На обсуждение: «О языковой и национальной политике в Коми»
Доктор исторических наук, профессор Юрий Шабаев в очередном эссе рассуждает о практике языковой и национальной политики в Коми, об идее разделения на «коренной народ» и «некоренное население» и анализирует результаты мониторинга системы этнокультурного образования в регионе. БНК выносит текст на обсуждение.
«Последние несколько лет в Коми не утихали страсти вокруг вопроса о преподавании коми языка в школах республики. При этом изначально было понятно, что та образовательная практика, которая была предложена минобразом республики и лоббистами «насильственного языкового всеобуча», либо сознательно направлена на то, чтобы обострить межнациональные отношения в республике, либо это делается потому, что национальная политика понимается как манифестация культурной отличительностью и как стремление создать в республике разделенное общество.
В результате внедрения языковых уроков в школьные программы последовали обращения в Верховный и Конституционный суды, к главе республики и Госсовету, стали собираться подписи под петициями возмущенных родителей. Но все местные судебные инстанции заявляли, что все делается по закону. И это было откровенное лукавство.
Казалось все должно измениться после того, как президент Владимир Путин 21 июля в Йошкар-Оле заявил, что изучение языков титульных этнических групп в республиках должно быть сугубо добровольным. Указание ясное и однозначное. Более того, Владимир Путин поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить, как в регионах соблюдается закон о праве граждан на добровольное изучение национальных языков, иными словами как соблюдаются культурные права, в том числе право на культурную свободу.
Но помимо прямого поручения президента есть еще федеральный закон «Об образовании» в редакции 2007 года, есть ряд международных документов, которые регламентируют языковую политику, а главное - есть Конституция РФ.
Что касается мониторинга, то здесь у меня два серьезных замечания. Во-первых, мне как этносоциологу с тридцатилетним стажем исследований неоднократно приходилось писать о том, что придворные социологи или те, кто называют себя социологами и поставляют информацию нашим властям, грубо нарушают методику социологических исследований, а интерпретации данных опросов нередко вызывают удивление своим непрофессионализмом. А с академической наукой власти хотя и сотрудничают, но назвать это сотрудничество полностью эффективным нельзя.
Доказывая эту неэффективность, указываю, что, во-вторых, в апреле-мае этого года в республике уже был проведен мониторинг системы этнокультурного образования. Это было общероссийское исследование, которое проводилось по единой программе в целом ярде регионов, включая республику Коми. Было опрошено 50 экспертов, 150 родителей школьников, 150 школьников 8-10 классов из городских и сельских школ республики и 150 студентов. В числе вопросов анкеты были и вопросы, касающиеся преподавания национальных языков. Замечу, что распределение ответов на вопросы анкеты во всех группах респондентов (опрашиваемых) были во многом схожи. Поэтому я приведу итоги опроса лишь по одной из названных групп, а именно: самих школьников.
Здесь для нас важны и показательны ответы на вопрос, касающийся возможностей выбора варианта языкового обучения. Наибольшая часть учащихся (среди которых русские составили 64%, что соответствует их доле в населении республики), или 44,7% опрошенных выбрали вариант обучения без какого-либо использования национального языка. Согласны на «только общее знакомство» с ним — 28,0% респондентов, на стандартное обучение, то есть на тот вариант, который активно внедряется властями республики и республиканским министерством образования, — 21,3%, хотели бы иметь углубленный вариант изучения национального языка — 4,7% от общего числа опрошенных, а за обучение на национальном языке высказалось лишь 0,7% опрошенных нами учеников школ и колледжей.
Теперь по поводу российского закона «Об образовании». Закон предусматривает, что содержание вариативной части школьных программ устанавливается и регулируется не сверху какими-либо чиновниками, а снизу, т. е. они утверждаются советами школ и только. Обосновывая необходимость изменений в законе, тогдашний министр образования Андрей Фурсенко заявлял, что в некоторых республиках вводится обязательное изучение национальных языков и выстраиваемая там система образования нарушает как названный закон, так и Конституцию РФ.
Но в республике решили презреть и федеральный закон «Об образовании», и Конституцию РФ. Минобраз Коми активно насаждал повсеместное изучение коми языка, даже там, где не было условий для этого. Очень быстро этот насильственно внедренный предмет стал нелюбим школьниками. А нелюбовь к предмету у детей, которые еще не склонны к критическому мышлению, стала распространяться и на носителей языка - это было замечено нами в ходе проводимых в республике исследований. Но, видимо, этого и добивались сторонники языкового всеобуча. Замечу, что русский язык является родным для 40% коми, проживающих в республике, по данным последней переписи. Возникает серьезное подозрение по поводу того, что каким-то местным политиканам очень хотелось поссорить представителей разных народов, проживающих в Коми. Между тем, во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН еще в 1948 году, в 26-й статье говорится: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми, религиозными группами...» А согласно «Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах» (1966), который предполагает не только уважение культурных прав, но предполагает применительно к системе образования, что образовательный процесс будет организован с соблюдением требования приемлемости и адаптивности форм обучения. Это означает, что в одних школах республики уроки коми языка могут быть включены в программу, как обязательные (особенно в районах компактного проживания коми населения), в других они могут быть предметом по выбору.
Однако, практика языковой и национальной политики в Коми иная, но она не случайна и базируется на одной порочной идее, которая корнями уходит в первые годы советской власти, когда большевики взяли на вооружение доктрину этнического национализма. Согласно ей каждая этническая группа должна иметь свое национально-государственное образования, в пределах которой она объявляется «коренной», а все остальные культурные группы исторически проживающие на данной территории — некоренными. Коренные могут иметь определенные преференции и претендовать на политическое доминирование. Эта концепция прямо противоречила республиканским идеалам свободы и равенства, но она нужна была большевикам для своих политических игр. Да и само понятие национальность тоже ввели в официальную практику большевики, впервые оно было использовано во время переписи 1926 года и тогда большинство людей на вопрос о национальной (этнической) принадлежности не могло ответить, заявляя: «тутошние мы», «местные».
