content/news/images/47586/ANT_0460(1)_mainPhoto.jpg
17:51, 25.02.2016 / ЭКОНОМИКА

В Коми намерены реанимировать строительство глиноземного завода

Об этом сегодня на заседании правительства республики сообщил министр промышленности, транспорта и энергетики Коми Николай Герасимов. По его словам, строительство глиноземного завода в Сосногорском районе должно стать одним из приоритетных планов региона по участию в программе импортозамещения. Реализация проекта позволит увеличить доходы республиканского бюджета на 3-3,5 млрд рублей и создать три тысячи новых рабочих мест.

В Коми намерены реанимировать строительство глиноземного завода
Фото Николая Антоновского

Докладывая о планах по импортозамещению в сфере промышленности Коми, руководитель профильного ведомства рассказал о перспективных проектах, планируемых к реализации на территории региона.

Как сообщил Николай Герасимов, одним из них является строительство в Санкт-Петербурге завода по производству судовых среднеоборотных дизельных двигателей и их компонентов. По его словам, участие республики в этом проекте будет заключаться в том, что на территории Коми планируется создать металлургический завод, выпускающий для нужд петербургского предприятия чистый чугун, на который сегодня наложен запрет в рамках санкций против России.

- Проект прошел все экспертизы, и в марте 2016 года мы планируем приступить к его рассмотрению на территории Коми с выбором площадок, - рассказал Николай Герасимов, добавив что, под указанный проект ежегодно потребуется примерно 35 тысяч тонн древесного угля, которые предполагается получать из порядка 500 тысяч «кубов» низкосортной древесины.

ANT_0472.jpg

Также он сообщил, что сегодня идет работа по закупке итальянского завода по производству башенных кранов, который планируется перенести в Сыктывкар, что позволит увеличить поставки отечественной крановой техники для нужд российской экономики.

По мнению министра, в новых экономических условиях приоритетом должен стать возврат к строительству глиноземного завода в Сосногорском районе.

- Он был приоритетным в 2005-2006 годах, но потом потерялся и ограничивался поставками бокситового сырья на уральские заводы. Мы бесперебойно в течение десяти лет поставляли сырье на уровне 3,5 млн тонн, но в реализации указанного проекта практически не сдвинулись, хотя произошли многие вещи, которые делают его приоритетным для региона, - рассказал Николай Герасимов.

По его словам, сегодня из бокситового сырья Россия получает примерно 2,5 млн тонн глинозема при потребности примерно в 8 млн тонн. Таким образом, 5,5 млн тонн сырья российские алюминиевые предприятия получают из-за рубежа.

ANT_0517.jpg

- Реанимация этого проекта позволит серьезно снизить дефицит в глиноземе. Она не только важна с точки зрения снижения импорта стратегического сырья, но и позволяет создать современное предприятие, что в 2000-х годах не позволяла сделать недостаточная обеспеченность газом и электроэнергией. Реализуя этот проект, мы в состоянии увеличить доходы бюджета региона на 3-3,5 млрд рублей и создать три тысячи новых рабочих мест, - отметил Николай Герасимов.

7032

Комментарии (50)

