content/news/images/83703/12_mainPhoto.jpg
20:50, 16.09.2018 / ОБЩЕСТВО

В Коми нашли село, похожее на Санкт-Петербург

Путешествию в Керчомью посвящен репортаж Юлии Безугловой. Автор рассказывает о традициях, сохранившихся в селе, местных жителях и сравнивает Керчомью с северной столицей России.

В Коми нашли село, похожее на Санкт-Петербург
Фото Юлии Безугловой

Репортаж опубликован в ИА REGNUM. Мы приводим его с сохранением орфографии и пунктуации автора.

Легендами, мифами и сказками мы привыкли называть то, что кажется нам вымыслом, придуманными историями, чем-то вне нашего контекста реальности. Но если подумать, то события недавнего прошлого, очевидцы которых все ещё есть, уже приобретают легкий блюр вымысла. Если посмотреть чуть дальше, то царь, вожди пролетариата — все они уже приближаются по координатам на линии времени к Святогору и Рюрику. Они все уже — прошлое, приукрашенное и всё ещё неизвестное прошлое. Люди в больших городах делают шаги в пространство, где нет своей земли, своих традиций и даже гражданство уже становится не так важно. Но это только для нас сказки и легенды заканчиваются книгой, прочитанной ребенку перед сном. А есть места на карте, где люди живут на перекрестках времени, на стыках прошлого и настоящего, и этих мест гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это история про одно из них.

1(1).jpg

Едем больше часа по бездорожью: поворот, овраг, брызги долетают до окон. Большинство автомобилей тут не пройдёт, но мы пока справляемся. Навигатор упорно ведёт к точке, указанной на карте. Ещё десять километров — и будет село Керчомья. Но нет, упираемся в реку Вычегду, через которую должна быть переправа. Только вот её тут, очевидно, никогда не было. Север — это заповедный край. Тут другие люди, другие законы, а современные средства геолокации ничего в этом не смыслят. Стрелка на гаджете упорно призывает нас ехать вперед, она явно не знает, что такое холодная полноводная северная река.

2.JPG

В Керчомье мы всё-таки попали на следующий день. В районном центре - Усть-Куломе - нам рассказали, что дорога в село есть, просто на карте она толком не отмечена. Дорога начинается с добротного асфальта, но незаметно тоже превращается в колдобины и буераки. Видно, что поток автомобилей здесь небольшой.

Чем примечателен этот маленький населённый пункт в республике Коми, точка на карте района? На первый взгляд, ничем особенным. Но начнём издалека. Чем примечательна любая земля? Что она вообще такое, «земля»? Дело не в почве, дающей урожай, и не в сотках, на которых можно построить дом. Земля — это место, куда привязаны истории людей и память о них. Земля — это то, что делает время конкретной величиной, а не относительным понятием.

3.JPG

По сути, Керчомья — это город N в перечне северных деревень и сёл. Оно не самое большое, не самое известное, здесь нет памятников под охраной Юнеско. Но как-то удивительно получилось, что здесь тесно переплелось старое и новое, причем старина не стала анахронизмом, она живёт в архитектуре и в быте людей.

4.JPG

Первое упоминание о Керчомье в писцовых книгах датировано 1640-м годом. Село находится в Усть-Куломском районе, в 165 километрах от Сыктывкара, на реке Вычегде. Протяжённость населённого пункта около восьми километров, что немало для села в глубинке. Старожилы утверждают, что при царе численность населения достигала 3000 человек. С двух сторон от дороги на протяжении всего села стояли добротные дома с тёплыми крытыми дворами и большим хозяйством. Северные люди работящие, а как иначе: чтобы выживать — нужно работать, к этому приучали с малых лет. Говорят, что в Керчомье пахотные земли совершенно особенные. Раньше село называли «вторая Украина» из-за необычно большого урожая хлебных культур.

А потом случился 1917 год.

