content/news/images/47003/Kuznetsova_mainPhoto.jpg
08:31, 10.02.2016 / ОБЩЕСТВО

Новости партнеров: «Одиночество личностей Сорокина и Жакова»

Сорокинские чтения проводились в Сыктывкаре в третий раз. Но если раньше они проходили в виде круглых столов, где каждый сам выбирал проблематику для выступления, то теперь была задана одна тема: «Человек в социокультурном мире». И речь шла не только о Питириме Сорокине, но и о другом нашем выдающемся земляке, философе Каллистрате Жакове, чье 150-летие со дня рождения будет отмечаться в сентябре нынешнего года. По сообщению газеты «Республика», в ходе научной дискуссии участники обсудили и тему суицидов. Женщины в три раза реже кончают жизнь самоубийством, чем мужчины. На родине Питирима Сорокина этот разрыв в 2013 году составил 6,5 раза. Сам социолог объяснял это тем, что женщины в силу исторических условий более привязаны к семье, менее индивидуализированы. И хотя мужчины более пристрастны к алкоголю, Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.

Новости партнеров: «Одиночество личностей Сорокина и Жакова»
Фото газеты "Республика"

Общее и различное

Если имя Питирима Сорокина в последние годы стало в республике чем-то привычным, то Каллистрат Жаков до сих пор не становился темой публичного обсуждения ученых. А между тем у этих людей, как заявила в самом начале чтений директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова, много общего. В чем-то похож их жизненный путь.

Они оба родились на территории Коми края, оба стремились к науке и достигли немалых успехов. Каллистрат Жаков стал первым коми профессором, а Питирим Сорокин – российским и американским социологом с мировым именем. В центре внимания того и другого был человек.

Социолог Питирим Сорокин рассматривал человека с разных точек зрения – биологической, социальной, исторической, физической.

– А вот Каллистрат Жаков всю жизнь собирал самого себя, – отметила Ольга Кузиванова. – И вот через свои личностные ощущения он изучал окружающий мир, проблемы бытия и место человека в этой жизни.

И судьба их обоих сложилась непросто. Петроградский профессор Каллистрат Жаков, поссорившись с Лениным, в 1917 году перебрался сначала в Эстонию, а затем в Ригу, где излагал студентам собственную философскую теорию лимитизма. Четверть века назад его прах был перезахоронен на Центральном кладбище Сыктывкара.

Питирим Сорокин по требованию большевистских властей покинул в 1921 году Петроград на поезде, жил в Праге, Берлине, а затем перебрался в США и основал социологический факультет Гарвардского университета. В прошлом году его имя было присвоено Сыктывкарскому университету.

Доклад заведующей сектором литературоведения ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Татьяны Кузнецовой, посвященный автобиографическому роману Каллистрата Жакова «Сквозь строй жизни», неожиданно перешел в весьма бурную дискуссию. Тон задал директор ИЯЛИ Игорь Жеребцов, поставив вопрос: «А можно ли считать Каллистрата Жакова коми писателем?»

В своем докладе Татьяна Кузнецова отметила, что роман, имеющий мемуарную основу, содержит значимые и глубокие раздумья о возможностях личности в формировании собственной судьбы.

– Можно сказать, что этот роман – исповедь сильной личности, не приспосабливающейся к обстоятельствам, – подчеркнула литературовед. – В то же время человек переживает сложные противоречия.

Тяга к культуре заставила Жакова уйти из коми деревни и исколесить всю Россию. Но в то же время он не принимает культуру, опасается, чтобы «яд и культура не отравили меня».

Осложнял его жизнь внутренний конфликт художника и ученого: «Я – сказочник и художник, могу писать и писать, но душа требует открытий математических и астрономических».

Но основная причина его драматических переживаний вызвана оторванностью от своего народа и невозможностью помочь ему. И все эти внутренние конфликты приводят Жакова к одиночеству. Величие характера состоит не только в том, чтобы победить, но и в том, чтобы не быть побежденным. В этом, по мнению Татьяны Кузнецовой, заключается основная мысль романа.

По поводу вопроса, заданного Игорем Жеребцовым, докладчица не смогла дать однозначного ответа.

– Жаков писал о коми народе, размышлял о нем и всегда оставался коми человеком, – сказала Татьяна Кузнецова. – Но писал он по-русски. Очень многие исследователи считают, что раз он писал на русском языке, то значит он не коми писатель. Но, наверное, это не самое главное. Ведь и Чингиз Айтматов в последние годы не писал на своем языке. И таких примеров много.

В подтверждение этой мысли профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ Владимир Сулимов напомнил, что и Тургенев свои повести «Первая любовь» и «Ася» написал сначала на французском языке, и французы называют его «месье Тургенёв» с ударением на последнем слоге.

Между тем участники дискуссии вспомнили, что Каллистрат Жаков вообще-то пропагандировал идею панславизма, а отнюдь не приоритета финно-угорского мира. К тому же воспитан он был именно на русской литературе – коми литературы в то время не существовало. А вот русский по происхождению писатель Михаил Лебедев вторую половину своей жизни писал на коми языке.

– А был ли Лебедев коми писателем? – задался вопросом Игорь Жеребцов. – И можно ли полжизни быть русским литератором, а потому стать коми? Правда, он родился в Коми крае и, в отличие от Жакова, всю жизнь провел здесь. Но ведь это к делу не относится.

– Есть такое правило: человек относится к той национальности, чьи культуру и язык он считает своими, – напомнил Владимир Сулимов. – Я, как писатель, думаю, что я – коми писатель.

Как это ни ужасно, но это так и есть.

Последняя реплика культуролога вызвала общий смех, а он сам пояснил, что хотя приехал в Коми во взрослом возрасте, за пределами республики он известен как человек из Сыктывкара и, когда он выходит на трибуну, его представляют как коми ученого.

Недавно вернувшийся из Канады доктор философских наук Николай Зюзев поставил схожий вопрос по отношению к Питириму Сорокину. Только звучал он немного иначе: он – русский или американский ученый? В его трудах, даже американского периода, мораль чисто по-русски выше права. А американцы, напротив, упор делают на праве. Эксперт центра «Наследие» Владимир Теребихин сообщил, что не раз встречал такое определение: Питирим Сорокин – единственный великий русский социолог.

К вопросу этнической принадлежности литературного творчества Каллистрата Жакова Игорь Жеребцов вернулся в своем докладе, посвященном этому философу и писателю.

– Жаков свое литературное творчество адресовал не только русскому, а шире – российскому читателю, который любит, понимает и увлечен жизнью российских народов, – резюмировал историк. – В своих произведениях он ретранслировал свои знания о коми культуре в российскую среду. И, безусловно, он всегда ощущал себя коми по происхождению. Это прослеживается даже в его последних философских лекциях, прочитанных в Риге.

Почему люди кончают с собой?

Кандидат философских наук Владимир Теребихин поведал о довольно мрачной, но, увы, очень актуальной теме, которая проходит через многие труды Питирима Сорокина, начиная от самых ранних и до самых последних. Это феномен самоубийства.

Питирим Сорокин писал об этом явлении: «Самоубийство – явление настолько странное, настолько необычное по своей природе, что заслуживает самого тщательного изучения. Помимо чисто научного интереса, изучение его необходимо еще и потому, что оно может иметь важные последствия для практических целей. Число самоубийств в нашу эпоху растет настолько быстро, что становится какой-то эпидемией, угрожая обществу вообще и каждому члену в частности».

По словам Владимира Теребихина, на территории Коми края в начале XX века происходило три самоубийства на сто тысяч человек. В середине 90-х годов уровень суицида достиг 60 человек на те же сто тысяч населения. То есть в десятки раз больше, чем во времена Питирима Сорокина.

