19:13, 05.12.2010 / ОБЩЕСТВО

Кривое зеркало ТВ. Кто виноват?

Неделю назад мы предложили читателям обсудить речь Леонида Парфенова, которую он произнес в Останкине после вручения премии имени Владислава Листьева. Сегодня мы представляем рассуждения журналиста Андрея Калитина, он долгие годы возглавлял творческую группу телепрограммы «Совершенно секретно». Калитин рассуждает о том, что может изменить Парфенов в умах нынешних телевизионщиков. И заключает, что единственным выходом честного журналиста есть прощание с тем же "Останкино", где цензура на все. И где телевидение давно создается как пропаганда.

 

Что изменит поступок Парфенова? Изменится ли ТВ после речи Леонида на вручении премии имени Влада Листьева? Это, пожалуй, два главных вопроса, которые все задают после 25 ноября. Но есть и еще один вопрос, который незаметно становится гвоздем дискуссии. О чем была эта речь? И главное – о ком?

Например, мудрый и деликатный ВВП современного ТВ-пространства – Познер – считает, что Парфенов говорил о власти, которая заставляет ТВ-сообщество играть по своим правилам, иначе говоря – врать (но Познер этого деликатно не сказал). Теленачальники, по версии Познера, боятся быть уволенными, а им очень хочется еще поработать генеральными директорами. Они – заложники системы, мол, время такое. Формула, известная до боли еще с советских времен. Известная и Познеру тоже. Он тогда в Атланту поехал…

Сам Парфенов, тонкий и мудрый, вроде бы говорил о телевидении в целом, не называя имен (все имена в этот момент были в зале и друг друга знали в лицо). Леонид обозначил тенденцию, которая сейчас не тенденция вовсе, а уже традиция. «…После подлинных и мнимых грехов 90-х в двухтысячные в два приема: сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне, – произошло огосударствление федеральной телеинформации. Журналистские темы, а с ними вся жизнь окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ. За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроение, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар – чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова – и, конечно, самопиар власти…»

У российского бизнеса начала XXI века перед глазами был пример Ходорковского, который весь этот бизнес выстроил по росту перед новыми «правилами игры». У телевизионного сообщества того же времени был пример Гусинского. И оно, это сообщество, построилось. Само. Никто никого в заложники не брал, к стенке не ставил, в лагеря не сажал. Расчет был прост: российское ТВ выросло из шинели советского, где слово вправо-влево – увольнение, а прыжок на месте – идеологическая провокация. Гены сработали. А тех, у кого такого гена страха не было, и не было страха вообще, постарались от эфира отлучить. И кто остался? Винтики.

Недавно Константин Ремчуков в эфире «Эхо Москвы» в безусловный идеологический актив Владислава Суркова занес именно удачно завершившуюся попытку как раз вот этого вертикального выстраивания эфира, но Ремчуков не сказал главного: ТВ оказалось удивительно гибким и послушным (Гусинский снился?) и раболепно вплелось в новую медийную «вертикаль власти».

На всех каналах сегодня есть «черные списки» – в них те, кого показывать нельзя (а лучше и не снимать вовсе). Есть и «списки белые» – кого показывать надо, кого надо «продвигать» по эфирной сетке. Но я точно знаю, что если господин Сурков (Костин, Громов) и приложили руку к составлению этих списков, а это, безусловно, так, то большая и самая длинная часть этих «братских могил эфира» писалась внутри «Останкино», офиса на Ямском поле и на Большой Татарской. И причины – самые разные, не всегда даже политические: кто-то из руководителей с кем-то в ссоре, или наоборот, здесь же и финансовый фактор, ибо ТВ сегодня продажно, как никогда ранее.

Но политический фактор – самый главный. Руководство ТВ живет по закону «внутренней цензуры», боится собственной тени и чужой тени особенно.

На «Первом канале» есть бог – его зовут Константин Эрнст. Когда он выходит из кабинета на своем высоком этаже, все, кто есть в этом коридоре, вжимаются в старые, плохо отремонтированные стены «Останкино», где еще Семен Фарада искал выход. А выхода нет. Пока раболепие, услужливость, корысть и ложь будет жить в этих коридорах, выхода и не появится. И не Кремль тому виной. Уверен, Эрнст не знает даже половины того, как «правят на местах» его замы, какую чушь они несут, как они перестраховываются, как лгут самим себе и всем окружающим. Мы знаем и видим, что получается в результате. И называется это не рейтинг, а другим словом.

