Единственный в Коми сатирический журнал отметил 60-летие выставкой
Взгляд на жизнь СССР со страниц сатирических журналов представили сегодня в Национальном музее Коми. Выставка «Между юмором и цензурой» посвящена двум изданиям: «Крокодил» и единственному в Коми сатирическому журналу «Чушканзи» («Оса»). В этом году они оба празднуют юбилей: первый – 95-летие, второй – 60-летие.
Если «Крокодил» после распада СССР издавался до 2000 года, то «Чушканзи» выходит до сих пор, оставаясь первым и единственным сатирическим журналом в Коми.
Материалы для выставки сотрудники музея искали не только в своих фондах, но и собирали со всей республики и даже за ее пределами. Большие коллекции нашлись в семейных архивах жителей Сыктывкара, Ижемского района, Москвы. На экспозиции удалось представить обложки, вырезки, подшивки, карикатуры республиканских художников Валентина Полякова и Виталия Осипова практически за всю историю существования журналов. Часть выставки, посвященную «Чушканзи», удалось наполнить благодаря действующим сотрудникам редакции.
- В Коми есть особые «осы», которые активны круглый год, они трудятся в стенах редакции. Они уже на протяжении 60 лет выполняют свою основную миссию: дарят читателям тепло юмора и поддают жар острой сатиры, - отметил на открытии главный редактор журнала Григорий Хатанзейский.
Заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Евгений Цыпанов подчеркнул, что «Чушканзи» интересен не только своей карикатурой, но и языком. По его словам, тексты журнала «свободны от разных канцеляризмов» и переполнены «словесным хулиганством».
- Удивительно, что во многих семьях хранили журналы «Чушканзи» и «Крокодил», не выбрасывали, делали наиболее понравившиеся вырезки. Интересно, что они сохранились, - прокомментировала БНК куратор выставки Раиса Ларукова.
Сотрудники музея связывают такое внимание к журналам с их неугасающей актуальностью: сюжеты карикатур можно с легкостью перенести на современность. Так, одна из послевоенных обложек «Крокодила» посвящена снижению пенсионного возраста, более поздние, 80-ых годов, изображают Олимпийские игры, когда некоторые спортсмены не могли выступать под флагом своей страны, в начале 90-ых годов вышли карикатуры со взяточниками.
«Чушканзи» по остроте не уступал более популярному товарищу: самой запоминающейся стала карикатура на Бориса Ельцина, ведущего за собой людей в пропасть. Как отметила на открытии заместитель директора Национального музея Коми Светлана Бандура, этот журнал до сих пор остается «лицом республики» и интересен как с исторической, так и с художественной точки зрения.
Выставка «Между юмором и сатирой» будет работать до 31 октября.
Комментарии (2)