content/news/images/60322/ANT_8652_mainPhoto.jpg
22:22, 10.03.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Виновники ДТП доплатят из своих»

Признанные потерпевшими в ДТП при недостаточных страховых выплатах на покрытие ущерба имеют право взыскивать разницу с виновных — такое разъяснение выпустил в пятницу Конституционный суд (КС) России. Устоявшуюся судебную практику, когда размер определяется только в соответствии с Единой методикой, в КС сочли ограничивающей права потерпевшего на возмещение вреда и нарушающей право собственности.

На обсуждение: «Виновники ДТП доплатят из своих»
Фото Николая Антоновского

Как сообщил «Коммерсантъ», Конституционный суд счел возможным возмещение разницы между суммой страховой выплаты и ущербом с виновника ДТП. Такое решение было вынесено в пятницу по итогам рассмотрения жалоб жителей Краснодарского края, автовладельцев Андрея Аринушенко, Галины Бересневой, Валерия Реутова, Валерия Реутова и Олега Середы. После ДТП они получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в суде дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом.

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ в обзоре судебной практики в 2015 году, потерпевший может требовать от виновника дорожно-транспортного происшествия сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, то есть с учетом износа подлежащих замене деталей. Заявители обращали внимание на неопределенность применяемых норм, из-за чего они не могли взыскать с причинившего ущерб сумму возмещения убытков без учета износа деталей.

В Конституционном суде отметили, что закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств является дополнительной мерой защиты потерпевшего. «Этот закон не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред,— говорится в решении суда.— Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования».

В документе отмечается, что в постановлении пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «судам даны были разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы»: «Однако впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стал определяться только в соответствии с Единой методикой. В результате оспоренные нормы стали рассматриваться как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с непосредственного причинителя вреда». Такая трактовка, отмечают в КС, «не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего» и приводит к «несоразмерному ограничению права на возмещение вреда, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту». «Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП»,— говорится в решении суда, где отмечается, что «правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру».

«Эти выплаты и раньше можно было взыскивать с причинителя вреда, с виновника аварии, и многие так и делали, но просто разница оставалась часто довольно несущественной — 5-15 тыс. руб.,— прокомментировал “Ъ” позицию КС координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Понятно, что зачастую овчинка выделки не стоила, так как нужно было из-за незначительных сумм проводить экспертизы, обращаться к юристам и так далее. Но сам механизм существовал всегда, просто многие автомобилисты, были, наверное, не в курсе». Он напомнил, что сейчас законодательно планируется «возмещать ущерб с помощью ремонта». Второе чтение законопроекта о введении натурального возмещения по ОСАГО запланировано в Госдуме на 15 марта (см. “Ъ” от 10 марта). «После того, как вступит в силу норма о ремонте, уже не должно быть никаких исков со стороны потерпевших просто по той причине, что как бы машина будет восстановлена полностью и с применением новых запасных частей»,— полагает господин Шкуматов. Однако он отметил, что решение КС идет в разрез с позицией страховщиков, которые выступают за то, чтобы при ремонте использовать восстановленные запасные части: «Получается, что использование такой схемы по использованию восстановленных запчастей в процессе ремонта автомобиля неконституционно».

2331

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • сергей
    10 марта 2017 г., 22:40:01
    Ответить
    А зачем тогда страховать , платить большие деньги , если еще и за ремонт платить , или как всегда хочется рыбку съесть и на чегонибудь сесть .
  • 1
    10 марта 2017 г., 22:40:39
    Ответить
    может быть просто в страховую денюшки заносить раз в год,а ремонтировать за свой счет как в старые добрые??
    • 988
      11 марта 2017 г., 1:39:53
      Ответить
      Россия обберается не только с наружу но изнутри, что болезнее всего.
      Пусть не врут страховщики и из людей обычных , лохов не делают.
      Как они считают? каска на год чуть ли не 10% от стоимости машины.
      ОСАГО 7000 т.р/ год - 583р. в месяц с каждого автолюбителя. Низачто.
      Многие и ездят то пару раз в неделю, а платят как все.
      У многих людей денег на страховку попросту нет;( довели страну. (...росы)
      И самое наглое в этой ситуации, что основную головную боль ( забрать деньги у виновника) перекладывают на гражданина которому этим может некогда заниматься, это работа страховщиков.
      Неправильная система, осаго должно быть как каско , стра***шь свою машину от дтп прав не прав, а второй участник дтп стра***т свою машину на случай дтп, и каждый получает средства на восстановления . Если у кого полюса нет средства на восстановления не получает ( в независимости прав не прав). Так должно быть.
      Зачастую люди попадают в дтп нарушая ПДД из за состояния дорог, обочин, разметок, отсутствия парковочных мест, перегруженности дорог.
      Кто виноват ? Тот, кто нарушил ПДД? Или тот из за халатного отношения к своей было нарушено ПДД? Не посыпали дорогу песком например или не не убрали сугробы в местах выездов из дворовых территории , зачастую выезжаешь на свой страх и риск, а виноват потом сам будешь и из страховой ничего не получишь...
      Страховой агент должен быть в первую очередь инсектр, а потом уже менеджер. Разбираться во всяких тонкостях дел, находить настоящих виновных в дтп а не только водителей нарушивших ПДД, гаерам вообще пофиг на обстоятельство дел.