Идея разделения на «коренной народ» и «некоренное население» глубоко засела в умы местных политиков, причем республиканское сообщество рассматривается ими не только как разделенное на две культурные группы, но и как иерархически построенное сообщество, где не может быть равенства между гражданами, ибо «коренной народ» трактуется как «главный». А раз это главный народ, то все остальные культурные группы, составляющие подавляющее большинство населения Коми, должны ориентироваться на культуру главного народа и, безусловно, учить его язык. Это модель сродни культурному расизму и противоречит Конституции России.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на выступление Вячеслава Гайзера на конференции «Единой России» в январе 2011 года. Тогда глава Коми заявил буквально следующее: «Развитие культуры коренного народа — наш приоритет». Иными словами, культурные интересы всего населения и удовлетворение этих интересов были не очень и важны для местных властей, ибо есть избранный народ, чье процветание важнее процветания всего сообщества в целом. Таким образом, идея равенства всех граждан была первым лицом республики отвергнута, но это антиконституционное заявление никак не взволновало Конституционный суд республики, а равно и местную политическую элиту, для которой разделенное общество воспринималось как норма.
Этноцентристское восприятие местного сообщества, где на вершине культурной пирамиды находится одно этническое сообщество, закреплено не только в заявлениях первых лиц, которые в пику президенту России никогда не говорили о российской нации и общероссийской идентичности.
Этноцентристское восприятие республиканского сообщества закреплено и в таком официальном документе, как Концепция этнокультурного образования РК (принята в 2015 году). Там сказано: «Основой этнокультурного образования является освоение этнической культуры коми народа в диалоге с культурами русского и иных этносов, проживающих в Республике Коми…»
Я лично полагаю, что основой этнокультурного образовании является воспитание у учащихся адекватных представлений о многонациональной природе Российского государства (многонациональном российском народе – российской нации) и исторически сформировавшейся поликультурности республиканского сообщества, воспитание культуры толерантности. А главной целью системы этнокультурного образования (вместе с другими образовательными и информационными системами) является формирование представлений о национальном единстве россиян, чего, видимо, не хотят понять чиновники, творившие названный документ, хотя именно эта цель постоянно подчеркивается президентом.
Видимо, изначальная поликультурность населения Коми земли и нынешняя многоэтничность республиканского социума, как для разработчиков этой странной концепции, так и для политической элиты республики не очень важны. Можно не замечать, что собой реально представляет местное сообщество, а можно идти дальше и вообще игнорировать положения российской конституции.
Показательным и отнюдь не безобидным примером игнорирования федеральной конституции и ее основополагающих положений является эволюция Основного закона республики. Под влиянием лидеров коми движения в Основном законе, принятом в 1994 году, стали конституциироваться не основополагающие правовые нормы, а политические декларации. В этом смысле важны статьи 2 и 3 Конституции РК. Во второй статье вполне корректно заявлялось, что «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Республики Коми является ее многонациональный народ». Но уже третья статья как бы опровергала гражданскую и поликультурную сущность местного территориального сообщества, дословно повторяя политический лозунг, прописанный в одной из резолюций первого съезда коми народа. При этом данная статья очевидно противоречила предыдущей. В ней было сказано, что «коми народ – источник государственности республики», хотя очевидно, что в основном законе должны конституциироваться правовые начала, отличающиеся повышенной нормативностью, к которым в данном случае может относиться только такая принципиальная правовая норма как право народа (как гражданского, а не этнического сообщества) на самоопределение. Следовательно, источником государственности Коми могло быть только это право — право на самоопределение народа РК. Чтобы понять это достаточно почитать любой учебник по конституционному праву.
В начале 2000-х, когда началось приведение региональных законодательств в соответствие с нормами федерального законодательства, пришлось отменить закон о статусе съезда коми народа и потребовалось внести изменения в Конституцию РК, поскольку было опротестовано положение о том, что именно коми народ есть источник государственности республики. В основной закон были внесены изменения, но они весьма показательны.
Эти изменения показывают, что суть сложившейся этнополитической модели республиканского социума (идеи резделенного сообщества) оставалась неизменной.
Этнические активисты из рядов коми движения полагали, что «национальная республика» есть коллективная собственность титульной этнической группы. И поэтому, когда федералы потребовали изменить названную норму конституции она лишь трансформировалась, а для сохранения идеи из конституции было изъято упоминание о поликультурности местного сообщества. И теперь основной закон никак не констатирует факт многонациональности республики.
В новой редакции статья 2 звучит следующим образом: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы». И все!!!
Статья 3 начинается таким образом: «Образование Республики Коми и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа....»
Пункт первый статьи 3 федеральной Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Практически в таком же виде эта формулировка присутствует в конституциях 18 республик и только в Коми ее решили не повторять, что прямо противопоставляет основной закон РК Конституции России. Возникает закономерный вопрос: названное противоречие как-то волнует наш Конституционный суд? Видимо, нет. Но вносить изменения в конституцию республики все равно придется.
О некой особой роли титульной этнической группы сказано в конституциях только четырех республик, но особенно очевидно это подчеркнуто именно в Конституции Коми.
До сих пор вся этнополитика в РК строится на концепте разделенного сообщества и культурной иерархии: «коренной — народ» — «некоренное население». При такой политической практике политоним, т.е. общее политическое имя местного сообщества возникнуть не может и его до сих пор нет, хотя Коми государственности скоро исполнится сто лет. И такая ситуация является политическим абсурдом.
В Татарстане, к примеру, уже давно осуществляется активная интеграционная политика и там есть общее имя для граждан национально-государственного образования — татарстанцы. Свое имя (политоним) есть у граждан любого государства и государственного образования, если оно таковым действительно является. В Великобритании это британцы (не англичане, шотландцы, валлийцы), в Финляндии — финляндцы (не финны), в Австрии — австрийцы (не немцы) и т.д. У граждан республики общего имени нет, потому что никто и никогда не думал и не заботился об интеграционной политике, политике строительства прочного республиканского сообщества, объединенного общими идеалами и ценностями.
Теперь несколько слов об информационном пространстве республики и неких устойчивых стереотипах.
В последние годы в интернет-пространстве довольно много сомнительных и просто провокационных высказываний, которые по сути своей направлены на усиление межнациональных противоречий и вражды. После очередной публикации на сайте БНК, появилось довольно много комментариев. В том числе были и откровенно русофобские высказывания, которые однозначно нужно расценивать как экстремистские. Но такие же высказывания имели место и ранее. К примеру, когда три года назад БНК устроило круглый стол по вопросам преподавания коми языка в школах республики, ответом на него была масса высказываний, в том числе в некоторых из них давалась «рекомендация» «некоренному населению» покинуть пределы республики («чемодан-вокзал-Россия»).
В январе 2012 года «Независимая газета» в статье «Россия: национальный вопрос» процитировала президента: «Нужно отдавать отчет, какие риски и угрозы заключены в ситуациях, чреватых переходом в стадию национального конфликта. И соответствующим, самым жестким образом, без оглядки на чины и звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напряжению… …Неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют».
