22:33, 16.10.2014 / ОБЩЕСТВО

Норвежский художник Скотт Тоэ сравнил безглавого лебедя на площадке у «Детского мира» в Сыктывкаре с русалочкой в Копенгагене

На открытой лекции под названием «Современная городская среда. Китч как элемент современного искусства. Взгляд на Сыктывкар» гость из Норвегии оценил городские объекты – памятники, скульптуры и способы украшения городского пространства, впрочем, отозвавшись о Сыктывкаре и его новых арт-объектах достаточно мягко.

KAB_0698.jpg

Фото Юрия Кабанцева


Напомним, Скотт Тоэ гостит в Сыктывкаре у института культуры и искусства СыктГУ уже не впервые. В этот раз он приехал не один, а привез из Норвегии свои работы, выставка которых открылась на прошлой неделе в Национальном музее. Но сам Скотт Тоэ – сторонник искусства, выходящего за пределы галерей и выставочных залов.

Начал лекцию норвежец со ссылки на немецко-австрийского скульптора, считающего, что важнейшая цель архитектуры – вынести искусство на улицу. А ужасные здания – это и вовсе преступление против человечества, однако Скотт своей работой старается гармонизировать суровую порой городскую среду.

- Ужасное здание – это преступление против человечества, а мне нравится работать с ужасными зданиями и делать из них что-то более интересное, - обозначил он свою позицию.

Затем художник, чтобы объяснить понятие «китч», показал присутствующим несколько слайдов с картинами – плачущим ребенком, блондинистой девочкой, которые должны вызывать моментальные и понятные эмоции у зрителя. Вслед за этим он продемонстрировал фото керамической позолоченной фигурки «Майкл Джексон с обезьянкой» работы американского художника Джеффа Кунса стоимостью в несколько миллионов долларов.

KAB_0691.jpg

- Не многие из вас могут легко сказать, что является хорошим искусством, но многие могут оценить, что является лучшим. Китч – это некое декорирование, которое идет не от того, как воспринимается искусство, а как чувствует его сердце. Это скорее неинтеллектуальное декорирование, а эмоциональное, – пояснил через переводчика норвежец. – Плачущие дети – это так трогательно, блондинистые девочки тоже. Но иногда случается такое, что художники намеренно делают китч. Майкл Джексон – это настоящий китч. Проблема в том, что есть китч, который специально делают профессионалы, а есть такой, который делают любители. И граница между ними очень тонка.

Предваряя рассказ о приглянувшихся ему достопримечательностях Сыктывкара, художник отметил, что столица Коми – это красивый, разноцветный и чистый город. Разумеется, практически сразу же лекция в режиме разговора перешла к актуальной для Сыктывкара теме – проекту «Городские легенды».

- Я не могу сказать, что «Городские легенды» – это китч. Общее место для китча, когда у вас есть эмоции. Иногда и профессиональный китч становится интересным. Насколько я понял, проект у вас многие критикуют. Я хочу сказать, что это, прежде всего, великолепная идея – сделать места в городе, где можно встретиться, посидеть и посмотреть вокруг. Но слабость его в том, что некоторые скульптуры делали не профессионалы, – резюмировал художник, добавив, что не скажет о проекте чего-то прямо негативного или позитивного.

Из традиционных городских достопримечательностей Скотту Тоэ понравился памятник Ивану Куратову.

- Это отлично – фигура коми писателя Ивана Куратова с чем-то, что защищает его голову от птиц, – охарактеризовал скульптуру норвежец, добавив, что традиционные памятники в городе очень реалистичны.

KAB_0716.jpg

Советская скульптура в целом его привлекает тем, что просто и четко передает мысль. Своим любимым памятником в Сыктывкаре он назвал Домну Каликову, заинтересовавшись линиями ее фигуры. Кроме того, художник оценил барельефы на фронтальной стене зданий из стали или камня.

Знаком города Скотт Тоэ называл стелу на кольце, заметив, что конструкция слегка тяжеловата в своей вершине, но свойственные советскому стилю прямые линии делают ее заметной и выделяющейся. Приглянулся художнику и коми орнамент, который используется в декорировании небольших предметов в городе – ограждений и даже мусорных контейнеров, последнее несколько его удивило.

Далее художник прокомментировал фоторяд из последних приобретений города – площадки у «Детского мира» и некоторых объектов «Городских легенд».

- Идея довольно милая – встретиться, посидеть и отдохнуть. Но немного странно то, как авторы пытаются сочетать практичные вещи и художественный замысел, – начал рассуждать Скотт Тоэ над последней «легендой» – сквером влюбленных в Давпоне, – ведь это очень практично – знать время и температуру.

Скамейка с сердцем тут же, в сквере влюбленных, по мнению художника, все-таки с налетом китча, а вот скамейка-книга ему понравилась.

- Скульптуры в вашем городе иногда очень сложно вписываются в окружающее пространство, поэтому их назначение сложно понять, – заметил он, показывая клумбы у входа в ЦУМ, напоминающие гигантские напольные клетки, и белого медведя посреди площадки у «Детского мира», хотя коты с книгой аналогичного стиля ему «довольно понравились».

KAB_0668.jpg

Многострадальный корабль на «кафельных волнах» норвежец сначала хотел оставить без комментариев.

- Мне нечего об этом сказать. Волна немного в стиле ванны. Очевидно, что это сделано для детей, но они этого не увидят, потому что он находится высоко.