Добавить комментарий
  • Даешь в Сосногорске
    25 февр. 2016 г., 18:00:14
    Ответить
    2 вокзала: московский и глиноземный с отправлением дизель поездов каждые 15 минут
  • Брррррр
    25 февр. 2016 г., 18:01:43
    Ответить
    Скоро, скоро выборы, раз в трупы (Белкамур, глинозёмный завод, сельское хозяйство) начали палкой тыкать...
    • 333
      25 февр. 2016 г., 19:52:35
      Ответить
      А завод ДСП-формат на Промышленной,78 будут реанимировать?
  • Сосногорец
    25 февр. 2016 г., 18:03:18
    Ответить
    Пошёл он ОТМДЕРИРОВАНО со своим заводом у них у всех жильё имеется за пределами Коми,а нам с этим заводом верная смерть
    • Сосногорск
      26 февр. 2016 г., 12:28:41
      Ответить
      Первым эту идею вспомнил Киря, ему отдельное "спасибо" от всего Сосногорска,
      Отправлено из мобильной версии
  • Пролетарий
    25 февр. 2016 г., 18:04:16
    Ответить
    Отдайте заводы рабочим, а земли- крестьянам!
    Отправлено из мобильной версии
  • Светлана
    25 февр. 2016 г., 18:04:33
    Ответить
    конец экологии республики
    Глиноземный, чугунный,... Поняли теперь, почему власть сменили?
    • -;).
      25 февр. 2016 г., 18:09:25
      Ответить
      Почему.
      А то я думаю, что прежние руководители, просто перепутали карман. Народный и свой.
  • 123
    25 февр. 2016 г., 18:09:15
    Ответить
    Вдобавок ко всему понаедут отовсюду.Типа строить
    Отправлено из мобильной версии
  • Зырянин
    25 февр. 2016 г., 18:10:08
    Ответить
    Пора уж переходить от слов к делам, безработных полно в республике.
  • Ага
    25 февр. 2016 г., 18:13:24
    Ответить
    Будет- Будет- Будет
  • Ха!!
    25 февр. 2016 г., 18:17:26
    Ответить
    Опять выборы на носу! Опять Белкомур, глинозем, еще и чугуниевый завод в головы пиращикам пришел... ЧАПЕЛЬНИКИ - вот в чем сила! )))
    • ++
      25 февр. 2016 г., 18:54:29
      Ответить
      "Русская экзотика: путин, матрешка, черная икра, чапельник" (с) "День выборов"
  • Да
    25 февр. 2016 г., 18:20:06
    Ответить
    Этот министр всех гайзеровских министров переплюнул.
  • микита
    25 февр. 2016 г., 18:26:42
    Ответить
    а что тебе раньше мешало?пустомеля
  • 12345
    25 февр. 2016 г., 18:34:53
    Ответить
    А Самоделкин чем занимался?
    Министр промышленности, транспорта и энергетики Коми Николай Герасимов, неужели в коми появился настоящий министр. Который что то может и хочет
    Хорош если все получится
  • Обыватель
    25 февр. 2016 г., 18:44:00
    Ответить
    Помню лет 10 назад всё рвался ентот завод строить (особенно по пьяни)...
  • Читатель
    25 февр. 2016 г., 19:02:58
    Ответить
    Спасибо
    Николай Герасимович! Вы настоящий министр и мужик. Обнадёжил, Возможно в ближайшее время смогу трудоустроиться и зарабатывать на жизнь. Дай бог, что все твои планы претворились в жизнь. И здоровья тебе.
    • Экономист
      25 февр. 2016 г., 19:15:14
      Ответить
      Читателю
      Какие заводы, нефть дешевеет, санкции, экономический кризис, денег нет уже на пенсии пенсионерам, а он заводы.
    • Эколог
      25 февр. 2016 г., 20:48:59
      Ответить
      Читателю
      Вы хоть понимаете насколько это экологически грязное производство?!! Люди будут болеть от мала до велика, весь город будет покрыт красной пылью.
      • Да, да
        25 февр. 2016 г., 21:29:53
        Ответить
        Сейчас нас сажевый кроет тех. углеродом (оно же сажа) словно черным покрывалом
        А после запуска в пром. эксплуатацию глиноземного завода, будет покрываться красной пылью.
        • Ну ничего
          25 февр. 2016 г., 22:25:19
          Ответить
          Вымь то же от карьера бокситового покраснела, но хариус еще остался,правда измельчал
    • читателю
      25 февр. 2016 г., 21:23:15
      Ответить
      Николай Николаевич он))
      Отправлено из мобильной версии
  • пон
    25 февр. 2016 г., 19:16:21
    Ответить
    корр
    просто помогайте Герасимову создавать прибавочную стоимость продукции. и чугун и глинозем и далее .мужикам нужна работа дома в республике постоянная достойная по оплате. не тупите местные и республики власти. все в ваших руках.в республике есть все для возрождения промышленности.
    • 888
      25 февр. 2016 г., 19:59:59
      Ответить
      много ты рабочих мест в нефтянке и газпроме нашел на территории коми,одни вахтеры работают ,будешь в лучшем случае с метелкой возле этого завода грести.
  • Не
    25 февр. 2016 г., 19:38:42
    Ответить
    думаю, знаю, что облака-выхлопы от этого завода накроют Сыктывкар. Коми входит в 10 " грязных" регионов, а этот " плавительный " комплекс экологию добьёт.
  • 333
    25 февр. 2016 г., 19:55:35
    Ответить
    А ЧТО ТАКОЕ ГЛИНОЗЕМ???
    • Мым
      26 февр. 2016 г., 11:39:34
      Ответить
      Глинозем - это белый порошок, из которого выплавляют алюминий.
      Отправлено из мобильной версии
  • мнение Совет - экспортируйте печорскую сёмгу,
    25 февр. 2016 г., 19:56:58
    Ответить
    половина тутошних троллей хочет и рыбку съесть и на табуретке усидеть - чтобы деньги шли в республику и чтобы никакой промышленности. совет: экспортируйте печорскую сёмгу и воркутинскую оленину. Много денежек прибудет? То-то и оно. Чтобы был доход - нужно производство. Вся Республика создавалась и процветала за счет производства. А сейчас унылое нытье - экология, облако выхлопов...
  • Я
    25 февр. 2016 г., 20:10:30
    Ответить
    У правительства денег на бюджетников нет, а вы хотите чтобы они заводы строили. Денег вам кто даст???
    Отправлено из мобильной версии
    • Меня зовут
      25 февр. 2016 г., 20:25:46
      Ответить
      Продадим лес и нефть.
    • Татьяна
      25 февр. 2016 г., 21:01:52
      Ответить
      Так строить заводы будет не правительство, а частные компании: ООО, ЗАО и тд.
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    25 февр. 2016 г., 20:32:56
    Ответить
    Сколько мы этих мразей терпеть будем на НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ??!!!!
    Мои предки сотни лет здесь жили.. Сейчас шайка временщиков из-за сиюминутной наживы , готова уничтожить всех жителей разом в Коми..Глинозёмный на Айюве - это плановое убийство всех окрестных жителей. Красно-бурый шлам -смерть всего живого. Когда на Украине под Николаевом вытекла сотня-другая кубов жидких отходов из шламохранилища , то на Украине был объявлен режим национального бедствия..А здесь , невдалеке от Ижмы хотят складировать сотни тысяч кубов красной смерти.. Жидкий хлор на Яреге , слив агрессивных пластовых вод из Яреги рядом с руслом Ижмы.....Ох , пора , пора спрос вести с этой банды временщиков , убивающих Коми...
    • мих
      25 февр. 2016 г., 20:41:21
      Ответить
      а ты пенсию хочешь получать за счёт убийства центральной России? да ты фошизд!
  • я
    25 февр. 2016 г., 20:32:57
    Ответить
    герасим
    наберет гастарбайтеров и на этом все поступления в бюджет закончатся. а тама и гаплик со своей шушерой!
  • А
    25 февр. 2016 г., 20:38:35
    Ответить
    Кто
    Инвесторы? Где найти этих идиотов что бы сейчас в производство вкладывались
    Отправлено из мобильной версии
  • Промышленность
    25 февр. 2016 г., 20:47:02
    Ответить
    Самоделкин развалил министерство, тепер взялся разваливать город....
  • Олег
    25 февр. 2016 г., 20:58:27
    Ответить
    Герасимов, да ты и в правду чудак!!! Жители РК будут плевать на тебя, вспоминая твоё ж******ание! Успехов тебе!
  • Грут
    25 февр. 2016 г., 21:04:10
    Ответить
    Всё.
    Теперь точно на выборы не пойду!!
    • мих
      25 февр. 2016 г., 21:07:44
      Ответить
      газеру твой голос уже не нужен
  • Телезритель
    25 февр. 2016 г., 21:45:04
    Ответить
    какая гадость
    Помниться Русал обещал еще металлургический комбинат построить в Печоре, для полного цикла производства, иначе его сюда не пускали.Теперь обещания забыты... Глиноземный завод - люди на пенсию в 35 лет, плюс загаженная Ижма, а значит и Печора.
  • Телезритель
    25 февр. 2016 г., 21:46:22
    Ответить
    Нашел тут статью в тему

