content/news/images/50883/KMO_085447_07845_1_t218_184157_mainPhoto.jpg
09:29, 05.06.2016 / ОБЩЕСТВО

Почему выпускники школ готовятся к ЕГЭ с репетиторами

В школах идут единые государственные экзамены. По данным экспертов, более 60 процентов учеников готовились к ним с репетиторами. Как это надо понимать, выяснял «Огонек».

Почему выпускники школ готовятся к ЕГЭ с репетиторами
Фото Александра Рюмина, ТАСС

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора, в интервью «Огоньку» сказал: «Если ребенок учился хорошо все десять лет, не проводил праздно время, то он сдает экзаменационные тесты спокойно, не испытывает никаких трудностей и получает высокие баллы. Школьных занятий для этого достаточно. А если родители нанимают репетитора, значит, они не уверены, что ребенок получит необходимый для поступления результат».

Это было сказано летом 2014 года. Сегодня на дворе 2016-й: 60 процентов выпускников школ утверждают, что они готовились к ЕГЭ с репетиторами (если учесть, что не все дети отвечают на такие вопросы откровенно, то процент может быть и выше). Получается, большинство родителей не уверены в результате, признают школьные занятия недостаточными и, страшно сказать, перестали доверять учителям?

От этого каверзного вопроса рукой подать до другого: если уровень родительского недоверия так высок, то чему тогда учат детей в школах и за что отвечает учитель?

Урокодатели

В принципе, от обоих острых вопросов легко отбиться: дело не в родительском недоверии к качеству работы учителей, а в том, что школьный ЕГЭ большинством воспринимается как вступительный экзамен в вуз — тут важен каждый балл, и только с репетитором на него можно рассчитывать, упускать шанс нельзя. Но даже с такой оговоркой неясности остаются: репетитор может что-то «починить», натаскать, но за базовые знания и умения в ответе кто — школьный учитель, обязанный учить, или ученик с родителем? Если первое, тогда каковы критерии проверки учительской «состоятельности»? Если второе, то зачем вообще школа, если дальше идти по жизни надо с репетитором?

Казалось бы, после введения 29 декабря 2014 года Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС) сомнений быть не должно — в стандарте, по логике, все должно быть прописано. Увы…

ФГОС содержит лишь общие требования «к результатам освоения основной образовательной программы» и «к структуре основной образовательной программы». Саму же программу каждый учитель составляет самостоятельно, считается, что это открывает педагогу путь к творчеству. Казалось бы, стоит только благодарить министерство за представленную педагогам свободу маневра, однако есть существенное «но»: возможно, авторы ФГОС хорошо знали учебные предметы, но плохо — наших учителей.

Большинство педагогов свои программы, как и было приказано, написали. Но качество их оказалось в массе весьма плачевным. С образцами этого творчества можно ознакомиться в интернете, где разного рода перлы выложены в избытке. Вот, например, программа по литературе учительницы тульской школы. Она почему-то учит детей не литературе, а истории литературы. А задача обучения формулируется так: например, повесть Пушкина «Дубровский» должна формировать у детей «позитивную моральную самооценку» и «оптимизм в восприятии мира». Это, наверное, в связи с тем, что в конце повести «Дубровский скрылся за границу»? А вот папа ученицы 6-го класса, биолог, рассказывает: «Смотрю, дочка какие-то распечатки с компьютера читает, говорит, что по биологии выучить задали. Беру листки и вижу: копипаст с “Википедии”!»

В Минобрнауки спохватились только полтора года спустя и в феврале 2016-го внесли дополнения в ФГОС: написали, что в учебных программах следует отразить «содержание учебного курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы». Поправка существенная, но надо иметь в виду: стандартного учебного курса сегодня не существует, есть только рекомендации. Стало быть, еще через пару лет надо ожидать новых дополнений к стандарту? Но если вектор грядущих поправок задан административный, что в итоге останется от свободы учительского маневра в перспективе?

