Темные времена: как в Коми репрессировали священнослужителей
Создатели проекта «Пешком по Усть-Сысольску» традиционно 11 февраля, в День Собора Коми святых, проводят экскурсию, посвященную священнослужителям, попавшим под репрессии в годы советской власти. Сегодня ее участники узнали о том, как работала «машина НКВД», насколько жестокими были убийства и где на территории нынешнего Сыктывкара проходили расстрелы.
На встречу пришли около 15-20 человек, в основном – люди среднего и старшего возраста. Экскурсию проводил общественник Игорь Сажин, началась она на пересечении улиц Кирова и Коммунистической, у главного спуска в Кировский парк.
Несмотря на то, что встреча была анонсирована, в самом начале к собравшимся подошли полицейские. Они уточнили, кто является организатором мероприятия, записали данные со слов одной из слушательниц лекции и удалились, не прерывая выступление Игоря Сажина.
Он начал с того, что преследования церковнослужителей в Коми начались в 1918 году – с момента установления советской власти.
- Началась борьба с противниками нового уклада – тремя ключевыми группами: просто несогласными любого социального статуса, состоятельными или госслужащими и священниками, которые первыми попали под раздачу, - рассказал Игорь Сажин.
Культура борьбы с «врагами» формировалась постепенно, но была связана с издевательствами и пытками. Согласно воспоминаниям, оставшихся с тех времен, одного из священнослужителей красноармейцы из Усть-Сысольска забрали на пароход, долго избивали ногами, требуя отречения от веры, увезли и высадили на берег неподалеку от нынешнего села Помоздино. Там его заставили выкопать самому себе могилу, после чего расстреляли. Тело забросали песком, но дождь, который шел целый день, размыл ее так, что рука его осталась над землей.
Затем система издевательств превратилась в отлаженный механизм: большевики заходили в деревни, арестовывали священников, пытали их и убивали. Существуют записи, согласно которым в Ижме священника Иосифа Распутина привязали к столбу, резали живым, после чего расстреляли, расчленили и разбросали по округе, а его останки растерзали собаки.
Ужасы продолжались и в 1919 году, когда священников могли загнать в дом и поджечь его. Продолжались и аресты, в том числе страдали семьи тех, кто был как-то связан с людьми церкви. Например, если дочь ушла в монахини, семью, даже самую бедную, раскулачивали, лишали имущества, выдворяли из села или ссылали.
Вновь расстрелы начались в 1930-х годах. В здании тюрьмы (ЧК, ГПО, а затем НКВД), которая находится на современной улице Кирова в Сыктывкаре, побывали практически все священники. Сотрудники НКВД постепенно учились придавать вид законности происходящим зверствам. Первый расстрел состоялся в 1930 году, убит был священник Власий Вавилов. Его расстреляли, как говорится в документах, «в ближайшем леску», который, вероятнее всего, располагался на месте существующей взлетно-посадочной полосы аэропорта Сыктывкара.
Слушатели прошли по его предполагаемому пути – от тюрьмы НКВД до старого здания городского аэропорта на улице Савина. Эти здания работали до 1968 года.
- Это первое предполагаемое место расстрела священнослужителей в городе. Скорее всего, Власий Вавилов – единственный, кто здесь погиб, - отметил Игорь Сажин. – Вторым местом расстрела считается Тентюковское кладбище. Но, по нашим данным, там покоится только один священник. Остальных в 1930-е годы выводили в лес в районе нынешней исправительной колонии №1. Этим летом я, как археолог по образованию, вместе со школьниками планирую обойти те места. Может, удастся найти какие-то подтверждения этой версии.
Спустя несколько лет на основании одного письма следователи НКВД объявили, что в Коми работала организация «Священная дружина». Более десяти священников, которых в нее «включили», расстреляли. Затем на основании знакомства с ними начали «расширять» численность этой «организации». За август и сентябрь 1937 года в Сыктывкаре расстреляли 30 священников, еще 8 человек – осудили. На этом налаженная машина не остановилась, один из последних расстрелов датирован 1942 годом.
Подробнее узнать о том, какая судьба ожидала священников региона можно из книги «Новомученики и исповедники земли Коми», опубликованной тысячным тиражом.
***
Список священномучеников земли Коми:
Священник Димитрий (Спасский), село Усть-Нем Усть-Куломского района. Расстрелян 19 сентября 1918 года.
