В архиве Госплана СССР найдены нереализованные проекты по управлению климатом
Петербургские исследователи обнаружили в архиве Госплана СССР нереализованные проекты по перенесению русел Оби и Амура с целью смягчения климата Арктики и Дальнего Востока.
- Одна из обнаруженных нами нереализованных предпроектных разработок предполагала перенести устье Оби из Обской в Байдарацкую губу. Амур планировалось вернуть в его старинное (гораздо более южное) русло. Оба проекта должны были, по мысли из инициаторов, смягчить климат: улучшить ледовую обстановку в Карском море и привести к потеплению на Чукотке, - рассказал ТАСС представитель Военно-исторического общества Павел Филин.
Проект с переносом устья Оби предполагал строительство дамбы поперек Обской губы, что вызвало бы подъем воды и перенаправило бы сток реки в Байдарацкую губу, расположенную западне Обской.
- Это проект предназначался для улучшения ледовой обстановки в Карском море за счет теплого стока Оби, - пояснил исследователь. Разработка относилась к середине 1930-х годов.
Проект по переносу русла Амура был направлен на то, чтобы вызвать потепление на советском Дальнем Востоке и Чукотке.
- Известно, что река Амур меняла свое течение, даже дважды, оба раза смещая место впадения в Японское море к северу. Проект предполагал возвращение реки в историческое южное русло, - рассказал Филин. - В результате того, что мощная река несла свои воды в достаточно неширокий Татарский пролив, он обмелел, и по нему уже не смог проходить один из рукавов тихоокеанского теплого течения Куросио, как было прежде. Проект, относившийся к ранней послевоенной поре - к 1945 году, предполагал вернуть прежнюю ситуацию, пустить Амур по старинному южному руслу и вызвать потепление на Дальнем Востоке и Чукотке.
Среди обнаруженных в архивах проектов были также чудеса техники – «ледоход-вездеход, шагоходы, проект по получению энергии из холода».
- Рисунки некоторых таких гибридов публиковались в научно-технических журналах, мы их фотографируем и изучаем, - сказал Филин.
Все обнаруженные в архивах амбициозные проекты прошлого по освоению Арктики Филин с двумя коллегами решил обобщить и представить в издании «Арктика на грани фантастики», приурочив его к 80-летию первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1», которую возглавлял Иван Папанин.
- СССР обладал феноменальным опытом управления арктическими территориями. Исследуя историю Главсевморпути, мы убедились, что это была междисциплинарная, как бы сказали сегодня, организация, которой удалось снять все ведомственные барьеры, фактически государство в государстве. Арктика осваивалась комплексно - транспортное, культурное, хозяйственное развитие шли одновременно, но уже в 50-е годы это было утрачено, был сделан упор на развитии транспортной составляющей, - считает исследователь.
Также в книге речь пойдет об истории Главного управления Северного морского пути, которому в этом году исполняется 85 лет. Управление было создано в 1932 году при Совнаркоме СССР, его руководителем стал советский математик, географ, геофизик, астроном Отто Шмидт.
Выход книги запланирован на конец года.
Комментарии (14)
Борщивик в Коми , каждый год напоминает об этих экспериментах комуняк, чтобы помнили их тупую сущность.