В Сыктывкаре показали «мильон терзаний» на новый лад
Первой премьерой 87-го сезона в театре драмы имени Виктора Савина стала комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Одно из самых загадочных - по замечанию литературоведов - и самых классических произведений русской литературы, без малого два века не сходящее с подмостков, доверили ставить известному режиссеру, преподавателю ГИТИСа и Щукинского института Михаилу Борисову. Он предложил оригинальное решение спектакля в жанре фантасмагории, но по ряду причин продолжить работу не смог, оставив постановку в «наследство» главному режиссеру театра им. Савина Юрию Попову. Новый взгляд на комедию двухсотлетней давности столичные театралы смогли оценить в минувшие выходные.
К осовремененному Грибоедову на сыктывкарской сцене в целом консервативно настроенную публику готовили заранее. На пресс-конференции накануне премьеры режиссер Юрий Попов отметил, что, по его мнению, «с точки зрения моральной составляющей, пьеса сегодня не звучит».
- Говорить о «Горе от ума» с точки зрения политики неинтересно, поэтому мы подошли к материалу с позиции человеческого духа - взаимоотношений героя и героини, именно через них мы выходим на глобальные размышления о месте человека - маленького, лишнего - в обществе, - поделился своим видением конфликта, на протяжение многих лет трактующегося как столкновение старой и новой морали, постановщик. В этом смысле говорить о новациях в подходе к Грибоедову вряд ли стоит: комедия строится на единстве идеологического и любовного сюжета - Чацкий оказывается в проигрыше, подходя со своими максималистскими мерками и к любви, и к социальному укладу.
Несмотря на уверенность в том, что классически поставленная классика в настоящее время мало кому интересна - в корне ломать традицию постановочная группа не стремилась. Была предпринята попытка найти золотую середину на пересечении канонов психологического театра и пластического решения, сочетание которых позволило бы создать современный злободневный спектакль.
В отношении первой составляющей надо отметить стремление режиссера к сохранению грибоедовского текста, в котором каждое слово имеет свою цену, и ясности его звучания. Кроме того, сценографическое оформление и костюмы так называемого вневременного спектакля, автором которых стал главный художник театра Эрих Вильсон, пусть и не претендуют на аутентичность первой трети 19 века, но все же к ней тяготеют.
Над символико-пластическим решением «Горе от ума» работала приглашенный балетмейстер Светлана Скосырская, в прошлом сезоне в качестве режиссера по пластике поставившая продолжение «Свадьбы с приданым», «Утиную охоту» и «Сказку про чудесное огниво».
Результатом общих трудов стала неоднозначная - в смысле вариантов трактовок отдельных образов, - не во всем совершенная, но интересная постановка, способная завладеть вниманием как юного зрителя, для которого «Горе от ума» является программным произведением, «продвинутого» театрала, так и приверженца русского репертуарного театра.
В спектакле, вторя словам персонажа Грибоедова, есть все - «и черти, и любовь, и страхи, и цветы»: оба действия начинаются с пластических интермедий, условно предваряющих и иллюстрирующих сюжетное развитие - сон Лизы, выдуманный сон Софьи и бал, заканчивающийся крушением Чацкого; элементы гротеска - например, Г.N. и Г.D. (Илья Кеслер и Вадим Козлов) в образе смешных и в то же время жутких сиамских близнецов, графиня Хрюмина (Валентина Дорофеева) с кораблем, венчающим прическу по моде екатерининских времен; пантомима; цирк; подлинные переживания и чувства.
Лейтмотивным символом «Горе от ума» стали веревки, в которых запутался и которыми привязан к дому Фамусова главный герой - Чацкий (Владимир Рочев). По мнению критиков, успевших посмотреть спектакль, использование веревки - прием слишком прямолинейный, а иногда и излишний. Однако эта прямолинейность в ряде сцен обнажает острый драматизм заявленных конфликтов - идеологического и любовного - и заставляет со всей силой чувства сопереживать Чацкому, обманутому в любви и разочарованному в гражданских порывах, опозоренной Софье (Елена Аксеновская).
Вообще, практически все главные герои наделены постоянными атрибутами: у Чацкого это веревка, Софья и Лиза (Светлана Малькова, Татьяна Михайлова) скрывая свои проделки, прячутся за капюшонами, идеологию солдафона Скалозуба олицетворяет увеличивающийся по мере действия указательный палец - перст указующий, символ власти, Фамусов (Борис Лагода) буквально держит себя в рамке - деревянной рамке - прежнего, по Екатерине, уклада.
Еще один и, пожалуй, главный образ - символ спектакля - валенки, своего рода константа «русского духа», аллегория «русскости», которая в сочетании с перенимаемыми западными веяниями дает самые плачевные результаты (на это жалуется герой в монологе о «французике из Бордо»). В валенках прибывают гости на бал, валенок становится средством передачи сплетни о Чацком, огромным валенком заканчивается печная труба - один из немногих элементов декорации, в финале спектакля ворох валенок падает на сцену буквально с неба...