Иеромонах Платон (Колегов), село Часово Сыктывдинского района. Расстрелян 15 августа 1937 года.
Священник Николай (Шумков), село Ыб Сыктывдинского района. Расстрелян 21 августа 1937 года.
Священник Николай (Доброумов), село Дон Усть-Куломского района. Расстрелян 25 августа 1937 года.
Священник Григорий (Бронников), село Селиб Удорского района. Расстрелян 31 августа 1937 года.
Псаломщик Михаил (Ерогодский), Яренский уезд Вологодской губернии. Расстрелян 31 августа 1937 года.
Монахина Елизавета (Ярыгина), село Кылтово Княжпогостского района. Расстреляна 12 сентября 1937 года.
Священник Павел (Малиновский) село Ыб Ыб Сыктывдинского района. Расстрелян 12 сентября 1937 года.
Епископ вязниковский Герман (Ряшенцев), село Кочпон. Растреля 15 сентября 1937 года.
Священник Стефан (Ермолин), село Тентюково. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
Староста Павел (Елькин), село Кочпон. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
Староста Ефим (Кочев), село Выльгорт Сыктывдинского района. Расстреля 18 сентября 1937 года.
Священник Иоанн (Павловский), село Мошьюга,село Галово Ижемского района. Расстрелян 19 сентября 1937 года.
Священник Всеволод (Потеминский), село Семуково Усть-Вымского района. Расстрелян 19 сентября 1937 года.
Священник Палладий (Попов), село Гам Ижемского района. Расстрелян 23 сентября 1937 года.
Священник Иоанн (Попов), село Керчомья Усть-Куломского района, расстрелян 23 сентября 1937 года.
Иеромонах Мелетий (Федюнев), село Кужба Усть-Куломского района. Расстрелян 23 сентября 1937 года.
Комментарии (79)
Ещё попов уничтожала банда коммисара Семенова из Екартеринбурга. Уничтожала как раз за то , что поп не согласился переводить зырянам слова бандитов про новую власть.
На законом оснований.
При Ельцине "коммуняк" мочили ржавой арматуриной - без суда и следствия.
Эти два отряда на реке Печоре действовали до восстановления зимней дороги, до декабря месяца. Помоздинские добровольцы из ижемского отряда вернулись домой с награбленным имуществом печорских и ижемских зырян. Навезли на отобранных лошадях для себя много совиков, малиц, шапок, пим, – и торговали ими.
А в 18м году всего один чели?
С 39-го года и до начала Войны количество заключенных стало уменьшаться. Самый маленький процент уголовников был в 1947 году – 40% из 1.7 млн. заключенных –лагеря наполнились полицаями, бендеровцами, фашистскими приспешниками и прочими «безвинными жертвами».
«Максимальное число заключенных в ГУЛАГе, приходившееся на 1 января 1950 г., составляло 2 561 351 человек» Из них уголовников было 77%.
Так много это или мало — почти 1.9 миллиона заключенных в «пик массовых репрессий»? Давайте сравним с «в оплотом демократии» — США, где в настоящий момент, в мирное время в тюрьмах находится более 2.3 млн человек. Население США – около 300 млн, а СССР тех лет – около 200 млн. Если пересчитать США на население СССР, то получается, что в США сейчас было бы 1.53 млн, что несколько меньше, чем «в пик сталинских массовых репрессий» -1.88 млн, несколько больше, чем в «страшном 37-м» и примерно равно количеству заключенных в СССР 1939 года — 1.66 млн. Подчеркиваю – всех заключенных ГУЛАГа.
Количество заключенных в тюрьмах России в 2000 году – примерно 1.1 млн человек, что при пересчете на население СССР (145 млн против 200 млн) примерно на 25% больше, чем в 1937 году и настолько же меньше, как в 1938 году. То есть не то что заметной — практически никакой разницы нет. Вероятность оказаться в тюрьме в те годы при Сталине и в России при Ельцине была практически одинаковой. Испытываете ли Вы, уважаемый читатель, парализующий ужас при мысли о тюрьме? Ложитесь ли Вы каждую ночь спать в страхе, не зная, заберет ли вас ночью милиция или ФСБ?
в 37 году ЗЕК мог занимать руководящую должность на зоне.