Тем же, кто помещает в публичном пространстве высказывания, в которых представители других этнических групп маркируются как нежелательные элементы на Коми земле, хочется напомнить, что подобные публичные высказывания – это уголовно наказуемые деяния и вполне возможно, что их авторам придется отвечать за них перед законом. Нормой же должно стать адекватная реакция правоохранительных органов на любое подобное высказывания.
Что же лежит в основе агрессивных высказываний или еще более распространенного мнения, что Коми земля – это коллективная собственность коми народа, что этот народ здесь всегда жил и потому обладает (или должен обладать) некими особыми правами на данную территорию. Во-первых, такие высказывания люди позволяют себе, поскольку не знают российских законов, что не освобождает их авторов от ответственности. Во-вторых, националистические убеждения, есть акт отрицания республиканских идеалов – идеалов свободы, равенства и братства.
Наконец, в-третьих, здесь имеет место элементарная историческая безграмотность - незнание или нежелание знать историю собственной малой родины – Республики Коми, а равно и истории нашего общего Отечества - России. Распространенное мнение упертых сторонников этнического национализма таково: Коми – это наша земля, мы здесь хозяева, поскольку всегда тут жили, а все остальные – пришлые, а потому мы «должны заказывать музыку».
По мнению ученых финно-угроведов общей прародиной всех финно-угорских народов, включая коми, является Прикамье, а возможно Прикамье и восточные склоны уральских гор (не случайно языковая семья называется уральской, а не финно-угорской). Из Прикамья началось постепенное движение предков коми, удмутров, мордвы, марийцев, вепсов, финнов, венгров в места их нынешнего проживания. Причем некоторые из них пришли на свою «исконную родину» довольно поздно. Так венгры пришли в Паннонию в восьмом веке новой эры.
Теперь по поводу того, кто и когда на нынешней территории Коми был первым. Если говорить о северных территориях, то очевидное первенство в освоении этих территорий принадлежит ненцам – они пришли на европейский север около 1000 лет назад, как полагают специалисты. В начале XVI века Среднюю и Нижнюю Печору стали заселять русские, и из этих переселенцев сформировалась такая специфическая культурная группа, как устьцилемы. Четверть века спустя выходцы из Усть-Цильмы вместе с переселенцами с Вычегды основали Ижемскую слободку. Самая северная группа коми - коми-ижемцы стала складываться в том же столетии на основе интеграции трех этнических компонентов: коми, русских и ненцев. У ненцев ими был заимствован весь хозяйственный комплекс, одежда, фольклор. Не случайно в 1835 году было принято «Уложение о самоедах Мезенского уезда», согласно которому ижемские оленеводы должны были платить ненецким родам за пользование оленьими пастбищами в Большеземельской тундре. Этим документом признавалось первенство ненцев на данной земле.
Восточные территории республики, где ныне располагаются Троицко-Печорский и Усть-Куломский районы многие тоже считают «исконными коми землями». Но до XV века, когда Коми земля окончательно вошла в состав Российского государства (Московского царства) на этих территориях коми не жили - они были заселены вогулами (манси) и отчасти остяками (хантами). Московское царство распространило свое влияние не только на земли коми, но и на Предуралье, что с одной стороны позволило сначала успешно противостоять угрозе вогульских набегов на сысольские, двинские , устюжские земли, а затем и вовсе прекратить набеги (которые были бичом для местного населения), покорив Сибирское ханство. Это открыло возможность для колонизации Верхней Печоры и Верхней Вычегды. Верховья Печоры заселялись русскими, а Верховья Вычегды – коми. Местное мансийское население было или вытеснено, или ассимилировано, хотя еще в XVIII веке его остатки проживали в Верховьях Печоры.
Население первой столицы Коми земли – Усть-Выми, где была создана вымская епархия, изначально было русским, но затем оно было полностью ассимилировано коми, хотя долгое время память о своей прошлой культурной принадлежности сохранялась у старожилов села. В Прилузье, Усть-Вымском районе есть села, где один из концов села называется русским (роч), поскольку исторически сложилось так, что в них проживали совместно коми и русские. А первое постоянное русские поселение на землях Коми (Перми Вычегодской) появилось в XII веке – Пожегское городище.
Возникает вопрос: кто же тут у нас коренной? В Концепции государственной национальной политики, которая была принята в 1996 году, справедливо отмечалось, что большинство народов России исторически связаны с ее территорией и принимали участие в формировании ее государственности, поэтому все они являются коренными в этом смысле.
В том смысле, в каком употребляли понятие «коренной народ» большевики или нынешние этнические активисты оно должно вообще исчезнуть из политической лексики. Ведь активная пропаганда «особых прав» коренного народа в начале 90-х привела к тому, что воркутинские шахтеры пригрозили, что Воркута выйдет из состава республики. А в Усть-Цильме над зданием местной администрации демонстративно не вешали республиканский флаг и там развивался только российский штандарт. Тогдашний глава района Выучейский говорил мне, что тем самым они подчеркивают свою «российскость». И не случайно примерно тогда же родился «гимн» усть-цилемов, который ныне распевают как на официальных мероприятиях, так и во время семейных застолий:
«Мы – россияне,
Мы – устьцилема!
Мы на своей земле,
Мы – дома!»
Теперь в качестве инструмента провоцирования внутренней напряженности стали использовать язык, ничему не научившись на уроках прошлого. Поэтому совсем не случайно в прошлом году на сайте EDAily появилась статья Артура Приймака «Как Республику Коми довели до этнократии». Статья спорная, но в ней есть важный посыл: этнический национализм как политическая практика и всякие его вариации должен быть изжит в многонациональном регионе. Действительно, если властные элиты Коми не сделают политику гражданской интеграции ядром региональной государственной политики, они еще более противопоставят себя той позиции, которую занимает в этом вопросе президент РФ, постоянно ратующий именно за гражданскую интеграцию внутри российского общества.
В этом году по поручению президента был создан научный совет по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений при президиуме РАН, основная цель которого состоит в разработке закона о российской нации, как называют его злые на язык журналисты. Закон же, скорее всего, будет называться «Об основах государственной национальной политики». Будущий закон должен ясно показать, что политике гражданской интеграции нет альтернативы.