Спектакль изобилует эффектными сценами: помимо прологов, это и решенные через пластику столкновения персонажей - выяснение отношений Чацкого и Софьи, практически в драке пытающихся разорвать связывающие их путы, борьба Чацкого и Молчалина (Евгений Софронов) за Софью, принимающая вид клоунады, бал, на котором на сцену выводится целая галерея ярких характерных персонажей - Хлестова (Галина Микова) в короне, красноречиво характеризующей положение персонажа в этом обществе, напоминающем сумасшедший дом, глухой князь Тугоуховский (Виктор Градов), эксцентричная старая дева графиня внучка (Юлия Экрот), не в меру кокетливая в замужестве Наталья Дмитриевна (Вероника Калуга).
Вообще же, главным достоинством этой интересной и сложной постановки, несмотря на обилие решений через форму, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут затмить все остальное, оказываются актерские работы. И прежде всего сказанное касается главных действующих лиц. Фамусов в исполнении Бориса Лагоды не только берет на себя комедийную нагрузку, но и преображается в финале в преданного дочерью шекспировского Лира, и, вопреки школьной программе, вызывает искреннюю симпатию и сочувствие зала. Чацкий Владимира Рочева, в начале спектакля не очень проясненный, к финалу набирает такую гамму красок, что в своих переживаниях и способах их выражения приближается к другому шекспировскому персонажу - Гамлету.
Одним из главных открытий постановки, безусловно, стала Софья в исполнении Елены Аксеновской: актриса сумела наделить героиню, редко вызывающую симпатии своим жестоким отношением к Чацкому и слепой влюбленностью в мелкого человека Молчалина, такой глубиной, что просто молча стоя на сцене в течение десяти минут финала, сумела затронуть зрителей до слез. Кажется, редкая постановка «Горя...» заставляет зрителей плакать в конце спектакля.
Опасения постановочной группы на счет того, что спектакль не будят принят и понят - вариации на классические произведения часто оскорбляют чувства консерватиных театралов - не оправдались, и подтверждением тому послужили долгие овации, не отпускающие актеров со сцены в течение нескольких минут.
Комментарии (18)
Среди ховна все поэты
Конечно, было красиво, поражала способность артистов запоминать столько текста в стихах, ну и красиво, неожиданные находки в оформлении, все эти валенки, веревки( если вожжи, то они и должны были быть вожжами), рамки- конечно, повышали интерес, но эти находки были непонятны к чему.
Как известно,«Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма.
Прослеживалась любовная интрига, но не особо эмоционально. Общественный конфликт как таковой просматривался слабо. Фамусов, будучи по идее, представителем-тираном старого аристократического мира, казался душечкой. Особой прогрессивности во взглядах Чацкого слышно не было. Возможно, надо было какими то действиями усилить эту линию.
Зрители. особенно мужчины. откровенно иногда скучали.Встряхивали извесные со школьной скамьи крылатые выражения Грибоедова. Да, комедия. но ведь и не сказка, а класска.
Зритель аплодировал труду артистов. Ну и конечно, 2 браво" кричать должен его величество зритель, а не дирекция театра с последних рядов.
PS. Театр , как говорят, начинается с вешалки, и в этом огромный бардак. Очень трудно подступиться к ней как до спектакля, и особенно после. Фойе малюсенькое, народу битком, берешь пальто и не знаешь куда с ним проткнуться, ка его напялить на себя. и как пройти к выходу- все кругом люди. Надо с этим что-то делать. В зале нехватка кислорода, скорее, много формальдегида, от оформленных таким образом стен и пыльно от тряпичного пола.
А в чем смысл давать мужскую роль – женщине? Это типа – трансвестит? В этом тоже какой-то потайной смысл? Ну объясните человеку, который не часто бывает в театре. А этот монстр с двумя головами на балу. Он-то что символизирует? Если такое решение – вывести на сцену уродов, так почему бы всех (кроме Чацкого) не сделать такими? Ведь по замыслу Грибоедова (я так понимаю), именно все персонажи кроме Чацкого отрицательные.
В целом приятно было смотреть на костюмы. Но и тут не обошлось без возмущения. Та же соседка, которая сидела справа, задала своему спутнику вопрос – почему мол Чацкий весь блестит как новогодняя елка? Как клоун смотрится с этими сверкающими камнями, которыми даже обувь обклеена. И уж раз вначале написал про Морлчалина, все же соглашусь в одном: раздражал его костюм. Но не потому что был в халате, а потому что весь «в шелках». Хотя Фамусов говорит, что взяли в дом из бродяг.
И еще про Молчалина, вернее про эпизод, когда он совращает горничную. Фоном звучит «Боже царя храни». Соблазнять девушку под государственный гимн – в этом тоже какой-то скрытый смысл? Господа постановщики, не слишком ли фривольно вы распоряжаетесь символами государственной власти, пусть и устаревшими? Ну хоть какое-то уважение к истории своей страны надо иметь!
