    Практика да и все юристы и все адвокаты уверен согласятся с Войновым. Так дела в арбитраже рассматриваются более взвешено. Решения более обоснованные и участникам приходиться доказывать все свои доводы. Очень качественный арбитражный суд с которого надо брать пример в том числе по открытости и честности судей. Низкий Вам всем поклон за честную работу. Останьтесь в судебной системе и Вы поможете стране стать правовой. С большим уважением, Ваш представитель Истца или Ответчика.
    • Адвокат
      14 февр. 2014 г., 14:45:44
      Ответить
      Арбитраж это не общая, мать её за ногу, юрисдикция !
      Согласен с практикующим, Арбитраж уважаю !
      Жаль, что скоро не будет заседаний онлайн президиума ВАС РФ.
  • представитель
    14 февр. 2014 г., 9:47:27
    Ответить
    Полностью согласен. Наш арбитраж очень достойный и реально вызывает уважение. Качество правосудия на хорошем уровне.
    Отправлено из мобильной версии
    • Поддерживаю
      14 февр. 2014 г., 10:24:55
      Ответить
      В Арбитраже компетентные судьи и помощники. Порядок в информационной базе. Очень жаль, если всю эту систему порушат
      Отправлено из мобильной версии
      • 5
        14 февр. 2014 г., 12:34:18
        Ответить
        как ушел Елькин стало еще лучше!
    • Да!
      14 февр. 2014 г., 11:14:59
      Ответить
      Присоединяюсь.
      Арбитраж Республики был очень достойный.Бывали, выигрывали и учились. Грамотная работа Арбитражного суда дисциплинировала бизнес в Республике. С уважением.
    • 222
      14 февр. 2014 г., 16:03:04
      Ответить
      А давайте организуем онлайн трансляции из зала заседания. Вместе и посмеемся =))
  • комяк
    14 февр. 2014 г., 9:49:44
    Ответить
    Полностью поддерживаю г-на Войнова! Соединение судов - бред. Мишка себе берлогу готовит на века.
  • Какхош
    14 февр. 2014 г., 9:55:32
    Ответить
    по заголовку и вопрос...
    «В арбитраже бизнес чаще побеждает в спорах с государством»
    -Из чьего кармана "платит" государство бизнесу?
    -"Карман государства" - это что за понятие?
    - Составляющее "кармана государства?
    - Чему я, как обыватель, радуюсь?
  • четатель
    14 февр. 2014 г., 11:30:05
    Ответить
    Сергей Анатольевич - адекватный во всех отношениях человек, респект ему и всех благ...
    • я
      14 февр. 2014 г., 12:33:27
      Ответить
      присоединяюсь так и есть!
      • 123
        14 февр. 2014 г., 12:37:08
        Ответить
        К арбитражам вопросов мало. Есть бумажка - доказано, нет - не доказано. Все косвенное отношения не имеет. Может быть так оно и надо. Только не везде и не всегда.
        А с судебными издержками хотелось бы все-таки одного подхода в судах.
    • верно
      14 февр. 2014 г., 12:44:55
      Ответить
      Войнов порядочный человек не запятнавший себя,жалко будет если уйдет.
      • илья
        14 февр. 2014 г., 13:20:17
        Ответить
        ВОТ ЭТО БРЕД !!!!!
        И хватает совести и наглости такую чушь нести!!!Откровенно врать народу!!!Известно,что все суды работают по телефонному звонку-как там в желтом доме захотят такое решение и будет принято!Факт,что за последние четыре года все предприниматели судившиеся с налоговой суды проиграли,в последствии были разорены и вынуждены закрывать свой бизнес или переводить его в другие регионы!Так же практически все суды были выиграны администрацией города в спорах по земельным разделам(посмотрите статистику решений арбитража).Перечислять можно долго.Поэтому господин Войнов уж если Вы марионетка в руках правительства,так уж имейте мужество это признать или хотя бы не голосить в СМИ о вашей справедливости!....
        • 123
          14 февр. 2014 г., 14:17:08
          Ответить
          Голословное заявление, не имеющее отношение к действительности. Видно что человек написавший его не имеет отношения к юриспруденции вообще и арбитражному судопроизводству в частности. Жалко что решили больное тело к здоровой голове пришить, т.к. не выживет ни то, ни другое.
          • 321
            14 февр. 2014 г., 15:50:02
            Ответить
            На 1000% согласен с Ильей.Сам являюсь непосредственным пострадавшим от действий налоговой службы,которая попросту "наехала"на мой бизнес как паровоз,проглотила и даже не поперхнулась.И что толку с ними судиться?Государственные структуры всегда будут правы,это тоже самое что биться головой о стену-ничего не пробьешь кроме собственной головы.К сожалению наша судебная система не предпологает защиту интересов граждан от государственной машины.Да,конечно какая-то мизерная часть дел гражданами выигрывается после пересмотрения в вышестоящх судах,но для этого человеку надо просто наизнанку вывернуться,потратить огромные деньги на защиту своих интересов.
            • вова путин
              14 февр. 2014 г., 15:59:44
              Ответить
              а зато мы на олимпиаду денежек подсобрали
  • база
    14 февр. 2014 г., 18:33:01
    Ответить
    Если грохнут базу судебных решений арбитражных дел - за это убить мало было бы!
  • и вообще
    14 февр. 2014 г., 18:34:21
    Ответить
    Судам общей юрсдикции, мировым, как и их судьям,у арбитража учиться-учиться и учиться!!!