Председатель комиссии МАК о катастрофе Ми-8 «Газпромавиа»: «Пилот поторопился»
В Ухте завершила работу комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Ми-8 авиакомпании «Газпромавиа». Работа по выяснению причин трагедии длилась без малого полгода. Материалы расследования уже переданы в Сосногорскую транспортную прокуратуру.
Председатель комиссии по расследованию катастрофы МИ-8 в ПЭК "Ущелье", главный специалист Межгосударственного авиационного комитета Владимир Губарев.
Председатель комиссии МАК Владимир Губарев всю ответственность за крушение воздушного судна в ПЭК «Ущелье» возлагает на командира экипажа – Сметанина, а главной причиной считает отклонение от маршрута.
По его мнению, гибель 6 человек произошла из-за совокупности факторов, в числе которых помимо торопливости пилота еще и нарушение правил формирования экипажа, напряженный график маршрута, плохая погода.
Как сообщил Губарев, родственникам погибших командира экипажа Михаила Сметанина, старшего бортмеханика Сергея Демина, трех стажеров из Москвы Антона Майорова и Антона Российского (вторые пилоты), Михаила Памова (бортмеханик), а также пассажира судна Виталия Хайруллина (сотрудник нацпарка «Югыд-ва») выплачены страховки по 1,7 миллиона рублей за каждого.
О подробностях расследования председатель комиссии МАК Владимир Губарев рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту БНКоми.
- В комиссию входят не только специалисты МАК, но и из других организаций?
- Да, и из Управления вашего Коми, из других подразделений. Поэтому мы, опираясь на наши опыт, знания и факты, пришли к единому выводу.
- К какому?
- К какому? Они изложены в документах, а документы направлены в прокуратуру.
- Вы председатель комиссии?
- Председатель.
- Я думаю, Вы как председатель можете рассказать, каково заключение, каковы все-таки причины?
- Причины всем давно известны. Экипаж нарушил правила полета, на исправном воздушном судне выполнял полет в ограниченных метеоусловиях. Если бы он летел по маршруту, вернулся бы в пункт назначения, а так он нарушил маршрут полета, спрямил его и послал в гору. Я после этого в Магаданской области был председателем комиссии.
Там тоже человеческий фактор присутствует, выполняли полет на низкой высоте, недопустимые виражи выполняли в горной местности, зацепились за отдельно стоящую елку. Это же… Несмотря на то, что они опытные летчики, так себя вести в полете никому не разрешается.
- Вы сказали, что они отклонились от курса. Есть какие-то предположения, почему они отклонились.
- Ну, спросите у Сметанина, спросите, почему он отклонился. Торопился. Напряженный был план полета, погода портилась, вот он и решил побыстрее полететь с одной площадки на другую, с той площадки на заправку надо было лететь, потом возвращаться в Ухту – это тоже время.
- То есть, переводя на бытовой язык, он решил срезать?
- Да.
- Как удалось это установить?
- Вы два пункта соедините, и линия не соответствует линии, на которой он должен был находиться. Это же так просто. Эти вопросы задают мне в течение полугода, неужели людям так трудно это самим понять?
- То есть, он в принципе не должен был над этой горой находиться?
- Конечно, не должен был. У него есть маршрут полета, по которому он правильно пришел, а вышел неправильно.
- А вот ограниченные метеоусловия…
- Да, ограниченные. Но это ему позволяло, так как у него большой опыт работы и он знал все курсы и все маршруты, для него это не было секретом. Мы все одинаково думаем, и одинаково настроены на правильный исход полета. Но его торопливость такая, я не знаю, с чем она связана, лету он сэкономил 5 минут.
- Проходила информация, что экипаж был сформирован с нарушением правил, в частности не было второго пилота. Это тоже послужило причиной?
- Да, мы от этого не отходим и считаем, что любой полет должен выполняться в полном составе экипажа. Даже если он обучает молодых летчиков, он тем более сам должен строго выполнять все правила полета. Все это сходится в одну точку: торопливость, нарушение маршрута полета, неправильное формирование экипажа. То есть если бы был натуральный второй пилот, он сказал бы: «Товарищ командир, нам сюда надо, куда ты прешь-то в гору?» Тем более что там снег, облачность… Люди, которые на ПЭК, дают показания, что действительно пошел снег, погода была плохая…
Да, он опытный пилот, на него надеялись, ему доверили воспитание молодых летчиков, там еще был молодой бортмеханик.
