Участники процесса по «делу Подъельска» заспорили о том, кто должен был закрыть дом ветеранов, а не «закрывать глаза»
В Корткеросском районном суде закончились прения сторон по уголовному делу в отношении начальника отделения госпожнадзора по Корткеросскому району Сергея Стахиева и инспекторов Андрея Макарова, Александра Гудырева и Валерия Оботурова, которые обвиняются в халатности в связи гибелью 23 стариков на пожаре в подъельском доме ветеранов. Адвокаты подсудимых заявили о том, что соцработники оговорили обвиняемых и что прокуратура должна была добиться закрытия дома ветеранов по причинам, не связанным с пожарной безопасностью. Прения начались с выступления гособвинителя, прокурора Екатерины Цуммер, которая заявила о доказанности вины подсудимых.
Подсудимые не признают за собой вины за Подъельск. Фото Михаила Дасюка
Поскольку фактически в здании находился дом престарелых, в котором проживали в том числе пять человек, утративших способность к самообслуживанию, то, по мнению гособвинителя, на объект распространялся свод правил для домов-интернатов с проживанием маломобильных граждан. Именно такой документ, а никакой другой, по мнению прокурора, обязан был применять к дому ветеранов начальник отделения ГПН Стахиев при определении критериев требований пожарной безопасности.
Сергей Стахиев, заявила прокурор, должен был требовать от подчиненных контролировать уровень знаний пожарной безопасности персонала и проживавших в доме ветеранов, а также вносить в предписания всех выявленные нарушения, в том числе те, которые относились к конструктивным особенностям здания. Гособвинитель сослался на выводы пожарно-технической экспертизы о том, что функциональное назначение объекта должно было быть выявлено инспекторами ГПН и отражено в актах инспекторов. Мероприятия по переустройству здания из нежилого в жилое не проводились, и указанные помещения не соответствовали стандартам для соцучреждений.
По убеждению гособвинителя, сотрудники ГПН не изучили нормативные документы и материалы контрольно-наблюдательного дела, не удостоверились в изменении функционального назначения строения, не выявили факт невозможности проживания в нем людей.
По мнению гособвинителя, начальник отделения ГПН обладал полномочиями по приостановлению деятельности дома ветеранов до судебного решения в том случае, если жизнь и здоровье людей подвергались опасности, но этого не сделал.
Здание бывшей школы имело пятую - наивысшую - степень пожароопасности. Оно не подлежало реконструкции для последующего размещения в нем дома престарелых. В нем нельзя было селить людей, поскольку это нарушало ряд противопожарных требований для домов-интернатов: пожарное депо находилось в 25 километрах (должно быть не дальше 3 км), степень огнестойкости должна быть не выше второй. Кроме того, в 30-метровом коридоре дома ветеранов отсутствовала перегородка, которая препятствовала бы быстрому распространению дыма. Норма проживания по жилой площади, приходящейся на одного человека, была превышена. Все эти факторы повлияли на исход трагедии.
Наибольшая вина за гибель людей лежит на Сергее Стахиеве, полагает гособвинение
По мнению стороны обвинения, Сергей Стахиев не контролировал полноту проверок, проводившихся подчиненными, порядок привлечения к ответственности должностных лиц. Он не обращал внимания, насколько тщательно инспекторы проверяли знания пожарной безопасности у персонала и проживавших. Это привело к тому, что жильцы курили в помещениях, а при срабатывании сигнализации соцработники ее просто отключали.
Инспектор Андрей Макаров, выявив низкий уровень знаний пожарной безопасности соцработников в доме ветеранов, не отразил это в предписании. Стахиев, вынеся в мае 2006 года предписание о приостановлении деятельности дома ветеранов, не проконтролировал его исполнение. Притом, что бывший руководитель управления соцзащиты населения по Корткеросскому району Раиса Коюшева на суде сообщила, что постановление о приостановке деятельности дома ветеранов до нее не доводилось.
Затем слово было предоставлено стороне защиты. Адвокат Андрей Данилов представлял интересы Сергея Стахиева и Андрея Макарова (на момент пожара он был старшим инспектором, сейчас – водитель, – БНКоми). По словам защитника, должностная инструкция начальника ОГПН не содержит тех требований, на которых строится предъявленное обвинение.