Пример: "Соловецкий расстрел" когда ЗЕК-начальник издевался над красноармейцами - охранниками.
Страх появился после доклада Хрущёва.
Перед выборами надо кандидата от коммунистов как то опустить, а то уж рейтинг слишком большой. Вот и пошли заказы "общественникам"....
А по сути в 37-м беспердел чинил Ежов, троцкист, ставящий целью компрометацию Сталина, за что и был изобличён и расстрелян...
Святые новомученики Коми земли, молите Бога о мире во всем мире, оградите нас от повторения таких ужасных событий ,которые произошли в 20 веке-революция 17 г,гр. война,ВОВ, перевороты в 90-х ,кризисы. На душе скорбь не утихает от всего этого.
выступление в церкви», но «сказал, что было только сказано в отношении местного усть-немского волостного Совета». Несмотря на то, что. по признанию Д.И.Розанова, «следствие велось с грубейшими ошибками», священника Спасского приговорили к расстрелу, «каковое постановление было приведено к исполнение» «где-то возле Помоздино». 1F сентября в Пожеге и 17 сентября в Помоздино с зажиточных и с середняков также были взысканы контрибуции, которые, как докладывал М.Мандельбаум, вносились
«в моем присутствии беспрекословно». В Помоздино экспедиция была вынуждена ждать, когда восстановят мост через реку Сойву (ходили слухи, что жители Троицко-Печорска разобрали его, чтобы не допустить Мандельбаума на Печору).
Никакой вражды не разжигаю,ни к чему не призываю.
Кто хочет тот пусть хоть лоб разобьет.Мне посредники в рясах на крузаках,между мной и моим богом не нужны.
Так принято у правозащитников - в случае, если зверства репрессий чинили евреи, то этих людей следует называть не евреями, а большевиками!
Я видел как то обелиск, поставленный чекистам, погибшим от рук кулаков, во время крестьянского восстания. Не поленился сфотографировать. Это очень впечатляет:
- Беккер
- Берш
- Волле
- Госсман
- Госниц
- Герман
- Зальцман
- Кесслер
- Сандео
- Штерцер
- Шуллер
Но об этом Сажин никогда не скажет, Это не евреи, это подлые большевики....
Ты же был лучшим другом Ерёмы)))))
"Чем ближе человек к церкви тем дальше он от бога"
(Л. Н. Толстой)
"Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров."
(Г. Х. Андерсен)
"Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них - нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю - дело богоугодное."
(М. А. Горький)
И я согласен со всеми этими и многими другими подобными высказываниями и не просто так, я вырос окно в окно рядом с церковью и честно скажу. Ни сатанинские и языческие метал группы, ни атеистические книги и многое другое из того разряда, не сделали столько для того, чтобы отвратить меня от церкви сколько сделало само ООО РПЦ,
Жирная. Толя Нещерет на дня был возведен из епископское достоинство в архиепископское. То есть признана его исключительная духовность.
Во время проповеди в храм вошли солдаты, которые не знали зырянского языка, они подошли к отцу Дмитрию и приказали объявить народу, что пришла Советская власть, и если ей не будут подчиняться, то будет плохо. Священник им ничего не ответил. Молча собрался и вышел из церкви.
Поздно вечером в его дом ворвались несколько солдат. Главный из них громко приказал: «Одевайся, поп!». Другие стали все кругом переворачивать. Матушка Анна бросилась к отцу Дмитрию со словами: «На кого ты нас оставляешь!».
«Бог вас не оставит», – были его последние слова.
На следующий день к осиротевшей семье священника вновь явились красноармейцы и велели освободить дом, оставив в нем и все свое имущество. Анна Ивановна, в чем была, собрала четверых детей, и они вышли на улицу.
Отец Дмитрий был доставлен на пароход и привязан к корме. Красный отряд двинулся дальше по реке. В пути священника пытали и допрашивали. Также по дороге составили обвинение: «произносит проповеди против Советской власти, называя ее властью грабительской». Командир карательного отряда Мандельбаум впоследствии послал донесение в город Котлас о том, что «заседание Усть-Сысольской ЧК [состоявшееся прямо на пароходе] решило: приговорить священника Спасского к расстрелу, что и было немедленно приведено в исполнение».
так что бродившие разбойники с нарисованными липовыми мандатами и английско-немецкими корнями - создавали ненависть к рабоче-крестьянской власти