– Нынешний уровень суицидальной смертности является критическим, – заявил эксперт центра «Наследие». – Он в полтора раза превышает предельные критические параметры, установленные Всемирной организацией здравоохранения, в полтора раза выше, чем в целом по Российской Федерации, и в три раза выше общемирового уровня.

Владимир Теребихин также сообщил, что уровень латентного суицида превышает официальный в три-четыре раза, поскольку большинство смертей в результате падений, удушений, отравлений и огнестрельных ранений на самом деле носят не случайный, а преднамеренный характер.

Питирим Сорокин в числе общих причин роста числа самоубийств называл одиночество личности в современном мире, оторванность от социума, что является результатом беспорядочной организованности самого общества. В такой ситуации достаточно малейшей неудачи, чтобы человек свел счеты с жизнью. Более конкретные причины – нужда, голод, безработица, что опять же является следствием беспорядочного устройства общества. Выводы нашего великого земляка подтверждают и данные современной статистики.

Уровень самоубийств снижается на начальном этапе революций и войн, когда индивидуальные чувства уступают коллективным и человек ощущает себя частью общего дела. Но затем, как правило, происходит рост, что связано с потерей привычного образа жизни, трудностями адаптации к новым условиям жизни. Любопытно, что женщины в три раза реже кончают жизнь самоубийством, чем мужчины. На родине Питирима Сорокина этот разрыв в 2013 году составил 6,5 раза. Сам социолог объяснял это тем, что женщины в силу исторических условий более привязаны к семье, менее индивидуализированы.

Однако новейшие исследования показали, что женские хромосомы обеспечивают женщинам более устойчивую иммунную систему, а следовательно, и большую жизнестойкость. Кроме того, мужчины более пристрастны к алкоголю. Правда, Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.

На Сорокинских чтениях прозвучало большое количество докладов. Как выразился один из участников этого мероприятия, разговора хватит на несколько докторских диссертаций.

– Творчество Сорокина и Жакова – это такие пласты, на основе которых можно создавать что-то новое, – сказала в заключение Ольга Кузиванова. – А это означает, что разговор требует своего продолжения.

2647

Комментарии (111)

Добавить комментарий
  • акадэмик
    10 февр. 2016 г., 8:41:56
    Ответить
    вот кому делать нечего
    а мы говорим об эффективном использовании бюджетных средств. БОЛТУНЫ
    • )))))))полилось гамнище на вентилятор))))))))))))
      10 февр. 2016 г., 20:16:15
      Ответить
      .
  • А. Попов
    10 февр. 2016 г., 9:28:21
    Ответить
    Ну вот, хотя бы один из анонимщиков подписался - пусть даже от целого коллектива: Болтуны! Благодарю Вас за откровенность, господин АКАДЭМИК!
    Считаю, что дискуссия, предложенная И. Жеребцовым о национальном колорите писателей, неуместна, ибо это тупиковая тема с какими-то туманными целями. А почему не вспомнили тогда Владимира Набокова? Чей он писатель, если прожил всю писательскую жизнь на иностранных языках?
    Ответ на национальный вопрос искать нужно в творчестве писателей, которые сами для себя решают тему Родины.
    Вот их решению и следует верить!
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    10 февр. 2016 г., 10:07:47
    Ответить
    Очень жаль, что не удалось побывать на этом мероприятии. Не знал о его проведении. И тема, на мой взгляд, поднята очень важная: о самоидентификации и идентификации со стороны общества. Коми мужики, которыми гордятся коми люди, отождествляются обществом как лучшие представители России, а где- то и как известные зарубежные ученые. Это и говорит об их признании. Они стали авторитетны не только среди своих земляков, а во всем мире. Честь им и слава.
    Вот и Николай Зюзев- коми паренек, сам без всякой помощи извне, только благодаря своей воле и настойчивости стал ученым известным не только в Коми и в России, но и за рубежом.
    А как и кто и где самоидентифицирует себя, это решает только он сам. За рубежом, когда спрашивают кто по национальности и говорят: Раше? Отвечаю, что нет, не русский. Что я коми и столица нашей республики Сыктывкар. на дополнительные вопросы говорю, что коми относятся к пермской подгруппе финно- угров. Нередко , после этого собеседники начинают общаться исключительно вежливо, видимо, впервые слышат о коми. Но иногда сразу говорят : "О коми! Пермь? Сыктывкар?" И тогда прикладываешь руку к сердцу и говоришь:" Ме коми. В Перми и в Сыктывкаре живет один народ, который до сих пор искусственно разделен".
    • )))
      10 февр. 2016 г., 10:55:47
      Ответить
      Пыстин, вы классический русский! Вы просто не понимаете значения этого слова.
      Русскими являются все народы, живущие под защитой русов. Иностранцы называли, и называют до сих пор, русскими тех, кто не смог отстоять своей самостоятельности от русов.
      Не пудрите мозги иностранцам, в следующий раз.
    • Пыстину
      10 февр. 2016 г., 10:59:23
      Ответить
      Раше ты и больше никто!
    • Дремучему Пыстину
      10 февр. 2016 г., 11:00:45
      Ответить
      ...кто по национальности и говорят: Раше? Отвечаю, что нет, не русский.
      РУС означает представитель РАСЫ. От слова РАСА произошло английское "Russia" - "Раша" то есть РАСА.
      «Tabula rasa» переводится с латыни как «чистая доска». Т.е. РУС означает чистый/белый/светлый. Таким образом РУСЫ это предки всех белых людей на земле. К тому же, не забываем одно из старых названий наших земель - РАССЕЯ. Если разобрать на слоги РАС-СЕ-Я то есть РАСА ЭТО Я. В дальнейшем к слову РУС прилипло суженное значение - представитель русскоязычного народа. А вообще если говорить о гласных между "Р" и "С" то можно встретить в различных источниках расичи, росичи, русичи, рысичи. От этого же слова произошло слово РАСИСТ, если брать исторически - представитель РАСЫ. А по сегодняшнему значению расист это представитель любого народа, который утверждает превосходство своих (якобы РАСЫ) над другими народами. Но если кто-то считает себя превосходным, то он должен идти впереди остальных, а это значит подставить спину и быть уверенным что в нее не воткнут нож. Это возможно только когда его превосходство основано на доверии и дружбе, а не на крови и страхе.
      • Пруссак
        10 февр. 2016 г., 11:22:03
        Ответить
        Вообще то слово Русский произошло от - прусский :)
      • Хм
        10 февр. 2016 г., 11:35:40
        Ответить
        Какие же же Сорокин с Жаковым Коми писатели?
        О них можно говорить "американец коми происхождения", всю жизнь обс@рающих свою страну! Типичные приспобленцы, а тут их в ранг патриотов возвеличили. Кто трудился на благо страны, забыты, а эти отщепенцы и враги народа теперь херои. Прям как на хохляндии, скоро и предателей хероями будете считать!
        • Морт
          10 февр. 2016 г., 11:49:07
          Ответить
          Правильно
          Выходец из России и Коми деятель не одно и тоже. Чем они "обогатили" коми культуру или представили ее на международном уровне. О человеке все пишут, бумага все стерпит, сколько людей, столько и мнений, а их мнение никому не нужно было, кроме студентов американцев.
        • Кань
          10 февр. 2016 г., 11:58:47
          Ответить
          Сорокин под конец Россию уже вроде не об(с)ирал, он об(с)ирал практикующих социологов, в том числе американских, обзывал их квантофрениками, за то, что они всё математически просчитать старались.
        • Владимир Теребихин
          10 февр. 2016 г., 14:24:58
          Ответить
          Сорокин о России
          Питирим Сорокин о России, ее истории, культуре, о развитии
          • Чем больше изучаешь историческое «зодчество» России, тем бо¬лее и более поражаешься, изумляешься и восхищаешься его богат¬ством. И поистине, трудно удержаться от дружественного упрёка предыдущему поколению историков русской культуры и вождям интеллигенции, которые не видели этого богатства. Купаясь в неис¬числимом и неизмеримом океане культурных бриллиантов, создан¬ных и Киевской, и Владимирской, и Новгородской, и Московской, и «Червонной», и СанктПетербургской Россией, они упрямо тыка¬ли одним пальцем на «городового» другим – на «конституцию» – и только полупренебрежительно упоминали невнятно о русской культуре. [Письмо другу о России, с.171–172]
          • Не будь войны и революции, Россия 1922 года была бы процвета¬ющим духовно и материально государством... Но пришли эти явле¬ния (революция и гражданская война. – В.Т.), и блестящее развитие было прервано... отброшено назад на 2 столетия. [Современное со¬стояние России. Общедоступный учебник социологии. Статьи раз¬ных лет, c.489]
          • Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 1890 гг. XIX в., мы развивались во всех отношениях – и в материальном, и в духовном – с такой быстротой, что наш темп развития опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономи¬ческое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышлен¬ность и торговля, финансы государства находились в блестящем состоянии, росла автономия права и самодеятельность народа, могучим темпом развивалась кооперация, уходили в прошлое аб¬солютизм, деспотизм и остатки феодализма. Исчезла безграмот¬ность, народное просвещение поднималось быстро, процветала на¬ука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным in extenso (по экстенсивности. – В.Т.) и глубоким по интенсивности. [Современное состояние России. Об¬щедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.489]
          • Воз¬рождение народного хозяйства России сводится, таким образом, к количественному увеличению и качественному улучшению произ¬водства страны. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, c.3]
          • Перед нами задача: прочное возрождение России и русского наро¬да, длительное увеличение его материального и духовного благосо¬стояния. [То, что часто забывается. Социология революции, c.424]
          • Чудодейственных лекарств для русской болезни нет. Болезнь рус¬ского народа – не столько внешняя, сколько внутренняя. Задачу прочного возрождения России и русского народа, увеличения его материального и духовного благосостояния нужно решать, избегая всяких чудесных и быстродействующих рецептов. Их нет в науч¬ной медицине, нет их и в социальной медицине. [То, что часто за¬бывается. Социология революции, c.424]
          • Итак: 1) сохранение и усиление уцелевшего в России положитель¬ного биологического фонда; 2) создание общественной среды, обеспечивающей максимальное развитее способностей каждого, стимулирующей развёртывание его индивидуальных склонностей и талантов и тормозящей его порочные свойства; 3) размещение населения в социальной пирамиде по его способностям – таковы три связанных друг с другом условия, необходимые для прочного возрождения России. Когда налицо этот «фундамент» – серьёзное значение получают и все «надстройки». Без первого – эффекты вторых будут недолговечными и эфемерными. [То, что часто забы¬вается. Социология революции, c.445]
          • Разгрузка государства от несвойственных ему функций позволи¬ла бы последнему лучше выполнять его прямые обязанности. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, с.12]
          • В целях поднятия хозяйства страны необходимо сокращение «хо¬зяйственной деятельности» государства. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, c.13]
          • Кто желает процветания новой, свободной России, объединяйтесь, забудьте мелкие разногласия, не тратьте своих сил во взаимной, не¬нужной борьбе. [Политическая программа Временного правитель¬ства. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.283]

