12:33, 18.10.2010 / ОБЩЕСТВО

Воркутинским искателям удалось узнать маршрут движения расстрелянных политзаключенных

В Воркуте окончен первый этап поиска места двух массовых расстрелов политических заключенных «Особого лагеря Кирпичный завод». В результате расстрелов, произошедших в марте 1938 года, погибло 470 заключенных.

 

Как сообщил Финно-угорскому порталу (http://finnougr.ru) руководитель поисковых работ сотрудник правозащитной комиссии «Мемориал» Виталий Трошин, результатом стали находки, позволившие определить маршрут движения заключенных к месту гибели. Искателям удалось обнаружить, что от кирпичного завода они двигались к железной дороге. Доказательствам послужило множество найденных металлических предметов, которыми могли пользоваться каратели, а также подошва кирзового сапога и кусок ремня, вероятно, принадлежащие заключенным. Предположительно, люди были расстреляны в полутора километрах от железной дороги. Работы продолжатся зимой, по снежному настилу.

Все найденные предметы поступят в музейный комплекс, посвященный жертвам политических репрессий «ОЛП» (Отдельный лагерный пункт), который строится под Воркутой.

- По предварительным итогам проделанной работы можно смело сказать, что нам удалось еще на шаг приблизиться к определению таинственного места расстрела, - рассказал Виталий Трошин.

Напомним, в воскресенье, 17 октября, группа школьников под руководством сотрудника правозащитной комиссии «Мемориал» Виталия Трошина и воркутинского предпринимателя Алексея Оваца приступили к поиску предметов, которые могли остаться в районе места расстрела. Основную поисковую работу выполняли воркутинские школьники - активисты туристско-краеведческого клуба «Поиск» и члены военно-патриотического клуба «Гвардия».

Для определения места гибели политзаключенных использована поисковая техника с современным металлоискателем, способным определить наличие металла на трехметровой глубине. По предположению Алексея Оваца, на месте гибели заключенных должно остаться большое количество пуль и гильз. Точное место расстрела краеведы и правозащитники безуспешно искали с 1989 года.

Историческая справка: В 1937 году в район Воркуты прибыла группа из трех тысяч политзаключенных. Многие из них потребовали соответствующих условий проживания, которые отличаются от условий содержания уголовников. Чтобы не раздувать скандал, в 1938 году несколько партий репрессированных были отправлены на Кирпичный завод возле Воркуты и тайно расстреляны.

 

1052

Комментарии (35)

Добавить комментарий
  • А где гильзы
    18 окт. 2010 г., 13:31:25
    Ответить
    Вероятно, там же где трупы
    А что, в архивы ФСБ до сих пор не пускают? Там, наверное, в справочке и место расстрела, и кто командовал, и место погребения - всё указано.Кстати, мемориал - как слово на основе латинского корня звучит противоестественно. Будьте ближе к народу - назовите просто, Память.
    • Лазарь Моисеевич
      18 окт. 2010 г., 15:13:11
      Ответить
      Общество "ПАМЯТЬ"
      уже существует. Занимаются другими вопросами.
    • :<(
      18 окт. 2010 г., 15:54:30
      Ответить
      ГУЛАГовские дела на бывших "зэков" хранятся в Минюстовских структурах ФСИНа, иные по сей день загрифофаны по самое не могу.
    • Рогачев
      18 окт. 2010 г., 22:00:27
      Ответить
      Акты о расстрелах и докладная Кашкетина по исполнению операции - в архиве УФСБ по РК. В них место расстрела не указано. Актов о погребении нет. Собственно, их и не было. В акте о приведении приговора в исполнение просто писали "погребен в установленном месте" и все. Поэтому так трудно найти могилы расстрелянных. А сделать это надо, и поставить памятный знак. Родные до сих пор ищут место, где упокоились их близкие. Несколько лет назад в Воркуту приезжал американец Джон Атли, специально. чтобы хотя бы на склоне лет увидеть то место, где погиб его отец. Отца, советского гражданина, он никогда не видел. Мать, английская журналистка, сумела вывезти его из СССР в младенческом возрасте, после ареста отца.
  • фино-угр
    18 окт. 2010 г., 13:52:41
    Ответить
    "Многие из них потребовали соответствующих условий проживания, которые отличаются от условий содержания уголовников. Чтобы не раздувать скандал, в 1938 году несколько партий репрессированных были отправлены на Кирпичный завод возле Воркуты и тайно расстреляны."
    Это что за заключенные которые могла на зоне поднять скандал?! Причем не уголовники?! это в 37 то?!
    Бред, и ваще где хоть фамилии? Может и в нынешнее время этих "скандалистов" также бы к стенке поставили)))
    • Рогачев
      18 окт. 2010 г., 22:18:49
      Ответить
      БНКоми слишком поверхностно и неточно изложило предысторию расстрелов. В 1936 в Воркуте действительно была массовая акция протеста политзаключенных - голодовка. Участники голодовки-троцкисты требовали установления политрежима. До 1936 политических в лагерях было очень мало (за исключением СЛОНа). Троцкисты в массовом порядке стали попадать в лагеря только в 1936, а до этого многие из них успели отсидеть в политизоляторах (тюрьмах) и ссылке. Расстрелы в лагерях 1938 были составной частью Большого террора. Просто участники голодовки, естественно, попали в списки подлежащих аресту. Именно в списки. лагерям давалась число подлежащих расстрелу, а лагерные опреотделы уже подбирали конкретные жертвы под выделенную квоту. Материалы и документы по голодовке и лагерных расстрелах, в том числе списки участников годовки и расстрелянных опубликованы в мартирологе "Покаяние", т.7, т.8. ч.2. Все материалы есть на сайте pokayanie-komi.ru
  • Кондратий Панько
    18 окт. 2010 г., 14:02:15
    Ответить
    Кашкетинские расстрелы
    Требования заключенный были поводом. Настоящей причиной было то, что к этому времени Сталин решил окончательно разделаться с т.н. "троцкистами". А вот фамилия того, кто руководил расстрелами известна Это Кашкетин.
    • да ну?
      18 окт. 2010 г., 14:41:42
      Ответить
      Кашкетину памятник ещё не поставили?
  • Степан Разин
    18 окт. 2010 г., 14:27:18
    Ответить
    кондратию панько
    к вашему сведению, расстрелами руководил и троцкий, так что не надо тут всё на сталина валить.

