22:45, 02.08.2010 / ОБЩЕСТВО

Коми активист Алексей Соколов призвал к ответу все муниципалитеты

Активист коми движения Алексей Соколов подал заявление в прокуратуру республики с жалобой на действия всех муниципалитетов. Поводом послужило отсутствие коми языка на официальных сайтах муниципальных образований. Сейчас, как заявил активист Финно-угорскому порталу (www.finnougr.ru), он ждет уведомления из прокуратуры о мерах, которые будут приняты в ответ на поданное заявление.

 

Как считает Алексей Соколов - член партии «Справедливая Россия» и помощник депутата госсовета Коми, руководителя постоянной комиссии по национальным отношениям Веры Скоробогатовой - прокуратура «должна набраться мужества выписать 20 предписаний» по числу муниципальных образований, нарушивших федеральный закон №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Алексей Соколов промониторил все муниципальные сайты, адреса которых содержатся на официальном портале республиканского правительства. Кроме нарушения 149-го закона, Соколов обнаружил, что регистрация доменных имен осуществляется вне правовых рамок, а также не соблюдается закон, регламентирующий наполнение сайтов.

Так, на 19-ти сайтах должна появиться дублирующаяся информация на коми языке, а на сайте Ижемского района еще и на ижемском диалекте, полагает Алексей Соколов. При этом перевод информации национальных сайтов на английский язык вовсе необязателен, считает ативист.

Федеральный закон №149 был принят четыре года назад и, как подчеркивает заявитель, на протяжении этих лет повсеместно нарушается на государственном уровне. Согласно указанного закона «Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации»; «Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации», однако муниципальные образования на официальных веб-сайтах размещают информацию только на русском языке.» А это, как считает заявитель, «является прямым нарушением федерального закона.

- Как всякому нормальному человеку и налогоплательщику, мне обидно за свой народ, - заявил Соколов Финно-угорскому порталу. Следующим шагом, подчеркнул активист, станет подача его единомышленниками исков о возмещении морального ущерба за несоблюдение закона, касающегося государственных языков.

- Надо создать прецедент. Сумма возмещения ущерба небольшая - от одной до пяти тысяч, но если таких исков будет много, возможно, это заставит чиновников зашевелиться, - считает заявитель.

В качестве примера достойного отношения к государственным языкам Алексей Соколов назвал Финляндию, где муниципальные сайты поддерживают до пяти языков: два государственных - финский и шведский и три саамских.

- Если Россия так гордится членством в Евросоюзе, то пора равняться на Европу по полной, а не стремиться лишь к евростандарту бензина и сервиса, - заключил собеседник портала.

Как сообщил портал радио Мари Эл, если коми активистам удастся заставить муниципалитеты выполнять данный федеральный закон, то в национальных республиках всем организациям срочно потребуется продублировать свои интернет-ресурсы на вторых государственных языках, к примеру, в Удмуртии - на удмуртском, в Мордовии - на эрзянском и мокшанском.

 

519

Комментарии (61)

Добавить комментарий
  • Ант
    03 авг. 2010 г., 0:10:13
    Ответить
    Вы обращали внимание, что телевизионные новости на коми языке, когда дают чье-то интервью на русском, на коми эту прямую речь не переводят. Оставляют так, как есть.
    Как думаете, почему? Думаю, вы сами понимаете, что перевод никому не нужен.
    Это один из тех немногих случаев, когда здравый смысл говорит о том, что этот закон лучше тихо игнорировать. Он и сделан-то из соображений модной политкорректности.
    • Pro
      03 авг. 2010 г., 0:25:50
      Ответить
      иногда самое интересное заключается не в самом интервью , а в комментариях к нему .
      похоже, их вы не понимаете )
  • Правовое государство
    03 авг. 2010 г., 0:42:36
    Ответить
    для Ант
    ...............оворит о том, что этот закон лучше тихо игнорировать. Он и сделан-то из соображений модной политкорректности.

    нет.

    Это и есть - правовое государство.

