В этом году празднование Масленицы приходится на 18 февраля. В Сыктывкаре ее отметят днем ранее традиционным сжиганием чучел на Стефановской площади. Ученый-фольклорист, преподаватель СГУ им. Питирима Сорокина Елена Шевченко рассказала БНК, как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу.
По словам Елены Шевченко, уничтожение чучела на Масленицу связано с культом умирающего и воскресающего божества, то есть с культом плодородия.
Уничтожая чучело, люди тем самым воспроизводили жизнь. Сначала его торжественно наряжали, в качестве основы использовали солому, что тоже имело смертельную семантику. Также важно было нарядить чучело в старые вещи. Жители деревень собирали вещи для чучела с каждого двора, символизируя уничтожение всего старого.
Затем в течение масленичной недели чучело возили по деревне, пели в его честь песни, торжественно величали: «Дорогая наша гостья, Масленка!». Так, у чучела было даже имя собственное, к нему обращались: «Дорогая Авдотья Изотьевна» - это также придает глубокий сакральный статус персонажу.
В конце недели уважение сменялось негативным отношением: чучело корили и обзывали плохими словами. Все это воспроизводилось в виде песен. В последний день недели чучело оплакивали как покойника и торжественно сжигали на полях в открытом месте, чтобы пепел дал плодородие земле.
Примечательно, у русских на севере и у коми в древности основные масленичные традиции присутствовали, однако сжигание чучела распространение не получило. Связано это с тем, что Масленица в северных условиях не воспринималась как проводы зимы и встреча весны. Смена этих времен года в народном понимании приходилась на время празднования Троицы.