Вспомнить всё: общественники примут любые варианты имен для аэропорта Сыктывкара
Сегодня на рабочем совещании в Общественной палате региона его участники придумали дополнительные критерии отбора героев, в честь которых можно назвать столичный аэропорт. Например, предпочтение будут отдавать людям, родившимся и жившим в республике, тем, кого нет в живых, и тем, чья фамилия красиво звучит на разных языках. Отбирать финалистов будут по критериям, но принимать общественники готовы абсолютно все варианты.
Общественная палата России предложила дать 45 международным аэропортам страны имена выдающихся соотечественников. Сбор предложений от населения уже начался. Поделиться своим мнением может каждый и любым удобным способом: в интернете, по телефону или лично придя в Общественную палату.
Как пояснила председатель палаты Галина Киселева, предложения будут собирать до вечера 16 октября. На следующий день рабочая группа вновь встретится и отберет 20 фамилий, которые отправит в Общественную палату России. Там будет определена тройка финалистов, в голосовании за которых будет участвовать уже вся страна.
- Звонки к нам уже идут. Первые предложения начали поступать, - сказала она. - Мы рады, что население откликнулось на наш призыв. Ваше мнение нам очень важно. Мы принимаем все предложения. Организаторами оговорено лишь одно условие – среди фамилий не должно быть политиков новейшей истории, то есть деятелей последних 100 лет.
Среди уже предложенных вариантов оказались Стефан Пермский, Питирим Сорокин, Михаил Бабушкин, Александр Чернов, Александр Католиков, Иван Куратов, Федор Прядунов, Раиса Сметанина, Каллистрат Жаков, Геннадий Мальцев, Галина Дубровская, Василий Латкин, Сергей Сотников, Екатерина Великая и Пера богатырь.
- Нам нужно разработать свои критерии, - заявил член Общественной палаты, председатель объединения «Коми Войтыр» Алексей Габов. – Я считаю, что отдавать предпочтение нужно людям, которые в Коми родились, выросли, и внесли вклад в развитие республики. Например, все говорят про геолога Чернова. А мы хотим предложить Василия Сенюкова. Думаем, он более достоин, чем Чернов...
- Такое нельзя произносить, - тут же перебил Габова академик Михаил Рощевский. – Сенюков, конечно, достойная фигура, его нужно включить, но сравнивать их – безобразие.
- Наверное, имелось ввиду отдавать предпочтение людям, которые здесь родились в том случае, когда мы встанем перед выбором, - заступилась за коллегу Галина Лапшина. – При прочих равных.
- Да, да, это я и имею ввиду, - объяснился Габов.
- А какому аэропорту мы даем имя? Старому или новому? – решила уточнить коми писатель Галина Бутырева.
- Забудьте про новый. Нашему аэропорту даем. Нашему, - хором объяснили собравшиеся.
Представительница сыктывкарских «Волонтеров Победы» Ольга Подольская рассказала, что опрошенная молодежь предложила дать аэровокзалу имя умершей в прошлом году депутата Госсовета Нины Нестеровой, Юрия Спиридонова, Петра Истомина (первый коми летчик), Николая Оплеснина или Николая Габова.
- У меня было три предложения, - сказал Михаил Рощевский. – Но одно отпало, потому что предложить хотел политика, а два оставшихся есть в списке – это Мальцев и Банбан (заслуженный деятель авиации Коми). Последний еще и на всех языках звучит хорошо.
- Да, Банбан воспринимается хорошо, - поддержала его Галина Лапшина. – Витязеву еще можно.
- Я бы хотел еще о критериях поговорить, - сказал доктор исторических наук Игорь Жеребцов. – Отказ от имен политиков – это хорошо. И будь это 100 лет или 500 – неважно. Именем Екатерины Великой называть аэропорт в Сыктывкаре – смешно. По уроженцам – хорошо. Но как считать? По современным границам Коми? По штампу в паспорте? Что делать с людьми, которые родились, когда Коми как республики еще не было? Ныне живущих я бы в список не включал – они свое успеют. Как не стоит брать в расчет и персонажей мифологии. И еще. Я бы нашему международному аэропорту имя великого человека бы не присваивал. Тот, кто прибудет в него рейсом из-за границы, подумает: «Епрст, что ж великого человека так опустили».
Галина Киселева согласилась с тем, что Перу-богатыря и других персонажей не стоит всерьез рассматривать как будущий вариант.
- И давайте сразу думать, как будут звучать фамилии, - продолжил Жеребцов. – Если человек будет прибывать в аэропорт «Пермский», то подумает, что очутился в Перми. «Сорокин»? Несолидно. Это вам не «Орлов». Да и «Жаков», если перевести на русский, будет «Дятлов»...
