Профсоюзные лидеры высказались против «антисоциального» включения северных надбавок в состав МРОТ
Участники IV Северной межрегиональной конференции, посвященной актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, настаивают на недопустимости включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок за «северный» стаж. Между тем, Минтруд России, по заверениям замминитра, подобный вариант даже не рассматривает. Проблема обсуждалась на конференции в Сыктывкаре 22-23 марта.
Поводом для жаркой дискуссии, объединившей представителей профсоюзов различных отраслей стало решение коллегии Верховного суда Российской Федерации, согласно которому в состав МРОТ возможно включение северных коэффициентов и процентных надбавок.
Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России, председатель Комиссии Генсовета ФНПР по защите социально-экономических прав работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Александр Корчагин назвал это решение «антисоциальным».
- С завидной регулярностью возникают предложения, связанные с пересмотром или отменой районных коэффициентов, ограничением госгарантий. Нас принципиально не устраивает механизм доведения МРОТ до прожиточного минимума путем включения в него северного и районного коэффициентов. При том, что в более чем 90% северных регионов тарифный заработок ниже, чем в среднем по России, - подчеркнул он.
Коллеги из девяти регионов горячо поддержали речь Корчагина. Так, зампредседателя общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз» Юрий Офицеров привел некоторые данные: в ряде субъектов страны МРОТ превышает прожиточный минимум, когда как на севере — составляет чуть более его половины. Он предложил вернуть в Трудовой кодекс статью об обязательной оплате труда не ниже МРОТ.
Между тем заместитель министра труда и соцзащиты Российской Федерации - статс-секретарь Андрей Пудов заявил: включение районного коэффициента в МРОТ на уровне правительства страны не рассматривается. По его словам, сейчас межфракционная рабочая комиссия Госдумы рассматривает три варианта доведения МРОТ до прожиточного минимума: установление почасового МРОТ, установление МРОТ на уровне прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или на уровне прожиточного минимума в конкретном регионе. Во всех трех вариантах применение районного коэффициента предусмотрено.
Рабочая группа вышла с инициативой в регионы: всем субъектам предложено оценить каждый из вариантов. Решение о способе доведения МРОТ до прожиточного минимума будет принято коллегиально: сложатся мнения регионов, партий, органов власти.
- С точки зрения минтруда компромисс должен быть таким, чтобы не вызывал никакого социального напряжения и ответил на главный вопрос: какими темпами довести МРОТ до прожиточного минимума. Нужно также учитывать и позиции работодателей, - заключил заместитель министра труда России.
Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов отметил, что республиканские «лесники» поддерживают вариант увеличения МРОТ до уровня прожиточного минимума в регионе.
Комментарии (46)
Согласно абз. 1, 6 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в повышенном размере.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, в силу положений статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из системного анализа приведенных норм материального права следует, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.04.2013 по делу № 33-2419/2013).
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. № 327-О, согласно которого заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Следовательно, соблюдение требований ст. ст. 146 и 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъект Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федеральное. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой указанной статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).(с) Из прошлогоднего определения суда.Видимо инспекция и суд разные законы читают
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.(с) Судебное решение 2017 года(не смотря на Верховный суд РФ).Видимо всё зависит от ЧЕСТНОСТИ судей ,которые читают одни и те же законы по разному.
Там есть еще ссылки.
Как вы думаете, сколько кофе и конфет я б за это время сама себе купила на сумму взносов ??))))))))
Вы наверное не вкурсе что людей и должен выводить на площади профсоюз! Для этого он и нужен! Но это даже смешно, никогда ни один проофсоюз не выведет людей на митинги, наоборот, он будет всячески этому препядствовать.
Сегодня резко возросла потребность в проведении курса на построение справедливых трудовых и социальных отношений. В этом направлении помочь может только объединение работников в профессиональные союзы и полное доверие им. К сожалению, наш народ зачастую занимает пассивно-агрессивную позицию и мешает разумным действиям профсоюзных лидеров.
Например:
-----------------------------------------
10 лет стажа - пенсия 1 МРОТ
20 лет стажа - пенсия 2 МРОт
30 лет стажа - пенсия 3 МРОТ
40 лет стажа- пенсия 4 МРОТ
50 лет стажа - пенсия 5 МРОТ.
-------------------------------------
А между ними, за количество отработанных лет, считать МРОТЫ с десятыми.
И сразу все понятно. Пенсия должна зависеть только от стажа работы, а не от размера зарплаты.