    Валентина Семяшкина
    О глиноземном заводе в Коми

    Появившаяся в конце прошлого года информация о том, что компания "Русский алюминий" планирует в 2013 году возобновить строительство глиноземного завода под Сосногорском, к сожалению, не вызвала особого интереса и активного обсуждения на сайте. Между тем в нашем обществе новость воспринимается далеко не однозначно. У идеи строительства завода есть, разумеется, сторонники, но есть и активные противники, и не только среди зеленых.

    Как известно, общественный Комитет спасения Печоры ещё в период проектирования строительства комбината активно выступал против размещения площадки глиноземного комбината в междуречье Ижмы и её притока Айювы, считая, что это далеко не самое удачное место, если думать о чистоте Ижмы и Печоры и об экологической безопасности людей, проживающих в приижемских селах и деревнях. В связи с недавней катастрофой на глиноземном комбинате в Венгрии вопрос становится ещё более актуальным. К заявлениям о том, что "населению нашей республики не стоит опасаться подобных ЧП» и что «когда завод будет построен и начнет работать, за его деятельностью будут жестко следить наши надзорные органы", вряд ли можно относиться серьёзно, зная, как обеспечивается в нашей стране безопасность людей и как работают надзорные органы.

    Сегодняшние кивки на то, что проект согласован с населением на общественных слушаниях, не более чем отговорки. Во-первых, практически все общественные слушания проводились уже ПОСЛЕ начала работ на планируемой площадке и ПОСЛЕ начала строительства дороги к ней, то есть когда в строительные работы уже были вложены деньги. Во-вторых, общественные слушания проводились в Сосногорске и Ухте, но не в Ижемском районе и не в деревнях, расположенных ниже площадки завода по течению Ижмы, а потому основными участниками т.н. общественных слушаний были работники подрядных организаций, занятых на строительстве, и представители администрации Сосногорска.

    Между тем не только экологическая, но и экономическая составляющая – за размещение завода в Княжпогостском районе, там, где добываются бокситы. С обоснованием этого на заседание общественного Комитета спасения Печоры вышла группа ученых – преподавателей Ухтинского университета. Вот как они обосновывают необходимость изменения места строительства завода.