- Керчомья — это как Петербург в истории России, — рассказывает учительница местной школы Любовь Васильевна. — Приехал матрос, Александр Павлович Гичев, коммунист и большевик. И он по образцу того, что происходило в столице, организовал партийную ячейку и комитет бедноты. Отняли все земли и распределили их по новому порядку. Но вскоре Гичева убили. И не из-за того, что он был красный и распределял земли, а из-за того, что с чужими жёнами стал ходить. Но это совсем другая история.

5.JPG

Раскулачивание, ссылки ненадежных элементов из села дальше на север, ссылки сюда неугодных из центрального региона. Потом колхозы и совхозы, перестройка и безработица. 800 жителей Керчомьи ушли на войну, вернулось только 242 человека. Всё, как везде. Сейчас дома так и стоят на восемь километров вдоль дороги, но часть из них обветшала, а часть обшита сайдингом. Стадо суммарно насчитывает 70 коров, а жителей осталось около 800 человек. Работы действительно мало, поэтому молодые уезжают. Стандартная история, о которой мы столько раз слышали и читали.

Так что, получается, умирает северная деревня? Умирает же, правда? Все люди больших городов об этом знают. Но тут есть нюанс. Деревня не умирает, деревня выживает. Деревне сложно, но есть люди, и земля есть, а значит, как в песне про коня «было всяко, всяко пройдет». Бессмысленно отрицать проблему алкоголизма и отсутствия рабочих мест, но и преувеличивать её не стоит. Спрашиваешь и молодых и стариков: «Почему не уезжаете?» Кто-то отвечает, что некуда. Но большинство с улыбкой говорят: «Как так уезжать, это ж моя земля! Нормально живём».

7.JPG

В Керчомье и на территории всего Усть-Куломского района сохранился национальный язык — коми. Мы были удивлены, когда столкнулись с тем, что не все жители хорошо говорят по-русски. Некоторые старики по-русски вообще не понимают. Эту землю на протяжении веков населяли зыряне, их же называют сейчас коми. Национальные черты прослеживаются во внешности местного населения и в их обычаях.

Название «Керчомья» в переводе с коми означает «Маленькие деревянные домики». «Кер» — переводится как «бревно», а «чом» — маленький домик. На территории села сохранилось много старых домов, построенных до революции. Причем этот район имеет свои уникальные архитектурные особенности. Несмотря на то, что время взяло своё, архаичные черты сохранены, и создаётся ощущение, что ты попадаешь во временную петлю. Идёшь по улице, а вокруг постройки, как из фильмов и сказок.

8.JPG

Почти при каждом доме есть амбар или, как говорят местные, «житница». Помните сказки про избушки на курьих ножках? Так вот, это они и есть. Амбары ставились на четыре «ножки» по очень простой причине: чтобы мыши не могли забраться туда, где хранилось самое ценное — зерно и другие запасы продовольствия. Жители следят за их сохранностью, ремонтируют, заменяют прогнившие брёвна. Многим амбарам больше ста лет, и в них до сих пор хранят запасы, сезонную одежду и прочие вещи.

Вообще территория, где находится Керчомья, уникальна невероятным культурным синтезом. Коренное население, зыряне, имели свою систему языческих верований, которая до сих пор проглядывает в менталитете и бытовых аспектах жизни. Люди помнят истории про тунов — старших в роду, знахарей, колдунов, к которым всегда можно было обратиться за советом. Живы ещё те, кто помнят их и готовы делиться историями.

9.JPG

- Коми верили в силы природы. На месте старой церкви раньше было священное языческое дерево — ель, куда местные ходили поклоняться. А когда церковь поставили, ель срубили, чтобы люди приходили на это же место, но поклонялись уже Иесусу, — рассказывает Любовь Васильевна, предки которой много лет жили в Керчомье. — Но вера сохранилась, поэтому детей учат: пошёл в лес веников нарубить или ягод собрать, попроси прощенья, объясни, что для дела нужно. Силы природы должны понимать, зачем ты это берешь.

