В «Югоре» показали закулисный фотовзгляд Николая Антоновского на балет
Юные балерины на входе, партия из «Лебединого озера» и музыка из того же балета в качестве фона – так сегодня в Сыктывкаре открылась выставка фотографа «Pointé», посвященная закулисной жизни балета республиканского театра оперы и балета. 33 масштабных снимка в центре культурных инициатив «Югор» в деталях изучали чиновники, художники и артисты балета.
Открыла персональную выставку руководителя фотослужбы БНК Николая Антоновского воспитанница студии классического балета народной артистки республики Натальи Супрун Мария Старостина. Ее юные коллеги торжественно-воздушным коридором встречали гостей у входа в зал.
В самом зале в привычной для балета тесноте были собраны 33 больших снимка, сделанных за кулисами театра оперы и балета Коми. На всех фотографиях Николай Антоновский запечатлел моменты репетиций и показов классики – «Лебединого озера». Их можно было разглядывать пристально почти вплотную и на расстоянии. Некоторые детали становились заметными не сразу, а только после пристального изучения. Фотограф показал один из таких моментов: на снимке с репетиции балета случайно попал посетитель закулисья. Мужчина фотографа явно заметил, и камера сохранила его взгляд.
Героини выставки – балерины, признавались, разглядывая фотографии, что получились «настоящими»: «На сцене зритель все равно видит некую общую картинку, общее впечатление. А мы все разные, и на фотографиях это видно».
- Я их почти всех знаю, балерин. Я же с детства балетоман. Я не знаю целей фотографа, но ему нужно было обязательно снимать репетиции. Там слезы. Они ругаются с репетитором, вот где настоящая балетная работа. Наверное, это было бы интересно показать. Но и это интересно, - поделился впечатлением председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман.
В качестве почетного гостя выставки на открытие был приглашен министр культуры Коми Сергей Емельянов. Сначала он гулял по выставке в компании ректора СГУ им. П.Сорокина Ольги Сотниковой, которая, как выяснилось, до сих пор хранит детскую мечту стать балериной. На выставке она даже сделала крохотный шаг к исполнению этой мечты – попыталась примерить один пуант. Позже компанию министру составил директор театра оперы и балета Дмитрий Степанов. Выступая перед публикой, министр Емельянов напомнил, что выставка открылась в рамках 27-го международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс».
- Все могло быть гораздо трагичнее: труд балета намного более тяжел, чем выглядит. Здесь собрана некая выборка, которую неподготовленный и непосвященный зритель готов воспринимать. Когда балет выступает на сцене – артисты легкие, изящные, но то, как это дается, зритель не видит. Николай получил и поделился очень редкой возможностью попасть за сцену. У меня было ощущение, что балерины совершенно спокойно могли бы ему отказать в съемке, но все получилось, - рассказал директор театра Дмитрий Степанов.
В Сыктывкаре до сих пор, по словам самого автора выставки «Pointé» Николая Антоновского, таких съемок не проводилось: «Я общался с фотографом Юрием Осетровым, он рассказал, что лет 40 назад они с Георгием Лисецким пытались поднять эту тему, но им тогда отказали. Мне повезло больше. Это дорогого стоит. Мне повезло, что все состоялось, что эти работы не будут пылиться где-то в архивах». О том, как именно возникла идея снять балет из-за кулис, как проходили съемки и выборка работ для выставки фотограф ранее рассказал в интервью БНК.
Дмитрий Степанов также напомнил, что 25 мая все работы переедут в здание театра. Некоторое время они будут выставлены для зрителей, после чего займут свое место во внутренних помещениях театра.
Комментарии (8)
Сходил на выставку Pointe всей своей семьей дочкой 10 лет и женой и был искренне удивлен увиденным. Балет это всегда нечто красивое, воздушное изящное на что можно смотреть с замиранием сердца.
Выставка меня поразила. Поразила красотой фотографии, в первый раз смог руками потрогать эти белоснежные платья лебедей. Особенно запомнилось фото где одинокая балерина из за кулис смотрит на танцующих согнув одну ногу поставив ее на носок и склонив голову прислонившись на шкаф или стенку, сильное фото.
И я думаю что автор верно выбрал именно черно-белое фото закулисной жизни и всего несколько цветных фото выступления. Даже через черно-белые цвета можно увидеть в какой древности, в какой удручающей обстановке эти прекрасные создания готовят свои выходы на большую сцену. Сколько рядом с ними не вызывающих вдохновение обшарпанных полов разрушенных стен и нафталина которым пропахла вся обстановка в их закулисной жизни.
Сразу понимаешь на сколько эти девочки преданы своему делу, если они изо дня в день приходят на репетиции столь плачевного закулисья. Они терпят все это чтобы в один из вечеров порадовать любителей балета своим безупречным танцем на блестящей сцене под гром оваций и цветов, что бы потом вернутся назад на репетиции в атмосферу разрухи закулисья.
Огромное уважение вызывают такие люди, преданные своему делу. Про боль и страдания организма связанные с тренировками, мозоли на ногах и т.д. я думаю знали все, но данная выставка показала что разруха самого театра явно не способствует улучшению и поднятию настроения. Создается впечатление что с каждой новой мозолью или судорогой в ногах от тренировок разрушается здоровье не только у "лебедей", но и сам театр стареет и заболевает, как бы сочувствуя танцовщицам.
Не ужели руководство не видит в каком "болоте" а не на "лебедином озере" они находятся?
Большое респект всем девочкам за их силу воли и старания и позор тем кто отвечает за состояние закулисья.
Счастья всем и терпения.
Р.S. Схожу в театр на балет в скорейшем будущем.
С уважением к Вам, Вадим.