Эксперты утверждают: нет худа без добра — именно педагогическое творчество в свободных полевых условиях подтолкнуло Рособрнадзор заняться проблемой компетентности учителей. В образовательной практике появилась невиданная прежде новация — тотальные проверки уровня подготовки самого педагогического корпуса. Это как минимум пикантно, если учесть, что примерно половина российских учителей имеет педагогический стаж 20 лет и более, а 30 процентов — люди пенсионного возраста.

Осенью минувшего года прошла пилотная проверка учителей истории. Какие получили результаты — никто не рассказал. Секрет. В нынешнем мае прошла проверка 15 тысяч учителей русского языка, литературы и математики (говорят, с каждым учителем беседовали примерно полтора часа). На вопрос, когда будут обнародованы результаты этой проверки, в Рособрнадзоре отвечают уклончиво: то ли летом, то ли осенью. Но поясняют: если обнаружатся слабые знания учителей, то наказывать, а тем более увольнять никого не будут. При такой оговорке впору вернуться к тому, с чего начинали: сначала на учителей переложили составление учебных программ, потом стали разбираться с их профпригодностью…

Что получилось в результате? Ножницы. Программы, по которым учат детей, и задания ЕГЭ кардинально разошлись. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ создают специалисты на основании требований ФГОС, учителя создают свои программы, но почему-то движутся организаторы учебного процесса в разные стороны. Ведь в тех же самых ФГОС не сказано, что учитель должен готовить детей к ЕГЭ. Там много красивых слов про патриотизм, метапредметные связи, но не про экзамены. Вот и получается: контрольно-измерительные материалы ЕГЭ меняются, улучшаются, а учителя заняты воспитанием патриотизма и «оптимизма в восприятии мира».

Родители это заметили и сделали единственно верный вывод — побежали к репетиторам. Точных данных по рынку теневого образования (так специалисты называют услуги репетиторов) в России нет. Но по приблизительным оценкам экспертов его объемы с 2010 года выросли в полтора раза — с 8 до 12 млрд рублей. Но самое забавное при этом, что основной массив репетиторов — это те же самые учителя, которых нынче проверяют на профпригодность. Парадокс, однако…

Оптимизируй это

Есть сильное ощущение, что бурный рост репетиторского рынка и дальше будет бить рекорды: в ходе процесса «оптимизации» общее число средних дневных общеобразовательных школ сокращается (с 43 200 до 38 756), как и число школьных учителей (уже примерно на 50 тысяч человек). Итоги процесса мучительно двойственны: экономические плюсы оптимизации бухгалтерски очевидны, но возник неизбежный побочный эффект: количественный дефицит педсостава (не хватает учителей информатики, физики, химии, биологов, географов, педагогов-психологов, тьюторов, социальных педагогов) и появились опасения по поводу эффективности работы имеющегося персонала.

В самом деле, как работают школы при таком дефиците специалистов? Очень просто: учителя берут часы в двух-трех школах. После проведенной «оптимизации» педагог работает на две ставки, а то и больше. Какое тут может быть внимание к каждому ученику? Классы не перепутать бы…

В 2014 году Россия впервые приняла участие в Международном исследовании по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития. Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, подводя итоги исследования, говорила, что у наших учителей недельная нагрузка в среднем 46 часов в неделю (учительская ставка 18 часов), тогда как в среднем по ОЭСР — 39 часов. И к этому у российских педагогов еще 4 часа в неделю уходит на административную работу, на заполнение отчетных документов.

По данным TALIS, самые высокие зарплаты у швейцарских учителей — 68 тысяч долларов в год в среднем (средняя зарплата по стране около 50 тысяч долларов). Вслед за Швейцарией — Нидерланды, Германия, Бельгия. В несчастной и без конца протестующей Греции учителя получают 25 тысяч в год, в Китае — 16 410 долларов, в Венгрии — 14 460. У нас (уже после повышения ставок после «оптимизации» и в результате исполнения майских указов президента) годовые зарплаты учителей, по данным исследования,— 5900 долларов. Но это по тому курсу, который был два года назад, сегодня — пересчитайте сами.

