Уникальная выставка гравюр открылась в Сыктывкаре
50 работ из коллекции итальянской видовой гравюры XVII-XIX веков представили сегодня в Национальном музее республики. Выставка сформирована из собрания московского музея-усадьбы Останкино, отдельные листы из которого публике не были представлены еще ни разу за последнюю сотню лет.
Сейчас Останкино закрыто на реставрацию, и чтобы экспонаты не простаивали, руководство начало активную работу с регионами. Национальный музей Коми воспользовался представившейся возможностью и пригласил в Сыктывкар музей-усадьбу с абсолютно новой выставкой видовой гравюры.
Экспозиция собрала самые высокие имена из большой когорты итальянских мастеров гравюры. Одна из стен выставочного зала полностью отдана семье Пиранези – это 13 работ Джованни Баттиста, его сына Франческо и дочери Лауры. Листы последней – большая музейная редкость, потому что у женщин на тот момент не было возможности проявить свой талант. Тем не менее работы Лауры, хоть и являются уменьшенными копиями отцовских, имеют такую же высокую ценность.
Гравюра, которая появилась в XVII веке, поставила перед собой задачу максимально точно отобразить то, что могли увидеть путешественники. Мастера посвятили свои листы архитектурным пейзажам и городской жизни Рима, Флоренции, Венеции: это виллы, площади, амфитеатры, пантеоны, Капитолий. Каждый лист, помимо невероятно детальности, имеет сопровождение в виде подписей: изображаемая местность, год создания рисунка.
Большинство видовых гравюр на выставке входит в первую сотню тиража, что придает им дополнительное достоинство. Когда происходит процесс печати, доска сминается, потому что на нее слишком давит пресс печатного станка, и со временем она приходит в негодность. Поэтому самые важные отпечатки – это отпечатки с первых двух сотен.
Как рассказала БНК заместитель директора по научной работе московского музея-усадьбы Останкино Варвара Ракина, хрупкость гравюры не позволяет экспонировать ее в течение всего года – только не больше двух месяцев. Помимо огня, воды, бактерий, им вредит солнечный свет – бумага желтеет, краска выцветает, все достоинства контраста черного и белого исчезают. Хранятся гравюры в полной темноте. Таким образом, выставка обретает уникальный характер: ее не представят широкой публике еще целый год, и желающие показать ее в своих музеях и галереях выстраиваются в очереди.
Некоторые из гравюр, например, листы из серии «24 вида Флоренции», не экспонировались на протяжении последней сотни лет.
- Очень хорошо, что они увидят зрителей, потому что не только зритель смотрит на произведение искусства, но и произведению искусства тоже нужно внимание зрителя, чтобы оно продолжало жить, это мое глубокое убеждение личное. В эти листы вложен большой труд и того, кто создавал рисунок, и того, кто создавал офорты, и того, кто печатал. Они всегда думали о том, что это кто-то будет видеть, - прокомментировала БНК Варвара Ракина.
Сотрудничество с московскими музеями и галереями продолжится. Как рассказал на открытии министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов готовятся документы о совместной работе:
- В самое ближайшее время мы планируем с департаментом культуры Москвы подписать некоторые соглашения о сотрудничестве, в рамках которого будет еще больше мероприятий хороших и разных.
Выставка «Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв.» продлится до 9 октября.
Комментарии (2)