- Три стажера…
- Да, два летчика и бортмеханик, все из Москвы. Они приехали, чтобы их научили, дали допуск. Инструктор Сметанин должен был в конце этого обучения написать, что они прошли обучение и допущены к выполнению полетов.
- Цель этого полета была именно учебная?
- Нет, они…, просто я не знаю, в какой стадии они находились: обучения или просто они присутствовали в полете. Но на самом деле обучать летчика в горной местности на начальной стадии подготовки никак нельзя, ни один из документов не позволяет. Единственное, что они до этого могли, летая вдоль трубы в равнинной местности – ради Бога, там положено было одно упражнение по маршруту на ориентировку по местности, он должен был показать, каким курсом он летит, проверить выдерживание этого курса у этих молодых летчиков, как они выдерживали высоту полетов.
Есть нормативы такие: если ты выдерживаешь этот курс в течение 5-15 минут, то ты отлично это упражнение выполняешь; если ты не болтаешься по высоте, тоже отлично; если ты заданную скорость выдерживаешь на каком-то отрезке времени, то говорят «Молодец!»
А в данном случае он привез груз туда, разгрузил, а потом уже с одним пассажиром на борту и тремя стажерами полетели вне маршрута, напрямую, но не долетели, потому что разбились. А их стали буквально через 15 минут искать: когда видели, что не отзывается экипаж, выслали другой вертолет. Вертолет прилетел – ничего не вижу, здесь снег идет, видимости нет, по равнине искали – нет. А если бы они летели по маршруту, никто бы их не стал упрекать.
Ничего у них не отказало, они были в другой местности, и там их никто не искал поначалу.
- На какой высоте они разбились?
- На высоте 740 метров. Гора 1380 метров, но она была левее. Они попали в отрог. Конечно, он этим маршрутом, наверное, летал раз 100 или 200, в хорошую погоду наискосок, и экономил 5 минут. И в плохую погоду полетел также. Попал в зону невидимости, а потом не знал, чего делать.
- На ком ответственность за неправильное формирование экипажа?
- На нем же. Командир несет ответственность за все, перед полетом и в полете. И если он не в состоянии выполнить этот полет, он должен отказаться от него. Он был уверен, что выполнит его, и мы уверены, что он выполнит его, если бы летел по маршруту.
- Почему так долго шло расследование?
- Мы все варианты разбирали, просчитали. Было множество заседаний, каждый специалист имел право высказывать свои версии, все члены комиссии его выслушивали, обсуждали и всегда приходили к одному и тому же выводу: экипаж был не прав. Для того чтобы сомнения ушли о технике, мы провели ряд исследований, получили заключение, что все механизмы и агрегаты работали в штатном режиме. Но если летишь ты по улице или бежишь в дом головой – это совсем разные вещи…
Помимо всего мы независимую экспертизу по метеорологии со всей республики собрали, из космоса у нас есть снимки.
- Родственникам больно слышать, когда всю вину сваливают на экипаж. Разве руководство «Газпромавиа» в этом тоже не виновато?
- Мне не интересно ни врать, ни обманывать. Я государственный человек и поставлен на эту должность для того, чтобы выяснить истинную причину, какая бы она ни была - сладкая или горькая. То, что я вам рассказал, ничего не могу подсластить к этому.
Почему я в комиссию попал? Потому что 37 лет занимаюсь вертолетами. Сам налетал 12,5 тысяч, имею первый класс, академию закончил. Летать закончил не потому, что плохой летчик, а потому что наш отряд развалился, как развалилось многое в государстве. В Москве в Межгосударственном авиационном комитете я уже 7 лет, и это мое не первое расследование. Хорошо бы, если бы было последнее, но все так складывается, что примерно 5-7 подобных происшествий в год происходит…
Сметанин сознательно все решал и в отряде был первым человеком. Ну что теперь? Хочешь-не хочешь, а надо его обсуждать, хотя я бы с удовольствием только бы его хвалил. Герой – когда врагов бьешь и сам погибаешь. А когда врагов нет вокруг? Горы… Их надо обходить, пресечь желание лететь напрямую и лететь строго по маршруту – это тоже одна из черт совершенства.
