Миллиарды на посредников
По прогнозам Минэкономразвития РФ, тарифы на электроэнергию продолжат свой рост не только в 2017-м, но и в последующие годы. Индексация тарифов для населения составит 5% в год, для всех остальных потребителей — 3% в год. Реально просчитать, насколько вырастет цена на электричество, сейчас невозможно, потому что эту сумму могут значительно увеличить долги недобросовестных энергосбытовых компаний. А в целом с момента появления сбытовых организаций в цепочке передачи электричества от производителя к потребителю рост тарифов составил 650%, пишут «Известия».
Разделение обязанностей между сетевыми энергоснабжающими компаниями и организациями по продаже электроэнергии потребителям было введено в 2003 году 36-ФЗ об особенностях функционирования электроэнергетики. Раньше сетевики сами продавали товар. Реформа электроэнергетической системы была направлена на защиту интересов потребителей, но вместо этого привела к резкому росту тарифов, причем ударила по карману и конечных потребителей, и снабженцев. В итоге значительный процент от суммы каждого платежа за электричество (по оценкам разных экспертов от 6 до 20%) идет на оплату услуг посредников-сбытовиков. Хотя поставщики энергии готовы работать с потребителем напрямую. Население тратит лишние деньги, а поставщики вынуждены экономить на ремонте электросетей.
— Тариф на электроэнергию складывается из трех частей: первую формируют производители энергии, вторую — сетевые компании, занимающиеся ее транспортировкой, и третью — сбытовые фирмы, работающие непосредственно с потребителями, — пояснил «Известиям» специалист по ценообразованию одной из московских управляющих компаний. — Цены на услуги двух первых звеньев этой цепи являются регулируемыми, а сбыт сам устанавливает размер наценки. Например, в Москве средний счет за электроэнергию составляет 500–600 рублей, из которых 90–100 рублей берет себе сбытовая компания. Для некоторых граждан эти потери весьма чувствительны. А издержки крупных предприятий выливаются в огромные суммы.
За прошедшие 13 лет размер сбытовой надбавки, идущей на содержание региональных энергосбытовых компаний, вырос более чем в 10 раз. К таким выводам пришли специалисты Центра правового обслуживания, проанализировав темпы и причины роста тарифов на электроэнергию с момента начала реформы.
Так, если в 2003 году регулируемый тариф для населения в Москве составлял 0,7 руб/кВт. ч, то во втором полугодии 2016 года — 5,36 руб/кВт. ч (рост в 7,7 раз), говорится в аналитической справке центра. По данным экспертов, в 2004 году сбытовая надбавка составляла в среднем 5-7 коп/кВт. ч. На сегодняшний день в ряде регионов она превышает 70 коп/кВт. ч.
По мнению директора Центра правового обслуживания Анны Коняевой, такой резкий рост тарифов за последние годы, без сомнения, связан с реформой электроэнергетической отрасли.
— Становится очевидным, что основные цели реформы — защита потребителей от необоснованного повышения тарифов, создание конкурентной среды и рыночных отношений — были достигнуты не в полной мере, — считает Анна Коняева.
Эксперты полагают, что если исключить посредников, то гипотетически можно, например, в Санкт-Петербурге снизить тариф на электроэнергию на 39 коп. за киловатт, в Ставропольском крае — на 24 коп., в Московской области — на 27 коп. В Ярославской области наценка сбытовиков составляет 0,64 рубля, в Марий Эл — 0,63 рубля, в Оренбургской области — 0,48 рубля, Пермском крае — 0,42 рубля, Ульяновской области — 0,38 рубля.
Интенсивный рост тарифов также связан с недобросовестностью сбытовиков: компании банкротятся и исчезают, оставляя многомиллиардные долги перед производителями электроэнергии.
— У сбытовых организаций нет практически никакого имущества, активов, поэтому возмещение убытков ничем не гарантировано. Убытки составляют десятки миллиардов рублей. Клиентскую базу обанкротившегося сбыта за часть долга продают другой компании, а разницу покрывают за счет роста тарифов для конечного потребителя, — рассказывает специалист одной из столичных управляющих компаний.
По данным Центра правового обслуживания, общий долг сбытовиков перед сетевыми компаниями на 1 июля 2016 года составил более 102 млрд рублей.
Из-за лишнего звена страдают не только потребители, но и сетевые энергетические компании.