    Ещё раз о выборе стройплощадки под глинозёмный завод в Коми

    Площадка под глинозёмный завод по переработке средне-тиманских бокситов Вежаю-Ворыквинского месторождения была выбрана ещё при советской власти. Предыстория проекта строительства данного завода уходит корнями в конец 70-х годов, когда место строительства определялось в первую очередь технологическим фактором, а именно потребностью в воде, которая необходима для реализации процесса производства технического глинозёма из исходных бокситовых пород.

    В то время экологическим факторам не уделялось достойного внимания. Напротив, финансовые затраты на перевозку боксита от месторождения до глинозёмного завода в районе г. Сосногорска гарантировали реализацию такого проекта, поскольку Сосногорскому отделению Северной железной дороги он сулил большие прибыли. Административный фактор также был склонен к реализации проекта в таком варианте.

    Против строительства данного завода первыми выступили жители Ижемского района. Их поддержал общественный Комитет спасения Печоры. Они забили тревогу, увидев в этом проекте прямую угрозу реке Печоре, её рыбным богатствам и пойменным заливным лугам, как житнице животноводства в регионе.

    Ранее в газете “Республика”, в книжных публикациях, на региональных конференциях мы уже выступали по этому вопросу – об угрожающей Печорскому краю долговременной экологической и геоэкологической катастрофе из-за ошибочного выбора места под строительство глинозёмного завода. В частности, о том, что местонахождение участка строительства завода попадает на сейсмически активную 6-ти балльную совремённую зону.

    Наложение сейсмической активности на систему тектонических разломов и трещиноватости ведёт к нарастанию тектонических напряжений и их разрядке в виде землетрясений (например, взрывы 10-ти тонных бомб, применённых во время войны НАТО с Югославией, привели к нескольким землетрясениям по системе разломов в соседних странах и гибели сотен мирных граждан).

    Первоначально планировалось от данного месторождения до Ухты провести железную дорогу, по которой должна была перевозиться руда. Полученный из неё технический глинозём (Al2O3) через Троицко-Печорск по планируемой новой железной дороге намечалось перевозить на Урал, где имеются заводы по получению глинозёма и алюминия. Эта дорога должна была проходить по старому гужевому тракту, по которому в царское время в Коми из Сибири завозили хлеб и другие продукты и товары. От тракта сегодня сохранилась насыпь, на которую можно свободно, без больших затрат, класть железнодорожный путь. Мосты, естественно, не сохранились. Однако больших водных преград нет.

    Но реально, уже в 90-х годах, бокситы стали возить автомобильным транспортом по старому гужевому тракту от Вежаю-Ворыквинского месторождения до железнодорожной станции Чинья-Ворык. Моста через реку Вымь поначалу не было, и боксит перевозился с перевалкой.

    Затем вдоль этой автодороги была проложена первая в России частная однопутная железная дорога, которая соединила месторождение с железной дорогой Воркута – Москва у станции Чинья-Ворык.

    Отсюда сегодня бокситы в вагонах везут через Котлас, Киров, Пермь на Урал в Каменск-Уральский, где они и перерабатываются.

    Казалось бы, зачем везти 3,94 млн. тонн бокситовой руды (таков годовой план) в район г. Сосногорска, там получать из него глинозём в количестве 1,4 млн. тонн и снова везти эти 1,4 млн. тонн обратно на юг мимо ст. Чинья-Ворык. Ведь получается совершенно ненужная перевозка этих 1,4 млн. тонн сначала на север, на расстояние 90 км (таково расстояние от Чинья-Ворыка до планируемой площадки под завод) и затем снова на юг, на те же 90 км?

    Кроме того, необходимо ещё привезти на завод 354 тыс. тонн свежего каустика - 50% NaOH (в итоге надо перевозить 1,754 млн тонн ежегодно).
    Поэтому сегодня правильнее было бы, на чем мы настаивали и ранее, выбрать площадку под глинозёмный завод непосредственно у ст. Чинья-Ворык. Тем более что, по заверению проектировщиков, завод должен работать на оборотной воде, без значительного её дополнительного количества (в данном районе имеются большие запасы подземных вод, которые можно добывать из артезианских скважин).

    Получаемые в результате переработки боксита красные шламовые полужидкие отходы можно складировать в отработанные доломитовые карьеры, находящиеся практически рядом с посёлком (см. фото).

    Эти карьеры представляют собой весьма удобное место для создания специального шламонакопителя по техническому проекту. Карьеры располагаются на древнем геологическом фундаменте, который будет поглощать отработанные токсичные воды шламов без угрозы загрязнения подземных вод, в том числе питьевых, находящихся выше фундамента.

    От Ухты до ст. Чинья-Ворык по железной дороге расстояние составляет 73 км, и рабочих на завод можно перевозить поездом. От пос. Ярега расстояние на 18 км короче. Кроме того, возможна и автомобильная перевозка рабочих по асфальтовой дороге от Ухты на Москву, обеспечив местное население благоустроенным жильём.

    Обслуживающий персонал глинозёмного завода должен составлять порядка 800 человек.