          краяткая выдержка из книги "Питирим Сорокин:суждения и афоризмы" В. Теребихина
          • главный
            10 февр. 2016 г., 16:45:36
            Ответить
            словоблюд
            ьеребихин-говорящая фам
    • мих
      10 февр. 2016 г., 11:11:48
      Ответить
      что-то вы подоплошали, с незнанием-то. я, русский, из классического коми-села, и то дату чтений был наслышан)
  • Питирим Сорокин
    10 февр. 2016 г., 10:48:54
    Ответить
    Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.
    В защиту алкоголя могу сказать, что трезвый я накосячил больше, чем пьяный,
  • читатель
    10 февр. 2016 г., 10:55:12
    Ответить
    Пыстин: За рубежом, когда спрашивают кто по национальности и говорят: Раше? Отвечаю, что нет, не русский. Что я коми и столица нашей республики Сыктывкар. на дополнительные вопросы говорю, что коми относятся к пермской подгруппе финно- угров........

    акадэмик , 10.02.2016, 8:41:56 [Свернуть] [Ответить]
    вот кому делать нечего...

    Да!!!Русские, что мы здесь делаем? Зачем нас сюда прислали после вузов? Отработали бы по 3 года и назад. И пусть бы тут Пыстин изображал из себя великого коми: строил бы Усинск, Вуктыл, СЛПК, Нетканку, "Воргашорскую".... Да ни фига бы он не строил! Но был бы ли тогда великим коми? Думаю, что нет.

    • Тайга
      10 февр. 2016 г., 11:25:49
      Ответить
      А зачем так много строить ?
      Осталась бы невредимой тайга- леса,
      чистые реки , чистая экология.
      Газ , нефть - для следующих поколений.
  • Коми
    10 февр. 2016 г., 11:21:02
    Ответить
    До революции коми жили нормально,все у нас развивалось , и заводы были свои,уровень жизни был выше чем в России,от нищеты сюда русские бежали,и вы тоже к нам от нищеты бежали,приехали в одних халатиках да в тапочках ваши женщины,я сама это лично помню,а теперь к ним не подойдешь,головы подняли,яя лично всю жизнь пахала на стройке,в бригаде у нас были почти одни коми,все приезжие в канторах сидели да на легких работах.
    • мих
      10 февр. 2016 г., 11:25:11
      Ответить
      в халатиках, говорите? да, супротив малиц болоньевые плащи действительно как халатики
    • Для "коми"
      10 февр. 2016 г., 11:49:26
      Ответить
      Если вы помните, как до революции коми жили и как русские в тапочках приезжали, это хорошо. То есть вам, мадам, примерно 100 лет.
      Но, по моему, вы это со своей "оранжевой революцией" перепутали, когда укры в одних тапочках в Россию на заработки приезжали.

      Кстати, производство на территории Коми до революции действительно было - Брусяная Гора на Печоре, где в ручном режиме, безо всякой техники, куча народа делала точильные камни (и ухитрялись поставлять эти точила для половины России), и Кажимский железоделательный завод (правда, тогда это была Вологодская губерния). Закрыли завод в 1927 из-за убыточности, хотя уже к 1900 году «некоторые технические устройства в заводах настолько стары по своей конструкции и ветхи по состоянию, что действие их может быть допустимо лишь в силу исключительных условий положения Кажымских заводов»

      А вот зверя били уверенно и много...
    • мих
      10 февр. 2016 г., 11:51:48
      Ответить
      да, мадам, рекомендую. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1999 год. В дебрях Севера
    • Да уж
      10 февр. 2016 г., 11:53:18
      Ответить
      Походу бред начался у сына коми народа
      Давно ли есть ложкой научился, если бы не зэки со всего Союза построившие тебе дураку жизнь, в доме с удобствами, а не в чуме, ты бы до сих пор мышковал.
      • :)
        10 февр. 2016 г., 12:46:32
        Ответить
        Ты там сидишь в Мöску своей и ничего о Коми не знаешь.
      • Чум - это круто !
        10 февр. 2016 г., 12:51:05
        Ответить
        Россия за границей презентует себя с помощью экзотических чумов. Матрешки уже неинтересны ;-)
    • Чего???
      10 февр. 2016 г., 12:19:55
      Ответить
      Какие заводы были у коми до революции? Мадам, вы с какой ёлки рухнули-то?
      • Язычник
        10 февр. 2016 г., 12:49:23
        Ответить
        И заводы были и солеварни были ЕЩЁ раньше..
        И хорошие транспортные пути были - РеКи назывались .
        • Инквизитор
          10 февр. 2016 г., 13:27:12
          Ответить
          Для информации - нет такой религии-"язычество". Так церковь называла всех пантеистов, анимистов и прочих, ибо это "веры языков". Кстати, русские "язычники" давно себя так не называют, они "родноверы".