— Сбытовые подразделения собирают плату за электроэнергию, направляют на свои нужды, а сетевым компаниям по 2–3 месяца не перечисляют деньги, и те не могут даже плановый ремонт сделать, — поясняет директор «Ставрополькоммунэлектро» Валерий Хабаров. — А мы сами распределяем средства и своевременно проводим ремонтные программы, начисляем зарплаты, закупаем электроэнергию. И не платим за это никому. Ведь к чему сводится сбытовая деятельность? К выставлению счета. Посредник просто берет все наши данные, забивает в квитанцию и собирает с населения деньги. Это совершенно бессмысленная структура. Она никому не нужна. Если бы у нас в регионе все сетевые компании перешли на работу без посредников, то года два-три можно было бы не повышать тариф на электричество.
По мнению Анны Коняевой, необходимость корректировки реформы электроэнергетической сферы давно назрела. Первым шагом здесь должно быть снятие запрета на совмещение сетевой и сбытовой деятельности.
— Для этого даже не потребуется вложения финансовых средств. Снятие запрета обеспечит свободу экономической деятельности в сфере электроэнергетики. Наряду с компаниями, совмещающими сетевую и сбытовую деятельность, будут работать сетевые и добросовестные сбытовые компании. В этом случае действительно возникнут конкурентные отношения, и наконец-то начнется борьба за потребителя.
Как сообщили «Известиям» в Минэкономразвития, по скорректированному прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы, который внесен в Госдуму ведомством, индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, составит в 2017–2019 годах 3% ежегодно. Индексация тарифов на электричество для населения составит в 2017–2019 годах 5% ежегодно. На оптовом рынке электрической энергии и мощности прогнозируется следующий рост цен: в 2017 году — на уровне 6,5–7%, в 2018 году — 5,3–6,3%, в 2019 году — 5,3–6,3%.
Комментарии (27)
Всех посредников законодательно надо разогнать, за все услуги платить напрямую товаропроизводителю.
А для того чтобы проблема решалась надо указывать не только сроки ее решения , но и сроки за неисполнение.
Посредники на ровном месте без ведома и разрешений выросли как грибы?
Вот разборки и начинать надо от этой печки.
НО - еще бы с себестоимостью энергоносителей поработать - то что списывается в издержки, включая нереальное вознаграждение топам
НО - с невменяемыми тарифами на подключение бы поработать
складывается такое ощущение, что энергоносители в руках у врагов, у которых задача сделать российское производство неконкурентным, инвестиции в производство невозможными, а тех кто выжил в налоговой среде добить тарифами, над которыми работает вторая группа врагов: изобретатели налогов+изобретатели тарифов
Кроме того, президент поручил правительству сохранить Коми в перечне территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии до завершения реализации инвестиционной программы «Воркутинских ТЭЦ». Доклад на эту тему должен быть представлен до 15 января следующего года. Ранее предполагалось, что Коми и Архангельск могут быть присоединены к первой ценовой зоне энергорынка, но сроки присоединения не назывались, уточняет агентство.
Вопрос об источниках финансирования ремонтной и инвестиционной программы ООО «Воркутинские ТЭЦ» на 2017-2019 годы (объем представленной для утверждения Минэнерго инвестпрограммы - 1,7 миллиарда рублей) предполагалось решить до конца октября. Ранее «Т Плюс» и местные власти договорились о компенсации роста цен на топливо для «Воркутинских ТЭЦ» в тарифе.
Вопрос об энергоснабжении в регионе ранее на встрече с президентом России поднял С.Гапликов. Он отметил рост количества аварий в воркутинской энергосистеме ввиду критического состояния оборудования на станции. В «Т Плюс» обещали «финансирование и проведение необходимых мероприятий по обеспечению бесперебойной работы объектов «Воркутинских ТЭЦ». При этом компания рассчитывает на помощь региональных и федеральных властей во взыскании просроченной задолженности потребителей в сумме более пяти миллиардов рублей и урегулировании вопроса с ценами на необходимый для ТЭЦ уголь, которые на сегодня значительно превышают среднерыночный уровень. В конце октября глава Коми и председатель совета директоров группы «Ренова» Виктор Вексельберг подписали соглашение о сотрудничестве.
По информации «Интерфакса», президент 11 ноября также поручил правительству мониторить и контролировать выполнение соглашений между Коми и «Т Плюс», между Коми и «Реновой», а также выполнение инвестиционной и ремонтной программ «Воркутинских ТЭЦ». А Федеральной антимонопольной службе поручено проверить обоснованность цены на уголь для «Воркутинских ТЭЦ».
А чубайсоподобные "деятели" нужны для ВВП как громоотвод от возмущений населения.