После церковного раскола здесь обосновались старообрядцы. До недавнего времени Керчомья считалась полностью старообрядческой. И это очень позитивно сказалось на сохранении местных верований. Есть теория, что реформа Никона, призванная якобы унифицировать верования, на самом деле была направлена на искоренение язычества. Тех, кого стали называть «старообрядцы», не пытались вытеснять исконную народную веру, а интегрировали её в свою систему. Возможно, именно поэтому в Керчомье сохранилось столько живой архаики.

10.JPG

Следы старообрядчества в Керчомье повсюду. Начиная от манеры повязывать платки на голову, заканчивая тем, какие памятники ставят на кладбище. Старообрядцы не ставили крестов. У них вообще было другое отношение к смерти. На местном кладбище до сих пор даже новые захоронения отмечены «голбцами» — столбиками с надписями. На протяжении многих лет Керчомья была полностью старообрядческой. «Беспоповцы» собирались на молебны по домам, у старожилов до сих пор сохранились старинные псалтыри и иконы.

- Старообрядчество — символ сохранения своей собственной природы. Старообрядцы выбрали бежать от государства и научиться жить в тяжелых условиях: хранить хозяйство, веру, семью. И в этот мир не пускали чужаков, потому что они всегда несут элемент разрушения, — говорит Любовь Васильевна.

11.JPG

Со временем официальная церковь потеснила старую веру, но люди на Севере её помнят. Не только в старообрядческих селах Коми, повсюду. Живы ещё старики, которые воспитывались в этой системе, и есть молодые, которые хотят сохранить традицию. А это значит, что старой вере всё ещё есть место.

Вот так и живут люди в селе Керчомья, между старым и новым. У многих в домах есть интернет, но пироги пекут в старой печи. Имеют всю необходимую бытовую технику, но домотканые половики стирают руками в озере. Раз в неделю топят баню по-черному и парятся всей семьей. Получают образование в областном центре, но помнят, что не нужно брать у леса лишнего, чтобы не гневить силы природы.

В больших городах мы даже не представляем, сколько удивительного можно найти за пределами бетонных колец. Как легко дышится там, где есть место сказкам. На территориях, где пропадает LTE, появляется что-то совсем иное: появляется воля, воздух и вода, которую можно черпать ладонями из ручьев. Там появляемся мы — русские люди: настоящие, верные земле и традициям.

6661

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • Очень-очень
    16 сент. 2018 г., 21:47:37
    Ответить
    интересно.
    Спасибо автору и жителям села.
    • Вот так
      16 сент. 2018 г., 23:13:14
      Ответить
      Очень-очень интересно
      И должны преподаваться уроки коми культуры в школах.
      И не только в школах. В тех же сми региональных много ли найдешь рассказов , подобных этому, о земле Коми, о городах и селах, озерах и реках?
      Да нет ничего практически. А жаль.