- Ходили разговоры о высокопоставленных лицах…
- Нигде их нет, я их не обнаружил.
- Ходят слухи о якобы присутствовавших на ПЭК «Ущелье» руководителе Коми управления Ространснадзора Ещенко и прокуроре Коми Шуклине, которые могли каким-то образом повлиять на экипаж.
- Это уже называется грязная информация. Если мне говорят «Володя, ты не лети прямо, а лети в гору». Я скажу: «Да пошел ты, товарищ начальник». В данном случае я выполняю свои обязанности, могу вас выслушать, но сделать по-своему. Если я считаю, что лететь не могу, я не полечу…
А почему им надо было спрямить, я скажу вам дальше, вы меня просто вынуждаете. У них был очень напряженный план полета, дневной план имеется ввиду. Они прилетели из Ухты в Вуктыл, с Вуктыла на Кожву, с Кожвы полетели, опять возле Вуктыла сели, загрузились, потом прилетели сюда – разгрузились на ПЭК, даже не стали выключаться. Почему? Потому что они торопились, наверное, вернуться в Вуктыл, где нужно было заправиться и вернуться в Ухту, а это еще два с половиной часа. А в марте очень быстро наступает ночь, и хоть допущен к ночной работе, но все равно очень напряженно лететь одному да еще с двумя «желторотиками»-летчиками. Это на самом деле тяжело, я его понимаю. Мы это взвешивали, обсуждали, но пришли к выводу, что все его действия были неправильными. Возможно, даже надо было в такую плохую погоду прекратить полет и заночевать в ПЭК «Ущелье». Это ведь не тот случай был, когда человек при смерти, и его надо в течение 20 минут доставить в больницу, сокращая все углы и летя напрямую.
А тут в итоге предприятие понесло убытки: вертолет стоит миллион долларов, и страховку заплатили, и мы тут полгода отираемся, плюс моральная издержка.
- Адвокат родственников погибших от имени своих клиентов вел переговоры о выплате потерпевшим компенсации на общую сумму в полтора миллиона долларов.
- Можно и пять запросить. Человеческая жизнь бесценна… Существуют законы, согласно которым выплачивается компенсация, там есть градация… Здесь 1000 МРОТ – это 1 700 000 рублей. Такую сумму заплатили каждому. Ну и похороны тоже были за счет предприятия…
Каждый раз, когда я расследую происшествие, пропускаю через свою душу, через себя. И также нарушал, как они. Сейчас думаешь, какой же я был дурак: себя подвергал опасности, свою семью, экипаж, а в грузовой кабине бывает и 18 человек…
Специально для БНКоми Александра Чуманова, Ухта
Комментарии (19)
Вертолёт поменял угол атаки и стал \"сваливаться\", так вертолётчик этот забрал штурвал у генерала и послал его на х.. вся комиссия благодарила за спасённые жизни, а вояку 40-летнего подполковника выперли на пенсию.
Сметанин точно бы лишился работы и в МАК его бы не взяли...
1 - если не знаешь уважаемый на какой стадии были стажеры - читай ПРОПИ 98 - там написано, что вы, уважаемый, обязаны знать все, вплоть до психологического состояния члена экипажа, чем питался последние три дня... Видимо основной документ определяющий порядок производства расследования авиационных происшествий и катастроф не является руководящим документом для Губарева.
2 - страховки - для председателя комиссии рассказываю - не было страховок у стажеров - не писали они даже заявления о страховании, потому как крутая а/к газпромавиа экономит даже на страховании пилотов.