    Исполнение этого закона - это и есть правовое государство , к которому мы все так стремимся .
  • Абутöм вежöр
    03 авг. 2010 г., 5:21:57
    Ответить
    мывкыд юкланінас тэнö абу нулöмаöсь
    Жалкий популизм и выпячивание. Очередное "чудо" хочет пиара. Лопату в зубы и тушить леса - земле Коми нужна реальная помощь, а не коми-странички...
    • Ваня Микшин
      04 авг. 2010 г., 0:07:27
      Ответить
      "Кодi эскана ичöтас, сiйö лоö эскана ыджыдас. Ичöтас ылöдлысь ылöдлас и ыджыдас" (Лука 16,10).
      Если Алексей Соколов делает что-то реальное для развития родного языка, то зачем же сразу искать в его действиях "популизм и выпячивание"?
      • Лука
        04 авг. 2010 г., 2:28:55
        Ответить
        Я точно так не говорил. Я и языка такого не знал!
      • Лука
        04 авг. 2010 г., 2:29:46
        Ответить
        Я такого не говорил!
        • Луке
          04 авг. 2010 г., 3:01:59
          Ответить
          А ты и русского не должен знать )

          "тогда" русского не было
  • нг
    03 авг. 2010 г., 7:48:04
    Ответить
    Соблюдение этого закона есть уважение к народу. Требование его соблюдать есть самоуважение самого народа. Алексея поддерживаю на все сто.
    • """
      03 авг. 2010 г., 8:28:31
      Ответить
      Это же какой штат грамотных коми-филологов и дополнительных средств на всю эту не читающую юренду надр иметь в каждом муниципалитете? Уйдут остатки учителей коми языка из школы в муниципальные служащие удовлетворять нацю амбиции соколова!.
      • Коми
        03 авг. 2010 г., 9:01:30
        Ответить
        Для ищущих причины чтобы ничего не делать
        1. Надо вложить деньги в программу-переводчик и "штат грамотных коми-филологов" - точнее сисадминов, необходимых для обслуживания сайтов уменьшиться в два с половиной раза, это мировая статистика.
        2. Обучить сисадминов коми языку (диалекту).

        Не вижу никаких прблем.
        • Демьяныч
          03 авг. 2010 г., 15:20:48
          Ответить
          Re: Коми
          "2. Обучить сисадминов коми языку (диалекту).
          Не вижу никаких прблем."

          Вы это сисадминам скажите... А потом выслушайте всё, что они вам скажут :)))
          • Админ
            03 авг. 2010 г., 17:57:08
            Ответить
            А лучше запишите и положите на музыку. Отличная вещь получится!
            PS у нас и бубны есть!
  • ---------
    03 авг. 2010 г., 8:31:37
    Ответить
    Так, на 19-ти сайтах должна появиться дублирующаяся информация на коми языке, а на сайте Ижемского района еще и на ижемском диалекте, полагает Алексей Соколов. При этом перевод информации национальных сайтов на английский язык вовсе необязателен, считает ативист.