В работе совета принимают участие крупнейшие отечественные юристы и мне на этой площадке и на других экспертных площадках при обсуждении современных российских реалий предстоит сказать многое о правовой близорукости местных юристов, о реальной эффективности республиканского миннаца, и о приверженности элит Коми идее разделенного общества, хотя я надеюсь, что российские законы в республике все же будут выполняться, а попытки «замылить» прямые указания президента прекратятся.
Вместе с тем, по причине того, что в настоящее время на государственном уровне четко определены государственные тренды развития этнонациональной политики, обозначенные президентом в октябре 2016 года на Совете по межнациональным отношениям, важно отметить, что существует ряд тем, которые являются крайне дискуссионными и не будут иметь государственной поддержки В числе таковых тем названо использование термина «коренной народ» применительно к российской специфике. Вместо этого президентом РФ предложен концепт «единой российской общегражданской нации», который пока так и не принят как руководство к действию местными политическими и культурными элитами.
Шабаев Ю.П., доктор исторических наук, профессор, эксперт сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, федеральный эксперт научно-технической сферы, член Научного совета по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений при Президиуме Российской академии наук».
Комментарии (312)
15 июля 1929 г. Усть-Цилемская волость и Ермицкий сельсовет Пустозерской волости вошли в Коми автономную область и составили Усть-Цилемский район
Вывод: то что осталось от малой народности сейчас спит спокойно. понимая, что через 3 поколения коми язык уже не будет использоваться в быту.
Все споры о языке - типичная предвыборная риторика из уст безальтернативного "победителя".
PS: Без знания этого языка не берут в университет.
Но дикари называют это "грабить" и "политические игры".
А нынче, вот, нет.
Вот и давят её теперь как могут.
Тишенко и Бурдаев бегают собирают в картуз монеты.
Понятно, что это - очередное осеннее обостреннице. И понятно, что редакция собирает бабки на кульки новогодние для своих детей.
Но ведь и Отделы К, Э, ... тоже хочут кульки...
Позиция Президента
Позиция Минобрнауки РФ
Позиция Рособрнадзора:
«Проблема русского языка уже фактически становится проблемой общегосударственной. Это связующий язык всего населения страны, и поэтому знание русского языка считается чуть ли не предметом нацбезопасности. С одной стороны, в течение длительного времени в наших национальных республиках русскому языку уделялось значительно меньше внимания, чем национальным языкам, что привело к тому, что там многие дети действительно плохо владеют русским языком. И сейчас делается попытка усилить внимание к русскому языку – для того, чтобы потом, когда дети пойдут в вузы, они могли нормально учиться.
Позиция Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Минобрнауки
....любой язык живет по своим законам, не подвластным указам сверху, и его нельзя ввести или насадить насильно. А искусственные предписания только повышают градус межнациональной напряженности. Именно так случилось в республике Коми, где обязали в школах изучать коми-язык. Особенно много жалоб поступило из Воркуты, где по статистике коми-населения всего 2%. К тому же там тяжелые климатические условия, очень короткий световой день, вследствие чего у детей снижена работоспособность, а из-за лишнего предмета их еще и перевели на шестидневку.
Наибольших успехов в конструктивном решении вопроса достиг Башкортостан, оперативно отменивший обязательное изучение башкирского языка.
Прокуратура Башкортостана опубликовала разъяснение по поводу обязательности изучения в школах республики родных языков, родной литературы и башкирского языка.
"Законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации", отмечается в разъяснении.
Преподавание государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков "осуществляется с особенностями": в частности, "важно, чтобы учебные планы школ, которые предусматривают изучение башкирского языка и родных языков, соответствовали требованиям закона".
В разъяснении сообщается, что "при утверждении учебных планов обязательно учитывается мнение каждого родителя", и "преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается". За нарушение прав и свобод предусмотрена административная ответственность, указывает прокуратура.
Весь наработанный опыт есть в интернете:
Встреча Главы Башкортостана Рустэма Хамитова с руководителями национальных общественных объединений Башкортостана
В Республике Башкортостан состоялось заседание Комиссии при Правительстве РБ по реализации Закона РБ "О языках народов Республики Башкортостан"
Практическое решение вопроса позволило не погрязнуть в бесполезных диспутах, а использовать поручения Президента для дальнейшего развития направления, в том числе, определения источников финансирования и стимулирования:
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов подписал Указ о мерах по развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан.
Документ подписан в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации и в целях реализации статьи 54 Конституции Республики Башкортостан, гарантирующей равные права на сохранение родного языка народов, проживающих на её территории, создания условий для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан, обеспечения эффективности и доступности системы изучения башкирского языка и языков народов Республики Башкортостан, совершенствования условий для развития кадрового и методического потенциала в этой сфере по итогам рассмотрения предложений Ассамблеи народов Республики Башкортостан и Всемирного курултая башкир.
Указом учреждены гранты Главы республики для реализации проектов, направленных на сохранение, пропаганду и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан.
В документе также отмечена целесообразность создания Фонда по сохранению и развитию башкирского языка.
Правительству РБ поручено до 1 февраля 2018 года разработать и утвердить госпрограмму по сохранению и развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан с подпрограммами «Башкирский язык», «Русский язык» и «Родные языки», а также определить источники финансирования расходов, связанных с реализацией Указа.
Общественной палате РБ совместно с Ассамблеей народов Республики Башкортостан рекомендовано осуществлять общественный мониторинг реализации федерального и республиканского законодательства в сфере языковой политики.
Кто нибудь научите его элементарной логике и статиситике...))
Нефиг впихивать невпихаемое, коми язык насильно изучать.
И никакой сволочи на любом чиновном или каком другом уровне не удастся вбить клин между нашими отношениями с друзьями, коллегами и знакомыми, которые чисто коми.
по железной дороге..."
У Вас ведь есть имя, наверное... И будет неприятно, если будут обзывать даже по-дружески в присутствии Ваших близких.
"комяк" - оскорбительный термин. И ты применяешь здесь именно ради этого.
Чупров обжаловал решение Ижемского районного суда. Сегодня коллегия Верховного суда Коми оставила без изменений решение суда первой инстанции.
Этнофолизм (от др.-греч. ἔθνος — племя, род и φαῦλος — дурной, ничтожный, также экспрессивный этноним) — экзоэтноним с отрицательной коннотацией, относится к пейоративной лексике просторечия.
Этнофолизмы включают в себя негативно коннотированные именования представителей различных этносов в жаргонах-социолектах, проникающие оттуда благодаря своей экспрессивности как средство стилизации в литературный язык.
