content/news/images/71762/BOB_5086-kopiya_mainPhoto.jpg
14:33, 09.12.2017 / КУЛЬТУРА

Медвежью экспозицию представили в Национальном музее Коми

Персональная выставка этнофутуриста Павла Микушева «Медведя знают все – медведь не знает никого» открылась в Национальном музее Коми. Экспозиция охватывает последние годы работы мастера и знакомит посетителей с разнообразными персонажами и сюжетами коми мифологии.

Медвежью экспозицию представили в Национальном музее Коми
Фото Виктора Бобыря

В необычном названии выставки зашифровано сразу несколько смыслов. Во-первых, это коми-поговорка, которая очень полюбилась художнику. Во-вторых, образ медведя – самый яркий и частотный в работах Павла Микушева – он изображает «Медвежьи забавы», «Игры медведей», «Свадьбу, рыбу и медведей». Этот персонаж также очень близок этнофутуристу, как и другие образы коми-пермяцкого звериного стиля – рыба, лось и птица. Название связано с детскими воспоминаниями мастера – его отец был охотником и нередко сам ходил на медведя.

BOB_5113-kopiya.jpg

Часть работ Павла Микушева уже находится в частных коллекциях и в фондах музеев республики. Художник получили известность не только как один из основоположников этнофутуризма в республике, но и как приверженец народной плоскостной манеры рисунка и своей уникальной точечной технике, когда изображение создается множеством точек разных цветов. Начало она берет от бисерной вышивки.

- У меня есть такая работа - «Круги на воде». Изображены две выдры, образы я тоже взял из пермского звериного стиля. Одна выдра за другой по кругу ходит. Это некие любовные игры, мне нужно было показать, что одна – женская особь, другая – мужская. Листая журналы, я наткнулся на девичью головную повязку, вышитую разноцветным бисером. Она как раз вписывалась в тело этой выдры. Интересно получилось, - рассказал Павел Микушев.

BOB_5107-kopiya.jpg

На выставке представлены работы разных лет, в том числе абсолютно новые. Большинство продолжают развивать традиционные для художника образы животных, птиц, рыб. Благодаря этому и без изначального замысла создать серию картины складываются в тематические или персонажные циклы. Нашли свое отражение в его картинах и элементы коми-мифологии: в «Проводах невесты» художник изображает особый ритуал перехода девушки из одной семьи в другую, ее смерть и перерождение в новом облике и состоянии.

Как рассказал журналистам Павел Микушев, он никогда не делает эскизы заранее и работает сразу на чистовике. И даже при таком подходе практически за два месяца он может создать целых восемь законченных работ.

- У меня всегда есть какой-то персонаж или несколько персонажей. Пока в голове есть только, где на холсте они будут находиться. Все остальное, цветовая гамма, техника исполнения – это здесь и сейчас, - прокомментировал Павел Микушев, подчеркнув, что всегда работает только в хорошем расположении духа.

BOB_5087-kopiya.jpg

Новой для автора и поклонников его творчества стала тема прялок. Идея использовать этот образ возникла еще в 1999 году – художник участвовал в экспедиции в село Керчомья, которое известно своими узорными прялками. Периодически они возникали в работах Павла Микушева, но уже плотнее за тему он взялся только недавно. Так на выставке можно будет увидеть несколько работ, где этот предмет занимает ведущее место в замысле художника – именно из множества прялок состоит «Древо жизни», символично связывающее все живое.

BOB_5106-kopiya.jpg

По словам Павла Микушева, у этнофутуризма как и у любого явления есть свой срок жизни. Тем не менее художник бодро заявляет, что он пока «бросать не собирается» и будет продолжать работу. Также он с коллегами планирует в августе следующего года организовать в Коми фестиваль этнофутуризма, который бы объединил мастеров разных регионов и стран.

Выставка «Медведя знаю все – медведь не знает никого» будет открыта до 20 января.

2359

Комментарии (0)

Добавить комментарий