content/news/images/88115/BOB_6443_mainPhoto.jpg
22:12, 02.01.2019 / Дело Гайзера

По «делу Гайзера» Владимир Торлопов и Алексей Чернов поспорили, кто кому подчинялся

В Замоскворецком суде по «делу Гайзера» бывший замглавы Коми Алексей Чернов закончил давать показания. Оглашены протоколы его допросов и очных ставок с Владимиром Торлоповым, который возглавлял республику с 2002 по 2010 год. Бывший замглавы Коми неоднократно подчеркивал, что на предварительном следствии и в суде никогда не менял показаний, не отказывался их давать. Он настаивал на дополнительных следственных действиях, просил провести с ним психофизическое обследование на полиграфе, чтобы подтвердить правдивость его слов.

По «делу Гайзера» Владимир Торлопов и Алексей Чернов поспорили, кто кому подчинялся
Фото Виктора Бобыря и Романа Имполитова из архива БНК

В суде был оглашен протокол очной ставки между Торлоповым и Черновым, состоявшейся в октябре 2016 года — спустя примерно год после возбуждения «дела Гайзера» и через несколько дней после привлечения второго экс-губернатора к уголовной ответственности. В суде Владимир Торлопов отказался давать показания, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ и состояние здоровья.

В ходе очной ставки первым свою версию событий изложил экс-глава. Владимир Торлопов поведал, что познакомился с Черновым будучи председателем Госсовета Коми, примерно в 1994-1995 году. Познакомили их Николай Левицкий и Александр Зарубин.

- Более тесно я с ним познакомился и вступил в рабочие отношения, когда стал главой Коми, Зарубин и Чернов были у меня советниками. Алексей Леонидович стал моим заместителем, а в последние годы - первым заместителем. Первое мое правительство, которое было сформировано, показало, что оно не в состоянии сократить долги, их размер был практически равен доходной части бюджета. Я распустил правительство через год, и Зарубин предложил мне свое видение состава правительства. В первую очередь это финансово-экономический блок. Я принял предложение, поскольку не очень разбирался в экономике и финансах, - признался бывший глава.

В состав нового правительства, по его словам, вошли Левицкий, Павел Орда, Вячеслав Гайзер, возможно, Чернов.

- Не помню, вошел ли Чернов в правительство сразу или нет. Я в финансово-экономические проблемы не особо вникал, принимал все предложения, которые от них шли. Все их инициативы оформлялись соответствующими решениями. Через два-три года Левицкий ушел, а все остальные члены правительства остались. В конечном итоге, Чернов стал заместителем, как и Гайзер, появился Константин Ромаданов, - с ним меня познакомил Чернов. Сначала Ромаданов работал в тарифном комитете, потом заместителем председателя правительства. Учитывая мое незнание во всех экономических вопросах, этим блоком руководил Зарубин, потом Чернов, как мой советник, а затем как заместитель, - отметил Торлопов.

По его словам, через какое-то время его работы главой ему стали жаловаться коммерсанты на то, что члены правительства требуют от них деньги.

- Я несколько раз поднимал этот вопрос с Гайзером и Черновым, но они меня успокаивали, говоря, что все это не так. Я успокаивался, - признался Торлопов. В ходе дальнейших допросов он признает, что успокаивался, поскольку опасался за себя, что раскроется в том числе и получение им денежных средств от Зарубина.

Примерно в 2008 году Торлопов узнал, что руководитель УФСБ по Коми Николай Пиюков уходит в отставку, и в начале 2009 года Торлопов взял его к себе заместителем с предложением сформировать аппарат так, как он считает нужным.

- Такое решение было очень негативно воспринято Зарубиным, который сам говорил мне об этом, и остальными лицами, которые мне об этом не говорили, но это было видно, тем не менее, Пиюков стал моим заместителем, но, когда мой срок кончился, он был освобожден от должности, - вспомнил Торлопов.

Торлопов признал, что с 2007 года получал ежемесячно 1,5 млн руб. лично от Чернова.

- Вначале меня это напрягало и волновало, но Зарубин сказал, что это его личные деньги и чтобы я не беспокоился, - отметил экс-глава.

По его словам, в регионе был создан Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми, куда по предложению финансово-экономического блока правительства была включена и Зеленецкая птицефабрика.