    Поэтому, по нашему мнению, совершенно ни к чему впустую ежегодно затрачивать транспортные и финансовые средства на излишнюю перевозку 1,4 млн. тонн глинозёма от Чинья-Ворыка до промплощадки под глинозёмный завод в районе Сосногорска и обратно. Впустую будет ежегодно затрачиваться 252 млн.тонн/км (1,4 млн. тонн × 90 км × 2).

    Сюда же надо добавить и экономию от ненужного перевоза 0,354 млн. тонн свежего каустика – ещё 31,66 млн. тонн/км (0,354×90).

    Таким образом, расположение глинозёмного завода в районе ст. Чинья-Ворык позволит ежегодно сэкономить 283,66 млн. тонн /км перевозок.

    По официальному прейскуранту ОАО “Российские железные дороги” стоимость перевозки 1 тонны боксита в полувагонах на расстояние в 1 км составляет на 01.04.2010 г. (перегон Чинья-Ворык – Сосногорск) 2,424 руб**. Поэтому напрасные затраты на оплату 283,66 млн. тонн км будут составлять 687,59 млн. рублей.

    Фактические затраты будут ещё больше, поскольку перевозка глинозёма и каустика стоит значительно дороже перевозки боксита (необходимы специальные закрытые вагоны). По нашим оценкам, прямые убытки от выбора площадки под глинозёмный завод севернее Сосногорска (ж/д. ст. Синегорская) составят около 1 млрд. рублей ежегодно.

    Сторонники сосногорского варианта строительства глинозёмного завода сегодня “кивают” на высокие технологии обеспечения экологической безопасности и охраны природы. Это неправда! Они тут ни при чем! Из шлама в ядовитой жидкости конфетку не сделаешь! Он накопится в шламохранилищах в громадных количествах изолированно от вмещающей среды. Такая изоляция со временем становится ненадёжной. Наглядный урок этой ненадёжности показал шламонакопитель глинозёмного завода в Венгрии. 4-го октября 2010 года там прорвало дамбу шламонакопителя, из которого вылилось более миллиона кубометров жидкого красного шлама, затопившего десятки квадратных километров территории и создавшего угрозу отравления и загрязнения вод реки Дунай. Эта экологическая катастрофа имеет по своим последствиям глобальный характер.

    Точно такая же ситуация может создаться при осуществлении сосногорского варианта строительства глинозёмного завода. Только под угрозой экологической катастрофы окажется бассейн Печоры – единственный крупный резервуар чистых пресных вод на всём Европейском Севере. Имеется достаточное число доказательств, чтобы считать сосногорский вариант глинозёмного завода убийственным для Северного края и его населения.

    Чинья-Ворыкский вариант в экологическом плане достаточно безопасен. Главное в том, что ядовитые шламовые воды в карьерах будут поглощаться трещиноватым и закарстованным фундаментом, проникая на глубину 2 – 3 км и более, выпадая тем самым из водного баланса подземных вод осадочного чехла, в том числе и питьевых.

    Кроме того, Чинья-Ворыкский вариант даёт дополнительный стимул для завершения долгосрочного строительства железной дороги Белое море – Коми – Урал (Белкомур).

    В Российской Федерации сегодня начато строительство новых блоков АЭС. Планируется запустить около тридцати новых атомных реакторов (о Чернобыльской катастрофе, похоже, уже забыли). По мнению В. В. Путина, сегодня это самые лучшие в мире атомные реакторы.Так что скоро, возможно, дойдёт очередь и до проектирования и строительства АЭС в Республике Коми, которая может дать ток не только заводу по производству глинозёма, но и позволит выплавлять из глинозёма металлический алюминий на месте, без его перевозки на Урал. Необходимый для процесса выплавки из глинозёма чистого алюминия криолит (Na3AlF6) можно получать из разрабатываемого месторождения Амдермского флюорита (Архангельская область), расположенного за Полярным кругом.

    Учитывая, что строительство глинозёмного завода в районе г. Сосногорска остановлено из-за ряда финансовых трудностей (ОАО “РУСАЛ”), учитывая достаточно обоснованные протестные заявления местного населения и экологов, возобновление интереса к созданию глинозёмного производства в Республике Коми должно быть связано с реализацией Чинья-Ворыкского варианта.

    Это даст солидную прибыль в республиканский бюджет, поможет создать кадровый потенциал и современное горнопромышленное и металлургическое производство, дополняющие строительство Ярегского горнохимического титанового комплекса.