Немудрено, что даже при запредельных нагрузках наши учителя исхитряются находить время и силы, чтобы работать с детьми дополнительно и за деньги. Этим заняты, по мнению экспертов, 70 процентов учителей. Репетитор, скажем, по математике получает в среднем 2 тысячи рублей за 60 минут занятий. Прикиньте, какой была бы зарплата учителей в школе, если бы им тоже так платили.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Результаты TALIS анализировали Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, и Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук. Они говорят, что наши учителя по многим параметрам отличаются от своих коллег в других странах: в своих ответах на вопросы исследования они создают некую воображаемую картину, порой далекую от реальности, некритично относятся к своей деятельности, часто не замечают неблагополучных детей. Их интересы в основном сосредоточены на предмете, который они преподают. Гораздо меньше они интересуются вопросами оценивания и управления классом, еще реже — методами индивидуального обучения и обучения ключевым компетенциям. И совсем редко — вопросами инклюзивного обучения сложных детей или преподавания в поликультурной или многоязычной среде (отметим: все эти темы прописаны в ФГОС и профессиональном стандарте учителей).

Важный момент — оценка достижений учащихся. Большинство наших учителей ориентированы на использование стандартизированных тестов, в то время как общим мировым трендом стало применение более гибких методов оценивания детей. Среди российских учителей почти 28 процентов никогда не занимались разработкой собственной системы оценивания (в среднем, по TALIS, таких только 6 процентов). Только 4 процента наших учителей никогда не применяют стандартизированных тестов, в то время как в среднем по миру таких почти четверть.

Важный вывод Марины Пинской и Елены Ленской: «Профессиональные интересы наших учителей лежат в поле преподавания, центрированного на учителе. В то время как международный тренд, вполне отвечающий отечественным ФГОС,— преподавание, центрированное на ученике».

«Наше учительство,— говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ,— отличает глубокая неуверенность в себе с профессиональной точки зрения. Педагоги долго бились за место под солнцем, стремились доказать обществу свою значимость. И это переродилось в боязнь потерять свои позиции. В их представлении идеал — это учитель-предметник, у которого нет никаких проблем. В этой парадигме нет сотрудничества, вариативности, умения строить индивидуальное развитие детей. У нас не учат каждого отдельного ребенка, у нас учат всех. И при этом учитель хочет, чтобы дети доказали, что он — лучший преподаватель по своему предмету. А если не получается, начинает стращать детей: вы ничего не знаете, не сдадите ГИА, не сдадите ЕГЭ, не поступите в вуз, вам надо заниматься дополнительно…»

Без ответственности

Ректор одного педвуза говорит: «В школу могут идти только 10 процентов наших студентов. Мы их очень тщательно готовим, с первого курса ведем практику в школе. Остальных я бы близко не подпускал к школьному порогу. Я говорю директорам: не берите плохих учителей. Все равно берут».

Не этим ли среди прочего вызвано желание Рособрнадзора провести массовую проверку компетентности учителей? И не здесь ли ключ к решению проблемы низкого качества знаний, которые дети получают в школе? Простого ответа, как представляется, не сыскать, поскольку мы в заколдованном круге: учителя за результаты обучения формально не отвечают, они не отвечают и за качество знаний, потому что это понятие в ФГОС не прописано. Учитель должен составить программу и пройти ее на уроках. Что должно выйти в результате — неизвестно. Вот и получается: за качество образования не несет ответственности ни директор, ни учитель, ни министерство. А родители и дети решают этот вопрос как могут — с помощью репетиторов.