- Сначала убеждал меня в необходимости приватизации птицефабрики Гайзер, потом, по-моему, Чернов. Также в этом меня убеждал Орда. Несколько раз ко мне приходил руководитель птицефабрики Николай Черный, убеждал, что не надо приватизировать предприятие. Я передавал эти просьбы Гайзеру, и он убеждал меня в том, что Черный ничего не понимает, а после передачи в фонд ситуация улучшится. Вся процедура длилась больше года, я согласился, что это необходимо сделать.

_MG_2279s-kopiya_mainPhoto1.jpg

Алексей Чернов не подтвердил показания экс-главы.

- Познакомил нас Левицкий. Торлопов познакомил меня с Зарубиным, который был его помощником, когда тот занимал должность председателя Госсовета республики, являлся членом Совета федерации, где возглавлял комитет по социальной политике. Мне нужно было проконсультироваться по поводу выплат в Пенсионный фонд РФ предприятия, где я работал. Торлопов познакомил меня с Зарубиным, который был его нештатным помощником в Совете федерации, примерно в 1998 году. Зарубин оказывал существенную помощь Торлопову в ходе предвыборной кампании. Ромаданов также оказывал ему помощь и был в предвыборном штабе в ночь голосования, - отметил Чернов.

По его словам, первое правительство Торлопова формировалось также при участии Зарубина. Работа по его формированию велась в Санкт-Петербурге. В этом правительстве Зарубин был главным советником, а Гайзер – заместителем министра финансов. Торлопов действительно доверял выработку решений правительства и первому, и второму, но он вникал и в хозяйственную деятельность, и в принятие решений. Без Торлопова, за его спиной, ни одно решение не принималось.

Чернов утверждает, что ему ничего неизвестно о том, что кто-то требовал от коммерсантов «откаты». Работая советником, он занимался СМИ, а после увольнения Зарубина был главным советником и заместителем главы республики по внутренней политике.

Чернов коснулся темы конвертов для Торлопова.

- Торлопов немного путает. Я не знаю, что происходило в 2007 и в 2008 годах. После увольнения Орды в 2009 году меня Ромаданов попросил передавать Торлопову пластиковые конверты «Почта России», запаянные. Я регулярно их передавал, о содержимом никогда не спрашивал и не вскрывал. По поводу коробки, я не знаю, но если меня не было в республике, то эти конверты передавал ему Ромаданов. После ухода Торлопова с должности главы республики у меня с ним сохранились очень хорошие личные отношения, мы всегда виделись, когда он приезжал в республику, я часто бывал у него дома и на даче. Видимо, в связи с этим передавать конверты было удобно через меня. От Зарубина я никогда денежные средства для передачи Торлопову не получал. Ромаданов ничего не говорил о природе этих конвертов, - заявил Чернов. Он также отметил, что на ощупь невозможно было понять, что именно находится в конвертах. Далее Чернов продолжил полемику с экс-главой.

- Торлопов забывает, что у него был первый заместитель Павел Орда, который был фактически председателем правительства и до конца 2008 года, до момента его увольнения все решения вырабатывались под его руководством. Орда проработал примерно с 2003 по 2008 год, и большая часть событий происходила именно в это время. Я никак не агитировал и не возражал по поводу приватизации птицефабрики, так как в момент ее приватизации не имел к экономическому блоку никакого отношения. Я курировал министерство культуры и агентство по СМИ. В 2008 году из-за кризиса в Коми были подняты цены на хлеб и молоко. До этого заводы держали два года цены по договоренности Торлопова с владельцем заводов Зарубиным, поскольку шли выборные кампании 2007- 2008 года. Это была середина президентской кампании. Республика показала самый большой рост по ценам на хлеб и молоко - продукты №1 и №2 в списке социально значимых продуктов. Торлопов получил серьезный выговор от председателя правительства Зубкова, и по просьбе Торлопова Зарубин прилетел в Сыктывкар. У них состоялся разговор на эту тему. Меня Торлопов позвал на часть этого разговора, я на нем присутствовал не сначала. Он позвал меня, так как я возглавлял выборный штаб президентской кампании в Коми, для приведения аргументов воздействия роста цен на выборную кампанию. Зарубин занял жесткую позицию, объяснив, что потерял и теряет очень много денег. Торлопов позвонил Гайзеру и поручил искать решение. Зарубин требовал возмещать недополученный доход, и далее поиск решения шел между Гайзером и Зарубиным. При этом Гайзер возглавлял комиссию по контролю за ростом цен, - настаивал на своей версии Чернов.