    троцкий ещё та крыса была, марксистского уклада.
  • могу указать место
    18 окт. 2010 г., 14:46:30
    Ответить
    искать надо строго в районе военного гарнизона и стрельбища.
    если и костей не найдут, то хоть с гильзами поиграются.
  • Стенечке
    18 окт. 2010 г., 14:47:52
    Ответить
    а сталин был какого уклада? Из бывших семинаристов. Иуда,предал веру,стал служить злу.Стал жрецом зла.ЛЮДОЕД.Собрал вокруг себя бездарей кровожадных.Которые повергли страну во мрак,братоненавистнечество,человек человеку волк.Уничтожая талант,патриотизм и свет они превратили народ в стадо рабов.
    • гАлина
      18 окт. 2010 г., 15:45:33
      Ответить
      мрак?
      Какой мрак!! А победы первых пятилеток!! Столько понастроили, что нынешние олигархи всё еще ту собственность народную хапают. Им под силу только торговые комплексы строить. Не было патриотизма? а как же победа в Великую Отечественную войну.Талантов не было? Да учились все от мала до велика!!! Прорыв в космос был заложен при Сталине!! Народ творил и защищал свою земля. Раб не может творить - нельзя человеку приказать быть талантливым. Надо более объективно рассматривать то время. А что, у нас сегодня у власти те что надо. Тогда почему россиян убывает из года в год (убивать не надо - сами мрут или бегут). А телевизор посмотришь - одни кошмары, убийства, грабежи, насилие,аферы, бесталанные шоу, пустая болтовня...
      • гАлине
        18 окт. 2010 г., 15:59:52
        Ответить
        А что без репрессий нельзя было обойтись???
        Вам наверно известно про шарашки,так вот в них и отбывали свой срок талантливые инженеры,ученые.Кто их определил в шарашку?
        Завистники и тупые,имеющие только инстинкт самосохранения.Ну как еще можно было скрыть свою бездарность? Только ликвидировав талант в другом человеке,потому что бездарь может только лозунги орать и жопу лизать.
        Победу на фашистской Германией одержали не НКВД и КПСС.А народ СССР.Финскую войну СССР проиграл.
        До 17года у России было не мало побед и только на своей территории.
        • гАлине
          18 окт. 2010 г., 16:06:42
          Ответить
          Понастроили и победы 1х пятилеток - вранье и фарс.
          Все показатели выстраивались на рабском труде ГУЛАГа и колхозов.Первым давали за адский труд баланду.Вторым не выдавались паспорта(чтобы не имели возможности поменять жизнь),а за работу давали трудодни.
          Вы хотите этого? Лозунгов? Лицемерия? "Союза нерушимого республик свободных"? Сочувствую...
          • фино-угр
            18 окт. 2010 г., 16:35:36
            Ответить
            О трудодни... Да капиталистический строй пошел еще дальше! Он вел человеко часы))) И кто из них кровавей...
            Так работа гулагов. Нынче сидит стока же если не больше по тюрмам... А-А-А! У нас "эфективные менеджеры" не умеют оказывается работать (ну это про руководителей исправительных учреждений)
            • фино-угрю
              18 окт. 2010 г., 19:28:09
              Ответить
              Ты приведи примеры человекочасов и изъятие у сельских жителей паспортов.
              Нынче сидят может и больше.Но их не используют как рабов за баланду,ни кто из сегодняшних зэков от работы не загибается.Не умирает в бараке от болезней.Ни кого не расстреливают.Ни кто не гибнет на пешем этапе.
              Сталинский режим хуже фашистского.Гитлер уничтожал другие нации.Сталин и его зверье уничтожали своих граждан.