И уж совсем не понятен финал: а зачем там негритенок? Это, типа, Россия утонула в своей дремучести (в валенках с небес) и ее возрождение - в этом черномазеньком? Однако, господа…
В общем – два с половиной часа просмотра породили кучу вопросов без ответов. А в целом – было занятно. Хочется безусловно отметить большинство артистов. Рочев-Чацкий (костюм – не в счет) – просто красавчик! Выучить такое количество текста и весь спектакль быть в неимоверном напряжении – это дорогого стоит. Браво! Финальный монолог – вообще «снос крыши»! Фамусов – и смех и слезы! Спасибо, это было великолепно! Рассыхаев-Скалозуб. Видел его до этого в «Слоне» и «Ужине по французски». Блестящий артист! Софья местами «цепляла» своей искренностью, но из-за тихой речи или слабого голоса (уж простите) не все было понятно и это немного раздражало (еще раз извиняюсь). Молчалин и Лиза на мой взгляд смогли раскрыть своих героев. Позабавил новый актер во втором действии (с веревочками на костюме). Смешной и нелепый. Хороший эпизод у Карманова Константина. Да и вообще – пусть не заядлый театрал, но мне кажется, что у нас в Сыктывкаре очень неплохие артисты. Вот бы еще и режиссеров хороших - им под стать! Если кого обидел – извиняюсь. Но очень хотелось высказаться.
Валенки, перст указующий, вожжи, капюшоны, деревянные рамки - все это лишь изобилие лишних предметов на сцене. В тексте и так достаточно доступно все сказано.
Мы все читали "Горе от ума" и понимали его без всех этих предметов. Так зачем нужно было так нагромождать шедевр хламом?
Все было бы и так понятно, если бы была возможность услышать и осознать речи героев. Возможность, которой зрители были напрочь лишены. Актеры, выходившие на сцену во время монологов (кто они и для чего осталось загадкой), излишние движения и мельтешение по сцене, снег (зачем он там был так и не ясно), валенки, которые постоянно мельтешили перед глазами - все это создавало на сцене суматоху и не давало сосредоточиться на герое и его речи, т.к. зритель просто не понимает куда, на кого или на что он должен смотреть, а пока пытается понять, монолог уже заканчивается.
Игра актеров тоже оставляет желать лучшего. Слишком экспрессивные характеры походили больше на всеобщую истерию. Менее всего пришелся по душе образ Софьи.
Помимо всего прочего, стоит обратить внимание на статьи, относящиеся к постановке.
- "Говорить о «Горе от ума» с точки зрения политики неинтересно, поэтому мы подошли к материалу с позиции человеческого духа - взаимоотношений героя и героини, именно через них мы выходим на глобальные размышления о месте человека - маленького, лишнего - в обществе, - поделился своим видением конфликта, на протяжение многих лет трактующегося как столкновение старой и новой морали, постановщик".
- "Так как спектакль уже был пущен в работу, его подхватил Юрий Попов, избравший другой путь: он отказался от навязчивой и устаревающей, с его точки зрения, морали произведения и показал позицию «маленького» человека в постоянно меняющейся стране."
При чтении данных цитат возникает несколько вопросов: "А читал ли постановщик само произведение? А нет ли у постановщика проблем с терминологией?". "Маленький человек" и "Лишний человек" разве это одно и то же? Или проблемы с терминологией не у театральных представителей, а у представителей прессы? Как вообще можно было додуматься через образ Чацкого показать "Маленького человека"?
В целом можно сказать, что постановка себя не оправдала!
Репетилова жаль. Кажись, не получился у него звездный час, талант цыгана-рэппера неуместен, много крику, мало смысла. Артистке шанса не дали, роль ведь не третьей табуретки в пятом ряду. Чацкому тут тяжело удержать позиции в плане своего мастерства, сидишь, смотришь и думаешь"чо делать-то? Репетилов как лишняя нога из-под одеяла, под которым все в более или менее устойчивых позициях с необходимым количеством конечностей. Ну что ж его так нелепо впихнули? И Рочев поди не знает как выкрутиться с этим камнем на шее. Мне кажется, Репетилов самый неудачный пазл в общей картине. Надежда на то, что Надежда Кожевина найдет решение проблемы, помог бы кто. Убрать пьянь, рэп и чрезмерные выкрутасы, играть по тексту и, возможно, достаточно.
Про Софью уже много наговорили. Хорошая работа, красивая девушка, на нашу страну не похожа и слава богу. Зачем настолько сильно замахиваться на образ России? В человеке вся правда произведения, человека надо видеть и понимать. У некоторых речь хуже некуда, полалфавита не слышно. Зато всем остальным работают хорошо. Увольняться им теперь что ли? Такая в театре особенная труппа.
Музыку тоже жалко, ей не придано значение.
С гимном можно поспорить, история на сцене 1822 г., а гимн в полном русском варианте (музыка была другая) вроде бы с 1833го пошел в народ.
Все стараются, режиссера устраивает. Почему устраивает не понятно. Может быть, спектакль состоится со временем, как в стихах Цветаевой и всем актерским работам "как драгоценным винам наступит свой черёд". Будут ли показы в других городах? Обычно минимум декораций для выезда удобен.
Местечковые "эксперименты" ради самовыражения режиссера? А что там выражать-то...