Торлопов к нему прислушивался только в области политических решений, подчеркивал Чернов.

- Ему прекрасно было известно, что я не интересуюсь и не занимаюсь экономикой. У нас были хорошие доверительные отношения. Торлопов даже попросил меня быть крестным отцом его внука. Мы очень часто общались, но это были вопросы, связанные с внутренней политикой. Более того у меня достаточно часто были конфликты, точнее противоречия с экономическим и финансовым блоком, потому что всегда выбирал между оптимальным и социально-популярным решением. И Торлопов, как правило, поддерживал мою позицию, - заявил Чернов.

По его словам, говорить, что Торлопов не вникал в финансовые вопросы, не совсем корректно.

- Когда в республике появился Евгений Самойлов, то все финансовые вопросы он решал с Торлоповым. Его заявление о том, что люди из команды оставались, а менялись лишь названия должностей - тоже не совсем корректны, так как за мной первоначально были только СМИ. Позже Торлопов назначил меня на должность главного советника главы, ко мне отошла внутренняя политика, работа с профсоюзами и проект «Тепловая инвестиционная компания Сыктывкар» в ее имиджевой части. В 2005 году он поручил мне работу с мэрами в рамках политической составляющей и сделал заместителем главы. Гайзер возглавлял в это время финансово-экономический блок, промышленный блок возглавлял Иван Поздеев, социальный – Ирма Кутаева, координировал правительство Павел Орда. Ромаданов возглавлял региональную энергетическую комиссию. После пожара в доме престарелых в Подъельске, когда сгорело несколько десятков человек и политическая судьба Торлопова была в сложном положении, ему пришлось уволить Кутаеву как лицо, ответственное за этот блок. Отдельным поручением президента поставлена задача переоборудовать в кратчайший срок все социальные объекты системами пожаротушения и сигнализации. И Торлопов искал человека, который сможет это организовать. По предложению Орды он принял решение о назначении Ромаданова на должность Кутаевой. Я действительно был в хороших отношениях с Ромадановым. Насколько я помню, второе правительство, которое назначал Торлопов во главе с Левицким, назначалось в период, когда Зарубин уже не работал в РК.

По словам Чернова, идея создания фонда поддержки инвестпроектов Коми принадлежит Орде.

- Все обоснования создания фонда Торлопов хорошо себе представлял. Более того, по его поручению запрашивались документы в Башкирии и Татарстане, где уже существовали подобные фонды. Сама дата создания фонда во многом привязывалась к конкурсу по продаже федерального пакета «Интаугля». В случае отсутствия покупателей республика приняла решение выкупить шахту, так как иного выхода сохранения ее существования не было. И покупателем должен был выступить фонд, - отметил Чернов.

Алексей Чернов рассказал, как он занял должность первого заместителя главы республики Коми.

- Торлопов хотел стать главой на третий срок. Когда губернатор или глава собирался уходить, он обычно предлагал президенту преемника, чего Торлопов делать не стал. В списке было три кандидата: Торлопов, сенатор Васильев и первый заместитель главы Гайзер. Это была стандартная схема, когда в списке кандидатов был действующий губернатор, человек из федеральных органов власти и человек, отвечающий за финансовую и экономическую жизнь региона. После увольнения Орды в 2008 году, которое произошло в связи со скандалом, связанным с вручением Ордена мужества его помощнику, а также его заявлением в Воркуте в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, которое вызвало массовое возмущение, Торлопов принял решение о введении второй должности первого заместителя для того, чтобы деполитизировать эту должность, чтобы она не воспринималась как альтернатива должности главы в преддверии его собственного переназначения.

Чернов сделал категоричный вывод, что все ключевые кадровые решения Торлопов принимал лично, включая назначения на должность министров и заместителей министров. Чернов напомнил о смелом выдвижении Торлопова на пост главы Коми в 2001 году.