    А почему не на удорском, верхнесысольском, прилузском и т.д. диалекте? Хочу на Верхневычегодском!.
    • Коми
      03 авг. 2010 г., 9:12:00
      Ответить
      В какой-то мере мы отстаём от Финляндии, но коми диалекты в инет не загрусить - полный отстой. Саамы - три субэтноса чуть поболее 10 000 человек каждый и меют все свои диалекты в инете. Коми 380 000, поделим на 8 субэтносов грубо по 47 500 чел. народа и в инете ниодного диалекта - ложаемся ещё и расписываемся в том как нам хорошо!
      • Elf
        03 авг. 2010 г., 13:58:18
        Ответить
        Уточнение.
        Перепись населения, национальный состав РК: коми - 256464 чел. на 2002 год. Сомнительно, что за 8 лет людей с такой национальностью стало почти в 1,5 раза больше. Или вы так "грубо округлили"?
        • Ваня Микшин
          04 авг. 2010 г., 0:23:55
          Ответить
          Как Вы правильно заметили, численность коми не возросла в 1,5 раза за последние 8 лет. Численность коми возросла лишь пропорционально: с 25,2 % от общей численности населения РК в 2002 году до 27,5-28 % в 2010 году (и это связано в первую очередь с миграционными процессами).
  • Коми
    03 авг. 2010 г., 8:38:16
    Ответить
    Кому не нравиться жить среди коми народа добро пожаловать в Москву - она ведь резиновая!
    • С такого маленького национализма начинается большая кровь
      03 авг. 2010 г., 9:38:51
      Ответить
      головой подумай, прежде чем такое говорить
      Посмотри на Киргизию и задумайся нужно ли такое на родной земле?
      • Коми
        03 авг. 2010 г., 9:56:34
        Ответить
        В Киргизии смена власти, во время первой цветной революции, привела к перераспилу собственности, "ОГРОМНОГО БАБЛА". А во время второй цветрев чтоб оставить куш при себе разыграли национальную карту.
        А тут собственность перераспределять никто не собирается.
        • Гражданин
          03 авг. 2010 г., 10:32:28
          Ответить
          Вы слишком наивны. При любых "непорядках" сразу появляется много желающих что-нибудь перераспределить, пока все заняты всякой ерундой. Пока народ занят "мелкими пакостями", серьезные дяди решают свои вопросы.
          • Товарищ
            03 авг. 2010 г., 10:44:25
            Ответить
            Столько контрольных органов: МВД, ФСБ, счётная палата ... и никак не могут перыкрыть откаты???
    • Гы-гы
      03 авг. 2010 г., 9:50:14
      Ответить
      Судя по национальному составу республики, это коми народ живет среди русского... ))
      • ))
        03 авг. 2010 г., 11:02:11
        Ответить
        Конечно! понавезли вас ссыльных на баржах...
        • А пофигу
          03 авг. 2010 г., 13:49:36
          Ответить
          Теперь нас больше )
    • Ухта
      03 авг. 2010 г., 11:43:13
      Ответить
      Закинули тему для раздувания межнациональной розни. Самые умные (Комики) повелись. Что существуют здоровые люди которые в случае возможности выбора места жительства выбрали Коми??? Назовите хоть одну причину тратить свою жизнь на это богом забытое место?
    • Уважаемому Коми
      03 авг. 2010 г., 17:19:28
      Ответить
      Мы можем уехать, а заодно прихватим заводы, фабрики, все производства, железную дорогу, другие коммуникации.
      • Ёрт
        03 авг. 2010 г., 19:28:44
        Ответить
        Согласен, только верните нефть , газ, лес, восстановите лес и тундру и что похерили и валите наXY...
        • Ваня Микшин
          04 авг. 2010 г., 0:41:09
          Ответить
          Пустой спор
          Нам нечего делить, мы всё вместе создавали, жили и будем жить мирно.
  • vova
    03 авг. 2010 г., 8:56:42
    Ответить
    надо провести референдум, спросить у народа, стоит ли государству кучу денег (налоговых поступлений) пустить на перевод и сопровождение коми страничек
    • vove
      03 авг. 2010 г., 9:19:11
      Ответить
      Сперва Торлопов разрешил ЛУКОЙЛУ не платить налоги в Коми, шесть миллиардов в год по тем временам, а теперь выход найден - чтобы общаться или не общаться на родном языке референдум проведём и шито крыто, всё равно коми в меньшинстве. Ловко!
  • фемида
    03 авг. 2010 г., 10:22:10
    Ответить
    О чем тут спорить! ЗАКОН ПРИНЯТ - НАДО ЕГО ИСПОЛНЯТЬ!
    Соколов говорит ровно об этом: требую исполнения закона!
    Никто ведь не спорит с тем, что надо платить налоги.
  • Для Ант
    03 авг. 2010 г., 11:14:38
    Ответить
    Коми- государственный язык в РК,его должны знать все,все могут излагаться на любом государственном,не подлежит переводу
  • Для Ант
    03 авг. 2010 г., 11:18:26
    Ответить
    И в соответствии с Законом Соколов тоже не прав.Оба языка равноправны,имеет место право выбора тот ,кто излагает
    • откройте все глаза !!!!!!!!
      03 авг. 2010 г., 16:10:47
      Ответить
      если гражданин, для которого русский язык - родной, обращается в госучреждения Коми , он получает ответ на русском

      если гражданин, для которого коми язык - родной, обращается к госучреждения Коми , то он НЕ получает ответ на коми.

      И на сегодняшний день - это явная дискриминация коми населения на своей родной земле
      и к тому же - это нарушение конституции Коми - это с правовой точки зрения


