На обсуждение: «Рождество по-царски»
В дореволюционной России Рождество считалось самым главным праздником — и для государей, и для простых людей. В этот день монархи подавали руку помощи преступникам, ставили во дворце елку, готовились к гуляньям до утра или оставались наедине с семьей. Как государи отмечали этот праздник, какие подарки получали царские дети и какой император впервые организовал праздник для бедных, — в материале «Газеты.Ru».
Мед и деньги за песнопения
Лучше всего в исторических источниках описано, как отмечал один из главных христианских праздников Алексей Михайлович «Тишайший», правивший страной в XVII веке.
Царь накануне праздника старался помочь как можно большему числу нуждающихся. Алексей Михайлович вместе со стрельцами шел в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню заключенным, беднякам, больным и прокаженным. В 1663 году, например, государь на большом тюремном дворе накормил 964 человека.
Доверенные лица царя, в свою очередь, делали подаяния на Земском дворе, у Лобного места и на Красной площади.
После Алексей Михайлович шел с боярами в одну из придворных церквей, а затем – в Успенский собор к вечерне. Потом царь отправлялся во дворец, куда к нему приходили попы и певчие. Они славили Христа, за что получали деньги и по ковшу меда.
В день самого Рождества государь слушал заутреню в Золотой Палате, а затем встречался с патриархом и духовенством, которые пели ему «Многая лета» и всячески поздравляли. Благословив царя, патриарх шел славить Христа к царице, а затем – к остальным членам царской семьи. После все садились за праздничный стол.
Другие государи праздновали Рождество примерно так же, как Алексей Михайлович. При этом у каждого правителя была своя «изюминка» — например, Федор Михайлович освобождал из темницы не самых опасных преступников, а также ездил в Вознесенский монастырь поздравлять свою мать – инокиню Марфу Ивановну.
Странные игры в императорском дворце
Первый российский император Петр I указом от 20 декабря 1699 года предписал начать летоисчисление именно с Рождества Христова. О том, как правитель отмечал праздник, писал датский посланник Юст Юль:
«Обыкновенно от Рождества и до Крещения царь со знатнейшими своими сановниками разъезжает по Москве и славит у важнейших лиц, то есть поет различные песни сначала духовные, а потом шутовские и застольные. В каждом доме, где собрание славит, царь и все лица его свиты получают подарки. Пока продолжается слава, сколько ни хлопочи, никак не добьешься свидания ни с царем, ни с кем-либо из сановников.
Они не любят, чтоб к ним в это время приходили иностранцы».
Петр I требовал, чтобы дворец был украшен венками и игрушками, а придворные наряжались в костюмы и готовили друг другу рождественские подарки.
При Елизавете Петровне на Рождество пели святочные песни и катались в санях, а сама правительница одевалась в мужскую одежду (она вообще была известна страстью к переодеваниям, и в 1744 году ввела правило, согласно которому мужчины на балы-маскарады должны были являться в женской одежде, а женщины — в мужской).
Екатерина Великая же заставляла придворных играть в кошки-мышки, жмурки, прятки – причем прямо в императорском дворце. После игр императрица всегда устраивала танцы и песнопения. К гостям выходили ряженые, начинались святочные игры, слуги выносили пунш.
Семейные ценности
При Павле Петровиче Рождество стало отмечаться куда скромнее, он предпочитал отмечать его в кругу семьи, без карнавальных костюмов и танцев до утра. А при Николае I возникла традиция рождественской елки – правда, не благодаря самому императору, а по инициативе его супруги, Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы.
Первую елку во дворце императрица устроила 24 декабря 1817 года – и с тех пор эта традиция стала ежегодной почти на сто лет.
В 20:00 на Рождество Александра Федоровна звонила в колокольчик – и в зал вбегали ее дети. Каждого ребенка ждала своя елка – и, конечно, же, подарки, причем такие, которые помогали детям развиваться.
Государыня дарила музыкальные инструменты, письменные принадлежности, акварель, холсты, наборы для вышивания.
«Я с ужасною радостью встал, потому что сегодня будет елка! – вспоминал великий князь Константин Николаевич. — И за уроками, и вне уроков я только о том и думал... В 8 мы пошли к маме. Она пошла окончательно распорядиться с подарками. Мы ждем в Помпеянской комнате. От нетерпения у нас почти конвульсии, как вдруг линг, линг, линг! Колокольчик зазвонил, и мы бежим каждый к своему столу. Ах, какие миленькие подарки я получил!»
При Александре III появилась новая традиция – рождественские праздники для бедных детей. На торжество приглашали малоимущих и сирот – специально для них ставили красиво украшенные елки, устраивали святочные игры, а в конце праздника малышам дарили подарки – одежду, обувь, игрушки и даже дрова.
Рождество при последнем императоре
При Николае II во дворце ставили сразу три елки: одну внизу, в большой гостиной государыни, другую наверху, в детской комнате. Третья елка размещалась в коридоре, для слуг.