- Торлопов выдвинулся против первого главы республики Коми Спиридонова, вел эту кампанию и выиграл ее, при этом понимая, каков риск, если он ее проиграет, поэтому рычаги управления, когда он их получил, он держал очень плотно, хотя в моем блоке он доверял выдаваемой мной информации по вопросам внутренней политики. Иные решения по другим вопросам я, как правило, не предлагал, исключая случаи, когда экономика вступает в конфликт с социальными вопросами. Жалобы Торлопову от руководителей предприятий о поборах он никогда со мной не обсуждал. Я был свидетелем другой ситуации. После жалобы депутата госдумы Спиридонова в генпрокуратуру Российской федерации был закрыт внебюджетный фонд главы РК. В это же время к главе республики обратился епископ Сыктывкарский с просьбой выделить деньги на завершение строительства Стефановского собора. Минфин объяснил, что такие траты из бюджета не могут быть осуществлены, и при мне Торлопов, так как вопрос был связан с политической составляющей, поручил Орде найти легитимные источники решения такого рода проблем, которые не могут финансироваться из бюджета, и отдельно указал на то, что это не должно быть побуждение предприятий, в том числе и зависящих от бюджета республики, - рассказал Чернов.

Он также коснулся назначения Пиюкова.

- Пиюков действительно работал заместителем главы республики, ему отошли кадры и наградная комиссия, не было оперативной службы, так как она не предусмотрена, поэтому вряд ли он мог предоставлять информацию больше, чем руководители правоохранительных органов, с которыми у Торлопова были очень хорошие отношения. Они регулярно общались. При назначении Пиюкова, я не думаю, чтобы Торлопова интересовало чье-то мнение, - не поверил словам Торлопова Чернов.

Он рассказал про политическую карьеру Торлопова после ухода с поста главы республики.

- После оставления должности главы вопрос трудоустройства любого губернатора решался на уровне администрации Президента Российской федерации. Ему было предложено на выбор два места: аудитора Счетной палаты и сенатора от Республики Коми. Торлопов сам выбрал место сенатора, и позже аудитором в Счетную палату перешел сенатор от Коми Васильев. Вопрос трудоустройства решался лично Владиславом Сурковым, со слов самого Торлопова, - отметил Чернов.

Бывший замглавы подчеркивал самостоятельность Торлопова в экономических вопросах.

- Взаимодействие Торлопова при принятия экономических решений происходило следующим образом. Любое решение формировалось по линии финансово-экономического блока, по линии экономического блока. Если это затрагивало социальные моменты, - по линии политического блока. После этого с некоей сведенной позицией Орда обсуждал это с Торлоповым, и принималось окончательное решение, в том числе это наверняка касалось и решения по птицефабрике и по фонду. Иногда Торлопов руководствовался и политической целесообразностью. Например, когда решался вопрос, касающийся Сыктывкарского промкобината, который заключался в принципиальном решении продолжать добиваться инвестиционного кредита от ВТБ или достраивать его путем передачи в фонд. Решение о кредите было принято, но не реализовывалось в силу ряда экономических причин. Окончательное решение принималось на совещании у Торлопова, и поскольку переговоры с ВТБ привели бы к срыву запуска завода, а он находился в протокольном поручении президента Российской Федерации, то Торлопов принял решение в пользу передачи и

достройки завода за счет фонда. При этом я допускаю, что он глубоко не вчитывался во все документы, но в данном случае он руководствовался политической целесообразностью, - настаивал Чернов.

10602

Комментарии (42)