В отличие от нейтрально коннотируемых этнонимов (например, «немцы», «иностранцы»), семантике этнофолизмов свойственны не только оппозиция «свой-чужой», но и значение чуждости именуемого, при этом негативность коннотации может варьировать от иронично-пренебрежительной («макаронник» по отношению к итальянцам) до уничижительной, презрительной и бранной («чучмек», «чурка» по отношению к представителям народов Средней Азии, а также «хачи» по отношению к людям кавказской национальности)[1].
В некоторых случаях в качестве этнофолизмов используются нейтральные в своём основном значении лексемы языка говорящего, приобретающие пейоративное значение в контексте высказывания («чёрный» к неграм, «брат» по отношению к иностранным студентам в студенческом сленге) либо заимствованная лексика, например, личные имена (Фриц или Ганс по отношению к немцам).
Пы.Сы. И вообще, раз такой умный комяк и тебе не нравится мнение эксперта, то идите в Суд и доказывайте обратное. Что вы тут на нервы исходите.
«Народ коми: Краткие очерки этнической истории и культуры»,2008
Почитайте книгу. Там Шабаев Ю.П. имеет противоположное мнение по производному слову от "коми"
И началось...
Сами строчили провокационные коменты от выдуманных оппонентов, сами же отвечали. Периодически удаляли адекватные, а оскорбительные продолжали комментировать. Вместо обсуждения устроили свару.
Банка с выше указанными чей заказ выполняем?
Неужели нет других проблем?
Не надо ля-ля.
Тогда же в ним присоединился Савельев. Чуть позднее, после провокации Бурдаева, подключился Былина. Точнее после изъятия 3000 контрофактных дисков в Воркуте.
Вначале пишет, потом сам себе отвечает, а после ещё и удаляет свои же комментарии.)))
Сколько ж там личностей воюет в его черепушке??? )))
Вот такие они - даже своих кураторов кидают. )))
Для это операции выбраны республики ТАТАРСТАН, КОМИ, ЧУВАШИЯ, БАШКОРТОСТАН и САХА.
Православному министерству образования поручена основная роль по предоставлению лживой статистики и лживого общественного мнения.
Им в помощь активируются продажные общественники, из ТОРЫки и прочие шизофреники готовые продать родную маму за 30 серебренников.
Как видим программа по разжиганию ненависти между народами активно работает в этих республиках.
И самое интересное, активные её разжигатели даже не являются РУССКИМИ. )))
Так что, БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ, не продавайте их этим шизикам.
Буду голосовать за Путина В.В., чтобы ему дать возможность окончательно и без поворотно покончить с этими и другими проблемами в России.
А бесит статья только националистов любого толка. Что здесь в комментах и видно.
Творите свою судьбу и судьбу своего города сами, а не прогибайтесь под неризиновую.
Нет, Шабаева следует однозначно оградить от общества.
Есть математика на Коми языке.
Есть раскладка клавиатуры на Коми, есть онлайн-курсы, скоро будет онлайн-переводчик, и многое другое
Ну и не (отм.) после этого?
Им (отм.) не понять, что многолетняя принудиловка уже сжала пружину до предела и после ее скорой отмены она выстрелит им в лоб: от изучения коми языка уже отказываются и будут отзываться все больше и больше коми детей.
Так что, плескайтесь оба в своих злобных испражнениях дальше. Дети не пойдут за такими как вы.
Если здоровой части коми национального движения не принять срочные меры, то есть риск получить своих "Гадких лебедей"...
Правда... выходные, вроде, закончились. А вот алкоголя - еще нет!
Как страшно жить!
Банка от этих нападок на коми народ только в выигрыше - рекламодатели платят за количество просмотров рекламы. Чем более оживленнее "беседа", тем больше бабок! - Деньги не пахнут.
13 октября состоялось заседание Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан по реализации Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан".
На заседании отмечено, что в текущем учебном году в целом наблюдается увеличение количества учащихся, выбравших изучение в качестве родного не русского языка:
башкирский язык увеличился на 1,5% и составил 86,6%;
родной татарский язык увеличился на 4,3 % и составил 10%;
родной чувашский язык увеличился на 6% и составил 0,8%;
родной марийский язык увеличился на 0,8% и составил 1,1%;
родной удмуртский язык увеличился на 0,5% и составил 0,2%; родной мордовский язык - 0,04%; родной украинский язык – 0,02%; родной немецкий язык – 0,08%; родной латышский язык –0,004% от общего числа обучающихся.
В 2017-2018 учебном году, доля изучающих башкирский язык как государственный увеличилась на 11,25%, в сравнении с прошлым учебным годом.
Таким образом, изучение родных языков народов, проживающих на территории Республики Башкортостан организовано в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. Права обучающихся на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализовано в полном объеме.
Следует отметить, что в текущем учебном году не выбрали для изучения башкирский язык как государственный 7,6% обучающихся 2-9 классов.
В связи с потерей педагогической нагрузки 138 учителям башкирского языка требуется пройти курсы профессиональной переподготовки. Учитывая высокую социальную значимость вопроса, принято решение о выделение финансовых средств для переобучения данных педагогов.
Чего же им так комфортно жить с коми мортами, чем со своими соплеменниками?))))
Если и жахнет, то до Урала не достанет
Возможно у них тоже нет матерных слов.
Но как-то использовать не принято.
Это о защите русского языка и русского мира из каждого утюга вещают
Нет?
Чиновничья круговая порука возобладала над научной экспертизой", — говорится в заявлении, которое поступило в редакцию РБК.
Статус ученого опущен до тряпки.
Народы теперь не объединятся против нас.
Всё по плану.
Возможно для того чтобы предупредить конфликт надо конфликт разжечь?
Пожигателями выступили Бурдаев с Тищенко со товарищи
Организация Объединённых Наций от лица Специального докладчика по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Хосе Мартинесом Кобо, приводит следующее определение:
«...коренной народ состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на неё прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое и колониальное положение путём завоевания, колонизации и других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными, экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается главным образом на национальных, социальных и культурных особенностях других господствующих слоёв населения».
Пример:Путин молится на курс нефти,и БОГ ему в этом не заступник,т.к. он нарушает все каноны православные.........
СРЕБРОЛЮБИЕ-это смертный грех
(отм.)!!!!
Сколько же болных на голову развелось.
Особенно среди профессоров и адЭмиков, совсем шизанулись.
Доктора наук уже на журналистов нападают с ножом...
Видимо какой то вирус жизофрении в руских акадЭмиях наук завелся....