И под занавес еще одна занятная деталь. Мало кто уже помнит, но в октябре 2013 года профессиональный стандарт «Педагог» был утвержден Минтрудсоцзащиты с указанием времени его внедрения — 2017 год. В этом документе все, что касается практической работы учителя, изложено глаголами несовершенного вида: разрабатывать, использовать, применять, организовывать… Развитие ребенка как результат обучения в школе нигде не формулируется. Нет такой цели — развитие каждого ребенка. Зато присутствует «российская гражданская идентичность обучающихся».

Отчитаться по «идентичности» наверняка легче, чем по развитию детей. Это и будем делать с 2017 года. Но если цель обучения непонятна, то что требовать от учителей?..

5976

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • Так как
    05 июня 2016 г., 9:32:50
    Ответить
    Нет Единой обучающей программы!
    Вот и приходится детям.... Учится Учиться и еще раз учиться!
    Отправлено из мобильной версии
  • Цу
    05 июня 2016 г., 10:10:15
    Ответить
    Есть примерные программы, на основе которых и пишутся рабочие программы. Не нужно сказок. Педтворчество не в содержании, а в форме подачи материала.
    Отправлено из мобильной версии
  • Татьяна
    05 июня 2016 г., 10:28:28
    Ответить
    ЕГЭ себя не оправдало, не является показателем конкретно знаний, умении эти знания использовать. Программы разные. Учителя и сами-то не понимают, что требуется на ЕГЭ, что уж ученикам. ЕГЭ следует отменить и вернуться к прежней проверенной схеме сдачи экзаменов.
    • 1
      05 июня 2016 г., 11:37:19
      Ответить
      ЕГЭ упрощает поступление в вуз. Не будет ЕГЭ - придется сдавать пять вступительных в пять вузов, будет еще бОльшая нагрузка на школьников: выпускные в школе, вступительные в вузе.
  • Потому что педагоги теперь в школах сами безграмотные
    05 июня 2016 г., 10:31:16
    Ответить
    и родители вынуждены прибегнуть к помощи репетиторов !
    • родитель
      05 июня 2016 г., 11:31:58
      Ответить
      я считаю, что
      Взрослый ученик должен быть самостоятелен. Ни копейки не дам и не приглашу репетитора. Хочет чего то добиться- пусть добивается самостоятельно. Не получится- вина его. Хватит заботится о 17-18- ти летних. Пусть выживает. А то развелось полно недомужиков, которые держатся за юбку и девок, которые яичницу не могут приготовить.
      Отправлено из мобильной версии
      • Ира
        05 июня 2016 г., 12:14:12
        Ответить
        Ой, согласна!!!!
      • Ольга
        05 июня 2016 г., 16:40:20
        Ответить
        родителю
        молодец!
  • Ина
    05 июня 2016 г., 10:36:16
    Ответить
    Не знаю, как где, а в нашей школе обязательно все, кроме уроков. Бесконечные мероприятия - измышление чиновников Упро, доказывающих свою необходимость. Мероприятия - измышление чиновников повыше Воркуты: Все, кому не лень, диктуют школе "единые уроки" - вспомните: "уроки ЖКХ", пенсионного фонда, "уроки экономики", ПДД, телефон доверия, наркоконтроль... Обязательное участие в куче конкурсов. Обязательное посещение кино, спектаклей, концертов... Причем мотивированные дети в минусе - они-то не могут "откосить".
    Конкурсы для учителей - "учитель года", "классный классный"... - педагог на время конкурса изымается из учебного процесса. Куча контрольных "Статград", насколько понимаю, вне учебного плана. Учителя вместо занятий с детьми пишут кубометры бумаг для Упро. Так что "урокодатели" и рады учить,но..."съесть-то он съест, но кто ж ему даст?"
    • Рая
      05 июня 2016 г., 12:15:35
      Ответить
      Вот именно
    • У
      06 июня 2016 г., 8:09:20
