«Дон Кихот» ознаменовал начало фестиваля «Золотые ласточки» в Коми
С фестиваля балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни Джыджъяс» («Золотые ласточки») начался новый 61 сезон в Театре оперы и балета Коми. Открывающей постановкой стал «Дон Кихот»: он получил высокую оценку не только от аплодирующего стоя зрительного зала, но и от известных критиков и деятелей искусств.
Фестиваль ведет свою историю еще с 1997 года. Некоторое время он отсутствовал на театральных афишах, вновь возрожден был в 2014 году и сейчас успешно проходит при участии коллективов Финно-Угрии. В этом году на его проведение театр республики получил грант главы Коми, отметила во вступлении председатель Госсовета Коми Надежда Дорофеева.
Право первым выйти на сцену отдали балету из разряда классического наследия мировой культуры – «Дон Кихот» (музыка Людвига Минкуса с хореографией Мариуса Петипа). Этот спектакль возродили специально для предыдущих «Ласточек» в 2016 году, к этому моменту он уже стал одним из самых востребованных в репертуаре театра.
Балет «Дон Кихот» создан по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса. Действие все также переносит зрителя в Испанию, но есть существенные сюжетные отличия. Если в книге странствующий рыцарь Дон Кихот (Евгений Гаврилов) – ключевое лицо, то на сцене приключения рыцаря и его оруженосца Санчо Панса (Василий Куратов) тесно связаны с историей двух влюбленных, Базиля (Роман Миронов) и Китри (Наталья Супрун), которых хотят разлучить. Но вмешательство Дон Кихота спасает молодых людей и помогает им счастливо воссоединиться.
Привлекательность «Дон Кихота» для сцены – страстные испанские и цыганские танцы, в которых была задействована вся труппа. Сложные хореографические элементы, сольные партии и игровые моменты максимально раскрывают яркие характеры персонажей: ведомому фантазиями Дон Кихоту являются волшебное Чудище и снится Царство дриад; вороватого Санчо преследует трактирщик из-за украденной рыбы; влюбленные Базиль и Китри оказываются достаточно хитроумны, чтобы обмануть всех и остаться вместе.
Новый руководитель балетной труппы театра заслуженная артистка России Марианна Рыжкина наблюдала за ходом спектакля из зала. Как она рассказала БНК, «Дон Кихот» перед фестивалем не обошелся без технических изменений: стали быстрее темпы, откорректированы нюансы у солистов. Тем не менее во время балета она была абсолютно спокойна за работу труппы.
- Некоторые моменты были новые для артистов, не совсем привычные, но сейчас они почувствовали, что это можно использовать. Это все органично наложилось на их тело и эмоции, - отметила в беседе с БНК балетмейстер.
Заслуженный деятель искусств России, композитор Михаил Герцман отдельно выделил музыку в балете:
- «Дон Кихот» - совершенно поразительный балет. Я бы не сказал, что здесь та музыка, которую нужно слушать в симфоническом оркестре (главный дирижер Азат Максутов – прим. БНК). Но с соединённая с этой хореографией – это идеальное воплощение того, как нужно танцевать под эту музыку. Подобного слияния я нигде не знаю, даже в «Лебедином озере».
После трех действий зал провожал труппу стоя. Но для поклонников балета «Дон Кихот» не станет последней знаковой постановкой фестиваля.На сцену театра выйдут другие финно-угорские коллективы: Чувашский государственный театр оперы и балета («Кармина Бурана» и «Любовь-волшебница») и Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева («Золушка»).
Специально на фестиваль в Коми впервые прибыл известный критик из Краснодара Александр Геннадьев. После первой увиденной постановки он оценивает и подготовку театра, и саму труппу положительно:
- Хорошо, что есть такие финно-угорские фестивали – не каждый регион может таким похвастаться. Мне понравился спектакль, все на очень достойном уровне. Могу выделить исполнителя партии Эспады (Ринат Бикмухаметов). Я хочу еще посмотреть спектакли, тогда буду иметь полное представление о фестивале. Но хочется праздника – и, судя по «Дон Кихоту», я его получу.
Комментарии (4)
Думаю, что таким манером непритязательный зритель пытается почувствовать себя театралом...