              А ТЫ ПРОСТО ДЭБЫЛ!!!
          • Макар
            19 окт. 2010 г., 7:56:44
            Ответить
            гАлине
            Что касается прорыва, то большая часть людей готовивших прорыв получили классическое образование еще батюшке царе или проходили обучение у профессоров, которые несли образование с царских времен. Что касается Королева, то тот считал своим учителем вообще итальянца Роберта Бартини. Самое интересное, что многие прорывы в самолетостроении в США так же совершили именно итальянцы и русские с царским образованием.
        • нда...
          18 окт. 2010 г., 17:58:40
          Ответить
          фееричный ты идиот
        • сергей
          19 окт. 2010 г., 12:44:08
          Ответить
          дура ты
          тупая малолетняя овца
      • ГаЛэээээ
        18 окт. 2010 г., 17:59:19
        Ответить
        Слушайте галина.Когда читаю ваши коменты плохо становится Ну дура, дура и есть. Перестаньте появлятся в никах
        • ну что уж вы так строго с девушкой
          18 окт. 2010 г., 18:55:09
          Ответить
          Отсутствие личной жизни, куча свободного времени - ну пусть хоть народ посмешит в комментах...
  • Кондратий Панько
    18 окт. 2010 г., 15:39:55
    Ответить
    Степану Разину
    Личность Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна) никто здесь не собирается обелять. Важна историческая истина. Если бы Троцкий победил во внутрипартийной борьбе он поступил со сторонниками Сталина аналогичным образом. Что же касается места расстрела. Против того соображения, что это на месте стрельбища пограничников работает то факт, что, по некоторым свидетельствам, расстрел был произведен в овраге и на это место энкэвэдшники взрывом обрушили склон этого оврага.А в районе стрельбища место наоборот гладкое. В Юнь-ягу впадают два ручья они называются Верхнекирпичный и Нижнекерпичный в их междуречье и находился кирпичный завод. Здесь где-то и был произведен расстрел.
  • Земляк
    18 окт. 2010 г., 18:10:55
    Ответить
    Что искали?
    "По предположению Алексея Оваца, на месте гибели заключенных должно остаться большое количество пуль и гильз."
    А что нашли...
    "Доказательствам послужило множество найденных металлических предметов, которыми могли пользоваться каратели, а также подошва кирзового сапога и кусок ремня, вероятно, принадлежащие заключенным."
    Где пули и гильзы??? А если еще поискать то можно найти и останки трупов с начала 90-х...
  • Ант
    18 окт. 2010 г., 20:01:13
    Ответить
    А что-то из музейного комплекса уже молжно посетить? Где? Очень интересно!
  • Дедушка Леший
    18 окт. 2010 г., 20:24:32
    Ответить
    Зачем вообше ворошить прошлое ? Когда настояшее ешё хуже ((((
  • Воркута
    18 окт. 2010 г., 22:21:22
    Ответить
    Без прошлого нет будущего. А поиски дело такое, сидя на диване у компа легко рассуждать. Давайте ребята, найдите и напишите. Ждем новостей.
  • Сосед
    18 окт. 2010 г., 22:43:33
    Ответить
    Из 524 человек, расстрелянных на Кирпичном, 447 были «политическими». Такого количества людей, уничтоженных за инакомыслие, в истории Коми больше не случалось. «Убийство одного человека – трагедия, убийство многих – статистика». Эта работа – попытка за сухой «статистикой» увидеть лица людей, прояснить их судьбу, расширить горизонты нашего познания о трагическом прошлом нашего края.
  • геолог
    18 окт. 2010 г., 22:46:32
    Ответить