Добавить комментарий
  • офигеть
    02 янв. 2019 г., 22:32:32
    Ответить
    полтора ляма ежемесячно? Да ладно ща же не 37 год. Денег нет но вы держитесь там
    • Крепкие хозяйственники
      02 янв. 2019 г., 23:49:12
      Ответить
      Одним словом - по уши в дерьме и еще гонят волну.
    • офигеть-2
      03 янв. 2019 г., 14:29:43
      Ответить
      в 2007 году мне дали премию и зп получилась аж 10тр. я тогда еще подумал- Ого, хорошая премия!
      а тут 1,5млн, куда столько?
    • Пенсионер
      04 янв. 2019 г., 9:58:50
      Ответить
      Скоро, скоро в Пенсионном фонде будет праздник.
      Это сколько же миллиардов они должны будут перечислить в Пенсионный Фонд.
      Аж дух захватывает.
  • Нина
    02 янв. 2019 г., 22:54:09
    Ответить
    не поняла
    причем здесь Орда?
  • ега
    02 янв. 2019 г., 22:59:09
    Ответить
    нине
    О-О-ОО еще приче м !!орда был кассиром
    читай предыдущие публикации
    • Нина
      02 янв. 2019 г., 23:06:19
      Ответить
      неправда
      все хорошо помню, Орда с министром МВД были земляками, поэтому он просто не мог участвовать в этой шайке, а само МВД, в лице начальника собственной безопасности, в тот период активно боролось с оборотнями в погонах. Вот так!
      • Шульц
        03 янв. 2019 г., 0:33:05
        Ответить
        Ну уж про ОРЧ собственной безопасности сказки не расказывай.
      • 123
        03 янв. 2019 г., 14:25:20
        Ответить
        Мама наивность
        Рассмешила
        • Нина петросян
          03 янв. 2019 г., 15:45:36
          Ответить
          Очень смешно
          И орда, и министр его со Ставрополья, и безопасник вместе и делали дела. Орда за крысятничество вылетел, министр с командой за беспредел с каким бизнес крышевали. Все рядом должны сидеть.
      • Дима
        04 янв. 2019 г., 10:01:18
        Ответить
        Я знаю точно – невозможное возможно
        Сойти с ума, и взятки брать так неосторожно
        Найти тебя, не отпускать ни днем ни ночью
        Все невозможное – возможно, знаю точно!
  • 005
    02 янв. 2019 г., 23:06:32
    Ответить
    Об ОПГ
    Исходя из содержания статьи очевидно, что крестный отец ОПГ Торлопов, который 8 лет умышленно разрушал экономику республики. После него, разрушение республики продолжалось, его же воспитанниками. Сегодня трудно представить размер причиненного вреда экономике республики ОПГ Торлопова. ОПГ Ильфы и Козлова и др. в этом плане отдыхает. Складывается мнение у населения, что сегодня нельзя никому из власти придержащих доверять, конкретнее верить. А сколько таких орлов у власти в России, одному богу известно! И как результат, в России 20 млн. нищих. Россия относится к 20 беднейшим странам Европы по ВВП на одного человека. Даже в Польше выше ВВП на одного человека чем у нас, в богатей природными ресурсами стране. Печально! Не знаю, прав ли я?
    • Крёстный отец в общепринятом смысле - да
      02 янв. 2019 г., 23:27:49
      Ответить
      В традиционно мафиозном смысле - нет. Доном был Зарубин. Который и платил всем остальным с наворованных денег. И "всем" - это не преувеличение
  • ***
    03 янв. 2019 г., 0:00:35
    Ответить
    Во как (отмод.)
  • Прелестно!
    03 янв. 2019 г., 0:04:46
    Ответить
    Я принял предложение, поскольку не очень разбирался в экономике и финансах, - признался бывший глава.
    Я в финансово-экономические проблемы не особо вникал.
    Учитывая мое незнание во всех экономических вопросах.
    Получал ежемесячно 1,5 млн руб. лично от Чернова.
    - Вначале меня это напрягало и волновало, но Зарубин сказал, что это его личные деньги и чтобы я не беспокоился.

    А какой ликование было, когда Торлопана выбрали! "Он наш, коми, уж он-то матушку -Коми знает, любит, не обидит, обиходит". Выбирали не за мозги, за национальность. Получили "незнайку" и идиота. Зарубин вдруг ни с того ни с сего личные деньги ему стал давать. Ну раз личные - он и успокоился. Это ЧТО???
    Можно было с таким же успехом любого дворника или сантехника с улицы выбрать в губернаторы. И может даже толку больше было бы.