      но с человеческой точки зрения - признайтесь - это дискриминация ,
  • 149-й
    03 авг. 2010 г., 11:40:49
    Ответить
    Почитайте Закон.
    Органы госвласти должны излагать информацию на общедоступных источниках на ВСЕХ государственных языках.
  • Рух
    03 авг. 2010 г., 11:42:31
    Ответить
    "Если Россия так гордится членством в Евросоюзе"...
    Мы уже в Евросоюзе??? Когда успели?
    • Руху
      03 авг. 2010 г., 17:47:07
      Ответить
      Есть Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994 и постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Это и есть уровень статуса.
      • Хррр
        03 авг. 2010 г., 17:58:59
        Ответить
        У нас есть соглашение о сотрудничестве с НАТО, чего ж не сказать "Если мы в НАТО..."?
  • Ухта
    03 авг. 2010 г., 11:45:41
    Ответить
    Если Коми - государственный язык тогда пора становится государством. Отделяемся от РФ?
    • Ухте
      03 авг. 2010 г., 12:51:50
      Ответить
      Зачем отделяться, читайте конституцию РК ".... Республика Коми суверенное государство в составе Российской Федерации...." , мы итак уже сколько лет государство....
      Татарстан как-то без отделения успевает все вопросы порешать.
      • Русский
        03 авг. 2010 г., 22:08:22
        Ответить
        Не согласен
        честно, не читал конституцию Коми, как и РФ, но не кажется Вам, что суверенитет гос-ва, и вхождение в состав другого гос-ва взимоисключающие понятия. Соколов может и прав, порядок должен соответствовать закону, но мне кажется. что это пи-ар акция, не более того, ,есть более важные задачи, хотяб приведение городов Коми в вид, соответствующий количеству выкачеваемых природных ресурсов, но на это кишка тонка, кто-то заикнулся про геноцид,опять не согласен, посмотрите как Коми широко представлены в органах власти!! С уважением отношусь к человеку любой национальности, пока он остается ЧЕЛОВЕКОМ!
        • Ваня Микшин
          04 авг. 2010 г., 1:01:37
          Ответить
          Истина где-то посередине
          Пиар-акция или не пиар-акция, но появление на официальных сайтах дублирующей информации на коми языке - это большой шаг в сохранение и развитие коми языка.
          Разговоры о геноциде, как Вы правильно отметили, это полная ерунда.
  • Помощник
    03 авг. 2010 г., 12:16:02
    Ответить
    Помощника
    Помощник депутата Соколов уже тоже стал общественным деятелем? Смешно! В таком случае, помощнику депутата скоро тоже потребуется помощник. А потом и помощники помощников начнут от безделия толкать умные мысли)
    • +=+
      03 авг. 2010 г., 13:03:21
      Ответить
      Делает что-то - значит, деятель. Делает для общества - значит, общественный. Все нормуль.
    • Помощнику
      03 авг. 2010 г., 16:58:17
      Ответить
      О Помощниках
      Немногоие помошнники депутатов ГС РК вообще что-то делают, если бы все так деятельно работали толку было бы поболее. А единоросовкие помошники что то такое прокручивают? Неслыхать их, то то и оно!
  • 69
    03 авг. 2010 г., 13:02:19
    Ответить
    Вам бы только языками почесать, а между тем человек создает прецедент, достойный уважения. Виват Соколов - молодца!
    • Достойный уважения?
      03 авг. 2010 г., 13:53:04
      Ответить
      Наиактуальнейшая из проблем - в интернете нет официальных страниц на коми языке! Из за этого все хозяйство разваливается!
      Сознание у людей однозначно перекосило...
      • Иван Микшин
        04 авг. 2010 г., 1:06:38
        Ответить
        Всё хозяйство разваливается не из-за одной глобальной проблемы, а из-за многих локальных. Одной из которых является отсутствие официальных страниц на коми языке.
  • Зол
    03 авг. 2010 г., 13:57:53
    Ответить
    а У ДЕПУТАТА, чьи помощником является Соколов есть страничка на коми языке? или у постоянной комиссии по национальным отношениям?
    • Для сведения
      03 авг. 2010 г., 17:55:31
      Ответить
      Ни у кого нет странички на коми языке (за редким исключением), т.к. наши уважаемые структуры до сих пор не удосужились зарегистрировать коми язык в интернете, вот и вся сказка про белого бычка!
  • Интересно
    03 авг. 2010 г., 14:01:35
    Ответить
    Сам "активный товарищ" коми языком владеет?
  • Все гораздо проще
    03 авг. 2010 г., 14:03:32
    Ответить
    Скоро выборы, а обычными делами вряд ли привлечешь к себе внимание. Вот и придумал - мега-затея, чтоб на всю республику! Тогда точно напишут, что такой-то товарисч такую байду придумал.
  • Василий Сажин
    03 авг. 2010 г., 14:51:59
    Ответить
    мнение
    Неважно, вызвано ли предложение Соколова желанием пиариться, имеет ли он тайную мысль делить бабло или привлечь к себе внимание к выборам (много ли процентов наберешь на языке?), но одно бесспорно: язык важнейший из факторов развития любой государственности. Даже нефть, газ и др. богатства -- ничто в сравнении с ним. Потому что язык -- это не просто символ, а фундамент государственности. Без него республика -- как дом на песке, долго не простоит, развалится, опустится до уровня губернии без всяких перспектив на будущее. Поэтому считаю, что единственным государственным языком РК должен быть коми язык. При этом несчитаю, что это ущемит других. Русскому языку не нужен никакой статус, он и так силен. Статус государственного подразумевает только защиту от исчезновения. Только тогда такие вопросы будут решены. Да и все другие, т.к. по моему мнению, государственность, а соответственно и язык -- это высшие ценности для модернизации общества.
    Для примера: ирландский язык, который за последние 150 лет находится в состоянии клинической смерти был в 2005 году включен в число рабочих языков Евросоюза. В сравнении с ирландским у коми языка пока еще кома средней тяжести. Так что почему мы не можем добиться?
    • коми
      03 авг. 2010 г., 14:55:31
      Ответить
      поддерживаю
      Василию Сажину за мнение - респект.
  • кака и няка
    03 авг. 2010 г., 19:06:40
    Ответить
    Те господа, которые трындят про бесполезность и ненужность затеи Соколова - только и делают что трындят, больше то ничего не могут! Пассивность и серая масса, вот что!
  • бывалый
    03 авг. 2010 г., 20:41:21
    Ответить
    Скоро выборы, а обычными делами вряд ли привлечешь к себе внимание. Вот и придумал - мега-затея, чтоб на всю республику! Тогда точно напишут, что такой-то товарисч такую байду придумал.