      ps кстати, а ночи белые в Коми круче питерских. И дольше, и белее ))
  • )))
    16 сент. 2018 г., 21:50:31
    Ответить
    Вообще то!! Крым наш!!! )) и не деревянные чомики)) а Керчь!!! Наш!!!)))
    • Кхе-кхе
      17 сент. 2018 г., 1:04:51
      Ответить
      Ну это надо еще подумать - наш или не наш! Чье бабло в стране крутится? Перекрашенный доллар? Ну-ну!
    • 100%
      17 сент. 2018 г., 10:19:58
      Ответить
      В первый раз прочитала такой интересный материал на БНК!!!
      Захватывает.
      Там живут наши родственники. Село любят и уезжает не собираются.
      Хорошие домовитые люди. коми по национальности. Большая и дружная семья.
  • Александр
    16 сент. 2018 г., 21:53:47
    Ответить
    !
    Одна прозаическая вроде статья заслонила по-моему ворох писаний про городской сумбур, где аварии, кражи, суды и прочий жизненный абсурд
    • 100%
      17 сент. 2018 г., 10:20:54
      Ответить
      Это вообще что-то новое живое от души!
  • (:- )
    16 сент. 2018 г., 22:55:01
    Ответить
    Одна хорошая знакомая в этом году с маленьким сыном сначала посетила южный берег моря, что средь земель афро-европейских, а потом на недельку заехала в глубинку Черноземья рассейского. Сколько восторга было у ее 'малого', когда ему довелось купаться в речке рядом с гусями! А еще коз травой кормил из рук, а еще... да много чего еще сохранилось вдали от городской суеты.
  • Наста
    16 сент. 2018 г., 23:51:31
    Ответить
    хорошая статья, правдивая. Керчемья-село уникальное. Но почему они строили дома в один ряд от центральной дороги слева и справа на протяжении 9 километров? Неужели нельзя было подняться на пригорок7 Два момента меня печалят: в Керчемье очень много заброшенных домов. Второе: Вера. Не хотят керчемские православную веру, но и оставьте их в покое. Они язычники, верят в природу, в лес, в дерево, и правильно делают. В этом царстве есть грибы, ягоды, дичь, рыба. Это и есть настоящий бог, который о нас заботится. По крайней мере есть польза от леса, а не церковнослужителей
    • Насталы
      17 сент. 2018 г., 12:33:56
      Ответить
      историк
      Были наверху 2 сикта, но ветры большой силы и хозяйственная потребность экономить дрова заставила людей жить под горой
      • с Керчомьи
        17 сент. 2018 г., 18:30:31
        Ответить
        В Керчомье нет язычников. Здесь живут коми правослвные люди. В этом году благодаря Галине Борисовне Логиновой открылась новая православная церковь. Так что язычников не было никогда в этом селе. И не надо портить историю старинного коми села Керчомья. Жили чистые стороверы, а не язычники. Это две разные вещи. Историк историю старинного коми села не знаете.
        • с Кермомьи
          17 сент. 2018 г., 18:40:46
          Ответить
          историк
          Язычество бытует в каждом коми селе. Вы очень плохо владеете предметом о котором рассуждаете.
  • Житель
    16 сент. 2018 г., 23:53:17
    Ответить
    Давайте все на1917 год валить,просто люди ленивые стали и работать не захотели на Коммунистов
  • Кхе-кхе
    17 сент. 2018 г., 1:01:11
    Ответить
    Мудрые люди так и должны поступать: жить в лоне с природой и верой в себя и свои силы. Все остальное от лукавого. Было бы только развитие, а не "выживание", которое больше на вымирание и похоже. Главная тема так и не была поднята в статье, к сожалению.
  • Сергей Сильницкий
    17 сент. 2018 г., 6:17:23
    Ответить
    В Коми нашли село похожее на Стокгольм
    "Там появляемся мы — русские люди: настоящие, верные земле и традициям." - это автор о своем появлении в Коми деревне так пишет?

    И в чём же всё-таки сходство с Петербургом? В том что матрос в 17-м году приехал?