    • -;).
      03 янв. 2019 г., 1:45:27
      Ответить
      Это.
      Деменция.
    • +100500
      03 янв. 2019 г., 8:23:15
      Ответить
      Очень верные выводы!
    • Да... уж.
      03 янв. 2019 г., 8:27:51
      Ответить
      Коми народ действительно, выбирал по принципу - национальной принадлежности. Хороших кадров среди них, по всей видимости НЕТ уже. Жаль.(отмод.)
      • Доверяю вциом
        03 янв. 2019 г., 10:53:14
        Ответить
        У нас конечно есть право выбора.
    • Да уж
      03 янв. 2019 г., 8:38:04
      Ответить
      Они скомпрометировали все что можно. Саму мечтуЮ о которой толдычили.
    • Ректорат
      03 янв. 2019 г., 10:32:23
      Ответить
      Попрошу не оскорб*лять выбор народа
    • Леонардо
      03 янв. 2019 г., 13:36:01
      Ответить
      Ничего не знал,ничего не понимал,а поди ж ты 1,5 ляма каждый месяц не забывал получать.
    • Бабай
      03 янв. 2019 г., 15:24:49
      Ответить
      +100500
    • А******** прелестному
      04 янв. 2019 г., 9:17:20
      Ответить
      Он никогда не был нашим, и никогда не говорил по-коми. У предателей нет родины и родного народа
  • ххх
    03 янв. 2019 г., 0:55:27
    Ответить
    На все воля Божия!!
  • А еще,
    03 янв. 2019 г., 2:05:29
    Ответить
    с такими знаниями
    в экономике, предлагали должность аудитора счетной палаты! Да ему больше должности председателя профкома птицефабрики ничего предложить и нельзя было!
    • Ага
      03 янв. 2019 г., 9:56:12
      Ответить
      Скажи мне кто ты и я скажу кто мы.
  • Почему
    03 янв. 2019 г., 4:10:48
    Ответить
    Простые люди
    За штрафы просроченные сидят в спецприёмнике считай тюрьма а (отмод.) как ужи на сковороде .
  • отож
    03 янв. 2019 г., 8:46:10
    Ответить
    после ельцина
    И его камарильи, где было найти в России честных людей у власти? Если ты за Ельцина. - то ты хороший, если против - значит враг "демократических" перемен и пошёл вон от руля.
    Редкие личности типа главы Татарстана могли противостоять давлению московского аппарата.
    В Коми как мы видим тогда сложилась группа которая всех устраивала.. И власть и Закон и воров и народ, увы
  • Рубль
    03 янв. 2019 г., 10:27:38
    Ответить
    Болтовня меня не интересует
    Ответьте на главный вопрос: - Где деньги?
  • Не согласна,
    03 янв. 2019 г., 10:46:10
    Ответить
    Что выбирали коми национальность. Выбора-то не было!!! Спиря надоел своим барством, вот и пошли хоть за чертом, по принципу из двух зол меньшее.
  • Яков
    03 янв. 2019 г., 13:35:03
    Ответить
    Послушайте, а что с санаторием в Серегово... В каком столетии его достроят, почему не пишут ничего а ведь деньги были разворованы немалые...
    • Бабай
      03 янв. 2019 г., 15:27:44
      Ответить
      Похоже , его достраивать , никто и не думает..
  • Бендер
    03 янв. 2019 г., 14:40:23
    Ответить
    Засиделся Чернов, забыл главное правило - вовремя смыться. Левицкий всех умнее поступил.
    • Бабай
      03 янв. 2019 г., 15:29:05
      Ответить
      Пример - Орда ... В нашем деле главное - во время слинять..
  • вот
    03 янв. 2019 г., 20:36:27
    Ответить
    все хочу спросмть
    Только не знаю у кого. А сколько бюджет республики получил за убитый Сыктывкарский механический завод ( где работало до 4 тысяч человек), а сколько бюджет получил за десятки
    других предприятий?
  • Тоже
    03 янв. 2019 г., 23:01:06
    Ответить
    стесняюсь спросить.
    Сколько получил Поневежский за все это? Без учета должности депутата Государственной Думы.
  • 011
    04 янв. 2019 г., 6:31:05
    Ответить
    это всё конституция научила их воровать.а они обнаглели. и таких ещё пачками ловить будут.обидно что наш гуманный суд минималку даст. вот таки
  • Музанов Юра
    04 янв. 2019 г., 8:28:36
    Ответить
    Был бы Шпектор вместо Торлопова и Республика расцвела
    • Очередник на переселение
      04 янв. 2019 г., 10:02:34
      Ответить
      Ты прав. Воркута вон как расцвела.
      • Сомневаюсь, чтобы Шпектора пропустили на должность Главы
        04 февр. 2019 г., 9:22:39
        Ответить
        Он не из этой команды- слишком самостоятельный был
        Зачем такой умный был нужен?