          Завод был один (точнее, три маленьких) - в Кожиме, тут про это уже писали. Развалились еще до революции. Солеварни были, но особого промышленного толку от них не было. Сажу еще жгли, но совсем не в промышленных масштабах.

          Что до рек - да, из Перми Великой купцы как то пробирались, через волоки. Екатерининский канал было построили, но местные коми его быстро валунами да комельями завалили, что бы деньгу брать за протягивание лодок. Теперь там Канава...

          Реки... Ну не зря Корт Айка речку железной цепью перегораживал... Наверное, плавали.

          Так что с промышленностью и транспортом всегда было не очень.
    • Владимир Теребихин
      10 февр. 2016 г., 15:01:39
      Ответить
      П. Сорокин о коми народе и коми языке

      • Зыряне – народ даровитый, легко обучающийся грамоте, легко перенимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к «практике», за то их и прозвали «северными американцами». [Со¬временные зыряне, с.94]
      • Отсутствие крепостного права и вообще какого бы то ни было гнёта было одной из причин, способствовавших самостоятельности зырян. И теперь зырянин чувствует себя свободным. [Современ¬ные зыряне, c.94]
      • Зыряне – народ мирный, гостеприимный и честный. [Современные зыряне, c.94]
      • Зыряне – народ крепкий, сильный, рослый.. [Современ¬ные зыряне, c.94]
      • Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях Золотого Века, Десяти заповедях и на взаимопомощи… Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренние «категорические императивы», а вовсе не из страха наказания. [Долгий путь, c.10]
      • Избы крестьян не имели замков, поскольку не существовало во¬ров. Взаимопомощь являлась обычным делом, организующим всю жизнь крестьянской общины. [Долгий путь, с.10]
      • В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непосредственного самоуправления. [Долгий путь, с.11]
      • Традиционный дух взаимопомощи в мои годы был ещё достаточно силён и проявлялся в самых разных формах деятельности внутри сельской общины. Это препятствовало развитию слишком замет¬ного неравенства и резкому экономическому, политическому расслоению жителей села… Даже между двумя полами в основном соблюдалось равноправие. В результате здесь не было «классовой борьбы» и сформировавшихся политических партий, отстаиваю¬щих свои законные интересы. [Долгий путь, c.12]
      • Коми народ обладал замечательной эстетической культурой, которая обогащала и облагораживала души этих людей. [Долгий путь, с.14]
      • Религией коми народа (и моей семьи тоже) являлось русское пра¬вославие, смешанное с пережитками дохристианских, языческих верований… Никакого противостояния между элементами двух религиозных культов не наблюдалось, как не наблюдалось их и между представителями нескольких сект и направлений в рамках этого «языческого христианства» – все они были привержены еван¬гелической ипостаси, миру и непротивлению злу насилием. Основой этого «мирного сосуществования» являлось общее убеждение в том, что весь мир – это живое единство и что «истина едина, люди только называют её разными именами». На протяжении всей жизни среди коми народа я не припомню хотя бы одного случая религиозной нетерпимости или гонений за веру. [Долгий путь, c.33]
      • Почти весь коми народ говорил по-русски, владея вторым языком. [Долгий путь, c.10]
      • Зырянский язык вовсе не мешает русскому языку, напротив, только тогда русский язык можно хорошо усвоить, когда знаешь и понимаешь свой язык. [Пёстрое кружево. Общедоступный учебник со¬циологии, c.204]
      • Воспитываясь в такой социальной среде, я естественным образом впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нравственные принципы: дух независимости, справедливости, уверенности в себе и взаимопомощи. [Долгий путь, c.13]
      • меня
        10 февр. 2016 г., 16:02:32
        Ответить
        сейчас вырвет, ейбо.....
        А нимбы у них над головами по ночам не светятся?
        С чего Вы взяли, что эти слащавые сорокинские характеристики нужно принять за абсолютную основу?
        • Владимир Теребихин
          10 февр. 2016 г., 20:25:14
          Ответить
          Если тебя уже вырвало, трусливый анонимус, то докажи, что эти оценки нельзя принять "за абсолютную основу"
      • Весьма спорно
        10 февр. 2016 г., 16:21:02
        Ответить
        • В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непосредственного самоуправления. [Долгий путь, с.11]
        Так как не могу задать вопрос Сорокину, задам Теребихину.

        В чем проявлялась свобода зырян? Они платили ясак даже более, чем русские, сначала Новгороду, затем Москве.
        Сохранились в архивах донесения Меньшикова Петру, где при обследовании Вычегодско-Печорского бассейна, писал: "Людишек туземных мало и они отсталые, можно их считать наравне с зверьми"
        Еще один интересный факт. Корова появилась в Усть-Сысольске 110 лет назад. И завели её не из-за мяса и молока и из-за навоза. Картошку зыряне полюбили, но росла она плохо без навоза, вот у русских и пришлось перенимать "технологию" выращивания хороших урожаев.
        • :)
          10 февр. 2016 г., 17:06:43
          Ответить
          Одно замечание -
          слово "Мöс" древнее слова "корова" )))
          • Поумничать захотели)))?
            10 февр. 2016 г., 17:49:09
            Ответить
            При чем здесь слово "Мöс"?
            Разговор о корове, которая действительно в Сыктывкаре появилась 100 лет назад.

            слово "Мöс" древнее слова "корова"
            Если хотите поговорить о слове, то пожалуйста.
            На древнерусском языке кор – означает рог. Т. о. , корова – «рогатая».
            укр. короґва, болг. краґва, сербохорв. кра? ва, словен. kraґva, чешское kraґva, слвц. krava, польское krowa, в. -лужицкое kruwa, krowa, н. -луж. krowa, полабское korvoґ.
            • .
              10 февр. 2016 г., 18:33:44
              Ответить
              Древнерусский - это и есть древнефинугорский язык.
              Кор = в коми= Кöр.
              • Тогда
                10 февр. 2016 г., 22:34:16
                Ответить
                Причем и почему "Мöс",
                а не "Кöр"?
                Язык поменяли на русский?
        • нормально
          10 февр. 2016 г., 17:49:31
          Ответить
          татарам зыряне платили ясак с человека: один медведь, пара соболей и куней, белок сколько то, русскому царю с человека платили одну белку - отсюда и процветание, бартья
        • да
          10 февр. 2016 г., 18:56:24
          Ответить
          Мос- это корова,ва- это вода.Слово Мосва,а сейчас Москва-это коми название,еще когда русских не было там,наши коми водили своих коров туда на водопой.
          • Человек с бульвара Капуцинов
            11 февр. 2016 г., 0:40:12
            Ответить
            КОМИссия, КОМИнтерн, КОМИссар, КОММИвояжёр
            "Сдаётся мне, джентльмены, это была… КОМИдия"
        • Владимир Теребихин
          10 февр. 2016 г., 20:13:04
          Ответить