      Отправлено из мобильной версии
      • все верно
        11 марта 2017 г., 8:47:44
        Ответить
        Задолбала эта д****ьная система и не страхуюсь уже больше года, хотя там типа и скидка кбм- 10 или 11, сплошное н**бало. Езжу и в Казань, в Киров, в гости в районы, вообщем как обычно 2 раза гаеры останавливали, рейды-проверки документов, и оба раза штрафы писали по 500 (нет при себе документов) 250 оплата со скидкой в первые сколько-то дней. Последний раз остановили я прямо сказал, что нет полиса и эту оброковую бумажку приобретать не буду, инспектор кивнул понимающе и выписал 500)))
        • Сам прихожу
          11 марта 2017 г., 12:15:14
          Ответить
          Вот вот
          Вот из-за таких моральных уродов на ведрах и страдают нормальные люди. Потом ведь с тебя не взять ничего...
          Отправлено из мобильной версии
  • 1
    10 марта 2017 г., 22:47:51
    Ответить
    Так разницу между ущербом и выплатой всё время брали с виновника, что поменялось?
    Отправлено из мобильной версии
    • вовочка
      10 марта 2017 г., 23:01:02
      Ответить
      все верно, при грамотном оформлении материала легко добивался раза три возмещения недостающей суммы с виновника. два раза через суд, один раз в досудебном порядке.
      • Коля
        10 марта 2017 г., 23:09:23
        Ответить
        Неа
        при ГРАМОТНОМ оформлении материала, виновник посылает истца в суде на ... в страховую, т.к. по закону он ЗАСТРАХОВАЛ свою ответственность и "бегайте сами". Исключение - превышение страховой суммы. Проверено не раз в суде "последней инстанции".
  • бес-пре-дел
    10 марта 2017 г., 23:28:56
    Ответить
    граждане одалживают страховщикам триллион рублей в год, весь год страховщики всеми доступными способами половину выводят к себе в карман, четверть выплачивают по каким то левым методикам в сумме, недостаточной для ремонта, в добавок к трлну навяливают на пол-трлна еще каких страховых затей, в результате - бабки в кармане, терпилы судятся друг с другом, ответственность не застраховано, денег нет
  • В теме
    11 марта 2017 г., 0:01:53
    Ответить
    На моей памяти, за последние лет 10 ... То можно, то нельзя, то можно, то нельзя и опять можно))) показатель слабого государства.
    Отправлено из мобильной версии
    • неа
      11 марта 2017 г., 7:37:57
      Ответить
      государство не при чем, жулики-с у руля
  • Местный
    11 марта 2017 г., 6:35:56
    Ответить
    Когда собаке делать нечего, она лижет кое что. Не могут принять закон. Все что-то придумывают, показывая свою слабость и некомпетентность. А строховые компании вообще обнаглели до такой степени, что дальше некуда. По закону, компании обязаны 80% всех сборов выплачивать по страховке, а на самом деле у них уходит на эти цели процентов 60. А где и кому уходят остальные деньги. А сумма не маленькая. Вот такие дела. Делают из народа дураков, а до наведения порядка у органов нет дела.
    Отправлено из мобильной версии
  • вовочке
    11 марта 2017 г., 8:02:08
    Ответить
    что-то часто в аварии попадаешь. Спецом ?
  • Капитализм
    11 марта 2017 г., 8:13:27
    Ответить
    По Сыктывкару ездит "DODGE" за 7 миллионов рублей.
    Виновник ДТП попадёт в рабство, и дети его, и внуки его.
    • ить
      11 марта 2017 г., 11:57:37
      Ответить
      Додж не может стоить 7млн, у него насчитают % износа:)
  • Как интересно
    11 марта 2017 г., 8:14:34
    Ответить
    выплачивают ск с учетом износа, а кс принимает решение взыскывать по полной?! Налицо парадокс. Фамилия Реутов всплывает два раза. Думаю, ответчикам, тоже надо обьединяться и подавать в суды на нарушение прав застрахованных лиц. Страховые компании должны выплачивать по полной, а деньги у них есть, просто надо обратить внимание на воровство наличных денег в своих конторах.
  • серж
    11 марта 2017 г., 8:30:13
    Ответить
    Тогда страховать не буду, все равно судится.

