19:55, 20.02.2015 / КУЛЬТУРА

Один день артистки балета Натальи Супрун

С утра артистов балета ждет урок классического танца, вне зависимости от того, танцуешь ты первую партию или в массовке. И это, пожалуй, единственное за день и из года в год постоянное и повторяющееся событие в режиме дня балерины. У станка равны все и должны выполнить один и тот же комплекс тренировочных упражнений – экзерсис, во время которого происходит разогрев и проработка мышц. Базовые элементы повторяются на всех уроках – от ученических до взрослых, меняются лишь темп и насыщенность комбинаций.

ANT_6512.jpg

Фото Николая Антоновского, Андрея Ретанова

После урока до обеда по графику – репетиция. Если вечером назначен спектакль, то на ней будут отрабатываться и прогоняться элементы будущего выступления. Если же спектакля в этот день нет, репетитор будет отрабатывать с танцорами нуждающиеся в проработке сцены из ближайших спектаклей. Если вечером выходить к зрителю не придется, артисты соберутся на вторую, вечернюю репетицию, поэтому рабочий день у людей театра с перерывом, но и заканчивается позже. К слову, и выходной в театре – понедельник. Каждый день здесь не похож на следующий и предыдущий.

ANT_6701.jpg

Время постановки нового спектакля зависит от того, ставил ли когда-нибудь его балетмейстер. Если в его арсенале уже есть готовый спектакль, то «собрать» постановку, упорядочить хореографические сцены и танцы в систему можно даже за две недели. После знакомства с труппой и ее расстановки на партии балетмейстер зачастую уезжает, оставляя артистов на попечение репетиторов, и возвращается за неделю до премьеры.

ANT_6542.jpg

Меж тем двух совершенно одинаковых спектаклей ни в разных городах, ни даже на одной сцене быть не может – каждый выход на сцену уникален, и повторить его не сможет ни один живой человек.


ANT_6714.jpg

Спорить с балетмейстером у артистов не принято. Все объяснения происходят на языке тела и жестами – постановщик видит, получается ли у балерины передать его задумку, и при необходимости сам заменяет тот или иной элемент в танце.


ANT_6524.jpg

При создании образа балерина в первую очередь руководствуется музыкой, именно музыка, если ее внимательно слушать, дает понять, как надо танцевать, что делать и как прочувствовать свою героиню. Если музыкального текста не хватает, танцовщица обращается к тексту литературному – оригиналу произведения.

ANT_6530.jpg


ANT_6721.jpg

Последние репетиции перед новым спектаклем обычно проходят в костюмах. Особенно это важно для танцоров, которые должны привыкнуть к своей одежде – с ней нужно сжиться, чтобы костюм не сковывал движений, не мешал дышать и выполнять элементы. Кроме того, к пачке или пышному платью должен привыкнуть и партнер.

ANT_6763.jpg

Артисты приходят за полтора-два часа до спектакля, чтобы привести себя в порядок - у гримеров, костюмеров, сделать прическу. У каждой есть свое платье, парик или аксессуар для волос на все спектакли. Костюм полностью подгоняется под балерину и «закреплен» за ней до тех пор, пока она танцует в той или иной постановке.

RET_1050-kopiya.jpg

ANT_6599.jpg

Перед выходом на сцену платья готовят костюмеры. Они же и помогают артистам одеваться. Часто кордебалету приходится менять костюмы по несколько раз за отделение, поэтому переодевание происходит сразу за кулисами – перед спектаклем все платья развешиваются по номерам, чтобы в «пожарном» режиме успеть переодеть всех.

ANT_6750.jpg

RET_1090-kopiya.jpg

Балерины работают в двух видах обуви – мягкой и пальцевых туфлях, иначе говоря, в пуантах. Миф о том, что балерине чуть ли не на каждое выступление нужны новые туфельки, уже ушел в прошлое. Современные пуанты имеют довольно внушительный срок службы. К примеру, на недавние гастроли Наталья брала четыре пары, но совершенно вышли из строя лишь одни, еще одни даже не надевали.

ANT_6847.jpg

Современные американские пуанты имеют пластиковую стельку, которая гнется, но не ломается, и плотный упругий носок, в то время как традиционные российские пуанты могут в один момент сломаться пополам вместе с картонной стелькой. 12 слоев мешковины с клеем образуют носок, который очень быстро сминается и проваливается, не позволяя танцовщице как следует на него встать. Но и стоят американские пуанты недешево – около ста долларов за пару.

ANT_6831.jpg

В промежутке между утренней и вечерей репетицией Наталья успевает преподавать в Школе искусств. Ее ученики – частые гости и зрители на спектаклях театра.

RET_1092-kopiya.jpg

- Я на своем примере показываю, как нужно делать. Кроме того, дети видят, что мои слова, моя строгость на занятиях – это не пустой звук. Практика, когда я сама нахожусь на уроке классического танца, дает мне возможность на себе ощутить, чего же не могут понять девочки на уроке и почему у них не получается какое-то упражнение.

RET_1128-kopiya.jpg

В зале у Натальи всегда есть преданные зрители – муж и младший пятилетний сын Мирон, который заявляет, что любит абсолютно все спектакли с участием мамы. Старший учится в гимназии искусств по классу трубы, за 12 лет уже не по разу изучил постановки с маминым участием, и поэтому пока свой пыл к балетному искусству поумерил. Муж Михаил снимает каждый спектакль жены на видео и фото для семейного архива и для того, чтобы Наталья имела возможность проанализировать выступление и разобрать все ошибки.

ANT_6778.jpg

Познакомил пару тоже театр. По случайно сложившимся обстоятельствам соседи попросили Михаила сводить ребенка на спектакль. После долгих уговоров будущий муж отправился на детский спектакль и увидел в «Золушке» Наталью, которая танцевала там главную партию.

RET_1080-kopiya.jpg

- Теперь муж рассказывает, что ему стало меня очень жалко, потому что Золушку все обижали, и он для себя решил: «Она будет моей женой, и я буду о ней заботиться». Потом он стал ходить на все балеты с моим участием, хотя до встречи со мной чаще бывал на опере. Благодаря ему я полюбила оперное искусство. По возможности, стараемся смотреть все премьерные постановки в театрах нашего города.

2957

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Альберт
    20 февр. 2015 г., 20:55:21
    Ответить
    Наташа - пример для подражания. Профессионал высочайшего уровня, Мастер. Трудолюбивая и скромная, искренняя и обаятельная. Творческих Вам успехов и достойного признания!
    Отправлено из мобильной версии
    • Татьяна
      21 февр. 2015 г., 23:52:29
      Ответить
      Да-да-да!!! Присоединяюсь!!!
  • usa_001
    20 февр. 2015 г., 21:12:33
    Ответить
    2 часа перед Выходом и само Действие.
    Самое Самое Самое.

    До сих пор помню.
    Светлые воспоминания.
  • Стрелка
    20 февр. 2015 г., 22:09:13
    Ответить
    бенефис
    Чего ж не написали,Бнк, по какому поводу материал? Чего не упомянули, что завтра - бенефис в честь 20-летия творч.деятельности героини, что спекталь "Жизель" в ее честь в театре оперы и балета?
    С юбилеем, Наташенька! Здоровья, новых интересных творческих проектов и понимающего, благодарного зрителя!
  • Игнат
    02 марта 2015 г., 16:08:43
    Ответить
    Целый день с героем статьи провели два фотографа БНК. Родился вопрос после просмотра фотографий. Что вы там делали?. Таких плохих фотографий еще я не видел. Ребята. уважайте свое время и свою профессию.