В первый день крестного хода «От Стефана до Стефана» паломники преодолели сорок километров под снегом и градом
В среду, в первый день крестного хода «От Стефана до Стефана» в память о крестителе зырян монахи и миряне, воцерковленные и новоначальные единым строем прошли сорок километров по пути к цели – старинному селу Ыб. В плотных рядах паломников и на привалах то и дело звучала коми речь: традиционно участниками крестного хода становятся жители не только Сыктывкара, но и близлежащих сельских районов.
Фото Николая Антоновского и Полины Романовой
С самого утра крестный ход возглавил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Пройдя путь по городу, он попрощался с паломниками до завтра, когда присоединится к ним уже на повороте трассы к старинному селу.
В селах, встречавшихся по пути, паломников радушно – хлебом-солью и плотным обедом – встречали православные и настоятели местных храмов. На редких привалах стар и млад подкреплялись горячим чаем и бутербродами. Однако опытные крестоходцы не баловали себя пищей – на голодный желудок легче идти.
- Раньше как ходили? – с краюхой хлеба и святой водой, - ностальгировали они по временам, описанным в классической русской литературе.
Идти в этом году было непросто. Редкое солнце сменял порывистый ветер с дождем, градом и снегом. Если в предыдущие годы паломникам удавалось прошествовать по федеральной трассе в футболках и получить первую порцию сурового северного загара, то в этом они шли в перчатках, утепляли себя жилетами, шалями и капюшонами.
- Когда тепло, народу больше, - заметили соседи по строю корреспондента БНК.
Несмотря на практически зимнюю экипировку, у многих женщин на ногах были мягкие босоножки поверх шерстяных носков. К обуви в крестном ходу – повышенное внимание. Неудачно подобранная – мучение. Полчаса – и кровавые мозоли паломнику обеспечены. А впереди – еще десятки километров. На крестоходцах корреспондент БНК заметил резиновые сапоги и калоши, шлепанцы и добротную кожаную обувь, кроссовки и мягкие угги, а на одной опытной паломнице были надеты даже лыжные ботинки.
- Обувь должна быть просторная, кожаная, чтобы носок влез. Каблуков быть не должно, и плоская подошва тоже неудобна – все пятки отобьешь. Лучше всего туристские ботинки. Ну и пластыря побольше с собой взять, – советовали попутчики.
Но не все меряют трудность пути погодой и неудачно подобранной обувью.
- Идти легче, когда у тебя какие-то скорби или неприятности, – поделилась паломница Елена, в этом году отправившаяся в путь седьмой раз подряд. – Когда у тебя есть конкретная цель, ты и идешь и просишь у Святителя Стефана и Господа конкретной помощи. А когда все хорошо, то идешь вроде «просто так», хотя ничего «просто так» не бывает. Я именно тут поняла, почему христианин благодарен Богу за скорби и болезни – так путь яснее виден. Без них расслабляешься.
Но главная цель Елены – показать сыну дорогу к храму.
- Я хочу, чтобы он знал – что бы ни случилось, – дорога одна, и, когда я умру, понимал, где и кто ему поможет.
Народу было немногим больше двух сотен еще и по причине рабочего дня. Количество паломников в течение дня менялось скачкообразно: кто-то успевал захватить городской маршрут до работы, кто-то присоединялся к православным в обед. Паломников заметно прибавилось к вечеру, после окончания рабочего дня. Опытные крестоходцы прогнозируют, что еще сильней колонна разрастется сегодня, в последний день перед праздничными выходными: многие запланировали взять в этот день отгул.
Пела колонна непрестанно: праздничные тропари, Символ веры, знакомые всем молитвы, Иисусову молитву. Пожилая паломница в хвосте колонны не в такт прибавляла к ней «и Украину».
- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помялуй мя. И Украину! – неустанно пела она.
- Как же за нее не молиться – половина родни там! – объяснила она. – А как начну молиться за нее, так сил и прибавляется.
В Выльгорте к крестоходцам присоединились две экстравагантные, на первый взгляд, девушки. Оказалось, что музыканты и «свободные художники» Маргарита и Олеся являются «старожилами» крестного хода: принимают в нем участие с первого и четвертного класса.
- Сначала ходили с родителями, теперь им уже тяжело ходить, но мы все равно ждем его целый год как праздник, – рассказала 24-летняя Маргарита, с которой то и дело здоровались попутчики – такие же «старожилы», как она.
Среди крестоходцев легко было вычислить юных «прогульщиков» – школьников младшего и среднего возраста. Старшеклассников среди них не попадалось: видимо, накануне экзаменов родители не рискнули позволить им пропустить школу. Складывалось впечатление, что на привалах детям незаметно меняли батарейки: они неутомимо шагали, бежали, исследовали придорожные леса, наматывая дополнительные километры, собирали на обочинах камни и сражались друг с другом сухими стеблями борщевика.
К концу самого длинного – трехчасового перехода между Соколовкой и Лэзымом – паломники чуть замедлили ход: по лицам и походке была заметна сильная усталость. Зато после передышки у святого источника Николая-Чудотворца, в храме святых Петра и Павла, а затем в Доме культуры, где пятнадцатиминутный концерт для них дал ансамбль «Северная лира», хоругви, крест и фонарь взялись нести женщины.
Путь от Лэзыма до Пажги, страшивший особенно уставших паломников, пролетел незаметно: за полтора часа они преодолели около семи километров и уже в начале одиннадцатого после молебна трапезничали в школьной столовой. На ночлег паломники расположились по знакомым и в школьном спортзале. Кто-то отправился ночевать в Сыктывкар, чтобы завтра в восемь утра продолжить крестный путь до Свято-Стефановского храма Ыбского Серафимовского женского монастыря.
Комментарии (12)