По словам адвоката, приостановление деятельности объекта – крайняя мера, и такая практика к 2009 году еще только нарабатывалась. По мнению защитника, закрыть дом ветеранов должна была прокуратура по причинам, не связанным с пожарной безопасностью. В 2006 году прокуратура района, проводила проверку дома ветеранов в связи с обращением Стахиева об имевшихся в нем нарушениях пожарной безопасности и неопределенностью статуса объекта. Надзорный орган, имея намного больше возможностей для истребования документов, допустил проживание и постоянную регистрацию престарелых людей в нежилом здании.
По словам Андрея Данилова, на основании постановления и.о. главы администрации Корткеросского района от 19 апреля 2005 года о создании в Подъельске сельского дома ветеранов и ответа прокуратуры, Стахиев сделал вывод, что здание по ул. Центральная, 5 – общественное, но никак не жилое, и применил соответствующие требования, которые совсем не применимы к домам престарелых.
С 2005 года его подзащитные семь раз инспектировали этот объект. При праве инспектировать один раз в два года было пять внеплановых проверок. ГПН предпринял две попытки закрыть дом ветеранов. В одном случае в этом требовании отказал суд.
По мнению стороны защиты, обвиняемые не знали о том, что в здании дома ветеранов до 1993 года располагалась школа. Смена функционального назначения происходила в начале 1990-х годов, когда ГПН не обладал полномочиями по рассмотрению проектной документации. Они считают, что причиной тяжких последствий пожара являлось действие обслуживающего персонала дома ветеранов, которые допускали курение и распитие спиртных напитков в здании.
Адвокат считает, что допрошенные соцработники оговаривают инспекторов, утверждая, что те не обучали персонал действиям при обнаружении пожара и обращению с сигнализацией. Этому противоречат подписи под документами о прохождении инструктажей. По мнению адвоката, такие показания являются формой защиты самих соцработников, которые 31 января 2009 года распивали спиртное на рабочем месте.
Адвокат сослался на выводы эксперта начальника Испытательной пожарной лаборатории Коми Владимира Лисина о том, что причинно-следственная связь между действиями сотрудников ГПН и тяжелыми последствиями отсутствует. Пожар в комнате № 9 произошел из-за того, что кто-то разжег костер. В комнате проживал Зубрилин, который в день пожара был неадекватен, ходил в женских колготках и очень рассерженный на соцработников Королева и Зюзеву, отказавших ему в деньгах на спиртное.
По мнению защиты, инспекторы не могут отвечать за то, что кто-то поджег здание, и за то, что два соцработника Панюков и Королев, зная правильный алгоритм действий при обнаружении возгорания, растерялись и стали тушить огонь, а не эвакуировать людей.
По словам адвоката Ольги Кузнецовой, защищающей подсудимых Оботурова и Гударева, в течение 10-15 минут трое мужчин (соцработники Панюков и Королев, посторонний Беляев) могли спасти пятерых неходячих стариков, а остальные проживавшие могли покинуть здание самостоятельно.
Адвокат Андрей Данилов обратил внимание суда на месторасположения погибших: практически все были обнаружены в своих кроватях, что говорит о том, что старики не предпринимали попыток эвакуации, не знали до последнего о пожаре. Он привел показания одного из спасшихся на пожаре Ярохина, который показал, что о начавшемся пожаре никто не сообщал.
После прений подсудимым было предоставлено последнее слово. Каждый их них вину не признал и просил суд принять объективное решение.
Приговор пожарным будет вынесен 23 марта.
Комментарии (79)
В АКТАХ БЫЛО УКАЗАНО - это дом ветеранов.
Мероприятия по переустройству здания из нежилого в жилое не проводились, и указанные помещения не соответствовали стандартам для соцучреждений.
ЭТИ МЕРОПРИЯТИЯ ЧТО ИНСПЕКТОРЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПРОВОДИТЬ???
НУ А ЗДЕСЬ СОВСЕМ АБСУРД... ВЫХОДИТ,ЧТО ИНСПЕКТОРЫ САМИ РЕШИЛИ ТАМ ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМ ВЕТЕРАНОВ,НЕ СМОТРЯ НА ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ И ДАЖЕ ПРЕВЫСИЛИ НОРМУ ПРОЖИВАНИЯ...