    Отправлено из мобильной версии
  • зачем ????
    11 марта 2017 г., 8:42:47
    Ответить
    Зачем страховать???
    Отправлено из мобильной версии
  • Меня зовут
    11 марта 2017 г., 8:55:01
    Ответить
    А НА-Х-Р-ЕНА тогда это ОСАГО
    Страховщики это ненасытная, наглая мафия - пользующаяся чужими деньгами по своему усмотрению и по своим правилам.
  • Охренеть
    11 марта 2017 г., 8:55:47
    Ответить
    Одни проблемы. Что ни коснется везде черт голову сломит что ЖКХ б..ь, что ОСАГО никто не может разобраться. Балерина голову ломает над ОДН. а ей это надо. и так везде. Кругом жулье жзни нет. Отменить осаго и все решать через суд. благо здание мощное строится., ОСАГО только добровольно,
  • Ущерб - это очень уж хитрый предмет
    11 марта 2017 г., 9:35:49
    Ответить
    Он как бы есть, но его как бы нет.
    Вот раскололи в аварии фару, такая новая стоит 5 тысяч, но эта уже потускнела, стекло потёрлось пылью... в общем, 3 тысячи. Сколько составляет ущерб?
    С одной стороны - 5 тысяч, именно столько владелец заплатил в магазине, а без ДТП он ездил бы спокойно со старой фарой.
    С другой стороны - он потерял 3-тысячную фару, а остальные 2 тысячи пошли, скажем так, на улучшение машины - у неё теперь фара новая, светит ярче.
    В принципе, можно принять за основу любой из этих 2 вариантов.
    Но наши хитровые... законодатели извернулись уж совсем: Когда платит страховая - ущерб берётся равным 3 тысячам, а потом пострадавший подаёт в суд на виновника ДТП - и ущерб уже 5 тысяч. Как один и тот же ущерб от одного и того же ДТП может одновременно равняться 3 и 5 тысячам - это их не напрягло вообще ни разу.
    • тть
      11 марта 2017 г., 11:59:53
      Ответить
      Ога расколотили бампер на 8 летней машине. Бампер то целый был. А выплатили с учетом износа. который по их методике составляет 48%. Вот иди и найди в магазине бампер теперь.
      • тть
        11 марта 2017 г., 12:00:28
        Ответить
        А новый как бы и на х... не нужен. родной то как новый был.
  • 13й
    11 марта 2017 г., 15:01:00
    Ответить
    страховщики совсем зажр.... заелись
    Делайте страховку добровольной!!!!И не чужой ущерб страховать,а свою машину!!!А кто не застрахован тот пусть за свои делает свою машину!!!!Так будет почестному.
    • 13му
      11 марта 2017 г., 15:32:56
      Ответить
      ага щас в тебя три раза вьедут ты по каске отремонтируешься и след год страховка вырастет на 10000 а ты вроде как и не при делах
      • 13й
        11 марта 2017 г., 15:59:58
        Ответить
        невиновникам не должны повышать.
        Я страховым заплатил за последние 10 лет тысяч 100.В дтп небыл ни разу(тьфу-тьфу-тьфу)))КМБ максимальный,но каждый год плачу все больше,ни дай бог дтп по моей вине даже копеечное-они мне ценник так задерут,что я на них совсем забью и буду на штрафах ездить чем им 15 тыр за осаго отстегивать.
        • всем
          11 марта 2017 г., 20:54:53
          Ответить
          Нужно учитывать, что невиновных в ДТП могут перевести в разряд виновных. Есть примеры. И что тогда?...
          Отправлено из мобильной версии
  • самый лучший коментарий
    11 марта 2017 г., 20:38:06
    Ответить
    Ущерб - это очень уж хитрый предмет
    )))