3 - говорить можно многое конечно – но, то что вы выясняли 7 месяцев, мы, родители, знали через три дня после гибели наших детей. Единственное, ЧТО СМОГЛА КОМИССИЯ - ЗАТЯНУТЬ РАССЛЕДОВАНИЕ КАТАСТРОФЫ НА 6 С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦЕВ. ЭТОТ НОМЕР ЕЙ УДАЛСЯ + ВИДИМО УГРОХАЛИ КУЧУ ДЕНЕГ.
НУ, А ТЕПЕРЬ - ГУБАРЕВ В. П. ВИДИМО КАК И ЕЩЕНКО УЙДЕТ НА ПЕНСИЮ - ВЕДЬ НОМЕР БЛАГОПОЛУЧНО ОТРАБОТАН.
НО !!!! В СУДЕ РЕБЯТА РАНЬШЕ ИЛИ ПОЗЖЕ БУДИТЕ ИЗЬЯСНЯТЬСЯ И ВЫ ПРЕКРАСНО ОБ ЭТОМ ЗНАЕТЕ...ЕДИНСТВЕННАЯ У ВАС НАДЕЖДА НА ТО ЧТО МЫ, РОДИТЕЛИ, НЕ ДОЖИВЕМ ДО ЭТОГО ДНЯ. НО МЫ ПОСТАРАЕМСЯ - ВЕДЬ У НАС ЕСТЬ ЦЕЛЬ…
Снимите рекламу: \\\" мечты сбываются\\\", \\\"наше достояние\\\" - ГАЗПРОМ. Нам что, пожизненно это смотреть? Мой сын мечтал стать летчиком. Его мечта сбылась, едва он устроился на работу в \\\"Газпромавиа\\\", а через три месяца его убили, отправив в \\\"учебный\\\" полет в горах Коми. Зачем нам Российские летчики, придут Китайские!
Молодые, мужественные, честные ребята погибли потому, что урководящие \\\"шестерки\\\" отрабатывают свои куски пирога с долларовой начинкой.
Расшифровка: 1- учебно-тренировочные полеты проведены в рамках ОПЛАЧЕННЫХ транспортных рейсов. Авиаторы, подсчитайте какие деньги положили в карманы:
только авиационного топлива по 800 л на 1 час полета МИ-8 Х 40 часов полета КАЖДОГО стажера Х 21 тыс.руб.; 2 - зачем второй пилот? А чтобы 450 руб. за 1 час Х 40 часов Х 3 стажера...; 3 - страховка..., а тоже в карман. \\\"Бедные люди\\\" ради таких денег все это и сделали. Схем подобно этой много и работают они годами. Часть денег в Москву, часть денег в Коми. А Коми – это не вся Россия, а страна большая , красивая. Везде рыбалка, охота и рядом « Газпром». А экипаж московский, чтобы местные не знали что и где происходит, а то ведь не пойдут голосовать, лучше пусть аплодируют. Сколько же людей погибает ради чьей-то прихоти! Но отвечать придется и тем, кто был на \\\"охоте\\\", и тем, кто видел гибель летчиков, и кто сбежал, не пытаясь их спасти, и тем, кто придумывает схемы « отмыва» денег.
Выше летчиков только Бог и Он спросит с каждого.
Страховка выплачивается бенифицарию /родственникам погибших пилотов/ непосредственно страховой компанией на основании 1 - заключения комиссии мак /как вы понимаете на момент интервью не было подписано заключение/ 2- заявления родителей/мы их не писали да и не знаем кому писать/
3 - писать думаем не надо - так как страхование стажеров не было проведено - наши ребята не писали даже заявления на страхование
И главное - а/к газпромавиа не получит видимо страховки за вертолет - причина - нарушение в формировании экипажа - как правило в договорах это указывается. Cоответственно и страховки членам экипажа не будут выплачены.
Интересно - где же председатель комиссии взял документы о выплате - пусть подскажет...
Вопрос еще - откуда цифра 1700000?
1000 мрот по стране с момента приема на работу по день гибели 1100=1100000/по Москве 2300*1000=23000000/ может на пэке страховали - а там мрот 1700 рублей?
И еще вопрос - моральный вред - возмещение морального вреда носит материальную форму и всегда имеет источник - по заключению комиссии причина экипаж - а в его составе был мой сын - значит мы родители несем ответственность за возмещение морального вреда а/к газпромавиа - поэтому знайте - размеры морального вреда определяются судебным решением и иск надо подавать в отношении нас, родителей погибших стажеров.