    Землянский В.Н.,

    доктор технических наук, профессор УГТУ,

    Копейкин В.А.,

    доктор г.-м.наук,профессор УГТУ,

    член Комитета спасения Печоры,

    Кочетков О.С.,

    доктор г.-м.наук, профессор УГТУ,

    координатор Ухтинского отделения Комитета спасения Печоры,

    Республика Коми.О глиноземном заводе в Коми
    Изображение пользователя dolos.Опубликовано dolos в сб, 2011-05-07 13:51
    Валентина Семяшкина
    О глиноземном заводе в Коми

    Появившаяся в конце прошлого года информация о том, что компания "Русский алюминий" планирует в 2013 году возобновить строительство глиноземного завода под Сосногорском, к сожалению, не вызвала особого интереса и активного обсуждения на сайте. Между тем в нашем обществе новость воспринимается далеко не однозначно. У идеи строительства завода есть, разумеется, сторонники, но есть и активные противники, и не только среди зеленых.

    Как известно, общественный Комитет спасения Печоры ещё в период проектирования строительства комбината активно выступал против размещения площадки глиноземного комбината в междуречье Ижмы и её притока Айювы, считая, что это далеко не самое удачное место, если думать о чистоте Ижмы и Печоры и об экологической безопасности людей, проживающих в приижемских селах и деревнях. В связи с недавней катастрофой на глиноземном комбинате в Венгрии вопрос становится ещё более актуальным. К заявлениям о том, что "населению нашей республики не стоит опасаться подобных ЧП» и что «когда завод будет построен и начнет работать, за его деятельностью будут жестко следить наши надзорные органы", вряд ли можно относиться серьёзно, зная, как обеспечивается в нашей стране безопасность людей и как работают надзорные органы.

    Сегодняшние кивки на то, что проект согласован с населением на общественных слушаниях, не более чем отговорки. Во-первых, практически все общественные слушания проводились уже ПОСЛЕ начала работ на планируемой площадке и ПОСЛЕ начала строительства дороги к ней, то есть когда в строительные работы уже были вложены деньги. Во-вторых, общественные слушания проводились в Сосногорске и Ухте, но не в Ижемском районе и не в деревнях, расположенных ниже площадки завода по течению Ижмы, а потому основными участниками т.н. общественных слушаний были работники подрядных организаций, занятых на строительстве, и представители администрации Сосногорска.

    Между тем не только экологическая, но и экономическая составляющая – за размещение завода в Княжпогостском районе, там, где добываются бокситы. С обоснованием этого на заседание общественного Комитета спасения Печоры вышла группа ученых – преподавателей Ухтинского университета. Вот как они обосновывают необходимость изменения места строительства завода.

    Ещё раз о выборе стройплощадки под глинозёмный завод в Коми

    Площадка под глинозёмный завод по переработке средне-тиманских бокситов Вежаю-Ворыквинского месторождения была выбрана ещё при советской власти. Предыстория проекта строительства данного завода уходит корнями в конец 70-х годов, когда место строительства определялось в первую очередь технологическим фактором, а именно потребностью в воде, которая необходима для реализации процесса производства технического глинозёма из исходных бокситовых пород.

    В то время экологическим факторам не уделялось достойного внимания. Напротив, финансовые затраты на перевозку боксита от месторождения до глинозёмного завода в районе г. Сосногорска гарантировали реализацию такого проекта, поскольку Сосногорскому отделению Северной железной дороги он сулил большие прибыли. Административный фактор также был склонен к реализации проекта в таком варианте.

    Против строительства данного завода первыми выступили жители Ижемского района. Их поддержал общественный Комитет спасения Печоры. Они забили тревогу, увидев в этом проекте прямую угрозу реке Печоре, её рыбным богатствам и пойменным заливным лугам, как житнице животноводства в регионе.

    Ранее в газете “Республика”, в книжных публикациях, на региональных конференциях мы уже выступали по этому вопросу – об угрожающей Печорскому краю долговременной экологической и геоэкологической катастрофе из-за ошибочного выбора места под строительство глинозёмного завода. В частности, о том, что местонахождение участка строительства завода попадает на сейсмически активную 6-ти балльную совремённую зону.

    Наложение сейсмической активности на систему тектонических разломов и трещиноватости ведёт к нарастанию тектонических напряжений и их разрядке в виде землетрясений (например, взрывы 10-ти тонных бомб, применённых во время войны НАТО с Югославией, привели к нескольким землетрясениям по системе разломов в соседних странах и гибели сотен мирных граждан).

    Первоначально планировалось от данного месторождения до Ухты провести железную дорогу, по которой должна была перевозиться руда. Полученный из неё технический глинозём (Al2O3) через Троицко-Печорск по планируемой новой железной дороге намечалось перевозить на Урал, где имеются заводы по получению глинозёма и алюминия. Эта дорога должна была проходить по старому гужевому тракту, по которому в царское время в Коми из Сибири завозили хлеб и другие продукты и товары. От тракта сегодня сохранилась насыпь, на которую можно свободно, без больших затрат, класть железнодорожный путь. Мосты, естественно, не сохранились. Однако больших водных преград нет.

    Но реально, уже в 90-х годах, бокситы стали возить автомобильным транспортом по старому гужевому тракту от Вежаю-Ворыквинского месторождения до железнодорожной станции Чинья-Ворык. Моста через реку Вымь поначалу не было, и боксит перевозился с перевалкой.