          Современные исследования историков республики в целом, подтверждают эту оценку из самой ранней публикации П.Сорокина "Современные зыряне". См. "История Коми с древнейших времен до конца 20 века" Т.1, Сыктывкар, 2004 год.
          Так, на стр. 274, исследователи утверждают, "особенностью ,социальных отношений населения в Коми крае являлось отсутствие крепостничества". Имели место "лишь элементы крепостничества". Далее смотрите сами.
        • Владимир Теребихин
          10 февр. 2016 г., 20:20:42
          Ответить
          Современные исследования историков республики в целом, подтверждают эту оценку из самой ранней публикации П.Сорокина "Современные зыряне". См. "История Коми с древнейших времен до конца 20 века" Т.1, Сыктывкар, 2004 год.
          Так, на стр. 274, исследователи утверждают, "особенностью ,социальных отношений населения в Коми крае являлось отсутствие крепостничества". Имели место "лишь элементы крепостничества". Далее смотрите сами.
  • Коми
    10 февр. 2016 г., 11:38:00
    Ответить
    Оленеводы были самыми богатыми людьми,женщины все ходили в золоте и у каждого дома были тайники с золотом не только у оленеводов но и на юге коми,по рассказам бабушки своей знаю,так что обнищали мы с вами.
    • мих
      10 февр. 2016 г., 11:48:43
      Ответить
      да, вот, не поленился, сгонял на вики. цитирую: "В 1844 году, 330 богатых коми-ижемских семей владели 136—148 тысячами оленей Большеземельской тундры, а собственностью 1806 ненецких оленеводов Большеземельской тундры было всего 30 тысяч оленей, более 40 % ненцев вообще были безоленными и работали пастухами у богатых оленеводов."
      • Сорокин сам не скрывал,
        10 февр. 2016 г., 17:34:37
        Ответить
        откуда у коми-ижемцев олени
        ... особой склонностью к "практике", за то их и прозвали "северными американцами", ижемцев за то, что они ограбили самоедов и овладели стадами оленей-"северными евреями" (с) П.Сорокин, Свременные зыряне, Ч.1
    • Неолень
      10 февр. 2016 г., 11:56:13
      Ответить
      коми оленеводу
      И сколько вас умирало от эпидемий каждый год, если бы не русские врачи? А папуасы вообще кости на веревочке украшениями считают.
      • ПывСян
        10 февр. 2016 г., 12:55:22
        Ответить
        На севере практически не было эпидемий.
        Благодаря в том числе финугорскому изобретению - Пывсян-сауна . С вениками и дезинфекционной способностью Коми Пывсян .
        • мих
          10 февр. 2016 г., 12:57:39
          Ответить
          именно поэтому до сих пор запареные до судорог младенцы так часто встречаются?
          • Ой
            10 февр. 2016 г., 13:00:41
            Ответить
            В банях ? После бань *?
            -----
            Слово баня пришло в Русский язык из латыни.
            • Ох
              10 февр. 2016 г., 13:35:06
              Ответить
              А в латынь слово пришло из греческого, balneum (βαλανεῖον)
              • ах
                10 февр. 2016 г., 16:07:23
                Ответить
                а в греческий оно пришло из коми, ёпт!)))))
          • Ой
            10 февр. 2016 г., 16:08:28
            Ответить
            Так вы имеете в виду римские бани?
    • Опять для "коми"
      10 февр. 2016 г., 12:13:09
      Ответить
      Оленеводами были только изватась, а это, можно сказать, отдельная нация. В Куломдине как то больше белочки, чем олени. А олени в Прилузье - это что-то...
      Жили хорошо, особенно на Печоре, зимой осиновая кора хорошо шла, пока из Чердыни весной купцы зерно не привозили.
      Хотя на лесовании вроде бы неплохо могли заработать, у кого получалось и кто с ошами договаривался ;-)
      • Гыыы
        10 февр. 2016 г., 12:23:06
        Ответить
        А как было тем, с кем договаривался ош?
      • да уж
        10 февр. 2016 г., 17:51:50
        Ответить
        в 1850 на Печоре отраслей и ресурсов было впятеро больше, чем сейчас, товарищ
    • Комячке
      10 февр. 2016 г., 12:22:11
      Ответить
      А чего обнищали-то? Обленились и спились?
      • ?
        10 февр. 2016 г., 12:58:14
        Ответить
        Может просто тайгу отравили отбросами от ракет с Плиссецка?
        • Raketa
          10 февр. 2016 г., 13:02:06
          Ответить
          Может это американцы отравили? Чего -то сбрасывая в тайгу?
          • Комита
            10 февр. 2016 г., 13:30:26
            Ответить
            Не, ты что, спирт, "трою" и боярышник они точно не сбрасывали!
            • Тайга
              10 февр. 2016 г., 15:49:52
              Ответить
              Ну да названия то не американские. А русские :)
        • Вот прям
          10 февр. 2016 г., 15:23:12
          Ответить
          всю и отравили? Прям с 1917 года?
          • 1234
            10 февр. 2016 г., 15:48:33
            Ответить
            С "17" года кое кто начал строить концентрационные лагеря .
            А Коми земледельцев заставляли отдавать продукты питания. В том числе и для системы ГУЛАГа .
            • ?
              10 февр. 2016 г., 17:52:44
              Ответить
              в среднем на одного коми-земледельца к 17 году приходилось пол десятины (сотка) земли - чо отбирали то?
              • ........
                10 февр. 2016 г., 18:36:23
                Ответить
                а зачем отбирать землю . её не съешь.
      • коми
        10 февр. 2016 г., 14:10:23
        Ответить
        Финляндия после революции была в худшем состоянии,чем Коми,получила независимость и процветает,а пьют они больше наших.
        • мих
          10 февр. 2016 г., 14:17:10
          Ответить
          в худшем? да вы заблуждаетесь
        • Гы
          10 февр. 2016 г., 16:15:28
          Ответить
          Так они и работают в разы лучше "ваших", тупых и ленивых.
      • Комячка
        10 февр. 2016 г., 14:42:55
        Ответить
        Не обленились,просто мы не будем никогда кого-то обогащать,лучше мои дети пусть дома работают в своем дворе ,чем за даром на уродов.
        • В ответ
          10 февр. 2016 г., 15:23:52
          Ответить
          Ну вот и работайте, только не жалуйтесь, что денег нет.
        • Ну вот
          10 февр. 2016 г., 15:24:30
          Ответить
          тогда и не жужжи. Что они там у тебя на дворе заработают - то и ладно.
        • комячке
          10 февр. 2016 г., 16:18:28
          Ответить
          то-то у вас и везде, в своих дворах в том числе...
          Обогатители, пля
          • Да
            10 февр. 2016 г., 16:30:14
            Ответить
            Бывала я в ваших дворах,с***и больше нашего.
  • россиянин
    10 февр. 2016 г., 12:36:33
    Ответить
    разговора хватит на несколько докторских....
    Вот собрались "сороки" на сорокинские чтения. И почему их всех тянет на запад, как сорок на блестящее ..скорее.
    Устраивают себе "пиры во время чумы", будоражат слабохарактерных на национальном вопросе (см. выше оскорбления друг друга).
  • я
    10 февр. 2016 г., 14:10:59
    Ответить

    Тайга , 10.02.2016, 11:25:49 [Свернуть] [Ответить]
    А зачем так много строить ?
    Осталась бы невредимой тайга- леса,
    чистые реки , чистая экология.
    Газ , нефть - для следующих поколений.

