content/news/images/80530/PSV_6073(1)_mainPhoto.jpg
14:34, 25.06.2018 / ЭКОНОМИКА

Изнанка бизнеса в Коми: «Никогда не бойтесь рисковать»

Владелица нескольких магазинов и соавтор популярной кальянной Сыктывкара Надежда Габова дала читателям БНК пошаговый расклад: как открыть собственный магазин, что важно для клиентов и кого из бизнесменов республики она считает достойными примерами для подражания.

Изнанка бизнеса в Коми: «Никогда не бойтесь рисковать»
Фото Сергея Паршукова

Надежда Габова не относится к тем людям, которые с детства мечтали о собственном деле. Стать предпринимателем ее вынудили обстоятельства.

- Была середина 2000-х годов. Я только начинала свой бизнес, и его открытие было, скорее, вынужденной мерой, чем желанием самореализоваться, - вспоминает она. – Но со временем я почувствовала — это мое. И с тех пор у меня ни разу не возникало мысли, что я могу бросить свою работу, даже в самые тяжелые времена.

Первым для начинающей бизнесвумен стал магазин верхней одежды Lawine, который работает в Сыктывкаре по сей день. Затем были People, Baon и Savage, а потом – Intimissimi, Calzedonia и Lime.

PSV_6062.jpg

- Для начала бизнеса мне требовалось всего 300 тысяч рублей. Но таких денег у меня не было. Я была на грани отчаяния, когда Сбербанк одобрил мою заявку. Мой бизнес-план не только посчитали жизнеспособным, но и помогли с оформлением документов, - рассказала Надежда Габова.

Торговля - жесткий бизнес, иногда приходилось принимать не женские решения. Часть магазинов, ставших со временем нерентабельными, пришлось закрыть. Но Надежда Габова знала — это лишь переход на следующий этап, новый виток развития. Большую поддержку в этот момент ей оказала семья: муж и сын. Они всегда были рядом и делали все, что от них зависело.

По словам Надежды Габовой, идеи об открытии новых магазинов приходили к ней сами собой: иногда на отдыхе, иногда в рабочей поездке. Как говорит героиня, переключаясь, получается взглянуть на бизнес свежим взглядом. Марки Intimissimi и Calzedonia появились на рынке Сыктывкара благодаря тому, что Надежде самой понравилось качество предлагаемых товаров – она была поклонницей этих брендов.

PSV_6112.jpg

- Сначала я получила отказ на мою заявку на франшизу. Мне сказали, что город у нас маленький, а торгово-развлекательный центр, в котором я планировала арендовать помещения, располагается слишком далеко от центра. Но через месяц мне перезвонили – представитель из отдела развития марки решил посетить Сыктывкар. Увидев все своими глазами, они дали добро, - рассказала бизнесвумен.

Чтобы открыть пять магазинов за раз, ей снова пришлось воспользоваться заемными средствами. Нужно было около 10 млн рублей. Но на этот раз проблем не возникло. Уже имелся проверенный партнер – Сбербанк – и собственные средства.

Так как Calzedonia и Intimissimi фирмы с мировым именем, отдельно тратиться на рекламу не было необходимости. Хотя в Сыктывкаре они не были так популярны, как сейчас.

- Некоторые смеялись и спрашивали, как я придумала такие названия. Эти бренды знали процентов десять сыктывкарцев – те, кто часто бывал в крупных городах. Теперь ситуация обратная. Все благодаря федеральным рекламным кампаниям и «сарафанному радио», - уверена Надежда Габова.

Сейчас работать над узнаваемостью приходится только по магазину Lime, который открылся 2,5 года назад. Но постепенно и он обретает своих постоянных покупателей.

PSV_6110.jpg

- Сидеть на месте я не люблю. Поэтому два года назад мы вместе с сыном запустили новый проект, который подталкивает нас к саморазвитию. Это работа на совершенно незнакомой для нас территории – кальянный бар «Мята Lounge», - рассказала она. - Я думала, что это так же легко, как открыть магазин. С помещением и концепцией все было достаточно понятно и просто. А вот с организацией работы кухни мы разобраться не можем по сей день. Но все впереди.