Здание бывшей школы имело пятую - наивысшую - степень пожароопасности. Оно не подлежало реконструкции для последующего размещения в нем дома престарелых. В нем нельзя было селить людей, поскольку это нарушало ряд противопожарных требований для домов-интернатов: пожарное депо находилось в 25 километрах (должно быть не дальше 3 км), степень огнестойкости должна быть не выше второй. Кроме того, в 30-метровом коридоре дома ветеранов отсутствовала перегородка, которая препятствовала бы быстрому распространению дыма. Норма проживания по жилой площади, приходящейся на одного человека, была превышена. Все эти факторы повлияли на исход трагедии.
Не ужели суд приговорит парней,вот по этому абсурдному обвинению. Все что сказала прокурорша относится к лицам организовавшим этот приют. Но если инспекторов посадят за это,то Ливсона и Сажина не в чем обвинять. Пожарники сами поселили туда стариков,значит виноваты.
echo off: действительно, дело это будет кормить чинушей еще очень долго. Обидно даже не это, а то, что скорее всего настоящих виновных так и не привлекут к ответственности...
Извините, но как можно за десятки километров контролировать кто и где курит, кто отключает сигнализацию? Объясните в чём виноваты пожарные? Такое ощущение, что просто нужны крайние........
Дело в том,что уже 3й год пошел,а у следаков - конь не валялся.
Если пожарников они закроют,то и отчитаются: виновные наказаны.
- Кто из работников прокуратуры в 2006 году проверял дом интренат? Почему бы не проверить его действия?, а может не мешало-бы этому работнику вменить (впаять) халатность. Ведь по сути Стахиев сделал все, что смог!
Кто хозяйственный субъект в р-не? А может старики сами въехали в бывшую школу - рейдерский захват? Чушь не порите.
Инспекторы не могут отвечать за выполнение своих предписаний,т.к их устранять должен собственник,а прокуратура должна контролировать выполнение.Суд может закрыть объект.
Не пойдет по вашей логике суд. Дом в котором живут исключительно старики - это дом престарелых, где нет должного персонала, но такой объект есть
Ты гонишь. Ты хоть представляешь,как можно подать заяву в прокуратуру на местного князька? ТЫ БЫ ТАК СДЕЛАЛ...
Я только не пойму: критерии к зданию, как его проверять дом ветеранов или дом для развых посещений - в этом не разобрался Стахиев. А инспектора здесь при чем?
По поводу экспертиз. Прокурор по делу Королева понял, что экспертиза Лисина не может быть признана в качестве доказательства и потребовал проведения повторной комиссионной экспертизы. Экспертиза спецов из Питера признала, что сгоревшее здание являлось школой, относилось к классификации общественных зданий, а не жилых. Кроме того эксперты указали, что эксперт не вправе давать правовые оценки(Лисин давал такие оценки, якобы обнаружил вину персонала здания)).Эксперты же подтвердили, что в сгоревшем здании не было объекта соцнапрвленности, не было персонала и руководства.
Если настаиваете, то поищу и укажу нормативный документ.
Инспекторам надо было ток отключить что ли? Или скинуться на новый интернат,из кирпича??? Вот ты упертый.Здесь ты пишешь ахинею: Э Т О Г О О Б Ъ Е К Т А НЕ БЫЛО!!!
"Инспектора ГПН, приходя на объект соцнапрвленности, должны обратить обязательно внимание на наличие или отсутствие этой системы, и в случае ее отсутствия , должны обязательно вынести предписание о ее установлении. Но если пожарные приходили проверять не объект соцнапрвленности, а здание, в котором оказались старики, и стариков обслуживали соцработники на дому (на каждого соцработника до 4 человек), то
1. Никакого учреждения соцнапрвленности в с.Подъельск не имелось. В реестре государственных учреждений соцназначения такой объект не значился.Надлежащими доказательствами существования объекта соцназначения в соответствии с требованиями федерального законодательства являются только: Устав, учредительные и регистрационные документы(ничего этого не было); Не имелось учреждения соцзащиты у которого бы в оперативном управлении находилось имущество, самостоятельный баланс, сметы доходов и расходов, расчетный и иные счета в банках, круглая печать,штамп, эмблема, знак обслуживания и другие реквизиты, утверждаемые в установленном порядке; Т.е. не имелось никакого учреждения, которое бы могло самостоятельно приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, в том числе по обеспечению мер пожбезопасности, выступать истцом и ответчиком в суде. ( об этом каждый раз указывали судьи, отказывая привлевать к ответственности соцработников по адмпротоколам инспекторов ГПН). 2. Не имелось бюджетного финансирования объекта соцнаправленности, не принимался и не увольнялся обслуживающий персонал, не назначался руководитель объекта соцнапрвленности( такового назначить был вправе только руководитель Агентства соцразвития РК, и такой объект не может подчиняться районным структурам соцзащиты, а имеет равные с ними права и подчиняется непосредственно Агентству по смоцразвитию РК).