- Для народа лучше не ставить рамки, - решила высказаться член Общественной палаты и главный в Коми «Волонтер Победы» Анна Гагарина. – Пусть все присылают имена своих героев. Даже если это отец или дед. Принимать нужно все.
- Да, может, мы их не примем, но звучат пусть все, - согласилась Галина Киселева.
- Кстати. В этом году «Волонтеры Победы» проводили акцию «Улыбка Гагарина» (нужно было сфотографироваться с портретом космонавта, повторив его улыбку), - воспользовалась ситуацией молодая активистка. – Мы хотим предложить провести такую же акцию, но с героем, чьим именем будет назван аэропорт.
- А, может, пусть люди фотографируются с любым из тех 20 героев, что мы отберем? – предложили старшие члены Общественной палаты, Анна Гагарина с ними согласилась.
- И чтобы имена героев продолжали звучать, в фойе Общественной палаты можно открыть выставку: находить портреты наших героев, делать к ним небольшую биографическую справку и собирать на стенде. Пусть все люди, что сюда приходят, а к нам приходят многие, знакомятся с ними, - предложила руководитель исполнительной дирекции палаты Александра Афонина.
К концу обсуждения выставку решили параллельно разместить в интернете, а ссылку на нее разослать во все школы, чтобы педагоги имели материал о героях Коми и могли его использовать на классных уроках. Также эту информацию, по мнению собравшихся, нужно разослать в информагентства республики, чтобы они публиковали эти подборки. А еще лучше – размещали на всплывающих окнах.
- Народ должен знать, за кого голосовать, - резюмировали общественники.
Следующая встреча состоится в полдень 17 октября, когда активистам нужно будет подвести итоги и отобрать шорт-лист лучших кандидатов.
*** Общественная палата России выступила с инициативой дать крупным аэропортам страны имена выдающихся соотечественников. В проект «Великие имена России» вошел и аэропорт столицы Коми. Общественники считают, что реализация проекта «Великие имена России» позволит сделать это повсеместной практикой. Великие имена, навсегда вписанные в историю, продолжат жить в названиях аэропортов, олицетворяя победы и достижения страны.
Случайные прохожие на улице чаще всего называют фамилии Банбана и Спиридонова. Однако подписчики нашего сообщества в социальной сети «ВКонтакте» другого мнения. Большинство (четверть от почти 2000 проголосовавших) высказывается за то, чтобы оставить «все как есть».
Комментарии (47)
А не региональные заслуженные...
Вот, когда новый международный аэропорт. построят в Соколовке. тогда и поразмышляю. а пока включу режим отрешенного созерцания. и понаблюдаю за суетой , устроенной псевдопартией единороссовской и её пук на всю РОССИЮ. и его эхо, затолкиваемое в мозги народа КОМИ через их агентов.
Новая власть, Вы сначала постройте новый аэропорт, а потом хоть как называйте
Или Гайзера ... прикольно пассажиров просим пройти на рейс: Гайзер - Домодедово
Про БЕЛКОМУР ещё надо обозначить
Вот нечего больше делать.
Окончил Тенишевское училище. Очевидцы утверждают, что сидел за одной партой с будущим известным поэтом Осипом Мандельштамом. По окончании училища поступил на третий курс Петербургской консерватории, которую блестяще в 1913 году окончил по классу фортепиано.
Николай Александрович занимался живописью, знал несколько иностранных языков, писал стихи, играл в первой петербургской команде футболистов. В 1911—1914 годах Николай Бруни входил в Цех поэтов Серебряного века. Его стихи печатались в литературных журналах Петербурга
В 1914 году Н. А. Бруни добровольцем ушёл на фронт. Там писал свои фронтовые заметки «Записки санитара-добровольца», рассказы «Лесник», «Кузьма-тележка», «Дорогой цветов» и другие. За мужество и отвагу Бруни был переведён в авиацию на строевую службу.
Летом 1915 года Николая Александровича направили на теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте. С 1916 года он продолжил учёбу в Севастопольской военной авиационной школе, после окончания которой в феврале 1917 сдал экзамен на звание «военный лётчик» и был направлен на фронт в 3-й армейский авиационный отряд, 29 марта 1917 года произведён в старшие унтер-офицеры. За время боевых действий был награждён тремя Георгиевскими крестами.
В 1917 году после февральского переворота был выбран делегатом от 7-го авиационного дивизиона на Всероссийский съезд авиации.
Во время 138 боевого вылета его самолёт был сбит в воздушном бою под Одессой. Во время аварийной посадки в горящем самолете раненый Бруни дал обет: если останется в живых, то примет сан священника. Находившийся на его груди серебряный крест был раздавлен рукояткой управления. Николай Александрович получил два перелома левой руки, очень сильный вывих локтевого сустава правой руки, открытый перелом правой ноги в районе стопы и очень сильное сотрясение мозга. От последствий катастрофы он полностью восстановился, только одна нога его стала короче другой и он пользовался специальной обувью.