Сюжет про назначение одного очень крупного российского чиновника снимался недалеко от Москвы. Назначение произошло в 16 часов, а показать сюжет о герое надо было в 20.00. И федеральный канал поехал в Подмосковье, где снял старый полуразвалившийся домик (где якобы жил герой в детстве) и интервью с бабушкой («первая учительница»), которая (за 100 рублей) рассказала, выучив фамилию, что герой был в классе лидером, стержнем и отличником. После эфира на канал позвонили и пожурили (оказалось, что герой сюжет посмотрел), но в целом, как было сказано сверху, «все нормально». Подчеркну, телевизионщиков «сверху» не просили так делать. Но и не отругали – видят ведь, как челядь старается.

Но другом крупном канале есть вообще безумное правило: не рассказывать о крупных коррупционных и криминальных скандалах, где есть следы власти, с начала 90-х годов. Только если тема «спущена сверху». А то вдруг кто обидится?..

А как вам вот эта безумная история с сюжетом про лабрадора? Девушка-стажерка из МГУ пришла попробовать свои силы в популярную программу про животных. И спросила: можно снять сюжет про собаку? Ей сказали что-то типа – можно, это же не про оппозицию. И она сняла. Про собаку породы лабрадор. Дело в том, что лабрадор – охотничья собака. Он должен много двигаться, как можно дольше гулять. Иначе собака этой породы склонна к ожирению, существует риск сердечных заболеваний. Одним словом, если хозяин такой собаки сильно занят, много работает, то нечего ему лабрадора заводить – он такую собаку только погубит. Так говорилось в сюжете. Сюжет из эфирного «мастера» вырезали, девочку выгнали, навсегда оставив ей в памяти след от соприкосновения с профессией. Почему так произошло? Почему так поступили большие начальники? Боялись, что Путин сюжет увидит и расстроится? Опять же – Кремль не просил, сами, сходив в штаны, испугались.

А «проколы» с «нашистами» в химкинском лесу? Выполнить приказ власти – это долг (по мнению «заложников-гендиректоров»). Но выполнить его в опережение поставленных сроков – глупость от трусости.

Занимаясь журналистскими расследованиями около 20 лет, я могу точно сказать: этого жанра сегодня на телевидении нет вообще. Я ушел, когда понял, что снимать для каналов бессмысленно – не покажут. Я продолжаю заниматься расследованиями, но они у меня теперь далеко не всегда журналистские (я публикую и показываю не все), и награды у меня теперь за них не ТЭФИ и Премия имени Артема Боровика, как раньше, а другие. Но это – не предмет гордости, а предмет грусти. Потому что я, как и мои коллеги, когда-то прошедшие все «горячие точки» и «криминальные стрелки», знаем: журналистики на телевидении больше нет. Это – факт.

Об этом, как мне кажется, и говорил Парфенов. И уничтожена она теми, кому Леонид говорил об этом в лицо. Власти не надо заставлять ТВ работать по указке, ТВ само готово эту указку в ручках держать, а если надо, себя ею же отхлестать по тому самому месту, где и надо пороть. Управлять стадом, раболепским, коррумпированным и трусливым, несложно. Ему просто не надо мешать…

Выход из ситуации чаще всего там, где вход. И в данном случае, он не у Боровицких ворот, а в проходной «Останкино».

 

738

Комментарии (15)

Добавить комментарий
  • к БНК
    05 дек. 2010 г., 20:28:50
    Ответить
    про башню-телецентр
    Ребята, вы намеренно почти в каждой статье делаете ошибки в тексте? Это ход такой СМИшный,да?
  • Администрация
    05 дек. 2010 г., 20:30:45
    Ответить
    Если вы про Останкине, то так и есть - в Останкине.
  • Горожанин
    05 дек. 2010 г., 21:11:56
    Ответить
    "... которую он произнес в Останкине..."
    Объячеве, Помоздине, Серегове
  • А чего это Парфенов вдруг об этом заговорил? Он то вроде обласкан, да и жену его не обижают.
    05 дек. 2010 г., 21:52:37
    Ответить
    То же про еду программу ведет.
    Парфенов, конечно, хороший и умный журналист, но последняя его программа - явная неудача! Надуманно, скучно (не цепляет), наигранно, а напарница вообще кукла искусственная, которая ничего о том времени, о котором речь шла (осилила только 1 перед.) ничего не знает.
    А в целом то, о чем говорит Парфенов можно отнести и к нашему Коми ТВ. Безнадега, зависимость и пиар.
  • филолухи уже достали с ошибками (радуйтесь, что вы пишете грамотно желаю успешно продать этот дар на рынке услуг, но не выпячиваётесь уже тошнит)
    05 дек. 2010 г., 21:58:26
    Ответить
    пусть пишут, как хотят
    .
    а на счёт пятидесятилетнего пацана из череповца (парфён, тебя не надо)почитайте литературную газету №49 (6303)1-7 декабря 2010 (стр. 1 и 10)

    в киоске на главпочтампте вечером сегодня ещё экз.остались.