Ну и последнее - убийство наших детей и вертолета происходило без согласования с нами-родителями - здесь мы вам миллионом помочь не можем...
Что касается похорон за счет предприятия - здесь мы вам должны...просим в иске по моральному вреду указать...
Что-то, мне кажется, Вы когда из Москвы вылетаете на место катастрофы, у Вас уже выводы всегда готовы \"виноват экипаж, КВС не справился....... в тяжелых метеоусловиях.....\" и т.д.
Угробили шесть человек ни за что, и следы заметали два дня вместо того, чтобы спасать тех, кто в живых остался.
Вертолет миллион стоит? А сколько стоит аварийный маяк, который ни хрена не срабатывает при катастрофе? Потери они понесли... Хоть бы постыдился такое говорить перед родственниками.
Прогнившая авиация, прогнившие органы следствия, все государство прогнившее! Позор! Бог Вам судья!
2.Сметанин и Демин - профессионалы высшего класса, отработавшие много лет. Думаю, все кто их знал согласятся со мной, это не пустые слова. У обоих были семьи... Замечу, что у Сметанина остались несовершеннолетние дети школьного! возраста. Стал бы он рисковать? Тем более, чтобы сэкономить 5 минут? И даже в хорошую погоду? Любой здравомыслящий человек ответит на этот вопрос: \"Нет!\"
3.Думаю, подавляющее большинство летного состава, чьими коллегами были погибшие Сметанин и Демин, в той или иной степени осведомлены об обстоятельствах той ужасной трагедии, но... молчание. Что это? Страх? Молчание-золото? А золото ли оно, когда дело касается ваших друзей, товарищей, коллег, которые были с вами столько лет? Неужели все измеряется страхом?
4.Уважаемый Майоров Б.Е.! Благодарю Вас за то, что Вы делаете. Человеческая жизнь бесценна, особенно, если это касается самых родных и близких. Хочется, чтобы правда была для всех одна, такая как есть на самом деле, а не та, что придумана \"тов.Губаревым и компанией\". Бог Вам в помощь!
А вертолет то как в горах запрятал, три дня и три ночи его в горах искали, горы поперек и вдоль излетали, тяжелую авиацию в воздух подняли. В горах Лорцемпея - вот она на ладони, а доблесные спасатели найти не могут. Летают туда-сюда. У карты все МЧСовское начальство собралось, пальцем туда-сюда тычут, уже и ФСБ горы оцепило, а результата все нету... Но вот оно нашли таки подлеца и всех кто с ним погиб. Он то по их мусульманской вере в раю с девками развлекается, а остальные? А начальство упорно твердит: хороший пилот, ас, как мы без него, соболезнования шлет. Бросте, гад он последний, давно надо было догадатся.
Так и сел в вертолет. И говорит: \"Ну Витковский, полетели\". Это он Российского с Витковским перепутал. Витковский же всегда со Сметаниным. Как какое то дельце в горах, так они плечом к плечу ответственное задание партии выполняют. Уверен командир, что не подведет Российский (то есть Витковский). Знает что и на земле друзья за него горой. Бесстрашные. Летчики все-таки. Они в горах да на северах такого навидались - упаси боже. А Сметанин ведь не только в \"Газпромавиа\" работал. В ГУПе тоже. И там у него \"друзья\" были...
Только у него память отшибло, поди разбери, кто друг, кто враг. Так в беспамятстве и разбился. А то бы и не узнал никогда, что друзей-то у него ни в ГУПе, ни в \"Газпромавиа\" не было. Может моя версия и неправильная, про отшибленную память-то. А вот про друзей, похоже, я все-таки угадала.
Друзья-то все знают. Теперь уже и я знаю, кого спасатели три дня в горах \"спасали\", какой \"ценный груз\" оттуда вывозили. Все-таки ущлый мы, народ, журналисты. И с направлением полета угадали, и с фамилиями. А нам все говорят - бредите, врете. Вы врете, господа. Но это отдельная история.