content/news/images/48222/national-museum-komi-republic_mainPhoto.jpg
13:45, 15.03.2016 / ВЫБОР БНК

«Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка уникальных экспонатов Национального музея Коми

БНК продолжает публикации об интересных и уникальных вещах и местах в республике. Сегодня в проекте «Выбор БНК. Это в Коми!» мы расскажем о десяти уникальных экспонатах Национального музея Коми. К сожалению, не все из них можно увидеть на выставках, часть предметов хранится в скрытых от глаз посетителей помещениях. У читателей БНК есть возможность познакомиться с ними.

«Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка уникальных экспонатов Национального музея Коми
Фото предоставлены Национальным музеем Республики Коми, maps.yandex.ru

Уникальные скульптурные изображения Духов Предков — Мужчины и Женщины. Привезены в Национальный музей Коми в 1971 году с берега Карского моря

duhi-predkov.jpg

Два идола высотой с человека, каждый вырезан из ствола дерева, предположительно из сосны, именно из «живого» дерева, не «плавника». Идолы-сядеи сядеи (ненцы называют их сядеями, съя - лицо) древние: судя по изъеденности дерева и замшелости, им сотни лет. Но внутри дерево прочное, поскольку пропитано морской солью. Вокруг идолов было сложено множество жертвенных оленьих черепов с большими ветвистыми рогами. Черепа разной сохранности, судя по ним, жертвы приносились в разное время.

Культовая скульптура святилищ считалась особым материальным проявлением Духов Предков. Люди, посещая жертвенник, обращались к Духам Предков с просьбами о помощи, о благополучии своего рода.

Миниатюрное скульптурное изображение человека. Дерево, резьба. ХIХ век. Село Керчомья Усть-Куломский район

izobraghenie-cheloveka.jpg

В традиционной культуре коми-зырян использовалось как изображение духа-хранителя дома или охотничьей избушки. У лесного духа охотники просили разрешение на ночлег в лесной избушке или под елью. Считалось, что и избушка, и дерево имеют своих хранителей, которые берут под своё покровительство охотника, произнёсшего фразу: «Избушка, избушка (ель, ель), пусти переночевать, обереги от ветра, от огня-воды, от дурных людей, от лютого зверя». В лесную избушку (даже в свою) нельзя было заходить без стука, а растопив печь, следовало кинуть в огонь кусочек хлеба.

Икона «Чудо Георгия о змие». ХVIII век. Дерево, масло. Автор неизвестен

ikona.jpg

Предположительно, икона происходит из Великопоженского старообрядческого скита, который был организован на реке Пижме около 1720 года.

Пасочница «Рысь нянь доз». Дерево, резьба. Ижма. 1909 год

pasochniza.jpg

Пасочница – форма для изготовления творожной пасхи в виде четырёхгранной усеченной пирамиды, обрядового пасхального кушанья. Пасха делалась из творога с добавлением масла, сметаны, сахара, изюма. Творог закладывался в пасочницу, проложенную внутри тонкой льняной тряпочкой, сверху укладывался камень, выдавливавший сыворотку. Через несколько часов пасочница разбиралась на дощечки и на блюде появлялась творожная пирамидка с пасхальными символами по сторонам.

Деревянный замок («томан»). Конец XIX – начало XX вв. Село Помоздино, Усть-Сысольский уезд, Вологодская губерния (современный Усть-Куломский район). Дерево, резьба, теска

derevyannyi-zamok.jpg

По принципу работы это деревянный пальцевый замок. Выступы на бородочной части ключа соответствуют брускам, или пальцам, на засове. При вставлении ключа выступы поднимали пальцы, засов возвращался в исходное положение, и дверь открывалась. Дверные замки – хранители пространства.

Игрушка лошадка («вӧв»). Конец XIX - начало ХХ вв. Село Ижма, Печорский уезд, Архангельская губерния (современный Ижемский район). Дерево, теска, резьба

loschadka.jpg

Лошадка-каталка деревянная на четырех колёсах. Игрушка изготовлена из цельной части дерева. Голова и туловище выполнены в технике скульптурной резьбы. Среди мальчиков популярны были шумящие, крутящиеся и движущиеся игрушки, в том числе деревянные лошадки-каталки на колёсах. Традиционные игры и игрушки повторяли жизненный уклад коми и копировали повседневный быт. Поэтому игра и игрушка являлись важным элементом социализации детей в традиционной системе воспитания.

Игрушка. Птица «Лэбач». Гарья Сыктывдинского района. Конец XIX - начало ХХ вв. Дерево, сосновая дранка. Резьба, роспись

ptiza.jpg

Резная деревянная щепная птица. Голова и тулово вырезаны из цельного куска дерева. Спинка вставная, состоящая из бруска, с укреплёнными по бокам крыльями. Оперение крыльев и хвоста вырезаны из расщеплённой сосны, отчего птицы назывались «щепными». Каждое перо вырезано отдельно и напоминает форму стрелы. Хвост и крылья закреплены веерообразно, что создаёт образ «птицы летящей». Прежде в домах было в обычае вешать птиц в красном углу или над обеденным столом; от движения тёплого воздуха они вращались по кругу.

Юр ной – особый свадебный головной убор, налобный венец невесты. Коми-ижемцы. 1880 – 1890-е годы. Деревня Бакур, Печорский уезд, Архангельская губерния (современный Ижемский район)

venez-nevesty.jpg

Головной убор был изготовлен мастерицей из деревни Гагара. Композиция вышивки по красному сукну бисером, стеклярусом, жемчугом, символизирует соединение жениха и невесты в любви и радости, их желание продолжить род. Ее символика подчеркивает значимость духовного и душевного единства пары, о чем свидетельствует изображение солнца. Ритуальное действие, когда невеста впервые надевала юр ной в момент рукобитья, подтверждало согласие жениха и невесты, их семей на создание новой семьи.

Сумка коновала. II половина ХIХ века. Удорские коми. Яренский уезд, Вологодская губерния

sumka-konovala.jpg

Кожаная сумка для хранения инструментов коновала и различных снадобий. Сумка украшена массивной прорезной меднолитой бляхой с изображением коня и двух человеческих фигур - профессиональным знаком конского лекаря.

Коновалы - ремесленники, лекари (предшественники ветеринаров), занимавшиеся лечением домашних животных, преимущественно лошадей. Обладавшие специальными знаниями коновалы в традиционном представлении считались знахарями, колдунами.

Ритуальный ковш. Конец XIX века. Коми-зыряне. Село Палевицы Сыктывдинского района. Дерево, резьба, роспись

ritualnyi-kovsch.jpg

В ковшах-братинах в форме утиц подавался на праздничный стол традиционный напиток пиво – «сур». Как ритуальный напиток он присутствовал на всех этапах свадебного обряда и выступал как связующее звено. При угощении гостей ковш шёл по кругу, символизирующему единство, стабильность, вечность. Сур считался напитком плодородия. Во время свадьбы молодожены сур не пили. Как говорили предки, «чтоб ребенок дурным не был». Самое главное богатство в семье – это дети.

5625

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Лена
    15.03.2016, 14:27:27
    Ответить
    Замок суперский. Вот уж не думала, что такое можно из дерева сделать.
    Отправлено из мобильной версии
  • замечательные вещи
    15.03.2016, 16:33:17
    Ответить
    но судя по всему, цивилизации коми всего несколько сот лет
  • я не понел
    15.03.2016, 17:32:58
    Ответить
    7гм... а где коми промысловый календарь? где предметы пермского звериного стиля?