(автор к сожалению неизвестен, но по его словам - " 10 лет прожил в Воркуте"):
"Есть мнение, что в бытность Спиридонова в Коми был негласно оговорен порядок:
главе из «пришлого населения» обязательно должен «наследовать» представитель коми народа,
а тому, в свою очередь, — «пришлый», с ротацией в обратную сторону по истечению полномочий."
"Нынешний председатель Коми общественного объединения «Коми войтыр» (Народ коми) Сергей Габов был советником Гайзера по особо важным вопросам, и серым кардиналом республики"
Упасть-не встать!!! -
"Неоднократно приходится слышать следующее: в Госсовете должен быть только портрет Маркова, а всему остальному место только в музее."
Марков и Габов рулят Коми!!!
Интересно сколько кв. метров портрет Маркова в Госсовете?
- Детская загадка? - Ссяс отгадаем...
...это Шабаев. Нет?.. Тогда - кто?
Знаю-знаю! - БУРДАЕВ !!!
Ух! какой он.
Ведь все намного проще.
Все это - очередное осеннее обострение. Скоро -
долгая холодная темная зима. Многих это пугает, вводит в ступор. Некоторые начинают истерично писать статьи, комменты. Особенно тяжко с этим в забытом Богом Воркуте. - Все это повторяется из года в год. Пора бы уже привыкнуть.
Лечится легко и без побочных эффектов. - Стакан водки хряпнуть на ужин и - на бок! Через неделю - как рукой снимет!
А школу Вы уже в прошлом веке кончили. Не так разве? - зачем изображать из себя школьницу-девственницу?
Куда пошла?! - Песок подмети после себя...
«...Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить.
Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия.
Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.
Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три руб** на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, с***ных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!»
Александр Куприн "Немножко Финляндии"
Нужен! Учим! Говорим!
«Нравственные основы семейной жизни» авторы которых окончательно ошизевшие монахини.
Вот монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина), дама, чья жизнь с мужем не сложилась настолько, что она ушла в монастырь - внимание! - вместе с сыном.
Но дело уходом же не закончилось. Видимо, брак оказал такое разрушительное действие на мозги дамы (как по мне, так выжег напалмом все то немногое, что было), что монахиня написала учебник. «Нравственные основы семейной жизни».
Ну ешкинжекот. Ну как??? Тетка, чья жизнь в семье ни для кого примером быть не может - пишет учебник. Ценности у нее. Нравственные, б**, основы. Семейной жизни.
На каком году брака уходить в монастырь. 10 вариантов отказа мужу, который хочет секса. Как обустроить келью уютной мебелью из расплетенных лаптей.
Но даже не это самое поганое. Самое поганое - школьников заставляют это учить.
"Включение курса в школьную программу (в его рамках разработаны учебно-методические комплексы для 10 и 11 классов) будет рассмотрено на одном из заседаний учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования, которое пройдет в ноябре." - пишет МК.
Реализация Программы “Школа возрождения” предполагает открытость школы для позитивного воспитательного опыта Православной церкви как фактора развития отечественной культуры. В рамках этой Программы мною преподается курс "Нравственные основы семейной жизни".
Авторы – составители экспериментального курса:
Моисеев Д.А. – иерей, священник г. Екатеринбурга, кандидат биологических наук;
Монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук.
Авторами предоставлен очень ценный, уникальный по содержанию материал, (огромное им за это спасибо), однако, на мой взгляд, он скорее ориентирован на учащихся гимназических классов и учащихся воскресных школ, необходим для педагогов и родителей. Как много мы не знаем!
Содержание курса адаптировано к условиям нашей школы, с учетом того, что:
1) Школа не призывает к воцерковлению – это дело семьи и лично каждого человека – она, как уже было сказано выше, готовит их к созданию крепкой, счастливой семьи через введение старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для нашего Отечества;
2) Программа рассчитана на 2 года обучения, а нам хотелось дать основы курса и для нынешних выпускников-учащихся одиннадцатых классов.
3) На уроках часто использую фильмы – беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев.
Поэтому пришлось какие-то темы объединить, какие-то, наоборот, расширить дополнительными материалами;
Примером такой адаптации является первое занятие, которое вводит учащихся в курс "Нравственные основы семейной жизни":
1. Составлена презентация с одноименным названием, для того, чтобы заинтересовать учащихся и дать представление об особенностях и содержании курса.
2. Рекомендованный авторами фильм В. Яцкина "Под солнцем" о судьбе двух молодых людей (музыкант и миллионер Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством и знаменитая пианистка Полина Осетинская) заменен фильмом того же автора "Пролог". В нем рассказывается о судьбах детей из неблагополучных семей, ставших беспризорными, старшеклассники задумываются о причинах несчастия героев фильма. Этот фильм, на мой взгляд, более близок к теме.
банка периодически вбрасывает шабаевых
попутно от посещения банка имеет бабки от рекламодателей
Деньги не пахнут. бурдотищенки тоже при корыте
До начала 20 века русских на территории зырянского края было не более 5% , и те были либо изнанными усть-цилемцами либо чиновниками и попами присланными московией.
Давай ещё про инопланетян расскажи. )))
Лыже Йиркапа 8000 лет, и легенда о нём была у зырян задолго то археологической находки, что говорит, о том, что предки зырян были свидетелями Йиркапа. )))
Всё просто. )))
Зыряне на этой территории как минимум 8000 лет жывут, смиритесь с этим фактом или шизанетесь окончательно.)))
Умри невеждой, уж такая у тебя ВЕЛИКАЯ судьба.)))
« – Мне иногда кажется, что больше ни в одном языке нет такого количества плохих слов для обозначения пожилых людей, как в коми. Например, в некоторых районах Коми края принято было усаживать пожилых членов семьи за обеденный стол в последнюю очередь. Коми чрезмерно завистливы. Коми народ не отличается коллективизмом. Кроме того, мы слишком упрямы, переубедить нас практически невозможно».
А упрямство верный признак глупости.
Карамзин - главный фальсификато Романовых. И уже давно разоблаченный со своим стафаном пермским и лжеазбукой анбур.
Среди титулованных ученых у меня нет авторитетов. Большинство титулованные лжецы и галлюцинаторы.
Авторитетны только ФАКТЫ и артефакты, а не писанина своих шизофантазий, не дружащих с элементарной логикой. )))
Бурдаев так и пишет- КОЛЛЕКЦИОНЕР ГРАМОТ И КОРОЧЕК. ))))
Такое вот щастье у них. )))
- Похоже на то...