    Затем вдоль этой автодороги была проложена первая в России частная однопутная железная дорога, которая соединила месторождение с железной дорогой Воркута – Москва у станции Чинья-Ворык.

    Отсюда сегодня бокситы в вагонах везут через Котлас, Киров, Пермь на Урал в Каменск-Уральский, где они и перерабатываются.

    Казалось бы, зачем везти 3,94 млн. тонн бокситовой руды (таков годовой план) в район г. Сосногорска, там получать из него глинозём в количестве 1,4 млн. тонн и снова везти эти 1,4 млн. тонн обратно на юг мимо ст. Чинья-Ворык. Ведь получается совершенно ненужная перевозка этих 1,4 млн. тонн сначала на север, на расстояние 90 км (таково расстояние от Чинья-Ворыка до планируемой площадки под завод) и затем снова на юг, на те же 90 км?

    Кроме того, необходимо ещё привезти на завод 354 тыс. тонн свежего каустика - 50% NaOH (в итоге надо перевозить 1,754 млн тонн ежегодно).
    Поэтому сегодня правильнее было бы, на чем мы настаивали и ранее, выбрать площадку под глинозёмный завод непосредственно у ст. Чинья-Ворык. Тем более что, по заверению проектировщиков, завод должен работать на оборотной воде, без значительного её дополнительного количества (в данном районе имеются большие запасы подземных вод, которые можно добывать из артезианских скважин).

    Получаемые в результате переработки боксита красные шламовые полужидкие отходы можно складировать в отработанные доломитовые карьеры, находящиеся практически рядом с посёлком (см. фото).

    Эти карьеры представляют собой весьма удобное место для создания специального шламонакопителя по техническому проекту. Карьеры располагаются на древнем геологическом фундаменте, который будет поглощать отработанные токсичные воды шламов без угрозы загрязнения подземных вод, в том числе питьевых, находящихся выше фундамента.

    От Ухты до ст. Чинья-Ворык по железной дороге расстояние составляет 73 км, и рабочих на завод можно перевозить поездом. От пос. Ярега расстояние на 18 км короче. Кроме того, возможна и автомобильная перевозка рабочих по асфальтовой дороге от Ухты на Москву, обеспечив местное население благоустроенным жильём.

    Обслуживающий персонал глинозёмного завода должен составлять порядка 800 человек.

    Поэтому, по нашему мнению, совершенно ни к чему впустую ежегодно затрачивать транспортные и финансовые средства на излишнюю перевозку 1,4 млн. тонн глинозёма от Чинья-Ворыка до промплощадки под глинозёмный завод в районе Сосногорска и обратно. Впустую будет ежегодно затрачиваться 252 млн.тонн/км (1,4 млн. тонн × 90 км × 2).

    Сюда же надо добавить и экономию от ненужного перевоза 0,354 млн. тонн свежего каустика – ещё 31,66 млн. тонн/км (0,354×90).

    Таким образом, расположение глинозёмного завода в районе ст. Чинья-Ворык позволит ежегодно сэкономить 283,66 млн. тонн /км перевозок.

    По официальному прейскуранту ОАО “Российские железные дороги” стоимость перевозки 1 тонны боксита в полувагонах на расстояние в 1 км составляет на 01.04.2010 г. (перегон Чинья-Ворык – Сосногорск) 2,424 руб**. Поэтому напрасные затраты на оплату 283,66 млн. тонн км будут составлять 687,59 млн. рублей.

    Фактические затраты будут ещё больше, поскольку перевозка глинозёма и каустика стоит значительно дороже перевозки боксита (необходимы специальные закрытые вагоны). По нашим оценкам, прямые убытки от выбора площадки под глинозёмный завод севернее Сосногорска (ж/д. ст. Синегорская) составят около 1 млрд. рублей ежегодно.

    Сторонники сосногорского варианта строительства глинозёмного завода сегодня “кивают” на высокие технологии обеспечения экологической безопасности и охраны природы. Это неправда! Они тут ни при чем! Из шлама в ядовитой жидкости конфетку не сделаешь! Он накопится в шламохранилищах в громадных количествах изолированно от вмещающей среды. Такая изоляция со временем становится ненадёжной. Наглядный урок этой ненадёжности показал шламонакопитель глинозёмного завода в Венгрии. 4-го октября 2010 года там прорвало дамбу шламонакопителя, из которого вылилось более миллиона кубометров жидкого красного шлама, затопившего десятки квадратных километров территории и создавшего угрозу отравления и загрязнения вод реки Дунай. Эта экологическая катастрофа имеет по своим последствиям глобальный характер.

    Точно такая же ситуация может создаться при осуществлении сосногорского варианта строительства глинозёмного завода. Только под угрозой экологической катастрофы окажется бассейн Печоры – единственный крупный резервуар чистых пресных вод на всём Европейском Севере. Имеется достаточное число доказательств, чтобы считать сосногорский вариант глинозёмного завода убийственным для Северного края и его населения.