Вернуться в авиационный дивизион ему не представилось возможности, так как тот просто перестал существовать.
В апреле 1918 года Бруни бежал из оккупированной австрийцами Одессы. 10 мая 1918 года, по прибытии в Москву, вступил в Красную Армию. Служил командиром 1-го авиаотряда ВВС РККА. 12 июня 1918 года он совершил свой первый полёт над Москвой. 1-й авиаотряд вёл подготовку военных летчиков для военно-воздушного флота молодой Советской Республики. Николай Александрович отдавал много сил лётной и командирской работе. Есть версия, что он стал прототипом лётчика, вдохновившего на подвиг Алексея Маресьева, героя «Повести о настоящем человеке» писателя Б.Полевого.
22 декабря 1918 года Николай Александрович и Анна Александровна Полиевктова венчались.
На их свадьбе было много друзей. Известный поэт Константин Дмитриевич Бальмонт читал написанные к свадьбе стихи.
4 июля 1919 года Н. А. Бруни в был рукоположен в сан диакона, а затем и в священники. Служил в том числе и в московской церкви Николы-на-Песках на Арбате.
В 1921 году после смерти поэта Александра Блока Бруни отслужил по нему панихиду в церкви Николы-на-Песках на Арбате. Но более не мог примириться с Живой обновленческой церковью и оставил приход. Работал печником, столяром, вновь священником в селе Косынь, в церкви Успения Божией Матери в Клину Московской губернии. Жил он тогда в доме П.И.Чайковского.
В середине 1928 года за движение бессребренности настоятель клинской церкви о. Николай был вызван в Московскую патриархию. В следующее после Троицы воскресенье 1928 года он простился с прихожанами и сложил с себя сан.
В 1928 году Бруни нашёл работу переводчика в Научно-испытательном институте военно-воздушных сил, а также работал в отделе переводов ЦАГИ, в Институте гражданской авиации, переводил специальную техническую литературу с четырёх европейских языков. Полученная информация позволяла ЦАГИ существенно экономить на постановке экспериментов. У Николая Александровича обнаружились способности к конструированию, и с лета 1932 года он начал работать в Московском авиационном институте (МАИ).
К 1933 году Николай Александрович проявил незаурядные конструкторские способности в авиастроении, стал профессором МАИ, оставил след в отечественной авиации как авиаконструктор, разработав новую кинематическую схему автомата перекоса несущего винта вертолёта, которая и до сих пор используется во всём мире.
В 1934 году в качестве консультанта в Москву по приглашению МАИ приехал знаменитый французский летчик Жан Пуантисс. Николай Александрович Бруни сопровождал его в качестве гида и переводчика.
Услышав об убийстве Кирова, инженер Бруни 2 декабря 1934 года высказал пророческую фразу: «Теперь свой страх они зальют нашей кровью». 8 декабря 1934 года он был арестован по доносу сослуживцев. Поводом к аресту послужили контакты с Ж. Пуатиссом. Бруни был обвинён в шпионаже в пользу Франции.
23 марта 1935 года Бруни был осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Ухтпечлаг в посёлок Чибью.
В мае 1935 года семья Н. А. Бруни — жена Анна Александровна и шестеро детей — была выслана из Москвы в Малый Ярославец.
Николай Александровичв заключении стал лагерным художником. В лагере в 1937 году в память 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина создал из кирпича и бетона памятник поэту. В Ухтпечлаге отмечали столетие дуэли Пушкина. За памятник поэту Бруни получил недельное свидание с женой.
25 ноября 1937 года А.Бруни вновь был арестован Тройкой УНКВД Архангельской области по обвинению в «контрреволюционной агитации». 21 декабря 1937 года приговорён по статье 58-10 УК РСФСР к расстрелу. 29 января (по другим источникам — 4 апреля) 1938 года Н. А. Бруни был расстрелян в небольшом расстрельном лагере, который стоял на реке Ухтарке. Теперь там установлен поминальный крест, где в числе остальных погибших упомянут и Николай Бруни.
Семья о его смерти узнала спустя двадцать лет. В полученной справке о смерти Бруни было сказано: «Сообщаем Вам, что Николай Александрович Бруни, 1891 года рождения, находясь в местах лишения свободы Управления п/я АО-226, умер от воспаления лёгких 4 апреля 1938 года. Зав. архивом УИТУ МВД Коми АССР Ю. В. Помиранцев».
Когда арестовали Н. А. Бруни, семью выслали за 101-й километр, и она поселилась в Малом Ярославце.
10 августа 1956 года Николай Александрович Бруни реабилитирован посмертно.