А Бурдаев, конечно, удивил здесь. Обычно он всеми фибрами души выступает рьяно за любое начинание властей и чиновников, а вот здесь - взбрыкнул. Пошел против "линии партии". Посмел усомниться в правильности решений Минобраза и Главы. - Что с ним случилось?..
Еще совсем недавно он героически защищал министра, рекламировал всячески Вудком, Белкомур, Ыбитсу, ... и вот - на тебе!
Германцы и есть потомки угров, ушедшие на запад до британи ЭНГЛОВ (ЁН_ГОЛов)
Это условно челядь ( СHILD- по ангийски) угров. )))
А круглый Аркаим, копия подземных, но деревянных жилищ хантов ( йогара) которые они строили ещё в 19 веке. ))))
"Я думаю, что принуждение к изучению языка не нужно. Мы не должны принуждать людей учить дополнительный язык, если они этого не хотят. Не так важно его вбивать всем в голову в школе, важно, чтобы он где-то использовался, потому что иначе он просто станет языком мертвым", – заявил он в интервью "Эхо Москвы", опубликованном 2 октября.
Навальный подтвердил свое согласие в этом вопросе с Путиным, который в июле на заседании Совета по межнациональным отношениям заявил, что нельзя заставлять человека изучать неродной язык. "Есть вопросы, в которых, я, безусловно, с Владимиром Путиным солидарен. И, кроме того, Владимир Путин на словах говорит многие вещи совершенно разумные. Я не пытаюсь сказать, что всё, что говорит Путин, абсурдно", – пояснил политик.
Однако при этом нельзя допустить утрату башкирского, татарского и любого другого национального языка, подчеркнул Навальный. "Сейчас республикам просто сказали – отмените преподавание языка в школе. Точка, до свидания", – отметил он. По его мнению, нужно делать язык привлекательным, вкладывать деньги в сохранение СМИ на национальных языках и в культурное развитие.
"Им [республикам] нужно сказать – "ребят вы отмените, пожалуйста, обязаловку для всех, но мы компенсируем это тем, что национальный театр получит гораздо больше денег, или мы профинансируем несколько СМИ, или будем бесплатно раздавать детские книжки на национальном языке", – считает Навальный.
Ранее Генпрокуратуре было поручено проверить добровольность изучения национальных языков во всех республиках. Эти события спровоцировали волну отказов родителей школьников от обучения их детей национальным языкам в Татарстане и Башкирии. Дискуссия о добровольном изучении языка обострилась и в Коми. Противники обязательного изучения национальных языков в школах уверены, что они отнимают часы у других предметов, например, русского языка.
__________________________________________________
Еще один вопрос, который связан с национальностями. Должно ли быть обязательными для школ изучение вторых государственных языков в национальных республиках?
– Я думаю, что принуждение к изучению языка не нужно. Существует, и мы видим во многих странах, это же не российская проблема, проблемы есть в Испании, и мы видим сейчас ситуацию в Каталонии, связанную во многом с языком. Такая же ситуация во многих других европейских странах, во многих республиках России. Существуют механизмы развития национального языка. Его нужно развивать. Мы не можем, не имеем права, например, утратить башкирский или татарский язык.
Но школа – самый простой вариант?
– Мы не должны принуждать людей учить дополнительный язык, если они этого не хотят, но мы можем вложить больше денег для того, чтобы сделать язык привлекательным, для того, чтобы сохранять средства массовой информации на национальном языке, театры, культурное развитие. Ну то есть для того, чтобы язык жил. В общем-то не так важно его вбивать всем в голову в школе, важно, чтобы он где-то использовался, потому что иначе он просто станет языком мертвым. Поэтому, мне кажется, приоритет должен быть именно в этом направлении. Не обязательное для всех 100 % обучение в школе, а поощрение для того, чтобы больше желающих училось, чтобы были средства массовой информации.
Удивительно получается, то есть вы солидарны с Владимиром Путиным в этом вопросе? Он ведь тоже недавно сказал, что не должно быть никакого обязательно изучения.
– Есть вопросы, в которых, я, безусловно, с Владимиром Путиным солидарен. И, кроме того, Владимир Путин на словах говорит многие вещи совершенно разумные. Когда Владимир Путин говорит, что нужно бороться с коррупцией, я тоже солидарен с Владимиром Путиным. Просто он не борется с коррупцией. Я не пытаюсь сказать, что всё, что говорит Путин абсурдно. Ну он сказал, что не нужно принуждать людей учить язык. Я тоже считаю, что не нужно принуждать. Просто сказав «А», что не нужно принуждать, мы должны сказать «Б» — мы выделим больше денег на другие способы овладения языком, на поддержание этого языка в живом состоянии. Должна быть конкретная программа. Потому что сейчас республикам просто сказали – отмените преподавание языка в школе. Точка, до свидания.
Еслиу человека , что-тот хорошо получается, это и есть его карма ( коро:м), предназначение., долг перед вселенной. Всё остальное у него не получится. Тут всё просто.
У Путина карма (коро:м) , довести до полного развала на части застаревшую империю РОМАново- комуняцкую.. И как видим это у него получается очень здорово и он это дело обязательно закончит.
У Навального коро:м, только в деятельности связанной к вдохновлению народов к САМОуправлению, прямой демократии. Навальный для того и появился сразу же за Путиным, чтобы народы после развала империи были готовы к САМОуправлению.
И как видим этот у него здорово получается. И обязательно получится, потому , что механизм уже запущен.
Ничего другого от Навального и не стоит ждать, всё остальное будут делать уже САМИнароды.
Так что, БИАРМА будет свободной, развитой и РАдостной. Готовьтесь и готовьте детей к языку территории, тогда они смогут получать дополнительную энергию от земли.)))
Учите древние языки территорий, если хотите жить счастливо! В них сила территории.))
Вселенная на нашей стороне. )))
Будут использовать государственный язык в соответствии с законом. И наравне с русским.
Кстати, а кто коми-то не дает использовать язык коми в быту, самоуправлении и в суде? Другое дело, что сделать вид, что не понимают русского - не получится:)
Письменный, литературный коми кыв, побольшей части это велико пермский (сыктывкарский) диалект.
Русские москвичи ведь тоже не всегда понимают питерских русских. У одних бордюр, у других парибрик. Одни А-кают , другие О-кают.
Вообще в России, очень много ЖИВЫХ диалектов русского языка, часто не понятных тем кто знаком только с литературным русским языком.