  • Йцукен
    17 сент. 2018 г., 6:21:22
    Ответить
    Хз
    Заинтересовало,в каком областном центре получают образование жители Керчомьи?
  • Это,увы,судьба всех деревень
    17 сент. 2018 г., 6:56:53
    Ответить
    В России современной, при царе 3000 тысячи населения,а теперь вчетверо меньше,все-все в город, чтобы подсесть на ипотеку, кредиты и чтоб было с кого налоги бесконечные сдирать, в последнем предложении опечатка, так появляется мы русские...,а следует читать коми люди,речь идёт все же о коми деревне,где старики прожили жизнь без русского и надо полагать,что счастливо.
  • Я
    17 сент. 2018 г., 8:14:12
    Ответить
    А захочет ли автор статьи жить в керчомье? Таскать воду,возится с дровами... Хорошо из города на недельку в деревню приехать и восторгаться т шиной воздухом, природой. К нам тоже приезжают из города: ах воздух, ах красота!!! Так живите!!! Никто даже из бывших деревенских не хочет!!! Ажить хорошая по человечески!!!! Да и не надо сравнивать. Санкт Петербург ни с чем!!!!
  • Виктор Напалков
    17 сент. 2018 г., 8:18:41
    Ответить
    Приятно удивлён и рад
    этой информационной статье. Надоело читать про пожары и убийства, про войны и казнокрадов... Поверьте, после прочитанного про это удивительное село на душе становится светло и чисто. Словно сам побывал в Керчомье, пообщался с их замечательными и искренними людьми. Во многих моих концертах принимали участие артисты-любители из этого села. Я бы не стал их называть "люди из глубинки". Это люди как из города, только чистые и добродушные! Для воспитания своих детей они, старшие, показывают пример трудолюбия и семейных ценностей. Конечно, время, со всеми своими "прелестями", коснулось и это село: многие ушли в миро иной из-за пьянства на почве безработицы и безысходности. Но в основном остались люди, преданные воле, своему коми языку, самобытной культуре и живут с надеждой на сегодняшнее счастье, которое сами и создают. Им чуждо высокомерие и чванство, они по-детски искренни и чисты. Кто-то может не согласиться со мной, но я пишу от избытка позитивной информации, полученной в этой статье! Пишите почаще о глубинке, чтобы захотелось там хоть раз в жизни побывать! А мне захотелось еще и еще раз побывать и на "Пыжа гаж" и других сельских праздниках Керчомьи. Счастья вам, жители глубинке, не расплескайте свою самобытность и внутреннюю красоту! Аддзысьлытэдз!
  • Красный террор в
    17 сент. 2018 г., 8:31:06
    Ответить
    Зыряне Гичева убили за его кровавые красные делишки
    И даже после смерти выкопали из могилы и выкинули как красного пса в овраг догнивать.
  • Пушкен
    17 сент. 2018 г., 9:50:27
    Ответить
    Санкт-Петербург, канешн...

    По мшистым, топким берегам
    Чернели избы здесь и там,
    Приют убогого чухонца;
    И лес, неведомый лучам
    В тумане спрятанного солнца,
    Кругом шумел.
  • я
    17 сент. 2018 г., 14:23:31
    Ответить
    Все там в порядке с дорогами, по всей деревне асфальт закатан. От трассы до деревни километров 40 по щебню и песку, на обычной машине доехать можно без проблем.
  • житель
    17 сент. 2018 г., 15:06:10
    Ответить
    молодец автор статьи
  • 909
    17 сент. 2018 г., 21:33:56
    Ответить
    И если присмотрется , то внешность у них совсем не зырянская. Больше на европейцев похожи ,на ирландцев.
  • 89
    18 сент. 2018 г., 11:51:00
    Ответить
    сравнение с Петербургом более чем надуманное...такие матросы всюду были в то время) преторианцы революции)
  • Ангелина
    18 сент. 2018 г., 19:45:25
    Ответить
    Поправка по Гичеву.
    Я являюсь уроженкой села Керчомья. Это большое старинное село. Помню, выращивали там и хлеб. Хороший получали урожай. Гичев Павел Александрович был матросом. Если не ошибаюсь, плавал на крейсере Аврора. В село его отправили для установления советской власти. Возглавлял не-то партийную ячейку, не-то комитет по крестьянским вопросам. Его дочь жила в нашей бригаде: село было разделено на 7-8 бригад Жили недалеко друг от друга. Павла пристрелили выходцы из белогвардейцев на рабочем месте. В селе есть останки старой церкви, рядом с ней установлен ему памятник. Помню, каждый год в день пионерии приходили к его могиле и возлагали венок. Так что не надо исковеркать историю и писать такие небылицы. Это очень некрасиво.
    • пишите грамотно, Ангелина
      19 сент. 2018 г., 10:03:02
      Ответить
      Не надо КОВЕРКАТЬ историю - вот правильное написание предложения.

      Учите русский язык и историю не пишите как очевидец событий. Вам же не 100 лет, надеюсь? Каждый исторический факт имеет право на событийную трактовку и собственную оценку.