content/news/images/68160/PSV_0988-kopiya_mainPhoto.jpg
20:24, 14.09.2017 / КУЛЬТУРА

Единственный в Коми сатирический журнал отметил 60-летие выставкой

Взгляд на жизнь СССР со страниц сатирических журналов представили сегодня в Национальном музее Коми. Выставка «Между юмором и цензурой» посвящена двум изданиям: «Крокодил» и единственному в Коми сатирическому журналу «Чушканзи» («Оса»). В этом году они оба празднуют юбилей: первый – 95-летие, второй – 60-летие.

Единственный в Коми сатирический журнал отметил 60-летие выставкой
Фото Сергея Паршукова

Если «Крокодил» после распада СССР издавался до 2000 года, то «Чушканзи» выходит до сих пор, оставаясь первым и единственным сатирическим журналом в Коми.

PSV_1048-kopiya.jpg

PSV_1025-kopiya.jpg

Материалы для выставки сотрудники музея искали не только в своих фондах, но и собирали со всей республики и даже за ее пределами. Большие коллекции нашлись в семейных архивах жителей Сыктывкара, Ижемского района, Москвы. На экспозиции удалось представить обложки, вырезки, подшивки, карикатуры республиканских художников Валентина Полякова и Виталия Осипова практически за всю историю существования журналов. Часть выставки, посвященную «Чушканзи», удалось наполнить благодаря действующим сотрудникам редакции.

PSV_1070-kopiya.jpg

- В Коми есть особые «осы», которые активны круглый год, они трудятся в стенах редакции. Они уже на протяжении 60 лет выполняют свою основную миссию: дарят читателям тепло юмора и поддают жар острой сатиры, - отметил на открытии главный редактор журнала Григорий Хатанзейский.

PSV_1022-kopiya.jpg

Заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Евгений Цыпанов подчеркнул, что «Чушканзи» интересен не только своей карикатурой, но и языком. По его словам, тексты журнала «свободны от разных канцеляризмов» и переполнены «словесным хулиганством».

PSV_1036-kopiya.jpg

- Удивительно, что во многих семьях хранили журналы «Чушканзи» и «Крокодил», не выбрасывали, делали наиболее понравившиеся вырезки. Интересно, что они сохранились, - прокомментировала БНК куратор выставки Раиса Ларукова.

Сотрудники музея связывают такое внимание к журналам с их неугасающей актуальностью: сюжеты карикатур можно с легкостью перенести на современность. Так, одна из послевоенных обложек «Крокодила» посвящена снижению пенсионного возраста, более поздние, 80-ых годов, изображают Олимпийские игры, когда некоторые спортсмены не могли выступать под флагом своей страны, в начале 90-ых годов вышли карикатуры со взяточниками.

PSV_1078-kopiya.jpg

«Чушканзи» по остроте не уступал более популярному товарищу: самой запоминающейся стала карикатура на Бориса Ельцина, ведущего за собой людей в пропасть. Как отметила на открытии заместитель директора Национального музея Коми Светлана Бандура, этот журнал до сих пор остается «лицом республики» и интересен как с исторической, так и с художественной точки зрения.

Выставка «Между юмором и сатирой» будет работать до 31 октября.

2456

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • Иваныч
    14 сент. 2017 г., 21:33:17
    Ответить
    Лично хорошо знал Виталия Осипова, редкого ума и души был ЧЕЛОВЕК.ЦАРСТВО ЕМУ НЕБЕСНОЕ!!!
  • Порка
    15 сент. 2017 г., 0:15:12
    Ответить
    Самые жесткие осы обитают в комментах бнк. Но тут их удаляют беспощадно.