Хотя нынешний руССкий язык, это язык реформаторов, которые кстати сами даже небыли руськими, а были иноземцами. )))
Ещё раз, любой язык формирует, трансформирует ПРИРОДА, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, местные энергии.
Потому и важно познавать язык народа живущего на территории с древности, в нем сила территории. )))
Ангийский американский по некоторым фонемам, даже ближе к языку индейцев.
И это не случайность, а закономерность. )))
Диалект вятки трудно спутать с говором тамбовщины. И ни часто не понимают слов друг друга.)))
Чего тебе тут не понятно?)))
Тоже самое произошло и с белорусским, великорусским, украинским, польским - они тоже диалекты от одного ДРЕВНЕГО ЯЗЫКА - письменного угорского языка- роуського языка. ))) Греческий, кстати (ИЛИ_ЛАДЫ) тоже от роуського языка. Хотя народ кровно изменился, как и сербы болгары и венгры. По крови они североафрикацы, а по языку угры. феномен. )))
Как люди расселялись по евразии с востока на запад, так и изменялись, трансформировались их языки под влиянием ПРИРОДЫ.
Всё естественно и закономерно в природе.)))
А А.С. Пушкин арапом.
Забыл?)
Интересно, а зачем тогда учить русский язык. Весь мир говорит на английском. Постыдно хаять народ и
на чьей земле живешь. А значит и язык.Что касается ,кто от кого произошел, то даже в советские времена признавали, что в основе т.н. русских-финно-угры. Да и сам русский язык-язык финно-угорских народов. Особо озабоченным, то вся основная терминология в точных науках, финансах-английская, немецкая, итальянская. Любой литературный язык впитывает диалекты и ничего не умирает. В целом, постыдно оскорб***ь народ, его язык. Выносить уголовные клички народа в публичную сферу. Так говорят и ведут себя скоты.
Наоборт, коми кыв надо всячески поддерживать (что, в общем-то, и так делается).Но при чем тут поголовное обязательное изучение языка в школе?
Потому и преподают коми и русский языки в школе всем детям ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Не нравится? Проведи референдум и отмени коми язык как государственный. ))) Всё ж просто.
Иначе не мешай детям учить язык территории. Им он нравится. И радуйся, что разумный коми морт и взрослых не обязал учить коми язык.)))
И да, государство у нас одно на всех, называется Российская Федерация. Государства "Коми" нет.
Правда вот русским никакго государст ва не дозволили иметь, вот они и бесятся и кидаются на всех.
Так где своё государство у русских крепостных?)))
Статья 1
Республика Коми (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации.
Все атрибуты государства - , конституция, конституционный суд, герб, флаг, гимн и исконный народ присутствуют. )))
Выбивается из этогоо сотружества государств только велокорусская нация, она не имеет своего государства, а выполняет роль придатка к государствам содружества, ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО , как и слово русский ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ к чему либо.)))
Самим не обидно от этой великой роли прилагательных? )))
В Конституции РФ есть ст. 65. "Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся СУБЪЕКТЫ Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия , Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;..." Понял? СУБЪЕКТЫ, а никакие не государства. А федеральные законы у нас имеют приоритет перед местечковыми
(отм.)
И естественно зырян комуняки отрезали от выхода к морю, памятуя как в 1919 году зыряне единственный народ который самостоятельно очистили зырянский край от банд красных иудо-коммисаров.
Жаль русские легли под комисаров и не последовали примеру зырян...их бы не привезли после в коми край эшелонами.
Да и вообще многих бед бы небыло...
Надеюсь практический урок усвоили НА БУДУЩЕЕ...)))
За большевиков никто не голосовал.
90% населения голосовало за демократию САМОуправление земств и капитализм ( частную собственность.)
А чего ты так всполошился и вспоминать боишься? )))
Из этих вертухаев интернационалистов чтоли? )))
Да и сейчас ведомые русские нападают на своих же братьев украинцев и грабят их. Такая вот прилагательная нация. ))
«отрядом интернационалистов», в составе которого были немцы, венгры, чехи, на Волге под Сызранью. Действовал он решительно и жестко; например, 1 июня приказал направить порожний состав на эшелон с чешскими военнопленными, не подчинявшимися большевистской власти, сбросив его с рельсов. Лето 191D г. Мандельбаум провел в боях на Волге и Каме. Из
«интернационалистов» стал в значительной мере формироваться Корпус войск советской охраны (войска ВЧК). С Волги Мандельбаума отправили на Север в качестве одного из руководителей архангельской роты этого корпуса. Он входил в число тех, кто возглавлял организацию эвакуации советских учреждений из Архангельска в начале августа 191D г., затем служил в Котласе, куда перебралась часть архангельского руководства.
Плавание 0Доброжелател*0.
В августе 191D г. командующий войсками Котласского района Северо- Восточного участка отрядов завесы красных А.И.Геккер получил письмо большевика Д.И.Розанова из Усть-Сысольска, в котором сообщались сведения о ляпинских хлебных запасах и активности белых в печорском бассейне. Красные решили разведать возможность транспортировки ляпинского хлеба для своих нужд. С этой целью, а также для борьбы с белыми на Печоре Геккер отправил в конце августа 191D г. летучий отряд прифронтовой Чрезвычайной комиссии в составе 11 человек под командованием Морица Мандельбаума в Усть-Сысольск. Ему предписывалось принять меры против появившихся па нижней Печоре немногочисленных белых, занять Печору, Ижму, верхнюю Мезень и среднюю Вашку, затем перейти Уральские горы, захватить Ляпино, а при возможности - и весь бассейн Оби.
Статья 1
1. Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации.
Положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда —
Два бадъельских партизана
Занимали города.
Также как и угор, ёгор ( изначально йогара)
От древних корней
Йо- (в руськом Я) личное, внутренее
Га энергия, сила
Ра- свет, солнце
Йогара означает Я ЭНЕРГИЯ СВЕТА.
кто ЗНАЕТ ВЕ_ДА тот лекто поймет смысл этого слова.
Все просто.)))
Также как и глагол КАНючить ( просить) тоже от КАНЬ.
В коми языке КЕР - бревно. КЕР_КА -бревенчатый дом.
КИРХ_ЕН- ДОМ БОГА, в германских языках.
ГАРА_МОНЬ - молодое слово, этимология не ясна.
Но гармонь была популярна у зырян.
А физгармони из выльгорта были по всей России продавались.
И ничего вы сэтим не поделаете, это факт, это физика, это природа.
А природу человвеку не покорить, с ней можно только взаимовыгодно сотрудничать.