На состоявшемся в пятницу расширенном совещании отдела судебных приставов по г. Ухте разговор шел не только об итогах их работы в течение 9 месяцев этого года. Коснулись его участники и тем малоприятных: огромные объемы дел, находящихся в производстве, формализм в работе и плохое умение приставов пользоваться собственными полномочиями.
На совещании судебных приставов Ухты обсудили достижения и недостатки их работы. Фото Ирины Санниковой
Послушать отчет подчиненных прибыл руководитель Управления ФССП по Коми Михаил Джамбанов, возглавивший управление в июне этого года. Принимающую сторону представляли старший судебный пристав ОСП по Ухте Сергей Горбунов, руководитель городской администрации Олег Казарцев, руководители правоохранительных органов.
Руководитель Управления ФСПП по Коми Михаил Джамбанов и руководитель администрации Ухты Олег Казарцев
Представив участников совещания, старший из ухтинских приставов передал слово непосредственному начальству. Джамбанов, пристально изучив собравшихся, начал:
- Суть нашего совещания – обсудить, с чем мы подошли (к октябрю – БНКоми) и как будем заканчивать год. Обсудить есть что. Ситуация с налоговыми сборами неудовлетворительная, бюджет пополняется не очень интенсивно. При этом служба судебных приставов единственная в России получила пополнение штатов в период кризиса.
И, обратившись к Горбунову, предупредил:
- Нагрузка еще будет расти. Но к концу года надо подтянуть показатели.
Мэр Ухты Олег Казарцев, чтобы главный судебный пристав по Коми «не забывал и лучше знал наш город», вручил ему на память «Фотолетопись» и историко-культурный атлас Ухты.
Под дружные аплодисменты зала Джамбанов принял пакет с подарком, а мэр заявил:
- Работа судебных приставов и городской власти должна быть взаимосвязанной. У нас эта взаимосвязь есть и приносит свои плоды. Спасибо Сергею Николаевичу (Горбунову – БНКоми) за активную работу! Я только несколько цифр приведу: количество дел в производстве наших приставов выросло с 45 тысяч за 9 месяцев 2008 года до 59 тысяч в 2009-м. Конечно, нагрузка значительно увеличилась, больше стало неисполненных дел. Но вы, я знаю, сделаете все, и возможное, и невозможное тоже, чтобы добиться положительных результатов.
После этого совещание вошло в сугубо рабочую колею. Старший судебный пристав Ухты вышел к трибуне с отчетом, который временами прерывался подходящими по контексту фрагментами телеинтервью директора ФССП, главного судебного пристава РФ Артура Парфенчикова.
По информации Горбунова, количество исполнительных документов, находящихся «в работе» ухтинского отдела судебных приставов, выросло на 45 процентов. Это, в первую очередь, дела по невыплаченным налогам, кредитам, задолженностям перед жилкомхозом, долгам по зарплате. Нагрузка на судебных приставов на отдельных участках достигает 5 тысяч дел на человека. Такой вал документов, естественно, сказывается на сроках взыскания долгов.
Для розыска должников по кредитам приставы в последнее время активно прибегают к помощи банков города. И тут Горбунов выразил надежду, что по примеру некоторых регионов России (например, Кировской области - БНКоми), в Коми будет шире внедряться «электронный документооборот», который позволит в разы снизить объем бумажной волокиты, ускорить процесс взыскания долгов. Также это даст приставам возможность отслеживать погашение задолженности каждым конкретным должником и принимать, если необходимо, соответствующие меры.
Говоря о сотрудничестве с силовыми структурами, Горбунов упомянул дело ООО «Инстройгаз», одного из крупнейших в городе должников по зарплате и налоговым отчислениям. Вместе с УВД, прокуратурой, следственным отделом по Ухте, вневедомственной охраной приставам удалось оперативно наложить арест на имущество предприятия и начать его реализацию в счет погашения долга.
- Хочу заметить, что с самого начала работы по делу нам активно помогал Олег Владимирович, - вернул Горбунов «должок» мэру.
Далее он подробно остановился на работе с должниками по жилищно-коммунальным услугам. Вместе с Управлением ЖКХ приставы регулярно проводят рейды, привлекают должников к ответственности, но наказать их в соответствии с законом не могут. У неплательщиков нет имущества, которое можно было бы арестовать, а выселить их некуда – в городе нет свободного жилфонда для этих целей.
- Самый большой размер задолженности за жилищно-коммунальные услуги на сегодня составляет 87633 рубля. И это не где-то в поселке, на проспекте Ленина, на главной улице города должник живет! - возмутился Горбунов. - Но взыскать с него нечего. Нет обеспечения.
Посетовал старший пристав и на то, что трудно пока применяется право приставов возбуждать уголовные дела против должников – из 51 уголовного дела по 47 отдел получил отказные материалы. Поэтому уголовное преследование носит пока чисто превентивный, «запугивающий», характер.
Отвечая подчиненному, Джамбаев сначала заметил, что электронные формы документооборота, действительно, успешно применяются не только в Кировской области, но и в Татарстане, «но дело это дорогое. Хотя мы все должны к этому стремиться».
Относительно сложностей с уголовным преследованием, руководитель территориального управления обнадежил приставов:
- Нам планируют добавить еще 11 статей УК. В том числе мошенничество и ряд других. В госдуме, я знаю, есть проект придать Федеральной службе судебных приставов статус правоохранительных органов. Так что скоро нам будет полегче. Но и без того у нас есть право, которого нет ни у кого, я имею в виду право входить в жилище должника в его отсутствие – мы почему-то редко им пользуемся...
Начальник ухтинского УВД Василий Завьялов был краток и постарался не ранить самолюбие приставов:
- Наше сотрудничество уже стало доброй традицией. Утвержден план совместных мероприятий. Друг без друга мы не можем. То, что было раньше частным случаем – взыскание долгов и неустоек, – должно стать постоянной практикой.
А вот помощник прокурора Ухты Валентина Володина «подслащивать пилюлю» отказалась:
- Нагрузка на судебных приставов растет, я согласна. Но закон есть закон, и его надо выполнять. К сожалению, имеет место неполнота взыскательных производств – наверное, кадры в отделе еще молодые, неопытные. С другой стороны, приставы часто занимаются бумажной волокитой, работают спустя рукава. При этом полномочия ФССП, по сравнению с другими правоохранительными органами, во многом исключительные. Надо только ими пользоваться!