Надежда Габова рассказала, что нужно делать человеку, который решил открыть магазин. Первым шагом должно стать четкое осознание того, чем конкретно человек хочет заниматься: автодеталями, продажей смартфонов или цветов. Нужно изучить этот рынок в своем городе, понять, как поставлять товар, в каких объемах, как его представлять, какая у него будет фишка.

- Чтобы получить импульс, загореться идеей о собственном деле, можно заняться изучением литературы об известных и успешных бизнесменах. Из соотечественников меня лично впечатляют основатель «Евросети» Евгений Чичваркин и основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников. Не меньше уважения вызывает президент Calzedonia Group Сандро Веронези. Их объединяет одно – все они начинали с самых низов, изучали ситуацию изнутри. И, основываясь на этом опыте, стали успешны каждый в своей области, - подчеркнула она.

Когда решение о том, чем заниматься, будет четко сформулировано, нужно искать площади под торговую точку.

- Если открыть магазин в непопулярном районе города, он не будет приносить прибыль. Это нужно всегда помнить и понимать. Не меньше зависит от интерьера, клиенты обращают на это внимание. Ну и удобство обслуживания, многие до сих пор принимают только наличные. Мы пользуемся эквайрингом Сбербанка. Деньги в кармане – прошлый век, - поделилась Надежда Габова.

Тем, кто открывает магазин по франшизе, будет проще – у крупных игроков рынка уже есть брендбук, рестайлинг всех магазинов сети проводится одновременно во всех точках мира. Если же это что-то свое, лучше отдать создание интерьера на откуп профессионалам.

222.jpg

Третий шаг – деньги. Если собственных средств недостаточно, нужно узнать об условиях кредитов.

- Важно четко представлять, какая сумма понадобится, сколько времени нужно, чтобы ее выплатить, будет ли магазин приносить необходимую выручку. За этими расчетами я бы рекомендовала обратиться к опытному бухгалтеру. Но, грубо говоря, на кредит должно уходить не больше 20% выручки. При этом не стоит бояться брать заем. Сейчас весь мир живет в долг. Просто нужно уметь просчитывать риски и найти подходящий банк с удобным продуктом, комфортными процентами и условиями выплаты, - описала предпринимательница.

Когда магазин начнет работу, особое внимание нужно уделять своей команде. Например, сотрудники магазинов Надежды Габовой постоянно совершенствуются, посещают тренинги, учатся грамотному обслуживанию клиентов. И получают соответствующие зарплаты. Кстати, чтобы сотрудники чувствовали себя более уверенно, Надежда заключила договор со Сбербанком на ведение зарплатного проекта. Его участникам доступны льготные ставки по кредитам и другие преимущества. Но помимо материальной стимуляции, дополнительной мотивацией становится дружеская атмосфера в коллективе. Поэтому, несмотря на привычную текучку кадров в сфере торговли, есть люди, которые работают в компании уже по 8-10 лет.

- Ну а дальше нужно следить за тем, как бизнес развивается, как меняется спрос, какие предложения больше интересуют людей, и продолжать совершенствоваться. Но помнить – у каждого человека должны быть границы, за которые даже ради самого большого успеха он никогда бы не зашел. Для меня это люди – мои близкие и мой персонал. Ими я бы никогда не пожертвовала. Ни один бизнес не стоит того, - сказала она. - А в остальном могу посоветовать только одно – не бояться рисковать. Главное без паники подходить к делу, не чураться работы, если надо – выходить самому в «поле», не относиться к неудачам как к провалу и постоянно заставлять деньги работать. Пусть они уходят на развитие дела, путешествия или образование детей. Не чахните над златом, помните, что деньги – всего лишь ресурс.

5873