      Ответить
      Как вы правы
      Отправлено из мобильной версии
  • Мне
    05 июня 2016 г., 11:55:50
    Ответить
    В школе прямо сказали - берите репетитора, так как в школе недостаточно часов. Дают два часа, а нужно пять... т.е в школу дети ходят погулять? Еще и учителя такие, что лишний раз не подойдешь, даже если пропустил уроки по болезни. О какой подготовке к ЕГЭ может идти речь ?
    • Очень мало хороших педагогов
      05 июня 2016 г., 22:40:06
      Ответить
      их не хватает на все школы,
      в нашем УТЛ педагогиня по физике сама её не знает, путается у доски. Так же не знают предмет и дети, потому что понять у неё ничего не могут. Вот и сидят все поголовно на репетиторах.
  • Родитель
    05 июня 2016 г., 11:58:24
    Ответить
    Почему - то никто не учитывает тот факт, что в школах много учителей пожилого возраста. Они по несколько раз в год ходят на больничный. Да и молодые учителя от них не отстают- болеют дети, естественно выход на больничный. Кроме того, есть учителя, которые в учебное время берут отпуск: едут в санаторий или навестить детей, живущих в других регионах страны ( отпуска в 72 календарных дня им почему - то не достаточно!). Затем поездки - путешествия по Золотому кольцу России, в Москву и Санкт-Петербург, др. города. Ещё пару раз учитель отпускает детей с последнего урока, устал или педсовет. РМО, конференции, конкурсы- детей отпускают домой или ставят замены, когда они просто сидят в классе, ни чем не занимаясь. Получается программы пройдены процентов на 60. Откуда будут прочные знания у детей и навыки в выполнении заданий по предметам, в том числе и тестовых.
    • Игорь
      05 июня 2016 г., 14:49:48
      Ответить
      Потому
      Почему-то никто не учитывает тот факт, что дети сейчас крайне ленивы. Им ничего не надо, кроме дорогих "игрушек"( айфон, компьютер, интернет) и брендовых шмоток.
      " Дай" и " Не мешай"- вот современные девизы.
      Отправлено из мобильной версии
      • Ольга
        05 июня 2016 г., 16:43:53
        Ответить
        Игорю
        Айфоны и другие дорогие "штучки" ребенок использует для списывания. Кто-нибудь из родителей задумывался для чего он покупает эти "штучки"? Сами мешают обучению, а потом удивляются.
  • суши
    05 июня 2016 г., 18:47:34
    Ответить
    потому-что так сейчас готовят педагогов, которые преподают нашим детям .. те же менеджеры( коих везде куча мала) только в образовнии.
  • Я
    05 июня 2016 г., 18:52:40
    Ответить
    Автор статьи - полный идиот, прошу прощения за резкость, ничего не понимающий в СИСТЕМЕ, я настаиваю на этом слове, образования! И проблему современного образования поголовным охаиванием учителей не решить. Очень жаль достойных учителей, не дай Бог нашедших время в своей загруженной жизни прочитать эту дребедень, написанную и в статье, и в комментариях излишне возлагающих надежд на своих детей (не буду говорить об их возможностях и старании, о чем выше уже говорилось) родителей! Займитесь уже каждый СВОИМ делом, думаю, результат не заставит себя ждать! Всем радости и успехов!
  • Яя
    05 июня 2016 г., 19:16:38
    Ответить
    Чтобы образование было направлено на ученика, сделайте классы с наполняемостью учащихся до 15 человек. Тогда и обучены будут все, и индивидуальный подход обеспечен. А дяденькам и тетенькам, разрабатывающим ЕГЭ, нужно согласовать свои задания с авторами учебных программ по предметам, тогда и проблем со сдачей экзаменов не должно возникать! А то авторы учебников - про Фому пишут, а на экзамене - про Ерему спрашивают.
    • Ответ Яя
      05 июня 2016 г., 20:09:15