    ничего личного. счастливо
  • http://bagirov.livejournal.com/
    05 дек. 2010 г., 22:24:54
    Ответить
    То, что Парфёнов пафосен, как расписной турецкий барабан, и тако же пуст, это и слепому видно. Отличного качества исторические зарисовки - это еще очень далеко не раскрытие личности. Парфёнов не способен связать двух слов, потому что он обыкновенно глуп, к тому же он чисто по-журналистски труслив и рефлектирующе-бесхребетен. В свете вышеизложенного совершенно неудивительно, что парфёновские соп****ы называют его "совестью профессии", или чотам. Вообще, где Парфёнов - там почему-то всегда и везде кавычки. Какая у профессиональной проститутки может быть совесть? Откудова?

    Присужденная им самому себе премия имени несостоявшегося барыги Листьева, обескураживающе банально грохнутого в подъезде подельниками по базару - наивысшая из заслуженных Парфёновым наград. Всё. Это уже и не зенит даже. Теперь можно потихоньку умирать. Дальше уже никогда не будет интересно.
    • 1
      05 дек. 2010 г., 23:17:30
      Ответить
      А вы в единой росии не состоите?
    • Ъ
      07 дек. 2010 г., 0:09:37
      Ответить
      Багироффа конечно плещет из стороны в сторону,но надо отдать должное - он знает всех этих прохвостов. Настох* эти перформансы с новыми пророками,вроде листьева,старовойтовой и пр. Люди как люди,любили деньги и "квартирный вопрос их испортил"(с)Булг.,Воланд
  • В ОстанкинО
    06 дек. 2010 г., 9:29:15
    Ответить
    В ОстанкинО, а не ОстанкинЕ
    В ОстанкинОООООООО
    • -
      06 дек. 2010 г., 13:25:07
      Ответить
      Да ваще в кине в пальте в третьем ряде.
  • А что, у представителей второй ДРЕВНЕЙШЕЙ
    06 дек. 2010 г., 9:47:58
    Ответить
    ПРОФЕССИИ должна быть совесть?
    :)) !!!
  • домострой
    06 дек. 2010 г., 13:17:24
    Ответить
    Как соавтор передачи "про это" Леня никогда не отмоется, какие бы пламенные речи "за правду" не произносмил.Проститут.
  • Владимир Пыстин
    06 дек. 2010 г., 13:34:09
    Ответить
    После того, как изнали Гусинского и разгромили НТВ, о политических свободах в России может говорить только очень наивный человек. В стране действует цензура, а передачи ТВ оцениваются населением как в советское время. Смотришь новости, а выводы делаешь противоположные. Зачастую наблюдается и эзопов язык.
  • Пыстину
    07 дек. 2010 г., 0:21:53
    Ответить
    Вольдемар,не демонстрируйте наивность.Вы в серьёз считаете,что вышеозначенные персонажЫ воплощают бескомпромиссную порядочность? НТВ - медийный коммерческий продукт.Соотв.,предназначен для откачки (или прокачки) денег. Истина не коммерцабельна.Исп. принцип подачи материала - "чел укусил собаку",т.е. то,что лучше продаётся;туда нанизывается рекламка,ну и далее - пошло г*но по трубам. Какая нах* политсвобода? От кого свобода? Если Вы в голове своей не свободны,то никаое НТВ-ч**нТВ Вам не поможет.Про НТВ сказать как о светоче свободомыслия и правды - из разряда девиаций. К тому же,лучше Эжопов язык,чем языковая ж?па (или язык в ж?пе).
  • ухтинец
    07 дек. 2010 г., 13:35:42
    Ответить
    левая ссылка на фараду
    поскольку выход и "кто так строит" он искал в совсем другом здании. Это здание академии при правительстве на проспекте вернадского.
    сам там плутал )))