    Вот уж действительно - тайга. Греф недавно сказал: каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что новые технологии пришли. И нефть с газом(газа тут мало) скоро никому не нужны будут - другие технологии придумают и уже придумывают. Вот и сидели бы твои потомки на газе. А теперь про тапочки: мы сюда в дублёнках и многие в шубах приезжали, нас в автобусах рассматривали и дивились...И в сапогах югославских ходили, а вы - в пимах до сих пор любите выступать. Не надо нас унижать, великие вы наши. Не пришли бы русские - пришли бы немецкие или финские. Всё равно бы они правили бал. Это не для унижения, а правды ради. А когда пыстин хвастается своей нацией и отвечает на "дополнительные " вопросы, могу себе представить, как он нас характеризует, великий. Угомонитесь уже.
    • :)
      10 февр. 2016 г., 16:54:55
      Ответить
      И все таки в югославских ? Почему не в русских ?
    • :)
      10 февр. 2016 г., 16:56:38
      Ответить
      "Не пришли бы русские - пришли бы немецкие или финские. "-цитата .......
      Они бы тоже пришли в югославских сапогах ?
    • йа
      10 февр. 2016 г., 17:03:53
      Ответить
      ...А люди в дубленках , сидя в автобусах , рассматривали пимы и дивились ..))
    • .
      10 февр. 2016 г., 17:16:59
      Ответить
      Ну не Греф же новые технологии придумал ))
      .
      Сидели бы потомки на газе . Да. И рубль был бы может не таким хилым . Потому что вместо выкачивания ресурсов , развивали бы другие отрасли и технологии.......
      • ага
        10 февр. 2016 г., 17:54:28
        Ответить
        это Грефа евреи придумали, а еврейские технологии еще Христос осуждал
  • Коми
    10 февр. 2016 г., 14:27:48
    Ответить
    Мы Вас не унижали раньше,вы нас унижали,смеялись над нами, а сейчас и вам скоро конец,все вместе вымрем,миллиардерам все равно кто ты,русский или коми.
    • Ну
      10 февр. 2016 г., 15:25:55
      Ответить
      ты на своем дворе, может, и вымрешь. А мы так еще и поживем:)
      • Точняк
        10 февр. 2016 г., 15:56:17
        Ответить
        Точняк ! Русский рубль - не будет 0,01евро !
        Только -0,009 ! Защити рубль - не покупай импортное !
  • Удивлен
    10 февр. 2016 г., 15:52:52
    Ответить
    Зачем и почему начали возносить и муссировать имя Питирима Сорокина, русского паренька, родившимся в Вологодской губернии, и не разу даже не поддержавшего образование Автономной области зырян?
    Нигде и никогда он сам себя не позиционировал, как зырянский ученый. Всегда , даже в Америке говорил, что он русский.
    Удивляет ещё стремление и Жакова представить как коми писателя.
    Уважаемые, они состоялись в русской культуре, в русском образовании а не в коми-зырянском.
    • Вот
      10 февр. 2016 г., 15:58:18
      Ответить
      Они обогатили русскую культуру своей зарянской древней культурой.
      • Интересно
        10 февр. 2016 г., 16:24:26
        Ответить
        Они обогатили русскую культуру своей зарянской древней культурой.
        Чем обогатили? Учились всему у русских.
        • КолМаГор
          10 февр. 2016 г., 16:30:51
          Ответить
          А русские учились у финоугров:) Ломоносов например :)
          • Можно поподробнее
            10 февр. 2016 г., 17:16:52
            Ответить
            Чему и когда Ломоносов научился у фино-угров?
            Тогда зачем коми переименовали в Сыктывкаре площадь Ломоносова в Театральную?
            • .....
              10 февр. 2016 г., 17:21:44
              Ответить
              Если бы коми переименовали , то переименовали бы в коми название . Так ?
              Значит русские переименовали в русское название ...?
      • Владимир Пыстин. Сыктывкар
        10 февр. 2016 г., 16:26:09
        Ответить
        Удивляет то, как некоторые из блогеров агрессивно- болезненно относятся ко всему, что связано с коми, к евреям или вообще к другим нерусским народам. Господин читатель, так тот вообще вскипятился. Я коми, и всегда горжусь этим. Но никогда и нигде не скажу, что коми лучше других народов. Мы- такие же как все. Не лучше и не хуже. Имеем достойных и имеем негодЯев. Сорокин и Жаков- достойные. Мы гордимся ими. И неприятие этого, выдает человека, стоящего на неонацистских позициях.
        Для читателя персонально: супруга моя русская с юга Кировской области- Нолинского района. Среди близких родственников не только коми и русские, но украинцы, евреи, белоруссы, казахи, узбеки, словак. И никому в голову не приходит говорить о том, что какая- то нация или народ лучше или хуже другого народа. Это только для неонацистов свойственно иметь коллективного врага по национальному признаку. Например: если человек говорит, что евреи плохие несут людям зло, значит перед тобой типичный ненонацист. Наподобие тех, что были в частях СС гитлеровцев.
      • Ага
        10 февр. 2016 г., 16:27:57
        Ответить
        Но ни тот, ни другой козёл не остался на хвалёной ими благословенной земле с не менее благословенными жителями. Скоротали свои годы в загнивающих "западах"!
        А вы, господа русские/ коми, продолжайте брызгать друг на друга ядом.
        • удивляюсь
          10 февр. 2016 г., 17:05:11
          Ответить
          пыстину
          чем старше, тем умом,,,,,,,,,,,,
          • Пыстину
            11 февр. 2016 г., 8:45:03
            Ответить
            Может подсказать сотрудникам органов, чтобы выявляли по ай- пиадресам тех, кто пишет озлобленные комментарии против коми? Ведь для всех очевидно, что их пишут те самые, которых называют пятой колонной- имеющих мировоззрение нацистов- расистов. Может выясниться, что некоторые из них маскируются: состоят в самых различных партиях в компартии, справедливой России, единой России, ЛДПР или других партиях? И обычными методами вычислить их сложно?
      • культурный коми
        10 февр. 2016 г., 17:55:26
        Ответить
        настолько древней, что вся забылась уже как 2000 лет
    • Владимир Теребихин
      10 февр. 2016 г., 23:13:14
      Ответить
      Уважаемый анонимус!
      В 1917 году Питирим Сорокин написал статью « Автономия национальностей и единство государства». Она опубликована в журнале «Наследие» №1, 2011 год. Ее можно прочитать на сайте Центра "Наследие" имени Питирима Сорокина
      Фактически Сорокин является идеологом создания автономий.
      Вот краткие выдержки из этой статьи.
      • «В ряду этих задач одной из главных является создание таких порядков, при которых единство и прочность русского государства должны быть сохранены и в то же время удовлетворены все запросы отдельных народностей, входящих в состав России»
      • Применительно же к России необходимость национальной автономии (самоуправления) требуется с особой силой. Все мы знаем, что наша родина обширна. Народностей в ее составе множество. Знать одновременно нужды, скажем, бурят и армян или что необходимо для мордвы и украинцев – короче, знать нужды всех народностей России не может никакое правительство, будь оно умнейшим из умных. А раз оно плохо знает потребности отдельных народностей, оно не может и хорошо управлять ими. В этом управлении из центра неизбежными будут ошибки, пло- хие законы и т.п. Центральное правительство не может по целесообразности соперничать с местными, потому что оно и так завалено общегосударственны- ми делами. У него нет ни досуга, ни времени, чтобы заниматься вопросами и нуждами каждой национальности с тем вниманием, с каким могут заниматься органы национального самоуправления, ибо их ведению подлежат исключительно дела своей национальности.
      • Итогом развития России явится свободная федерация народов, установление полной равноправности национальностей и введение в жизнь национальной автономии".

