В столице Коми обсудят инновации в изучении языков национальных меньшинств
В Сыктывкаре начала работу международная конференция «Инновационные проекты в сфере национального образования». Двухдневный форум собрал специалистов в сфере языковой политики и преподавателей национальных языков из Финляндии, Норвегии, Венгрии, Франции, Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Карелии, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, Коми-Пермяцкого округа, Республики Коми. Организовали форум правительство Коми совместно с Консультативным комитетом Финно-угорских народов.
Сыктывкар принимает участников международного финно-угорского форума. Фото Николая Антоновского
Участникам конференции предлагается обсудить вопросы инноваций в сфере обучения языкам, использования инновационных технологий в рамках выполнения целевых программ, планов мероприятий по реализации государственной национальной политики, формирования единой информационной системы, основанной на современных технологиях.
В рамках конференции планируется проведение пленарного заседания, а также работа пяти секций по направлениям: двуязычие в дошкольном образовании, использование инновационных технологий в сфере обучения национальным языкам, инновационные технологии в сфере национально-гуманитарного образования высшей школы, внедрение инноваций в систему дополнительного образования, развитие сферы образования на региональном и муниципальном уровне с учётом языковой и этнокультурной специфики региона. Кроме того, на завтра намечена презентация уникального в своём роде онлайн-разговорника на финно-угорских языках, а также дискуссии и серия мастер-классов.
- Тема конференции весьма актуальна, ведь именно сфера образования во многом определяет наш завтрашний день. От того, чему и как мы будем учить наших детей, зависит наше будущее, то, какими завтра будут финно-угорские регионы и страны, - заявил на открытии форума глава Коми Вячеслав Гайзер. - Сегодня наметилась четкая тенденция по совместному поиску механизмов по дальнейшему развитию национального образования. Новые возможности для образовательной интеграции финно-угорских народов открывают интернет-проекты и создание новых электронных порталов.
Генеральный секретарь общества «Финляндия-Россия» Мерья Ханнус в ответном слове напомнила, что на последнем Всемирном конгрессе финно-угорских народов была высказана глубокая озабоченность в отношении судьбы языков самых малочисленных финно-угорских и самодийских народов, которые находятся на грани исчезновения и сегодня ведут каждодневную борьбу за выживание.
- Будущее не будет выглядеть слишком привлекательным для самих малочисленных финно-угорских народов, если проблемы процесса их развития не будут решаться более интенсивно, чем сейча,с и если в поддержку малых народов и их языков не будут приниматься очень конкретные решения. Это означает направление экономических и духовных ресурсов на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в развитие языков малочисленных народов и осознание того, что развитие образования на своём языке и разговорной практики требует кропотливой работы и чётко выраженной политической поддержки, - сказала Мерья Ханнус.
По её словам в мировой практике разрабатывается метод «языкового гнезда», благодаря которому дети уже с детского сада участвуют в занятиях на своем родном языке, получая хорошую языковую базу и укрепляя своё самосознание. Как считает Мерья Ханнус, в финно-угорских странах и регионах немаловажно развитие гражданского общества, которое было бы позитивно настроено к другим культурам и стимулировало процессы развития двуязычия. Большую роль в этом она отвела общественным организациям, в силах которых вести дискуссию о том, насколько важно изучение своего родного языка, и вести диалог с официальными властями.
Председатель международного Консультативного комитета финно-угорских народов, первый вице-спикер госсовета Коми Валерий Марков свой доклад начал с пугающих цифр.
- По оценкам ЮНЕСКО, половина из 6000 языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. В 2010 году ЮНЕСКО признало 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения. К сожалению, к благополучным, то есть не вымирающим языкам, не относится ни один из уральской семьи языков Российской Федерации. Уже один этот факт говорит об актуальности нашей конференции, - сообщил присутствующим Валерий Марков.
Одной из главных задач для финно-угров в России он обозначил противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции через возрождение культуры народов.
- Успешное развитие языков возможно в том случае, когда произойдёт реальный переход к обучению на родном языке, вместо обучения национальному языку как предмету, по крайней мере, на начальном этапе обучения. Свободное владение родным языком является основой национального самосознания, - отметил Валерий Марков.
В качестве положительного примера он привёл проведение летних языковых курсов в этнической языковой среде и сети детских этнических стойбищ, которые способствуют развитию языков и национальной культуры. Такие проекты реализуются в Ханты-Мансийском автономном округе. В Коми Валерий Марков выделил конкурсы сочинений на родных языках среди школьников.
Приоритетным докладчик посчитал и формирование национального самосознания у молодёжи, которая сейчас стремится приобщиться к общеевропейской западной культуре, и эта тенденция характерна для всех финно-угорских стран.
Заместитель министра образования Коми Наталья Студиград озвучила основные цифры, касающиеся национального образования в республике. По её данным, воспитание и образование на коми языке ведется в 51 детском саду и 14 начальных школах — это 1342 ребенка. В то же время в 189 детских дошкольных учреждениях коми язык изучают по специальной программе. Школ, где коми язык преподают в качестве и государственного, и родного, насчитывается 271. Всего 38 % школьников занимаются по программам, в которые включено изучение коми языка. Как рассказала замминистра, всего в республике 365 учителей коми языка.
Дополнительные фото - в разделе "Фоторепортажи".
Комментарии (15)
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Один на 1000 кв.км?
И как же будешь защищать один эту огромную территорию ?)))))))))
И кудаж ты выгонишь всех нерусских коренных ?
Почему я должен уезжать из СВОЕГО дома?
раньше в 60-е годы, да и в 70-е нацмен было ругательство почти.
Линия Маннергейма.Мой отец (1910г.р.)был на финской войне. там полегло наших бойцов сравнимо с фашистской германией. Ну не хотят они иметь с нами дело, не тешьте свои угроамбиции.
хотя все люди братья. Короче - совесть надо иметь и уже уходить на покой. На радио России каждый день утром после мелодии вездесущего михалкова звучит: "Всему своё время".
Ох как тяжело расставаться с трибуной с листочками с г****текстами.