    Совершенно верно. просто пиар, а коми язык так себе причинка.
  • Праведный
    03 авг. 2010 г., 21:53:52
    Ответить
    Вопрос Лёха поставил верный! Молодец! Вот приоритет не соблюдён. Давайте сначала, хоть по основным важным вопросам, добьёмся соблюдения Конституции по оплате труда, права на образование, на бесплатное медицинское обслуживание, и т.д.. По крупному вопросы ставить надо, и добиваться их разрешения. Прокуратура и суды по МРОТу, например, позорно уцмывают руки. Медицина давно платная! Позор! Вче об этом знаем, но молчим. Покуда молчим - иметь нас будут.
  • я
    03 авг. 2010 г., 22:40:04
    Ответить
    Пусть правильно пишут по коми на зданиях суда и прокуратуры. Прокуратура российской педерации, педеративный суд, а то вишь дублируют на русском, хотя должно быть на коми. Правду скрывают.
  • СУРОВЫЙ ЗАКОН
    03 авг. 2010 г., 23:51:25
    Ответить
    ИСПОЛНЯТЬ ВСЕМ!!!
    Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации,
    информационных технологиях и о защите информации

    Опубликовано 29 июля 2006 г.
    Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
    Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
    1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
    2) применении информационных технологий;
    3) обеспечении защиты информации.

    2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
    1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
    2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
    3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
    4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
    5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
    6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
    7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
    8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
    9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
    10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
    11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
    12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

    Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

    Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
    1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
    2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
    3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
    4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
    5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
    6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
    7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
    8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

    Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

    1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
    2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
    3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

    Статья 5. Информация как объект правовых отношений

    1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
    2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

    3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
    1) информацию, свободно распространяемую;
    2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
    3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
    4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

    4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

    Статья 6. Обладатель информации

    1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
    2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

    3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
    1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
    2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
    3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
    4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
    5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

    4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
    1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
    2) принимать меры по защите информации;
    3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

    Статья 7. Общедоступная информация

    1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
    2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
    3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

    Статья 8. Право на доступ к информации

    1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
    2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
    3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой
    организацией своей уставной деятельности.

    4. Не может быть ограничен доступ к:
    1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
    2) информации о состоянии окружающей среды;
    3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
    4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
    5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

    5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
    6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
    7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

    8. Предоставляется бесплатно информация:
    1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
    2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
    3) иная установленная законом информация.

    9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

    Статья 9. Ограничение доступа к информации

    1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
    3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
    4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
    5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
    6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
    7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
    8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
    9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

    Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

    1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
    2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
    3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
    4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
    5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
    6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    Статья 11. Документирование информации

    1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.
    2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части
    делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.
    3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
    4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
    5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

    Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

    1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
    1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
    2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
    3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
    1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
    2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

    Статья 13. Информационные системы

    1. Информационные системы включают в себя:
    1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
    2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
    3) иные информационные системы.

    2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.
    3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.
    4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
    5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.
    6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

    Статья 14. Государственные информационные системы

    1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
    2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
    4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
    5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.
    6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.
    7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.
    8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
    9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

    Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

    1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
    2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.
    Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
    3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
    4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных
    федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.
    5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
    6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

    Статья 16. Защита информации

    1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
    1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
    2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,
    3) реализацию права на доступ к информации.

    2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
    3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

    4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
    1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
    2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
    3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
    4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
    5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
    6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

    5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
    6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

    Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

    1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

    3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
    1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;
    2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

    Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

    Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
    1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);
    2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);
    3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);
    4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);
    5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин
  • Уляшов
    04 авг. 2010 г., 7:51:45
    Ответить
    И опять "банка"... и опять...
    Я лучше пойду на
    http://www.finnougr.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=4052&commentId=4886#4886