      Кроме того, известно, что основатель Коми автономии, Д.Батиев был агитатором за Сорокина во время выборов в Учредительное Собрание. На санях, на которых Батиев разъезжал в период агитационной кампании было написано "Коми народ - помни своего Питирима"

    • Владимир Теребихин
      10 февр. 2016 г., 23:22:10
      Ответить
      Уважаемый анонимус!
      В 1917 году Питирим Сорокин написал статью « Автономия национальностей и единство государства». Она опубликована в журнале «Наследие» №1, 2011 год. Ее можно прочитать на сайте Центра "Наследие" имени Питирима Сорокина
      Фактически Сорокин является идеологом создания автономий.
      Вот краткие выдержки из этой статьи.
      • «В ряду этих задач одной из главных является создание таких порядков, при которых единство и прочность русского государства должны быть сохранены и в то же время удовлетворены все запросы отдельных народностей, входящих в состав России»
      • Применительно же к России необходимость национальной автономии (самоуправления) требуется с особой силой. Все мы знаем, что наша родина обширна. Народностей в ее составе множество. Знать одновременно нужды, скажем, бурят и армян или что необходимо для мордвы и украинцев – короче, знать нужды всех народностей России не может никакое правительство, будь оно умнейшим из умных. А раз оно плохо знает потребности отдельных народностей, оно не может и хорошо управлять ими. В этом управлении из центра неизбежными будут ошибки, пло- хие законы и т.п. Центральное правительство не может по целесообразности соперничать с местными, потому что оно и так завалено общегосударственны- ми делами. У него нет ни досуга, ни времени, чтобы заниматься вопросами и нуждами каждой национальности с тем вниманием, с каким могут заниматься органы национального самоуправления, ибо их ведению подлежат исключительно дела своей национальности.
      • Итогом развития России явится свободная федерация народов, установление полной равноправности национальностей и введение в жизнь национальной автономии".

      Кроме того, известно, что основатель Коми автономии, Д.Батиев был агитатором за Сорокина во время выборов в Учредительное Собрание. На санях, на которых Батиев разъезжал в период агитационной кампании было написано "Коми народ - помни своего Питирима"
  • Кому верить?
    10 февр. 2016 г., 16:59:18
    Ответить
    Ленин говорил о Сорокине, как о г.о.в.н.е нации.
    • .
      10 февр. 2016 г., 17:00:48
      Ответить
      Ленин "сжег" русские церкви.
      • Троцкий
        10 февр. 2016 г., 17:06:58
        Ответить
        Он примус не мог разжечь, всё Наденька.
        • ....
          10 февр. 2016 г., 17:11:14
          Ответить
          Он языком жёг ....
          • Батюшка
            10 февр. 2016 г., 17:19:00
            Ответить
            Свят, свят, свят.
            Ленин - чудотворец.
  • Уважаемые,
    10 февр. 2016 г., 17:18:44
    Ответить
    Русский народ тем и уникален, что он произошел в результате слияния славянских и угро-финских народов. Зыряне - это чудь белоглазая, которая в 8-8 вв обитала в нынешних Архангельской, Ленинградской, Вологодской областях, которая не захотела принять христианскую веру, потому ушла с насиженных мест на восток. Русы их зырнули. потому их стали называть зырянами. А самоназвание "коми" появилось уже позже. в пределах 13-14 вв.
    • .
      10 февр. 2016 г., 17:23:12
      Ответить
      Название Заряне происходит от ЗарниАни.
  • я
    10 февр. 2016 г., 17:53:36
    Ответить
    Теребихин: • Воспитываясь в такой социальной среде, я естественным образом впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нравственные принципы: дух независимости, справедливости, уверенности в себе и взаимопомощи. [Долгий путь, c.13]
    меня , 10.02.2016, 16:02:32 [Свернуть] [Ответить]
    сейчас вырвет, ейбо.....
    А нимбы у них над головами по ночам не светятся?
    С чего Вы взяли, что эти слащавые сорокинские характеристики нужно принять за абсолютную основу?

    Вот именно, с чего? Помню, как этот "Долгий путь" долго вымучивали в ККиздательстве, насились, как с писаной торбой, потом продать не могли. Источники-то где брали?
    • ох уж
      10 февр. 2016 г., 17:57:23
      Ответить
      вся эта взаимопомощь не что иное как круговая порука и выливается во вражду одних семей коми к другим
    • Пыстину и Теребихину
      10 февр. 2016 г., 18:11:52
      Ответить
      сектанты питирима успокойтесь уже и любите его в кабинете
      Хватит уже народу мозги компостировать. Если Жаков ещё хоть как то интересен, то ваш Трипирим больше вреда нанёс коми народу, чем пользы. Печорский край был отрезан от большей части той территории, которую сегодня именуют Республикой Коми. Основная торговля шла через Чердынских купцов Алиных, которые обозами доставляли товары по волоку от г. Чердынь, через Ныроб и до Якши, а оттуда баржами развозили по всей Печоре. Завозили муку сахар порох свинец и много чего ещё а вывозили пушнину, кожу,точильный камень. Это чудило Питирим, будучи статсоветником Керенского продавил принятие декрета запрещающего торговлю чердынцам с Печорой и когда не стало завоза, множество народа по Печоре пострадало от голода. Это ещё один исторический факт деятельности вашего кумира и предателя Сорокина-ныне покойного гражданина США.
      • Владимир Теребихин
        10 февр. 2016 г., 22:20:24
        Ответить

        Уважаемый трусливый анонимус!

        Во-первых, я познакомился с журналом заседаний Временного Правительства и комплексом декретов, изучил ряд научных публикаций по этой проблеме, например научная статья «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРДЫНСКО - ПЕЧОРСКОГО КРАЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА ( автор Г. Н. Чагин, Пермский государственный национальный исследовательский университет), но не обнаружил фактов, которые вы приводите (без ссылок) в отношении роли Питирима Сорокина по прекрашению торговли чердынских торговцев с Печорой.
        Но нашел много фактов недовольства населения этой торговлей.
        • Например, «пользуясь своим монопольным положением, чердынцы заламывали цену на свой товар. Например, пуд соли с доставкой на Печору обходился купцам в 30 копеек, а продавали его в переводе на деньги по 75 копеек - 1 рублю и дороже. (Чердынские купцы
        Печорское время 30.08.2011)