      Ответить
      Профессионалу ничего не мешает давать качественные знания детям.Как плохому танцору мешает все, так и плохому учителю мешают дети, и неважно сколько их - 15 или 25. Свою бездарность можно оправдывать и ЕГЭ, и программами, и еще чем-нибудь. Одним словом, неча на зеркало пенять !..
  • Мария
    05 июня 2016 г., 19:51:23
    Ответить
    Учителям в течение учебного года даются консультации по предметам. Только вот проводить их регулярно они не хотят. У моей дочери за год было всего несколько консультаций по русскому языку и биологии. Каждый раз, когда наступал день консультаций, учителя говорили: сегодня я не смогу, проведем в следующий раз. Наступал следующий раз и опять им было некогда. За что платят деньги???
  • яЯ
    05 июня 2016 г., 19:59:59
    Ответить
    Тут так много знатоков собралось! Все знают как учить детей и что для этого надо. Хотя скорее всего ни один человек,который оставил здесь комментарий и понятия не имеют, каково учителям приходится в школе!!!
    То, что наше министерство образования каждые полгода что то выдумает, а учителям потом разбирайся в этом, и пиши тонны отчётов и всевозможных бумаг.Туда ещё добавьте нескончаемый поток все возможных аттестационных и мониторинговых работ.После этого когда учителям учить детей?!!!Если они постоянно занимаются бумажной волокитой! А за частую сами родители отбивают желание учиться у детей.
    • Валерия
      05 июня 2016 г., 23:52:21
      Ответить
      Моя мама учитель. О каких тоннах отчетов идёт речь??! Отчёт делается раз в четверть. Даётся несколько листочков: сколько уроков проведено, сколько контрольных, какое качество знаний, успеваемость и ещё пару параметров. Что много??! Вы уважаемые, не знаете сколько отчётов делают в других организациях. И работают по 8 часов в день!
      • Шкраб
        06 июня 2016 г., 7:24:15
        Ответить
        Валерия, в какой школе работает Ваша мама? И нет ли там какой-нибудь вакансии?
        • Родкомитет
          07 июня 2016 г., 20:46:39
          Ответить
          Озвучьте Вы в какой школе работаете? Где много отчетов писать нужно?А мы съездим проверим. Отчетов в школах минимумы! Учите детей лучше, Вы за это деньги получаете. Средняя зарплата учителей по РК составляет 38 тысяч рублей, воспитателей - 28 тысяч рублей.За такую зарплату Вы должны отвечать за качество.
      • Тоже учитель
        06 июня 2016 г., 9:01:40
        Ответить
        Прекрасно!
        Мечта учителя! И я хочу в такую школу! Валерия, таки откройте тайну, рассекретьте школу...
        • Сам прихожу
          06 июня 2016 г., 11:27:41
          Ответить
          Я тоже хочу в такую школу! Дайте адресок!
  • Павловский С Е
    06 июня 2016 г., 5:31:18
    Ответить
    Потому что уничтожена одна из лучших, если не лучшая система образования. Зачем? И правда, поверишь, что Россию хотят уничтожить и главное, уничтожают. Сила в правде и знаниях, а не в ракетах и самолётах.
    А мы живём в кромешной лжи.
  • Мама
    06 июня 2016 г., 10:31:44
    Ответить
    Самое неприятное в этой ситуации то, что по результатам ЕГЭ невозможно оценить работу учителя. Вот сдал класс ЕГЭ на 3 и 2 - гнать учителя из школы за профессиональную непригодность. Так ведь благодаря репетиторам класс сдаст на 4 и 5, а учителя сейчас сами отсылают к репетиторам, не стесняясь.
  • ЯЯ
    09 июня 2016 г., 20:48:36
    Ответить
    Родкомитет
    Расскажите пожалуйста в какой такую зарплату в 38 тысяч платят?!!!!! И не молите больше такой чепухи!!!!! Если вы не знает про что говорите! Средняя зарплата учителя 18-20 тысяч!