Безглавого лебедя он сравнил со статуей русалочки в Копенгагене, которая более десяти раз подвергалась нападениям вандалов.

- Вы видите, что это лебедь. Этот, без шеи, еще более интересный. Он мне напоминает русалочку в Дании.

В арт-объекте «Сыктывкар на анбур» художника заинтересовал коми алфавит, однако исполнение осталось не понятным.

- Я вижу здесь только буквы шокирующего цвета, для меня это очень странно, хотя коми буквы мне интересны.

Переходя к архитектуре города, художник попросил слушателей лекции назвать десять самых известных зданий и конструкций мира. Оказалось, что таковых не слишком-то и много.

KAB_0670.jpg

- Люди занимаются искусством сорок тысяч лет, на земле живет более восьми миллиардов человек. В музыке и литературе известных произведений много, но почему-то значимых в архитектурном плане зданий на самом деле мало, - поделился он размышлениями. - Ваша «свечка» очень интересна. Она не слишком красивая, но довольно практичная, чтобы посмотреть на город. Вокруг нее тоже интересно – видно, что город стоит на холмах, и они до сих пор не срыты, а существуют. Люди говорят, что Сыктывкар скучный, не разноцветный и не чистый. А я им отвечаю, что на самом деле он очень цветной – мне нравятся цвета, – заявил художник, демонстрируя фотографии торгового центра «Радуга» и кинотеатра «Рублик». – Даже коммерческая реклама интересна, хотя она и повсюду. Интересны линии зданий – высокие и низкие рядом, старые и новые дома тоже существуют у вас в гармонии.

Художник по традиции рассказал «уличную» историю. Один его друг из Кракова приехал в Нью-Йорк, где хотел найти статую. У него не было карты, и он плохо говорил по-английски, спрашивая у прохожих в Бруклине, где найти «женщину с книгой и огнем». Прохожие отвечали, что такую статую не знают и в городе таких нет. А искал он статую Свободы, к которой и проводил его один из самых сообразительных местных жителей, который, впрочем, предполагал, что женщина держит в руке скалку.

- Когда вы живете в городе всю свою жизнь, это похоже на то, что вы живете в лесу. Вы не видите деревьев, потому что вы находитесь в середине леса. Для того чтобы вы увидели свой город, нужно, чтобы пришел дровосек. И он скажет, что вот эти деревья хорошие, а вот эти – плохие, – метафоризировал историю художник.

KAB_0665.jpg

Для дальнейшего развития городского пространства Скотт Тоэ предложил нанимать профессиональных художников, пояснив, что в Норвегии для этих случаев создается общественный комитет, куда входят профессиональные скульпторы и художники. Они занимаются отбором поступающих на конкурс работ.

Завершил выступление норвежец словами о том, что единственный враг архитектуры будущего это глобализация.

- При ней мы потеряем свою идентичность. И поэтому Россия, как и Норвегия, должны сохранить свою идентичность и дистанцироваться от Единой Европы. Мы не принадлежим к ней, но мы можем увидеть, что там происходит. Там используется единые моменты, политика, телеканалы. Мы говорим на одном и том же языке, и мы не видим разницы. Вот это, возможно, будущее и есть.

953

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • 111
    17 окт. 2014 г., 7:49:32
    Ответить
    Безглавого лебедя он сравнил со статуей русалочки в Копенгагене,
    Сравнил х... с моровкой)))
    • он не сравнил
      17 окт. 2014 г., 8:18:51
      Ответить
      это - ассоциации
      Смысл в том, что вандалы покушаются не только на прекрасное, но и на г*вно
  • Культурный дядя
    17 окт. 2014 г., 8:17:58
    Ответить
    Но про детский мир он по сути всё сказал: д***** - оно и есть д*****.
    А анбур - он прав - это вообще чудовищно.
    • ты
      17 окт. 2014 г., 10:15:16
      Ответить
      видать очень культур-мультурный дядя
  • 89
    17 окт. 2014 г., 9:11:37
    Ответить
    правильный норвег)
  • статистика
    17 окт. 2014 г., 9:31:20
    Ответить
    населениеЗемли - около 7 млрд.человек
  • 98
    17 окт. 2014 г., 9:37:07
    Ответить
    Да! Правильный норвег!
  • 123
    17 окт. 2014 г., 9:58:55
    Ответить
    "гостит в Сыктывкаре У ИНСТИТУТА.." - это как? на ступеньках что ли?
  • Сеня
    17 окт. 2014 г., 10:46:37
    Ответить
    Сыктывкар
    Уже вторую неделю в командировке в вашей столице живу. Судя по дорогам и тротуарам здесь 19 век. Сам город - деревня с соответствующим по уровню развития населением. Зачем быдлу лебеди и фонтаны - понять не могу.
    • Сене
      17 окт. 2014 г., 11:43:40
      Ответить
      сам ты быдло!
    • Сене
      17 окт. 2014 г., 11:47:27
      Ответить
      Не умничай, тебе не идет.
    • Я
      17 окт. 2014 г., 13:25:57
      Ответить
      Видел я этого Сеню))
  • вакпр
    18 окт. 2014 г., 12:23:37
    Ответить
    все верно сказал, как есть, дойдет ли теперь эта мысль до умов "властьдержащих"-вопрос большой