        • Современники, наблюдавшие за торговлей чердынцев, отмечали ее грабительский характер. «Торговля,— писал врач С. В. Мартынов,— велась и до сих пор еще ведется в кредит, и печорец всегда состоял в неоплатном долгу у чердынских торговцев-скупщиков».
        Чердынцы эксплуатировали этот народ, как хотели. Печорцы платили тройную цену за товары, двойную — за хлеб, а свои промыслы продавали за половину их стоимости. Если на камских пристанях в 60—80-е годы куль ржаной муки (весом 9 пудов) стоил от 2 рублей 50 копеек до 4 рублей, а с доставкой на Печору обходился чердынцам около 7 рублей, то здесь продавался за 12—15 рублей. В иные годы, по сведениям С. В. Мартынова, цена на ржаную муку поднималась на Печоре до 2 рублей — 2 рублей 30 копеек за пуд. Камская, довольно плохого качества соль, пуд которой стоил в Усолье и Чердыни 10—12 копеек, обходилась чердынцам с доставкой на Печору около 30 копеек за пуд, а продавалась по 75 копеек и до 1 руб** и дороже.
        • В обзоре Печорского уезда за 1899 год писалось, что чердынские торговцы за выгодную для себя цену дают хлеб (ржаную муку) благонадежным крестьянам до марта следующего года, бедные же крестьяне также преимущественно в кредит под промыслы получают этот же хлеб от местных торговцев, но, конечно, с надбавкою цены. В результате огромная масса закабаленного крестьянства находилась в неоплатном долгу у торговцев-скупщиков. Так, в 1900 году одному чердынскому купцу В. И. Алину были должны 572 крестьянина из 76 деревень Печорского уезда. К концу навигации этого года долг населения В. Н. Алину составлял 123,6 тысячи рублей.
        Полагаю, что прекращение активной торговли чердынских купцов с Печорой (которая действительно, была важной для печорского населения, хотя и грабительской), было связано, прежде всего, с началом гражданской воины на Севере.
        Для подтверждения факта приведенного тобой по обвинению Сорокина в прекращении торговли, прошу сделать ссылку. Иначе, Вы лжец.
        Во – вторых, не тебе, анонимусу, определять, где и как мне и кому - либо другому, изучать наследие Питирима Сорокина.
      • В Коми были Балины
        11 февр. 2016 г., 9:03:27
        Ответить
        Род разделился
        Господин аноним не знает историю Коми края. Купцы Алины торговали в Коми. Потом братья поделили бизнес отца. Торговавшие на Печоре стали Большие Алины- Балины, а торговавшие в Пермском крае малые Алиными - Малины.
        Торговали в долг. Отношения были доверительные. Коми никогда не лгали и не лгали . Это не позволяли делать языческие традиции. С проникновением и укреплением христианских традиций проникали и все присущие язвы общества. Торговля в Коми крае, а самая выгодная была на Печоре, нарушилась в связи с началом гражданской войны.
        Даже нарушилась торговля мелких купцов- ижемцев, вывозивших грузы ( мясо, рыба, ягоды, масло, шкуры) на санях в зимнее время в Санкт- Петербург. Поэтому стоило пройти слуху, что белые везут хлеб, как плчти все Коасное войско переходило к белям. И если шел слух, что красные везут хлеб, то плчти все белое войско переходило к красным. Были солдаты, которые по семь- восемь раз переходили от красных к белым и обратно. Известно, что к белым даже переходили за обмундированием, слух о том, что белые дают хорошую обувь вызвал массовый переход к белым.
        И все потому, что торговля во время гражданской войны практически нарушилась. А почему в Коми так мало погибло белых и красных в Гражданскую войну? так это птому, что коми по своей сути по прежнему оставались язычниками. А их языческая вера запрещала убивать людей. В убийствах участвовали с обеих сторон лишь христиане. Для них достаточно было, что Христос сказал :" Я к вам с мечом пришел."
        • Не путай божий дар с яичницей
          11 февр. 2016 г., 11:19:24
          Ответить
          большего бреда читать не доволилось
          Балины-Малины чушь собачья! Для купеческого рода 1-й гильдии отказаться от фамилии, то же самое что совершить суицид, о котором тут трындели в разрезе видения Питирима Сорокина некоторые "учёные мужи". По поводу непричастности язычников к убийству себе подобных, рассказывайте аудитории подобной вам как по интеллекту, так и по уровню образования т.е в ясельной группе детского сада или алкоголикам за павильоном автовокзала. Теперь пару слов Теребихину - по поводу грабительских цен. Раз уж ВЫ позволили перейти на ТЫ.......Ты бы купил картошки по 15 рублей, нанял фуру в Сыктывкаре за 30-40 тысяч и отвёз картошку в Новосибирск, что бы продать её по 15 рублей? Ты бы удавился от такого бизнеса! А там,в то время возили обозами, на лошадках, и надо было кормить ямщиков и лошадей, содержать станции для отдыха и хранения фуража,да и волок этот не был в статусе федедральной трассы и никто его не чистил. Баржи тоже строили не за просто так, а за денежку и развести товар по всей Печоре не малых денег стоило, а поднять обратно против течения с товаром в два раза дороже. Все эти издержки закладывались в стоимость товара. Кроме того, чердынские купцы всерьёз рассматривали возможность строительства железной дороги от Чердыни до ухтинских нефтяных промыслов. Прорубили трассу, согласовали проект в Санкт-Петербурге и получили добро от Столыпина , но на условиях строительства за свой счёт без участия государства. Но вот как раз революция и не дала осуществить этот проект. Так что чердынское купечество в развитии региона играло огромную роль в отличии от вредителя Сорокина. Журавскому мешал, чердынцам мешал, ввод войск Антанты поддержал, Керенскому в женском платье помог смыться за границу и сам драпанул только пятки сверкали......Калистрат Жаков-молодца! А Питирим позорище, из которого ваша секта сотворила своё божество-убожество.... Сылаться на Чагина можно, но при этом необходимо понимать, что труд сей был Что касается "анонимуса" то вот вам явка - Андрей Золотарёв собственной персоной!!! И что теперь -тебе легче стало? Моя личность вам ничего не говорит. Для тебя Питирим БОГ, а для меня, просто спорная личность с сомнительной репутацией в истории республики.
          • не законченная мысль по Чагину...
            11 февр. 2016 г., 11:26:16
            Ответить
            труд сей был написан в соответствии с идеологией того времени, когда купцы в свете той идеологии выставлялись мироедами и душегубами, так что надо уметь разделить мух от котлет. Статистика на высоте-приведённые цифры не вызывают сомнения, но без учёта издержек в ценообразовании-это пропаганда.
            • Владимир Теребихин
              11 февр. 2016 г., 23:00:44
              Ответить
              Андрей! Спасибо за открытость. Мне не надо рассказывать про деятельность и позитивную роль чердынских купцов и о их планах. Мне это хорошо известно. И, как вы заметили, я их деятельность оцениваю в целом, позитивно.
              Но, Вы не ответили на мой основной вопрос по обвинению П.Сорокина в вопросе о прекращении торговли с Печорой, и по Журавскому. Дайте мне и публике, ссылку на декрет (якобы подготовленный П. Сорокиным), по которому была прекращена торговля, а также ссылочку на Журавского.
              А Питирим Сорокин не является для меня богом. Он является всемирно известным ученым. И я, как и многие другие ученые во многих странах мира и в во многих регионах России изучаю его актуальное научное наследие. И еще, Андрей. В дискуссии с Вами, я, в отличие от вас, не использую какой либо оскорбительной терминологии и оценок (типа "трындеть"). Я с уважением отношусь к вашему мнению. Тем более, что Вы стараетесь привести примеры, но без каких либо ссылок.
              По поводу статьи Чагина. Эта статья 2015 года. Он приводит ценовую оценку архангельского губернатора Голицына . «Поэтому разчеты, – заключает Н.Д. Голицын, – нисшая привозная плата будет 1 руб. 15 коп., среднюю можно принять 2 р. 30 коп. Стоимость же доставки от Якши до места назначения на Печоре 45 коп. с куля. Итак, с доставкою на место чердынцам хлеб обходится 7 руб. куль, между тем, продавая его по 12 руб., они берут почти рубль на рубль. Точно такие же барыши они получат и на других товарах» [Голицын, 1888, с. 103–104]. Это по поводу пропаганды.
  • Shu
    10 февр. 2016 г., 19:04:46
    Ответить
    А как же Сгу?? Может "взад" название то вернем- пусть снова 50 лет Ссср?? А, братья зыряне?? Вздрогнем??
    Отправлено из мобильной версии
    • Shu,
      10 февр. 2016 г., 20:46:03
      Ответить
      Предложение заслуживающее внимания и широкого обсуждения
      В республике найдётся не мало фамилий учёных и других заслуженных людей, которые внесли весомый вклад в её развитие, имя которых мог бы носить университет. Но П.Сорокин может занять только место на полке в библиотеке университета и не более того - однозначно. Он чужд республике, за исключением 15-20 приверженцев, которые и навязали его имя университету вопреки воле народа и желанию студентов.
    • Давно пора
      10 февр. 2016 г., 20:55:22
      Ответить
      Может "взад" название то вернем- пусть снова 50 лет Ссср??
      99.9% -за! Против только Истиховская, Гайзер и Чернов.