    Попробуйте с собаками (служебными) поискать. В Воркуте мерзлота неглубоко - природный холодильник. Такое захоронение - не иголка в стоге сена. Металлодетектор - маловероятно, за 70 лет освоения там металла кругом полно накопилось.
  • Неравнодушный
    18 окт. 2010 г., 23:20:13
    Ответить
    Лагерь
    Да, погибших 60 лет назад жалко. Но сегодня при Спиридонове, торлопове, при едросах республика сократилась с 1250 тыс. человек до 850 тыс. Их кто расстрелял или просто уморил? не такте ли , как Рогачевы? Кто ответит за смерть в селе и лесных поселках. вЕД ПРИ РЫНКЕ СЕВЕРАМ НЕ ВЫЖИТЬ! тОЛЬКО ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА СПРСОБНА У НАС ПОМОЧЬ И СПОСОБНА К РАЗВИТИЮ. и ВЫВОД: МЕНЯТЬ ВЛАСТЬ НАДО. хОТЯБЫ НА КОМУНЫКОВ. оНИ ТО БАШКОВИТЫЕ.
  • Неравнодушный
    18 окт. 2010 г., 23:25:29
    Ответить
    Лагерь
    Да, погибших 60 лет назад жалко. Но сегодня при Спиридонове, Торлопове, при едросах республика сократилась с 1250 тыс. человек до 850 тыс. Их кто расстрелял или просто уморил? не такие ли , как Рогачевы? Кто ответит за смерть в селах и лесных поселках? ВЕД ПРИ РЫНКЕ СЕВЕРАМ НЕ ВЫЖИТЬ! ТОЛЬКО ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА СПРСОБНА НАМ ПОМОЧЬ И СПОСОБНА К РАЗВИТИЮ. И ВЫВОД: МЕНЯТЬ НАДОВЛАСТЬ . ХОТЯБЫ НА КОМУНЯКОВ. ОНИ ТО БАШКОВИТЫЕ.
  • Неравнодушному
    18 окт. 2010 г., 23:35:18
    Ответить
    Эти башковитые с их плановой экономикой завели страну в тупик.
    Все благоденствие при лене было за счет долгов,взятых у запада под еще не добытую нефть.Цена на нефть упала,такой же кризис как сейчас.Только стабфонда у лени не было,а были долги.Своего страна ничего ликвидного не производила даже на внутр.рынок.Совок лег на бок и стал сдуваться.Дефицит,талоны.И т.д.
    Коми сокращается не по причине смертности,а по причине - не фут там делать.Все стараются свалить из РК.Кроме чиновников.У них шоколад остается,не смотря на кризис.В другом месте им этого не светит,т.к там уже штат полон.Но они пытаются удержать народ,обещают светлое будущее.
    • Владимир
      19 окт. 2010 г., 11:03:36
      Ответить
      В тупик при пришли при мировых ценах на нефть 12 баксов и ниже.Сегодня эти цены всемеро выше. А где мы? Догадайся с трех раз!
      • где вы
        19 окт. 2010 г., 12:04:24
        Ответить
        не нарывайся на рифму - в ..изде. Проблема сейчас в отсутствии воли у президента национализировать все недра. А нефтедобычей пусть занимаются подрядчики за %% от добычи.
  • Не ровно дышащему
    18 окт. 2010 г., 23:44:46
    Ответить
    На северах сейчас отстой.Ты прав.В Магадане это произошло лет 10 назад.Когда золото там кончилось.Нефти в Коми осталось лет на 13.И свалит ЛУКОЙЛ.Вот тогда полная ситан.
    А теперь вопрос. Кто должен содержать севера? Чтобы вы выжили,надо ведь денег кому-то накосить и для вас.
    Плановая экономика была и скисла.Все планы и пятилетки за 3года уже были.Если бы они имели экономический эффект,то страна продолжила бы тот же курс.Все это было фуфло.Но комуняки продолжают долдонить,что если бы курс оставили то СССР процветал.ВРАНЬЕ. У СССР НЕ БЫЛО ШАНСА.У совка не может быть шанса. А загнивающий запад продолжает гнить.На зависть нам.
  • accept
    19 окт. 2010 г., 10:03:17
    Ответить
    Совок -это было дерьмище
    Если бы не большевистский переворот , такой срани как воркута и инта никогда бы не было.
    Ухта усинск салехард были бы -бо это нормальные города.