«Вначале зажигались свечи на детской рождественской елке, и им раздавались их рождественские подарки, — писала фрейлина императрицы Анна Вырубова. — Среди них были довольно-таки дорогие вещи, но вообще императорские дети не придавали значения ценности подаренных им предметов. Для них простая вещь ручной работы или незатейливая игрушка могла быть такой же желанной, как и дорогое украшение, которым они могли пользоваться только на торжествах».
Затем подарки дарились фрейлинам и другим придворным – иногда это были деньги или что-то ценное. После этого свои подарки – в основном от заграничных друзей – открывали император и императрица. Позже вся царская семья отправлялась на богослужение.
На следующий день зажигались свечи на рождественских елках в манеже Царского Села, а каждый солдат получал в подарок вещь из серебра.
Когда в стране прогремела Октябрьская революция и к власти пришли большевики, религиозные праздники стали порицать и относиться к ним как к пережиткам прошлого. Однако отмечать Рождество запретили только в 1929 году – а традицию устанавливать елку окрестили «поповским обычаем». Спустя шесть лет елка с подарками все-таки вернулась – правда, теперь ее называли «новогодней». И это была уже совсем другая страна и другая история.
Комментарии (16)
Связано всё это было с мазоретской редакцией Ветхого завета и передвижением даты РХ с реального 5500-го года от СЗМХ в вымышленный евреями 5508-й год. Таким образом тексты всех Евангелий автоматически были дезавуированы!
"... Мы получаем крайне удивительных, на первых взгляд, факт одинаковой стоимости квартиры с продовольствием и одного продовольствия. Артельное продовольствие по количеству пищи никак не может быть названо недостаточных, но оно в высшей степени низко по качеству, как крайне грубая растительная, с чрезвычайно малым количеством животных веществ, и однообразная пища.
.
Она состоит из черного хлеба, щей из кислой капусты, гречневой или пшенной каши с говяжьим салом, картофеля, кислой капусты в сыром виде с конопляным маслом или квасом и огурцов - вот буквально вся пища рабочих изо дня в день, круглый год, без малейшего разнообразия; лишь в постные дни, составляющие до 190 дней в году, говядина или солонина в щах, потреб**емая в ничтожном количестве (от ½ ф. на человека в мужских артелях до 19 золотн. в женских и детских) заменяется снитками или селедкой, а говяжье сало - конопляным маслом. Продовольствие рабочих на наемных квартирах еще хуже и в количественном, и в качественном отношении. Здесь всю пищу составляет черный хлеб и пустые щи.
.
Мясо употреб**ется в совершенно ничтожном количестве: в среднем из всех 13 наших записей квартирного довольствия в день потреб**ется всего лишь 10 золотников (с костями) на человека, и в постные дни оно уже не заменяется ничем; а у женщин и детей даже гречневая каша считается не всякий день позволительной роскошью.
.
Очевидно, следовательно, необходимость платить за жилье вынуждает рабочих ухудшать свое и без того плохое продовольствие, чтобы не выйти из пределов своего бюджета, 63% которого у мужчин уходит на все остальные потребности: на платье, на обувь, на подати и повинности, на покрытие недочетов в заработке во время болезни и на развлечения и удовольствия, состоящие у мужчин и женщин единственно и исключительно из чая и водки в трактире по праздникам.
.
…
.
Сопоставляя расходы нашего рабочего с такими же расходами рабочего в Америке, мы находим, что наш рабочих тратит на продовольствие вчетверо меньше, между тем как, при сравнении цен на съестные припасы, мы не нашли никаких оснований предположению стоимости последних в Массачусетсе более высокой, чем у нас. Вместе с тем, сравнивая продовольствие массачусетского рабочего, единственное заключение, к которому можно прийти, это то, что они не сравнимы, - настолько несоизмеримо велико их различие.
.
Так, как продовольствуется массачусетский рабочий, у нас продовольствуются не рабочие, но класс, которого на лестнице общественной иерархии мы ставим далеко выше, - класс людей (одиноких) с жалованием не менее 50 р. в месяц.
Ни на одной фабрике не существует до сих пор никаких ограничений, никаких облегчений работы до последнего дня беременности.
Существует еще работа сверхурочной дневной, удлиняющая и без того не короткий, а иногда чрезмерно продолжительный рабочий день наших фабрик. На первом месте стоит работа Коломенского машиностроительного завода, где один из более коротких, на бумаге, рабочих дней - 11,5 часов на самом деле сводится обычно к 14,5-16,5 рабочим часам, а в экстренных случаях даже к 19,5-21,5 часам суточной работы и притом работы самой тяжелой!
Огромное количество рабочих работают в невероятно вредных условиях, особенно среди тех, кто обрабатывает волокнистые вещества и рабочих механических и химических заводов. Результатом этого является то, что например, 9,5 % прядильщиков переходит сорокалетний возраст, причем прядильщиков старше 58 лет нет вообще. Куда же уходят эти люди с производства, в особенности, обрабатывающие волокнистые вещества. На кладбище. Даже если они уезжают в деревню, то в очень короткое время умирают от чахотки.
.
В результате всего этого потомство рабочих слабеет все более от поколения к поколению и происходит прогрессирующее ухудшение физических качеств населения, то есть то, что называется вырождением расы."
Рассказывает, как Зарубин всем подарки делал.
Подарки это хорошо!