3. Согласно п.3 Устава ГУ РК "ЦСНО" по Корткеросскому району"Имущество учреждения является собственостью РК, закрепляется за ним на праве оперативного управления Агентством по соцразвитию РК.Здания №5 по ул.Центральной в с.Подъельск находилось в казне района, никому не передавалось ни в аренду, ни в оперативное, ни иное управление.
4. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.6 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.19, 21 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" администрация района несла бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и обеспечения мер пожбезопасности в д.5 по ул.Центральной Подъельска. Согласно п.30 ст.6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления", ФЗ №154 от 28.08.1995г в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе обеспечения пожбезопасности. Т.е органы местного самоуправления района должны были разработать оперативный план пожаротушения согласованный с руководством пожчасти (его не было, пожарные показали на суде, что ехали на пожар, не зная конструкций здания, не имея план, не знали как правильно тушить пожар, а инспектора ГПН ни разу не интересовались: "почему нет оперативного плана пожаротушения?" и предписаний в связи с его отсутствием не выносили);Этот план Ливсон дожен был передать всем: органам Госпожнадзора, пожарной частиИ МЧС, органам МВД, жильцам дома- если бы в здании был объект соцнаправленности; В этом плане должны быть регламентированы действия лиц при пожаре и должен быть план эвакуации. 5. Теперь о тревожной кнопке. Согласно требований п.39 Правил пожбезопасности ППБ 01-03 организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечить прямой телефонной связью (тревожной кнопкой) с ближайшей пожчастью. В соотвествии со ст. 18 ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68-ФЗ граждане имеют право на защиту жизни, здоровья в чрезвычайных ситуациях, а ст.14 закона установлена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Отсутствие прямой телефонной связи (тревожной кнопки) препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных производственных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей при пожаре, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Т.е. если бы в инспектора ГПН считали, что в Подъельске имеется учреждение соцнапрвленности, то они обязаны были бы вынести предписания об установлении тревожной кнопки.Но они этого не делали. 6.
Инспектора не выносили предписаний в части того, что Королев не проходил обучение по программе пожарно-технического минимума, а это являлось бы нарушением ст.25 ФЗ"О пожбезопасности в РФ", если бы они считали, что проверяют объект соцнапрвленности, а Королева считают его руководителем .7. Согласно п.10 Правил пожбезопасности (ППБ 01-03) предусмотрено, что обязанности по обеспечению выполнения требований пожбезопасности, предписаний, постановлений и иных требований госинспекторв по пожнадзору несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Перечень лиц, установленныйв п.10 носит исчерпывающий характер. Никому это здание от администрации района не передавалось ни во владение, ни в пользование, ни враспоряжение. Пожарные инспетора ГПН бездельничали, требования закона не исполняли. 8. согласно п.17 ППБ 01-03 предусмотрено, что в зданиях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных, обслуживающий персонал должен прпойти спецобучение по проведению эвакуации по программам согласованным с ГПС. Никаких программ никто с ГПС не согласовывал, ГПС учений не проводила, а инспектора ГПН на это не обращали внимание и предписаний не выносили. Почему? Потому что не считали, что проверяют объект соцнапрвленности. и т.п. и т.д. список нарушений,если бы инспектора ГПН считали, что там был объект соцеапрвелености огромный. В суде при допросе выяснилось, что все сотрудники ГПН Корткеросса чудовищно некомпетенты, малограмотны. Надеюсь
, что теперь ясно, что инспектора ГПН занимали место, но не соответствовали требованиям, которые предъявляются инспекторам ГПН.
Пишу,возможно, с ошибками, отправляю текст на сайт, не проверяя, т.к. с собой не ножу очки длячтения)
.
до каких пор в нашей стране будут наказывать кого попало?