    Чинья-Ворыкский вариант в экологическом плане достаточно безопасен. Главное в том, что ядовитые шламовые воды в карьерах будут поглощаться трещиноватым и закарстованным фундаментом, проникая на глубину 2 – 3 км и более, выпадая тем самым из водного баланса подземных вод осадочного чехла, в том числе и питьевых.

    Кроме того, Чинья-Ворыкский вариант даёт дополнительный стимул для завершения долгосрочного строительства железной дороги Белое море – Коми – Урал (Белкомур).

    В Российской Федерации сегодня начато строительство новых блоков АЭС. Планируется запустить около тридцати новых атомных реакторов (о Чернобыльской катастрофе, похоже, уже забыли). По мнению В. В. Путина, сегодня это самые лучшие в мире атомные реакторы.Так что скоро, возможно, дойдёт очередь и до проектирования и строительства АЭС в Республике Коми, которая может дать ток не только заводу по производству глинозёма, но и позволит выплавлять из глинозёма металлический алюминий на месте, без его перевозки на Урал. Необходимый для процесса выплавки из глинозёма чистого алюминия криолит (Na3AlF6) можно получать из разрабатываемого месторождения Амдермского флюорита (Архангельская область), расположенного за Полярным кругом.

    Учитывая, что строительство глинозёмного завода в районе г. Сосногорска остановлено из-за ряда финансовых трудностей (ОАО “РУСАЛ”), учитывая достаточно обоснованные протестные заявления местного населения и экологов, возобновление интереса к созданию глинозёмного производства в Республике Коми должно быть связано с реализацией Чинья-Ворыкского варианта.

    Это даст солидную прибыль в республиканский бюджет, поможет создать кадровый потенциал и современное горнопромышленное и металлургическое производство, дополняющие строительство Ярегского горнохимического титанового комплекса.

    Землянский В.Н.,

    доктор технических наук, профессор УГТУ,

    Копейкин В.А.,

    доктор г.-м.наук,профессор УГТУ,

    член Комитета спасения Печоры,

    Кочетков О.С.,

    доктор г.-м.наук, профессор УГТУ,

    координатор Ухтинского отделения Комитета спасения Печоры,

    Республика Коми.
  • Житель Ухты
    26 февр. 2016 г., 0:03:20
    Ответить
    ЭТО НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА!!! БЕЗУМИЕ!
  • обыватель
    26 февр. 2016 г., 1:17:00
    Ответить
    просто юродливый без мозгов,
    экологии хана, были уже споры об этом заводе, пример этому обьемная статья в комментариях,
    а этот оратор наверное в это время в Роснефти подьедался,- бывший комсомольский работник, что он может знать про экологию и геологию,все время сидел в теплом кабинете на сладкой должности,
    и вахтовиков хватает в республике, когда едешь в поезде с этим пьяным быдлом ,-одно желание начистить ему рожу,
    а своим местным работы не будет, и налоги не в республику пойдут,
    частный глиноземный завод в коми -это экологическая катастрофа, точно также как мы дышим отравленным воздухом в Эжве,
    травят ухтинцев ядовитыми выхлопами с частного НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА
    ,СКОЛЬКО МОЖНО НАС ТРАВИТЬ!!!???? ЭТО НАША ЗЕМЛЯ,ЭТО НАША РЕСПУБЛИКА!!!!!
  • 123
    26 февр. 2016 г., 2:42:29
    Ответить
    В общем,
    даешь чистую экологию Еуропе, переводишь весь экологический хлам в Россию
  • 123
    26 февр. 2016 г., 2:55:42
    Ответить
    Далеко
    ходить не надо. Набрать в поисковике Ачинский глиноземный комбинат проблемы экологии. Техническая щелочная вода пойдет куда? Вот только не надо про новые технологии, канализационные отходы не умеем толком очищать, ЛПК не сильно заморачивается, убивая всё вокруг.
  • Дерипаска
    26 февр. 2016 г., 8:34:06
    Ответить
    Сижу в бане с Вексельбергом и умираю со смеху над этим Герасимовым !))))
  • Во классно
    26 февр. 2016 г., 14:03:49
    Ответить
    Развалили Ухтинский механический завод, который и занимался выпуском башенных кранов для работы в северных условиях. А теперь будем покупать у итальянцев. Неисповедимы пути твои господни!
  • Думапринимает законы все больше ограничивающие свободы человека
    27 февр. 2016 г., 12:37:20
    Ответить
    сначала лагеря и зоны надо строить ,а потом политзаключенные
    будут строить ваши заводы
  • 000
    27 февр. 2016 г., 20:49:45
    Ответить
    Хоть бы финны взяли коми в плен, что ли. Была б надежда, что мы подышим чистым воздухом ... А с рассейской властью - только сдохнуть остается
    Отправлено из мобильной версии
    1